| | Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Пименова А. Л. профессор Международного Банковского института (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье раскрываются особенности развития форм и видов консалтинговых услуг. Предложен порядок проведения аудита эффективности и алгоритм создания методических рекомендаций по оказания консалтинговых услуг | Ключевые слова: аудит, консалтинговые услуги, эффективность | УДК 657; ББК 65.052+65.053 Стр: 409 - 411 | На современном этапе развития рыночных отношений деятельность по предоставлению различных видов услуг значительно превышает производство промышленных товаров, что подтверждается данными государственной статистики. При этом лидирующее место занимают услуги в профессиональной сфере, в частности в области консалтинга, причем за последние два года не только значительно возросла выручка консалтинговых организаций, но и спектр, предоставляемых услуг серьезно расширился.
Консалтинговая деятельность в РФ стала развиваться сравнительно недавно, в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, но в связи с высокой значимостью для функционирования экономических субъектов и экономики страны в целом быстро стала необходимой составляющей инфраструктуры не только бизнеса, но и государственного сектора. В настоящее время на рынке консалтинговых услуг действует более 400 тыс. Российских организаций, а также зарубежных компаний, в том числе межконтинентальные аудиторско-консалтинговые корпорации: «Deloitte», «Ernst&Young», «KPMG», «PricewaterhouseCoopers». Появляются новые формы взаимодействия консалтинговых организаций и потребителей услуг. Одним из более перспективных направлений оказания консалтинговых услуг становятся долгосрочные формы договорных отношений на основе аутсорсинга. После IT-аутсорсинга передача функций сторонним исполнителям в сфере услуг занимает в мире второе место. Важно отметить, что аутсорсинг сферы услуг может осуществляться в двух направлениях: внутреннем и внешнем. Под внутренним направлением подразумевается организация аутсорсером выполнения функций, ранее принадлежавших самой компании, под внешним понимается оказание услуг конечным потребителям организации-клиента. Такой аутсорсинг считается комплексным, так как в данном случае делегируются полномочия по оказанию услуг основного продукта компании-клиента. Естественно, что такого вида услуги характеризуются дополнительной ответственностью и требуют более серьезного подхода к взаимодействию между специалистами консалтинговой фирмы и потребителями услуг.
Оптимизировать и повысить эффективность взаимодействия хозяйствующего субъекта с консалтинговой фирмой, на наш взгляд, можно при наличии следующих критериев и условий:
● создание условий подтверждающих гарантии в надежности партнерских отношений;
● формирование юридически грамотных договорных отношений, позволяющих уменьшить риск клиента;
● обеспечение гарантии качества выполняемых функций и заданий;
● передача вспомогательных функций без дополнительного ресурсного обеспечения;
● проведение начального этапа взаимодействия партнеров, включающего, прежде всего, проведение мероприятий направленных на совместимость информационных и коммуникационных технологий экономических субъектов;
● периодический контроль со стороны консалтинговой компании.
С каждым годом меняются и виды предоставления консалтинговых услуг, расширяется сфера деятельности консалтинговых компаний. Виды консалтинговых услуг и их доля в составе общей выручки профессиональных организаций представлены на рис.1. | |  | Рис. 1. Виды консалтинговых услуг и их доля в составе общей выручки | Как видно из представленной диаграммы аудиторские услуги занимают первое место в составе выручки консалтинговых организаций. В соответствии с законом об аудиторской деятельности под аудитом понимается проверка финансовой отчетности юридического лица и индивидуальных предпринимателей с целью выражения мнения о представленной информации. Закон определяет только аудит в области финансовой отчетности, но в реальных экономических условиях консалтинговые организации оказывают и другие виды аудита, которые не закреплены нормативными документами, в частности: аудит качества; экологических аудит; аудит персонала; аудит бизнес-процессов; аудит эффективности и др. Такие виды аудита получили широкое распространение в РФ только за последние десять лет, поэтому порой их проведение вызывает определенные трудности для специалистов и не всегда понятны для потребителей этих услуг, в связи, с чем требуют дополнительных разработок и формирования методических рекомендаций по их осуществлению. Такие методические рекомендации могут находить отражение во внутрифирменных стандартах консалтинговой организации, которые помогут специалистам сформировать план и программу проведения работ, применить определенные процедуры, направленные на решение конкретных задач и сформулировать отчет специалиста.
Наиболее интересным и перспективным направлением развития аудита, по нашему мнению, является аудит эффективности. Цель аудита эффективности состоит в выявлении недостатков, «болевых точек» хозяйственной деятельности организации, в частности, в осуществлении финансово-хозяйственных операций, в системе управления, проведении бизнес-процессов, а также выявление имеющихся материальных, технических и финансовых резервов предприятия. Результатом проведения аудита эффективности является письменный доклад руководству клиента по устранению выявленных проблем и предложений по повышению эффективности функционирования экономического субъекта.
На практике аудит эффективности включает в себя проверку и анализ множества самых разных объектов юридического лица. Конкретный, однозначный список того, что собственно будет проверяться в ходе аудита эффективности, можно составить только в процессе проведения подготовительных работ. При этом можно разделить аудит эффективности на несколько основных составляющих: аудит стратегических процессов, аудит среднесрочных процессов, аудит текущих процессов, аудит системы бюджетирования, аудит вспомогательных процессов, аудит процессов развития компании. Планирование аудита эффективности во многом схоже с планированием аудита финансовой отчетности. Цель планирования — определение общего подхода к осуществлению проверки. Основными мероприятиями на стадии планирования, таким образом, станут: определение сферы договора и согласование условий проведения работ с клиентом, подбор специалистов, которые непосредственно будут осуществлять проверку, расчет необходимого времени для осуществления проверки, сбор первичной информации о клиенте, выявление особенностей бизнес-процессов и основных, связанных с ними рисков, утверждение сроков проведения аудита.
Основные методы и методика аудита эффективности во многом отличаются от методов и методики общего аудита финансовой отчетности. Специфика объясняется необходимостью наличия у аудиторов специальных знаний и опыта работы в отрасли деятельности аудируемой организации, а также сопутствующих знаний о технологии и организации производства, менеджменте и других особенностях функционирования клиента.
Выбор конкретных процедур определяется целью проведения аудита эффективности, согласованной с заказчиком услуги. Какие процедуры необходимо провести — определяется профессиональным суждением специалиста, что, по его мнению, будет необходимо и достаточно для достижения конкретной цели аудита. Набор рекомендуемых процедур в зависимости от поставленных целей и задач консалтинговой услуги логично отразить в локальных документах деловой компании. Например, при формировании внутрифирменного стандарта консалтинговой организации по оказанию услуг в области аудита эффективности следует обратить внимание на возможности применения различных специфических процедур по конкретным участкам работы, к которым относятся:
1. проведение анализа организационной структуры клиента;
2. проведение консультации с руководством, ответственными лицами и специалистами клиента;
3. проведение конференций и совещаний с сотрудниками аудируемой организации;
4. изучение графика документооборота;
5. проведение анализа результатов маркетинговых исследований;
6. детальное рассмотрение внутренних положений клиента, служебных инструкций сотрудников, описаний действующих бизнес-процессов;
7. исследование конкретных рабочих моментов со специалистами и работниками;
8. моделирование возможных в процессе функционирования компании ситуаций и др.
На завершающем этапе аудита эффективности, исходя из анализа проведенных процедур, специалист должен сформировать отчет, включающий конкретные рекомендации по повышению эффективности деятельности фирмы-клиента. Возможные рекомендации логично классифицировать и отразить во внутренних стандартах консалтинговой компании, например: внедрение необходимых компьютерных программ; совмещение связанных операций и разделение явно самостоятельных процессов; элиминирование излишних операций путем совершенствования технологии производства; увеличение масштабов выполнения, загрузки производственных мощностей, либо полное устранение этапов никак не влияющих на ценность конечного продукта для потребителя; рассмотрение принципиально иных способов организации того или иного бизнес-процесса, производственного этапа вплоть до аутсорсинга.
При формировании внутренних стандартов целесообразно использовать системный подход, основанный на нормативной и функционально-операционной информации о фирме, как о единой системе. Применительно к консалтинговой организации под функциями системы целесообразно понимать состав работ по стадиям и объектам определенного вида услуги, видам специальных заданий, а также комплексы задач, связанных с управлением фирмой, в том числе и контролем за применением внутренних стандартов. Для обеспечения такого подхода в консалтинговой организации следует создать Методический совет или определить группу специалистов, которые возьмут на себя ответственность за формирование методических стандартов. Алгоритм создания внутрифирменных консалтинговых документов представлен на рис.2. | |  | Рис.2. Алгоритм формирования внутрифирменного стандарта консалтинговой организации |
| |
|
|