Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Кайтуева Р. А.
аспирант Дагестанского государственного университета (г. Махачкала)

Методические основы оценки уровня развития локального регионального рынка
В статье рассматриваются методические вопросы комплексной оценки степени развитости регионального рынка. Показаны особенности развития региональных рынков в России, обусловленные характером воспроизводства в развивающихся районах с формирующейся структурой хозяйства
Ключевые слова: локальный региональный рынок, комплексная оценка, хозяйствующий субъект, инфраструктура, конъюнктура рынка, емкость рынка
УДК 330.15; ББК У 65   Стр: 413 - 415

Научной основой для исследования локального регионального рынка может служить комплексная оценка, с помощью которой становится возможным определить эффективные формы и методы государственного регулирования процесса его развития.
Комплексная оценка локального регионального рынка базируется на понимании следующих предпосылок и тенденций:
1. Развитость уровня производственных отношений в регионе, обеспечивающих участие региона в формировании внутрирегиональных и межрегиональных экономических связей.
2. Устойчивость во времени межрегиональных и внутрирегиональных связей, возникших за счет территориального разделения труда и специализации экономики региона.
3. Емкость и изменение качественных параметров рынка, которые находятся в прямой зависимости от платежеспособного спроса населения и уровня развития непроизводственной сферы экономики.
4. Важнейшей частью комплексной оценки является экономическая оценка.
Экономическая оценка представляет собой систему методов для анализа факторов развития социально-экономических процессов, оценки состояния и выявления отклонений от нормального развития и их влияния на формирование и функционирование региональных рынков [1].
Системный подход к оценке локального регионального рынка предполагает выявление круга хозяйствующих субъектов, действующих на данных рынках, анализ основных факторов, влияющих на рыночные процессы, определение территориальных границ сфер влияния рынков, изучение межрегиональных связей, оценку уровня развития инфраструктуры, информационного обеспечения, методов государственного регулирования.
Динамический подход предполагает анализ рынков в их постоянном развитии — как с учетом сформировавшихся в прошлом тенденций, так и с учетом новой экономической ситуации и структурных сдвигов в системе региональной экономики, изучение процессов формирования материально-технической базы [2]. Ретроспективный анализ позволяет выявить основные закономерности формирования и развития региональных рынков.
Большое значение имеет анализ размещения инфраструктурных объектов. Оптовые базы во многих регионах размещены преимущественно в железнодорожных пунктах. Происходящие структурные сдвиги в развитии и размещении производительных сил региона требуют внесения изменений в характер и направленность развития материально-технической базы инфраструктуры локального регионального рынка.
Для оценки состояния регионального потребительского рынка используются региональные пропорции воспроизводства, отражающие уровень соответствия между различными элементами локальных воспроизводственных циклов (продовольственных и непродовольственных товаров, потребительских услуг). Приближение к устойчивому равновесию на региональном потребительском рынке становится возможным, если достигается сбалансированность между платежеспособным спросом населения и предложением товаров и услуг, между оборотом денежных и товарных ресурсов, между объемом товарооборота и товарных запасов и др. [3]
При анализе состояния розничной торговли и общественного питания применяются такие специфические методы как: бюджетные обследования, сегментирование рынка, проведение ярмарок, анкетирование потенциальных покупателей, построение кривых спроса и др.
Основными показателями торговли и общественного питания являются: объем и структура розничного товарооборота; уровень и структура издержек обращения, прибыль и рентабельность; коэффициент оборачиваемости средств [1].
Бюджетные обследования показывают структуру покупок членами семей с различным уровнем среднедушевого дохода. Используя полученные данные и прогнозируемое изменение доходов населения, можно делать предположения о спросе на отдельные товары всего населения региона, страны. Сущность метода сегментирования рынка заключается в выделении в общей массе покупателей отдельных групп, различающихся по тем или иным параметрам. Нормативным методом устанавливаются нормы потребления материальных благ и обеспеченности населения предметами длительного пользования, жилплощадью и услугами; нормы потребления базируются на рациональной обеспеченности населения продуктами питания, одеждой, обувью, мебелью, предметами домашнего обихода и т.п.
Процессы формирования и развития локального регионального рынка имеют специфические особенности, обусловленные характером воспроизводства в сложившихся экономически развитых районах и в развивающихся районах с формирующейся структурой хозяйства. Эта специфика проявляется при формировании всей системы региональных пропорций сферы обращения. На формирование локальных рынков в районах России оказывают влияние такие факторы, как экономическая структура региона, завершенность комплексов профилирующих отраслей, характер инвестиционного процесса, величина, сроки службы и возраст созданных фондов, инженерное обустройство территории, социально-демографические и миграционные процессы.
В формировании и функционировании локального регионального рынка первостепенное значение придается изучению спроса населения, в частности платежеспособному спросу. Платежеспособный спрос — это часть потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченных денежным эквивалентом на определенный период времени.[4] Объем спроса определяется суммой денег, которая находится у населения и может быть направлена на покупку товаров и услуг. Структура спроса — это раздельный спрос на продовольственные и непродовольственные товары, а также по укрупненным товарным группам или в детальном ассортименте. Выделяют такие виды спроса, как:
— реализованный — спрос, сопровождающийся покупкой товара;
— неудовлетворенный — спрос на товары, в определенный момент отсутствовавшие в продаже;
— действительный — сумма реализованного и неудовлетворенного спроса;
— формирующийся спрос на товары, подготавливаемые к производству.
Формирование и развитие спроса населения на товары и услуги определяют различные факторы:
● Экономические:
— величина национального дохода;
— уровень и структура денежных доходов населения;
— дифференциация социально-экономических групп населения по размеру среднедушевых доходов;
— объем и состав товарного предложения;
— уровень и соотношение цен на товары и пр.;
— уровень развития и структура производства;
— интенсивность межрегиональных и международных связей;
— уровень развития рыночной инфраструктуры;
— научно-технический прогресс.
● Социальные:
— социальная структура общества;
— развитие социальных фондов, культура потребления и пр.;
— образовательно-культурный уровень;
— национально-исторические условия, традиции, обычаи и т.п.
● Демографические:
— численность населения, и ее состав;
— численность и состав семей;
— процессы миграции населения;
— распределение населения по видам занятости.
● Природно-климатические условия.
Существенную роль в исследовании динамических факторов, влияющих на формирование спроса позволяет сделать экономико-математический метод, который позволяет оценить:
— степень развития промышленности и сельского хозяйства;
— уровень, динамику и структуру денежных доходов и расходов населения;
— преобладание национального или демографического состава населения;
— специфику и уровень потребления групп товаров;
— долговечность и надежность предметов длительного пользования;
— полноту удовлетворения спроса населения на услуги;
— половозрастной состав населения, национальные и климатические особенности потребления, традиции, привычки.
Состояние локального регионального рынка — это совокупный результат взаимодействия комплекса факторов и условий воспроизводственного процесса, которые в конкретный период времени определяют соотношение спроса и предложения товаров и услуг, а также тенденции развития этого соотношения в зависимости от динамики цен, уровня доходов, объемов производства, структуры ввозимой продукции.
Состояние рынка должно рассматриваться, как многомерное явление, аккумулирующее воздействие множества факторов. Наиболее существенное значение для анализа и оценки регионального потребительского рынка имеют:
— доходы населения, обусловливающие спрос на товары и услуги;
— уровень платежеспособности;
— динамика производства в регионе;
— объемы, ассортимент и качество товаров, завозимых из других регионов и из-за рубежа;
— характер и качество предоставляемых населению услуг;
— цены на товары и услуги, их динамика;
— методы и системы сбыта товаров;
— сервисное обслуживание и т.д. [5]
Для достижения целей, поставленных в исследовании, необходимо проанализировать воздействие данных факторов на конъюнктуру рынка в регионе.
Рост дифференциации доходов населения в условиях перехода к рынку — явление закономерное. Различия в доходах могут увеличиваться за счет разной общественной полезности труда тех или иных участников производства. Кроме того, оно дополняется доходами от собственности (в виде дивидендов, арендной платы, предпринимательского дохода), используемых на потребление.
Снижение денежных доходов населения во многих регионах России обусловило падение платежеспособного спроса, сокращение потребления значительной частью населения самых необходимых товаров, например продуктов питания. Естественно, подобное снижение доходов сдерживает развитие локального регионального рынка.
Показатели емкости рынка дают представление только о колебаниях активности участников локального рынка. На практике, в целом по рынку, расчет данного показателя с высоким уровнем достоверности осуществить достаточно сложно. Необходимо также учитывать, что емкость рынка — это, в первую очередь, результативный синтетический показатель, который без соотнесения с масштабами региона и социально-экономическими процессами данного периода не дает представления об уровне активности рынка, таким образом, отсутствует возможность проведения сравнительного анализа [6].
Предложение на рынке товаров региона формируется в результате воздействия многочисленных взаимозависимых факторов, среди которых можно выделить три группы [7]:
● факторы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции (сырьевой потенциал);
● факторы, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции (производственный потенциал);
● факторы, связанные с организацией торговли продовольственными товарами (потенциал инфраструктуры).
Факторы, оказывающие влияние на предложение, связаны с производством, переработкой и торговлей продовольствием, а также с нормативно-правовым полем, созданным органами власти разного уровня.
Совокупность действия всех факторов предложения образует сложный механизм формирования направления движения к снижению или росту цен предлагаемой продукции. Одни факторы усиливают рост цен, другие — ослабляют влияние первых. Различные комбинации воздействия образуют общий вектор и придают ему территориальное своеобразие.
Региональные рынки формируют экономическую среду, необходимую для функционирования всего воспроизводственного процесса в регионе. Региональный воспроизводственный процесс предполагает единство внутрирегиональных и межрегиональных материально-вещественных, финансово-кредитных и информационных связей, обеспечивающих последовательный процесс производства, распределения, обмена и потребления.
С учетом вышеизложенного анализ локального регионального рынка следует осуществлять с условием комплексного исследования всего процесса воспроизводства, включающего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Закономерности этого процесса определяют все взаимосвязи и взаимозависимости всей региональной экономической системы.


Литература
1. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 78-80.
2. Кутяшова Е.В. Региональный рынок потребительских товаров и услуг: экономическая диагностика развития и совершенствование региональной политики: Дисс. ... к.э.н. - Ижевск, 2004. - 69 с.
3. Малышков В.И. Потребительский рынок Москвы. - М., 1997. - 189 с.
4. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс / под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина - М.: Финстатинформ 1997. - 220 с.
5. Костусенко И. А. Региональный продовольственный рынок // Экономика сельского хозяйства России. - 2004. - № 3. - С.29.
6. Зырянова Т. Рынки сбыта и конкурентоспособность продукции // Экономика сельского хозяйства России. - 2000. - № 11. - С.32.
7. Рулинская А.Г. Тенденции развития продовольственного рынка: региональный аспект // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2004. - № 3. - С.48-51.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия