Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ
Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании

1. Общие положения
1.1. Понятие и цели
Основы законодательства ЕврАзЭС об образовании - основополагающий правовой акт Евразийского экономического сообщества, устанавливающий общие начала правового регулирования в сфере образования. Разработка Основ законодательства ЕврАзЭС имеет целью:
- - сформировать единое образовательное пространство государств - членов ЕврАзЭС;
- обеспечить создание согласованной системы образования;
- сформировать законодательные условия для унификации и гармонизации законодательств в области образования государств ЕврАзЭС;
- способствовать профессиональной интеграции в рамках единого экономического пространства государств - членов ЕврАзЭС;
- обеспечить доступность профессионального обучения и поощрение мобильности преподавателей и обучающихся;
- стимулировать сотрудничество в обучении между учебными заведениями, центрами профессиональной подготовки и фирмами;
- развивать обмен информацией и опытом по проблемам, общим для систем профессионального обучения государств - членов ЕврАзЭС.
1.2. Основные задачи
Для достижения поставленной цели Основы законодательства ЕврАзЭС об образовании должны решить следующие задачи:
установить единый понятийный аппарат;
сформулировать общие принципы государственной политики в области образования;
унифицировать государственные образовательные стандарты;
установить единую систему государственных гарантий прав граждан государств - членов ЕврАзЭС на образование;
установить правовой статус образовательной организации;
унифицировать порядок осуществления контроля государственными органами за обеспечением единых образовательных стандартов;
согласовать процедуру реализации международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, использование типовых проектов и иных правовых актов Сообщества в сфере образования.
1.3. Основные принципы
Основы законодательства ЕврАзЭС об образовании должны основываться на следующих принципах:
признании равенства прав граждан государств Сообщества на образование, вытекающих из многосторонних и двусторонних соглашений между государствами, входящими в ЕврАзЭС; обязанности государств - членов ЕврАзЭС обеспечивать доступность и бесплатность общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; академических свобод педагогических работников, обучающихся и автономии образовательных учреждений;
каждый гражданин, постоянно проживающий в государстве Сообщества, имеет право на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Бесплатное профессиональное образование в пределах государственных образовательных стандартов получают лица, если они получают впервые начальное профессиональное, на конкурсной основе - среднее профессиональное, высшее профессиональное или послевузовское профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях;
государства Сообщества выступают гарантами конституционного права граждан и иных лиц, постоянно проживающих на их территориях, на образование, признают сферу образования приоритетной и ежегодно обеспечивают финансирование системы образования согласно законодательствам государств -членов ЕврАзЭС;
получение основного общего образования является обязательным. Родители (законные представители) обеспечивают получение детьми основного общего образования. Обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обязаны глубоко овладевать знаниями, развивать свои способности, вырабатывать навыки и умения, быть дисциплинированными, соблюдать действующие законы, устав и правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;
формирование в общественном сознании населения отношения к образованию как высшей ценности личности, общества и государства;
расширение участия обществ в управлении образованием;
создание социально-экономических условий для устойчивого развития системы образования в масштабах ЕврАзЭС;
стимулирование негосударственных инвестиций в сферу образования.
1.4. Язык (языки) обучения в образовательных учреждениях и организациях
В целях обеспечения академической и профессиональной мобильности граждан государств - членов ЕврАзЭС в образовательных учреждениях и организациях этих государств ведется широкое изучение языков и культур друг друга, в том числе посредством активного обмена студентами и преподавателями, создания совместных учебных заведений, имеющих межгосударственный статус, открытия филиалов учебных заведений одних государств - членов ЕврАзЭС на территории других государств - членов ЕврАзЭС.
Языки обучения в каждом государстве - члене ЕврАзЭС определяются национальным законодательством в сфере образования.
За русским языком в рамках Евразийского экономического сообщества сохраняется статус рабочего языка.
2. Система образования государств - членов ЕврАзЭС
2.1. Понятие системы образования
Система образования в государствах - членах ЕврАзЭС представляет собой совокупность:
комплекта преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их учреждений образования различных организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием.
2.2. Единые образовательные программы
Государствами Сообщества устанавливаются единые общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы, обязательный минимум содержания и нормативных сроков освоения которых устанавливаются соответствующим государственным образовательным стандартом.
Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры и адаптацию личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы:
дошкольного образования;
начального общего образования;
основного общего образования;
среднего общего образования;
дополнительного образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на последовательное повышение профессионального уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
начального профессионального образования;
среднего профессионального образования;
высшего профессионального образования;
послевузовского профессионального образования;
дополнительного профессионального образования.
2.3. Установление единых форм образования
Государства Сообщества определяют единые формы образования с учетом потребностей и возможностей учащихся, включая очную, очно-заочную (вечернюю), заочную, дистанционную, экстернат, а также семейное и индивидуальное образование на дошкольном, школьном и внешкольном уровнях.
Единый перечень профессий и специальностей, получение которых не допускается в форме экстерната, в очно-заочной (вечерней), заочной, дистанционной формах образования, определяется центральными органами государственного управления образованием государств Сообщества.
2.4. Установление единых
видов образования
Государства Сообщества устанавливают единые виды образования, такие как дошкольное образование, школьное образование, дополнительное образование детей, подростков и молодежи, внешкольное образование, профессиональная подготовка, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, дополнительное образование взрослых.
2.5. Установление единых
уровней образования
Государства Сообщества содействуют установлению согласованных уровней и ступеней образования, продолжительности обучения на них, выдаваемых документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях в государствах - членах ЕврАзЭС.
2.6. Субъекты образовательной деятельности
В государствах Сообщества субъектами образовательной деятельности являются органы управления образованием и подведомственные им организации, образовательные учреждения, обеспечивающие реализацию образовательных программ и развитие системы образования.
2.7. Макеты образовательных документов
Государства Сообщества устанавливают единые макеты образовательных документов.
3. Права и обязанности обучающихся, педагогов и родителей в системе образования
3.1. Права и обязанности обучающихся
Государства Сообщества устанавливают единый объем прав и обязанностей обучающихся.
Государства Сообщества предоставляют равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества, как в своем государстве, так и других государствах, входящих в ЕврАзЭС.
3.2. Права и обязанности родителей
(законных представителей)
Государства Сообщества устанавливают единый объем прав, обязанностей и ответственности родителей (законных представителей) малолетних и несовершеннолетних детей.
Государства Сообщества обеспечивают предоставление права в исключительных случаях дать ребенку начальное общее, основное общее и среднее общее образование в семье, с последующим предоставлением ребенку, получившему образование в семье, права на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательной организации.
3.3. Право на занятие
педагогической деятельностью
Государства Сообщества устанавливают единые требования и ограничения (наличие судимости или медицинских противопоказаний, перечень которых определяется национальным законодательством) для лиц для получения права заниматься педагогической деятельностью.
3.4. Установление единого статуса педагогов
Правом на занятие педагогической деятельностью в государствах Сообщества обладают лица, получившие необходимое образование и соответствующую педагогическую квалификацию или прошедшие переподготовку.
К педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие судимость или медицинские противопоказания, перечень которых определяется законодательством государств Сообщества.
3.5. Социальная защита обучающихся и работников системы образования
Государства Сообщества создают условия для обучения, предоставляя обучающимся в установленном государствами Сообщества порядке учебные помещение и оборудование, общежития, а также стипендии, пособия, материальную помощь, льготы на питание и проезд на транспорте, бесплатное медицинское обслуживание и оздоровление.
Образовательные учреждения государств Сообщества создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи.
Государства Сообщества берут на государственное обучение детей-сирот, а также детей, страдающих тяжелыми формами заболеваний или имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.
Социальная защита работников системы образования осуществляется в соответствии с законодательством государств Сообщества.
4. Управление системой образования
4.1. Органы государственного управления системой образования и их компетенция
Управление образованием в государствах Сообщества осуществляется высшими органами государственной власти, органами государственного управления образованием, органами местного самоуправления.
Структура управления системой образования разрабатывается и утверждается в соответствии с национальным законодательством.
4.2. Компетенция государственных органов в сфере образования
Деятельность органов управления образованием государств Сообщества направлена на обеспечение межгосударственных и внутригосударственных программ развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов. Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения.
4.3. Компетенция органов местного
самоуправления в области образования
Компетенция органов местного самоуправления в области образования устанавливается национальным законодательством.
4.4. Компетенция образовательных
организаций
Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных национальным законодательством, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа, вида и уставом образовательного учреждения.
4.5. Взаимоотношения образовательных организаций с общественными,
политическими, религиозными
организациями, ассоциациями и союзами
Государства - члены ЕврАзЭС устанавливают единые формы взаимоотношений образовательных организаций с общественными, политическими, религиозными организациями, ассоциациями и союзами. Устанавливают запрет на создание в образовательных организациях политических и религиозных партий и организаций.
4.6. Лицензирование и аккредитация
(аттестация) образовательных организаций, программ и тестирование обучающихся
Государства - члены ЕврАзЭС устанавливают единый порядок лицензирования и аккредитации (аттестации) образовательных организаций и программ, тестирования обучающихся.
5. Финансирование и экономическая основа развития образования
5. 1. Источники финансирования образования
Финансирование образования в государствах - членах ЕврАзЭС осуществляется за счет средств:
национальных государственных бюджетов разных уровней и местных бюджетов;
физических и юридических лиц, иностранных государств и граждан, выступающих в качестве учредителей;
собственных средств образовательных организаций: в том числе валютных, от консультативной, научно-педагогической, издательской, производственной и другой, приносящей доход деятельности, не запрещенной национальным законодательством, а также от внебюджетной образовательной деятельности по всем видам основных и дополнительных образовательных программ, в том числе в пределах требований единых государственных образовательных стандартов;
доходов от депозитных вкладов;
добровольно внесенных средств физических и юридических лиц, добровольных пожертвований и целевых взносов других физических и юридических лиц, в том числе иностранных;
полученных в качестве кредитов;
государственного финансирования государственных зданий, сооружений, земельных участков, оборудования, в виде возмещения затрат образовательных организаций, именных и других форм стипендий, образовательных грантов, кредитов, предоставления льгот;
государственных грантов, выдаваемых обучающимся;
других источников, не противоречащих национальному законодательству.
5.2. Порядок финансирования
образовательных организаций
На основе принятия единых типовых нормативов по всем видам и типам образовательных организаций устанавливается общий порядок финансирования государственных образовательных организаций, исходя из принципа последовательного увеличения фактических расходов на одного учащегося. Объемы финансирования образовательных организаций устанавливаются государством Сообщества самостоятельно.
5.3. Материально-техническая база образовательных организаций
С целью решения задач в сфере образования в государствах - членах ЕврАзЭС создается и развивается материально-техническая база образовательных учреждений.
5.4. Предоставление
образовательных кредитов
В государствах Сообщества для социальной поддержки студентов, обучающихся в образовательных организациях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, могут быть предоставлены социальные образовательные кредиты.
Основание и условия предоставления образовательных кредитов устанавливаются правительствами государств Сообщества.
5.5. Производственная деятельность
образовательных организаций
Учреждения образования государств - членов ЕврАзЭС осуществляют производственную деятельность в порядке, установленном национальным законодательством.
6. Соотношение Основ
законодательства государств-членов ЕврАзЭС об образовании
с общепризнанными принципами
и нормами международного права
и национальным законодательством об образовании
6.1. Концепция Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании базируется на общепризнанных нормах и принципах международного права в сфере образования.
6.2. В случаях, когда национальным законодательством об образовании устанавливаются иные правила, чем предусмотренные Основами законодательства, применяются нормы Основ законодательства об образовании.
6.3. Если модельными законодательными актами и типовыми проектами в сфере образования устанавливаются иные правила, чем предусмотренные Основами законодательства ЕврАзЭС об образовании, то применяются нормы Основ законодательства об образовании.
6.4. Решения органов Евразийского экономического сообщества в сфере образования, принятые в пределах их компетенции, должны учитываться при разработке национальных нормативных правовых актов.
6.5 Основы законодательства ЕврАзЭС об образовании дополняют, расширяют и обобщают ранее принятые Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС модельные законодательные и другие правовые акты в сфере образования.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия