Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Салманов А. А.
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Роль совершенствования процессов управления фондами обращения в обеспечении устойчивого развития предприятий легкой промышленности
В статье рассматриваются проблемы состояния и развития предприятий легкой промышленности, представлен экономический анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности. Систематизированы меры долгосрочной поддержки предприятий легкой промышленности РФ на современном этапе. Исследованы основные процессы управления фондами обращения и порядок их совершенствования
Ключевые слова: легкая промышленность, производственный процесс, фонды обращения, экономический анализ
УДК 005; ББК 32.81   Стр: 419 - 422

Роль и значение предприятий обрабатывающей, в том числе легкой, промышленности в отечественной экономике в настоящее время осознаны, однако предприятиями практически не выполняются задачи конкурентного импортозамещения товаров для индивидуального и корпоративного пользования, отсутствуют тенденции роста и расширения производства.
Достаточно длительный период с 1995 по 2009 гг. отрасль не имела четкого долгосрочного плана развития и определенной целевой государственной программы поддержки отрасли. Законодательство, регламентирующее направления государственной поддержки развития предприятий легкой промышленности, на протяжении последнего десятилетия претерпело значительные изменения.
В период между 1995 и 2006 годами государственная политика в сфере стимулирования развития легкой промышленности носила несистемный характер. В 2006 г. Приказом Минпромэнерго РФ утвержден план мероприятий по поддержке предприятий легкой промышленности. План включал разработку мер по частичному бюджетному возмещению платы за инвестиционные кредиты и кредиты под закупку сырья предприятиями, по корректировке ввозных пошлин при импорте оборудования и операций экспорта-импорта сырьевых ресурсов, по разработке новых технологических регламентов выпуска продукции и новых квалификационных требований для предприятий легкой промышленности, а также определил необходимость разработки комплексной программы развития отрасли. С учетом результатов выполнения положений указанного выше плана, а также в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 г. Правительством РФ разработана Стратегия развития легкой промышленности на период до 2020 года.
На текущий момент основные направления современной государственной политики поддержки предприятий российской легкой промышленности целесообразно систематизировать определенным образом (табл.1).

Таблица 1
Система мер долгосрочной поддержки предприятий легкой промышленности РФ на современном этапе
Уровни поддержкиНаправления поддержки развития предприятий легкой промышленности
Законодательный
уровень
● регулирование ввозных таможенных пошлин на импортные товары — аналоги готовой продукции и сырье предприятий легкой промышленности РФ;
● развитие антидемпингового и компенсационного законодательства в целях предотвращения дискриминации предприятий легкой промышленности РФ;
● развитие технического регулирования и системы сертификации товаров легкой промышленности;
● таможенное и налоговое стимулирование приобретения зарубежных инновационных технологий;
● стимулирующая налоговая политика в части системы льгот по снижению налоговой нагрузки с учетом инвестиционных программ, факторов работы градообразующих предприятий;
● поддержка кооперации предприятий легкой промышленности в рамках СНГ, государств — членов Таможенного Союза;
● совершенствование процессуального законодательства, ужесточающего ответственность за несоблюдение правил импорта и организации производства;
Уровень
федеральной
исполнительной
власти
● возмещение за счет бюджетных субсидий платы за инвестиционные и сырьевые кредитные ресурсы;
● поддержка отраслевых научных исследований;
● развитие отраслевой экспериментальной базы;
● создание стимулирующей системы администрирования деятельности предприятий легкой промышленности в части упрощения налогового администрирования, оптимизации и обновления системы сертификации и стандартизации, администрирования на рынке потребительских товаров;
● реализация инфраструктурных проектов по обеспечению предприятий отрасли отечественной сырьевой базой, оборудованием, высококвалифицированными трудовыми ресурсами;
● развитие взаимодействия предприятий отрасли в части территориального и отраслевого сотрудничества;
● проведение привлекательной кадровой политики;
● развитие преференций предприятиям малого бизнеса в отрасли легкой промышленности.
Исполнительные органы
государственной власти
на уровне субъектов РФ и местные органы самоуправления
● разработка мер по поддержке финансирования инвестиций и закупок предприятий на региональном и местном уровне;
● льготирование в части налогообложения, системы сборов и платежей на уровне регионального законодательства и законодательство органов местного самоуправления;
● инфраструктурные проекты на региональном и местном уровне в части развития кадрового, социального обеспечения предприятий;
● предоставление гарантий органов региональной власти и местного самоуправления в целях привлечения источников финансирования;
● развитие информационно-консультационного содействия предприятиям легкой промышленности.


Систему мер государственной стратегии развития легкой промышленности целесообразно разделить на два крупных направления. Первое — меры, имеющие целью стимулирование внутреннего производственного потенциала предприятий, в том числе:
● привлечение дополнительных финансовых ресурсов в части субсидирования платы за кредитные ресурсы;
● развитие отечественных технологий, оборудования, совершенствования инфраструктуры для отрасли;
● развитие сырьевой базы и удешевления импортного сырья;
● совершенствование кадрового обеспечения, в том числе путем стимулирования межрегиональной миграции, развития малых форм предпринимательства.
Не менее значимым направлением является активизация и развитие потенциала реализации продукции легкой промышленности РФ. В этой области внешними по отношению к предприятию наиболее значимыми мерами, дающими количественный и качественный толчок развитию реализации продукции отечественной легкой промышленности, являются:
● защитные меры, регулирующие экспортно-импортные тарифы на продукцию легкой промышленности;
● меры, определяющие требования к качественным характеристикам товаров легкой промышленности, в том числе унификация и стандартизация технических условий сертификации продукции;
● защитные меры, усиливающие уголовно-процессуальный и административно-процессуальный контроль незаконного ввоза импортных товаров и производства продукции, не удовлетворяющей техническому регламенту, сертификационным требованиям, нарушающего законодательство по защите интеллектуальной собственности;
● бюджетное возмещение платы за экспортные кредиты, предоставленные для оплаты товаров легкой промышленности, закупленных в РФ;
● государственная политика продвижения продукции легкой промышленности на внешних рынках, в том числе для государственных нужд внешнеполитических партнеров РФ.
При этом нельзя не принимать во внимание снижение перспектив практического применения указанных выше мер государственной поддержки реализации продукции легкой промышленности из-за ограничения возможностей применения ряда перечисленных выше мер вследствие присоединения России к ВТО. К числу основных факторов, ограничивающих государственные возможности по поддержке и продвижению продукции предприятий легкой промышленности на внешний рынок, следует отнести обязательства государства по:
● снижению средней ставки импортных таможенных пошлин на промышленные товары с 10% до 7,8%;
● обнуление ставок импортных тарифов на хлопок;
● ограничение экспортных ставок на продукцию кожевенной отрасли;
● отмена, либо изменение программ промышленного субсидирования с целью отмены ограничений субсидирования с условиями экспортирования и домашнего использования поверх импортных товаров;
● приведение законодательства в области технического регулирования, сертификации и оценки в соответствии с требованиями международных стандартов;
● полная отмена к 2018 г. тарифных льгот в области торговли отечественными товарами;
● продукция легкой промышленности не вошла в перечень товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию с целью защиты отечественной продукции.
Как следует из перечисленных выше обязательств России, связанных с членством в ВТО, эффективность и практическая реализуемость мер государственной Стратегии развития легкой промышленности в части регулирования экспортно-импортных тарифов на продукцию легкой промышленности, регулирования системы сертификации с целью защиты рынка продукции отечественной легкой промышленности, бюджетного возмещения платы за инвестиционные кредиты предприятий легкой промышленности и экспортные кредиты их покупателей и заказчиков в существенной части ограничена. В общей системе последствий вступления РФ в ВТО нельзя не отметить положительное значение для кожевенной промышленности перспектив ограничения экспортных таможенных ставок, для текстильной — снижение таможенного бремени при импорте хлопкового сырья. Таким образом, на основе анализа системы мер государственной поддержки реализации товаров легкой промышленности РФ и перспектив их практического осуществления, следует сделать вывод об усилении роли и значения внутрипроизводственных фактов, определяющих систему мер по совершенствованию управления процессами реализации готовой продукции предприятиями легкой промышленности.
К числу главных объектов развития и совершенствования процессов реализации продукции следует отнести оптимизацию управления основным источником доходов предприятий — выручкой от реализации продукции. Уровень данного показателя непосредственно определяет уровень финансового результата деятельности предприятия, а значит, и уровень собственных источников финансирования деятельности. Непосредственно значение выручки зависит от уровня цен на продукцию, в том числе методов их определения, ряд авторов отмечают также определяющую роль объемов производства, конкурентоспособности, наличия на рынке идентичных или однородных товаров, приобретаемых в сходных экономических условиях, эластичности спроса, уровня безубыточности производства. Нельзя не отметить, что из-за особенностей отраслевой структуры потребления продукции рост выручки предприятий отрасли в условиях существенного внутриотраслевого потребления продукции (от 73% до 78%) непосредственно влияет на уровень затрат других предприятий отрасли, стоящих на следующем этапе технологического процесса изготовления продукции для конечного потребителя.
Рост доходов и, соответственно, увеличение финансового результата предприятия не всегда имеют прямую зависимость с фактом поступления денежных средств или иных активов на предприятие. В этой связи к числу объектов совершенствования управления процессами реализации продукции следует отнести оптимизацию управления средствами в расчетах — дебиторской задолженностью, в том числе задолженностью покупателей и заказчиков. Задолженность контрагентов предприятий легкой промышленности, по данным статистики, составляет до 50% оборотных активов, в то же время сумма денежных средств — от 2 до 3%. Такое соотношение приводит к низкой оборачиваемости оборотных средств, а, следовательно, к недостаточному уровню использования оборотного капитала в целом. Задержка средств в расчетах — это временное исключение их из сферы производства (а в случае с наличием безнадежных долгов — полное изъятие средств из оборота), снижение рентабельности оборотных активов, потребность в дорогостоящем текущем кредитовании. В свою очередь, привлечение кредитования вызывает увеличение издержек в связи с платностью кредитных ресурсов и, как следствие, непосредственно снижает финансовый результат предприятия. Суммы сомнительной и безнадежной задолженности не только исключают часть средств из оборота, но и приводят к снижению финансового результата деятельности предприятия, так как по решению предприятия в момент возникновения, либо в момент признания сумм долгов безнадежными к взысканию, формируют затраты.
Задержка средств в расчетах или их полное списание также приводит к пропуску сроков погашения кредиторской задолженности, что в свою очередь определяет применение системы штрафов и неустоек, необходимость кредитования, отвлечение имущества под гарантии и обеспечения, повышает уровень затрат и, как итоговое следствие, снижает финансовые результаты.
Определенную долю задолженности покупателей составляют средства в товарах отгруженных. Данный вид оборотных активов, по мнению авторов, объективно образуется на производственных предприятиях, так как порядок перехода права собственности не всегда увязан с моментом отгрузки товаров со складов готовой продукции. Часть из указанных средств в форме товаров отгруженных в короткие сроки превращается в дебиторскую задолженность, а часть — в случае возникновения разногласий с покупателями или особенностями процесса реализации — в товары на ответственном хранении у покупателей.
Таким образом, значительный удельный вес дебиторской задолженности покупателей в составе оборотных средств как основного источника поступлений предприятия требует действенных мер по совершенствованию управления средствами в расчетах как части мер по развитию и совершенствованию управления реализацией.
Одним из важных объектов совершенствования управления процессами реализации готовой продукции следует считать, на наш взгляд, запасы готовой продукции на складах. Данный вид оборотных активов не оказывает прямого влияния на приток денежных средств, однако, запасы готовой продукции на складе, превышающие уровень, необходимый для гарантирования интересов покупателей и своевременности исполнения обязательств по отгрузке, также как и дебиторская задолженность — это средства, временно изъятые из оборота. Механизм влияния уровня запасов готовой продукции на показатели деятельности предприятия аналогичен влиянию дебиторской задолженности и товаров отгруженных. Анализ уровня запасов готовой продукции предприятий легкой промышленности показал ее значительную долю в оборотных активах — до 20–25%. Задержка средств в обороте в виде нереализованной готовой продукции, так называемое, затоваривание складов готовой продукции может быть вызвано как нерациональным управлением запасами, так и отсутствием спроса. Последнее имеет более негативные последствия, нежели только удлинение оборота средств сферы обращения и увеличение издержек, связанных с привлечением иных источников финансирования производственной деятельности, нежели собственные. Затоваривание складов готовой продукции при отсутствии спроса отражает несоответствие системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия соответствующим требованиям, несоответствие производственных программ емкости рынка, либо качественным параметрам потребления. Тем самым отсутствие спроса на продукцию может повлечь не только снижение финансового результат деятельности, но и полную остановку производства.
Таким образом, рассматривая проблемы состояния и развития предприятий отрасли и учитывая ограничения в реализации практических мер по осуществлению государственной Стратегии развития легкой промышленности, целесообразно выделить необходимость совершенствования управления фондами обращения. В этой связи наиболее значимыми объектами, требующими управляющих воздействий с учетом результатов анализа производственно-хозяйственного положения предприятий отрасли следует назвать, на наш взгляд, уровень запасов готовой продукции на складах предприятий, уровень средств в расчетах, в том числе с истекшим сроком погашения.


Литература
1. Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 07.12.2006 № 372 «Об утверждении плана мероприятий по развитию легкой промышленности на 2006-2008 гг.»
2. Приказ Минпромторга РФ от 15.02.2010 № 123 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле».
3. Приказ Минпромторга РФ от 19.06.2009 № 538 «Об образовании научно-технического совета по реализации мероприятий в области развития лесной и легкой промышленности».
4. Приказ Минпромторга РФ от 29.09.2009 № 853 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации».
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» (разработан Минэкономразвития РФ).
6. Промышленность России. 2010: Статистический сборник / Росстат. - М., 2010.
7. Промышленность России. 2012: Статистический сборник / Росстат. - М., 2012.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия