Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Борисов Е. А.
Президент Республики Саха (Якутия),
доктор экономических наук

Охлопкова Н. В.
заведующий кафедрой международных экономических отношений,
директор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук, профессор


Динамика международной трудовой миграции в России
В статье представлены теоретические аспекты развития международной трудовой миграции, влияние ее на рынок труда, динамика международной трудовой миграции в России. Обосновывается объективный характер закономерностей формирования мирового рынка труда
Ключевые слова: международная трудовая миграция, иностранная рабочая сила, мировой рынок труда
УДК 331.5; ББК 65.04   Стр: 73 - 76

Важной составляющей формирования мирового рынка труда является международная миграция рабочей силы, получившая значительное развитие в период становления международных рынков и в дальнейшем — мирового рынка труда. События последних десятилетий — глобальные изменения в мировом устройстве, вызванные сменой стратегий развития стран, переменами во внешнеторговых приоритетах, идущих по пути более открытой экономики, ориентированной на активное участие в международном разделении труда, внесли свои существенные изменения в мировой рынок труда, формирование его закономерностей.
Международная миграция рабочей силы является одним из важнейших факторов в развитии мирового рынка труда. В современном мире резко увеличилось число стран, направляющих и принимающих мигрантов — 215 млн живут сегодня за пределами своих стран, что составляет в совокупности население достаточно крупного государства [1, с. 2].
В результате прямых перетоков рабочей силы из одной страны в другую растет взаимопереплетение культур трудовых сообществ. В общей численности национальной рабочей силы иностранные работники не составляют значительной доли, которая колеблется в пределах 3%, достигая более существенных величин лишь в отдельных отраслях и сферах занятости (строительство, горнодобывающие отрасли и др.). Удельный вес иностранных рабочих достигает в отдельных странах 30–40%, доходя, например, в арабских нефтедобывающих странах до 90% привлеченной рабочей силы в силу специфики формирования национального рабочего класса — его практически полного отсутствия. Их роль в повышении эффективности производства может быть весьма значительной.
Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы базируется на нескольких формулах:
Нэ = Пп / Стр (1)
где Нэ — норма эффективности использования иностранной рабочей силы;
Пп — прибыль предприятия (проекта);
Стр — стоимость труда (издержки на рабочую силу).
Издержки на рабочую силу включают заработную плату, отчисления в социальные, пенсионные, страховые и другие фонды, стоимость медицинского обслуживания, прочие выплаты, оплата проезда, доставка багажа.
Учитывая специфику национальной отчетности, для расчетов можно использовать не валовую прибыль, а добавленную стоимость — стоимость созданной продукции (освоенных средств при возведении и монтаже объектов) за вычетом всех затрат прошлого периода: материалов и сырья, малоценных инструментов, (списываемых в процессе работы), стоимости износа основного оборудования, других расходов.
Эрс = Дс / Стр (2)
где Эрс — эффективность использования рабочей силы;
Дс — добавленная стоимость:
Стр — стоимость труда (издержки на рабочую силу).
Показатель эффективности иностранной рабочей силы, работающей на объекте (например, в строительстве или сельском хозяйстве), можно сравнить с аналогичным показателем для всей рабочей силы на предприятии. Так, выводится показатель сравнительной эффективности применения иностранной рабочей силы на предприятии: Эсирс = Эрс(ирс) / Эрс (в целом). Если Эсирс больше 1,0, то иностранная рабочая сила используется более эффективно, чем в целом на предприятии.
При относительно небольшом удельном весе в общем количестве занятых работников иностранная рабочая сила привносит ряд сложных социальных проблем в страны базирования, с оттоком рабочей силы связаны негативные последствия в покидаемой стране, то есть вопросы эмиграции и иммиграции остаются достаточно сложными.
Динамические характеристики рабочей силы играют значительную роль в развитии рынка труда. Возможность мобильного приспособления к меняющимся требованиям рынка труда имеют далеко не все работники. Существуют свои объективные ограничения процессов мобильности, такие, как отсутствие сопоставимых условий проживания, социальных услуг, рынка жилья, удобных транспортных схем. Вместе с тем, есть свои объективные причины, подталкивающие работников к миграции, в качестве которых могут выступать как собственно экономические мотивы, так и политические, культурные, религиозные, социальные, экологические и др.
В функционировании мирового рынка труда можно выделить как внутренние, экономические, так и внешние противоречия, которые раскачивают механизм трудовой миграции, вызывая катастрофические последствия для его участников, служат источником социальных конфликтов и трений, возникающих в результате предубеждений против иностранной рабочей силы, неприязни к национальностям мигрантов. В странах эмиграции выезд какой-то части населения это урон, наносимый национальной гордости и возможные экономические потери для тех, кто остается в стране. Содействие эмиграции политически очень непопулярно. В странах иммиграции этнические предрассудки, общая ксенофобия и прямая экономическая угроза интересам отдельных групп, которые опасаются конкуренции со стороны иммигрантов и иностранной рабочей силы, делают проблему исключительно острой. Поэтому возможны любые кризисные потрясения и в сфере трудовой миграции.
Вместе с тем, рост числа мигрантов, усложнение миграционных процессов обусловлены объективным характером развития международного рынка труда, тенденцией глобализации мирохозяйственных связей, ростом открытости национальных экономик.
Оценка издержек и выгод трудовой миграции различается также в соответствии с анализом интересов субъектов, участвующих в формировании трудовых отношений. Предприниматели страны иммиграции, получая возможность использовать дешевую и квалифицированную иностранную рабочую силу, выигрывают, заполняя существующие вакансии, уменьшая издержки производства. Тогда как национальные работники, испытывающие конкуренцию иностранной рабочей силы, могут столкнуться с ущемлением своих интересов, тенденцией снижения среднего уровня заработной платы. Однако население страны в целом, получающее более дешевую продукцию, произведенную с участием рабочих мигрантов, также выигрывает.
В странах эмиграции национальные работники получают преимущества от снижения давления на рынок труда части избыточной рабочей силы и могут претендовать на некоторое повышение оплаты труда. Предприниматели же, в этом случае, напротив, несут определенные потери, связанные с ростом издержек на рабочую силу, что может привести, в свою очередь, к возрастанию цен на продукцию их производства и к потерям для потребителей в целом в стране эмиграции.
Подобные зависимости хорошо иллюстрирует графический метод анализа (рис. 1).
Рис. 1. Влияние международной трудовой миграции на рынок труда
В данном примере первоначальный уровень заработной платы в стране Х, до прибытия рабочих мигрантов, находился на уровне Wx1, в стране Y — на более низком уровне — Wy1. С началом международной трудовой миграции часть работников из страны Y перемещаются в страну Х, что приводит к снижению среднего уровня заработной платы здесь до уровня Wx2. В результате чего выигрывают предприниматели данной страны от дополнительного предложения труда. Снижение ставок заработной платы приносит им выгоду, которую показывает область (а + b). Местные же работники теряют область а, в результате снижения ставок из зарплаты. Однако потребители в целом, покупающие более дешевую продукцию, также как предприниматели, здесь выигрывают, так как область (а + b) не может быть меньше области а.
Рабочие, оставшиеся в стране Y (кривая предложения их труда становится Sy-mig), выигрывают, благодаря тому, что снижение конкуренции за рабочие места повышает ставки заработной платы. Выигрыш рабочих здесь составляет эквивалент площади с. Их наниматели теряют часть прибылей, поскольку вынуждены платить работникам более высокую зарплату. Их потери составят область (c + d). Страна в целом, в данном случае после отъезда мигрантов, также теряет, так как потери предпринимателей (c + d) не могут быть меньше, чем только выигрыш рабочих с.
С позиции самих рабочих мигрантов и их семей они выигрывают в результате миграционной мобильности, роста доходов, несмотря на все связанные издержки с миграционным перемещением и адаптацией в новой стране. Сохраняющийся разрыв в уровне оплаты труда между странами, в нашем примере на величину f, как раз и покрывает те неэкономические издержки и трудности, с которыми сталкиваются рабочие-мигранты в новой стране. Чтобы измерить чистый выигрыш мигрантов, необходимо измерить область над кривой спроса на труд мигрантов между старым и новым уровнем зарплаты, или областей d и e.
Оценка влияния международной трудовой миграции на государственные финансы также двойственна. С одной стороны, трудовые мигранты являются налогоплательщиками, пополняющими государственную казну принимающего государства, с другой, они претендуют, как и члены их семей, на социальные блага и гарантии, наряду с гражданами страны. В странах эмиграции, напротив, — бюджет не дополучает доходы в виде налогов, которые перестают платить работники-мигранты, при некотором уменьшении социальных гарантий и выплат. Баланс доходов и расходов государства в целом, результирующийся в ходе миграционного перемещения работников, таким образом, не однозначен.
Природа, направление, величина трудовой миграции по-прежнему испытывают воздействие экономических и социальных изменений, происходящих в мире. Так, любой натиск мирового экономического кризиса или массовой безработицы, оказывает прямой эффект на миграционные потоки, на то, как государство ищет пути решения проблем, вызванных избытком труда, и на то, как индивиды ищут занятость в других странах. Периоды экономического бума и процветания часто сопровождаются притоком иностранных работников для смягчения и устранения нехватки рабочей силы. В общем, тем не менее, миграционные потоки определяются демографическим и экономическим дисбалансом в большей степени, чем циклическими тенденциями. Эти потоки и политические реакции ясно различаются в конкретных странах и регионах. Так, некоторые страны имеют тенденцию становиться трудополучающими или странами-импортерами, другие — посылающими, или странами-экспортерами рабочей силы. Они также отражают существенные различия в степени, государственной или рыночной организации в регулировании.
Вместе с тем, в настоящее время нельзя четко разделить страны и регионы на мигранто-получающие и мигранто-посылающие. Данные внутрирегиональные миграционные вариации и тенденции некоторых стран можно квалифицировать одновременно как мигранто-получающие и мигранто-посылающие, с выделением этих типов различий для более системного анализа в соответствии с региональными перспективами.
В Европе к традиционным трудоимпортирующим странам присоединились новые, прежде всего, Россия. С возникновением государств-преемников бывшего Советского Союза, была создана новая сеть международных границ. По данным Федеральной миграционной службы, приток граждан бывшего Советского Союза из стран «ближнего» зарубежья составил в последнее десятилетие более 11 млн чел. Большинство передвижений (около 80%) произошло между Российской Федерацией и всеми другими государствами-преемниками СССР.
Значительная эмиграция из России продолжилась в 2000-х гг., обострив проблему «утечки умов» в результате отъезда наиболее активной и трудоспособной части населения. Однако ожидавшегося резкого увеличения эмиграции из России в страны «дальнего» зарубежья не произошло. Ограничительная иммиграционная практика развитых стран стала одним из сдерживающих факторов массовой миграции.
Следовательно, издержки и выгоды международной трудовой миграции определяются в зависимости от конкретного государственного или регионального подхода к анализу в соответствии с общеэкономической динамикой развития. Общая тенденция глобализации мирового хозяйства и рынка труда предъявляет современные вызовы социально-экономическому развитию стран, определению их места и роли в мирохозяйственных связях, обостряет проблемы соотношения национальных интересов в вопросах трудовой мобильности.
Проведение существенных экономических преобразований невозможно без вовлечения в эти процессы рабочей силы как движущего фактора перемен. Именно сфера труда является ключевой для роста отечественной экономики, повышения ее эффективности, уровня конкурентоспособности. Современные социально-экономические трансформации России ставят вопросы функционирования в международном экономическом пространстве, в том числе и в сфере трудовых отношений.
Формирование российского рынка труда испытывает значительное воздействие процесса интернационализации рынка труда в результате роста открытости экономики, активизации внешнеэкономических связей, международной трудовой миграции. Интернационализация рынка труда России обусловлена наличием глубоких народнохозяйст­венных связей с бывшими союзными республиками, ныне суверенными государствами, либерализацией отношений с западными странами, развитием международного сотрудничества.
Динамика численности привлекаемой иностранной рабочей силы в Российской Федерации за последние годы характеризуется разнонаправленными тенденциями. Численность иностранной рабочей силы выросла с 702,5 тыс. чел. в 2005 г. в 3,5 раза к 2008 г. и составила 2 млн 426 тыс. чел. С 2008 г. в результате влияния мирового кризиса и спада производства наблюдается некоторое снижение численности используемой иностранной рабочей силы — в 2010 г. она составила 1 млн 641 тыс. чел. [2, с. 302] (рис. 2).
Источник: государственная статистика Российской Федерации, данные ФМС России
Рис. 2. Динамика численности иностранной рабочей силы в Российской Федерации за 2005–2010 гг. (чел.)
В структуре среднегодовой численности трудовых ресурсов численность иностранных трудовых мигрантов составляла в 2008 г. 2 млн 546 тыс. чел. и достигла своего максимального значения, а в 2010 г. сократилась до 2 млн 6 тыс. чел., учитывая среднюю продолжительность трудовой деятельности [2, с. 177].
Иностранная рабочая сила на территорию Российской Федерации поступала, в основном, из стран-участниц СНГ. В 2010 г. доля иностранной рабочей силы из стран СНГ составила 76% (1 млн 247 тыс. чел), из других государств 24% (393 тыс. чел). В рейтинге основных стран, направляющих в Россию рабочих и специалистов, лидирующие места занимают: Узбекистан (31%), Таджикистан (16,4), Китай (11,4) и Украина (10,2%) [2, с. 302] (рис. 3).
Источник: государственная статистика Российской Федерации, данные ФМС России
Рис. 3. Страны — наиболее крупные экспортеры иностранной рабочей силы в Россию в 2010 г.
Согласно данным Федерального государственного статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией иностранная рабочая сила привлекалась практически во всех субъектах Российской Федерации. Наибольшее их количество использовалось в 2010 г. в Центральном федеральном округе РФ — 40,5% от ее совокупной численности, Уральском — 12,8, в Северо-Западном — 11,6, в Сибирском — 11,1 и в Дальневосточном — 9,2%. Во всех остальных федеральных округах иностранная рабочая сила привлекалась в гораздо менее значительных размерах [2, с. 305–307] (рис. 4).
Большая часть иностранной рабочей силы — около 80% использовалось в 2010 г. в отраслях материального производства, на транспорте и связи, в том числе:
в строительстве — 36%
в обрабатывающих производствах — 13,5%
в сельском и лесном хозяйстве — 9,1%
на транспорте и в связи — 4,3%
в других видах деятельности — 20,3%
16,6% иностранных работников были заняты в сфере торговли и общей коммерческой деятельности [2, с. 304].
Распределение численности иностранных работников, привлекаемых в Российскую Федерацию по продолжительности работы, имеет определенную закономерность: сохранение большой доли лиц — более 60%, планирующих работу в России от 9 до 12 месяцев в году, 17% — планирующих работать от 6 до 9 месяцев [2, с. 304]. Следовательно, необходима долговременная политика по размещению, социальным гарантиям, социальной адаптации иностранных работников, остающихся на достаточно длительное время в России, смягчению и предотвращению возможных конфликтных ситуаций на рынке труда.
Важной проблемой в области трудовой миграции в Россию является нелегальное трудоустройство иностранцев. Большая их часть — граждане СНГ. Особое географическое и геополитическое положение Российской Федерации после распада СССР, сделало страну территорией приема большого числа иммигрантов. Среди них значительную часть (по разным оценкам от 5 до 15 млн чел.) составляют незаконные мигранты, которые находятся и работают в России без соответствующих документов и разрешений.
Оценка количества незаконной миграции в стране значительно разнится, причем иногда — на несколько миллионов человек. Последняя цифра, которую обнародовала Федеральная миграционная служба (на основе опроса экспертов) — 10,2 млн незаконных мигрантов.
Наиболее актуальной проблемой в области трудовой миграции в Россию является неконтролируемая трудовая деятельность (главным образом, граждан СНГ), осуществляемая вне рамок трудового найма и, таким образом, не подпадающая под разрешительный порядок, установленный действующим законодательством. Это, прежде всего, относится к работе иностранцев по договорам гражданско-правового характера, индивидуальной трудовой деятельности, работе в сфере теневой экономики. Формально, не занимая рабочие места, они оказывают существенное давление на сферу занятости, т.е. являются конкурентами граждан России в области выполнения работ и оказания платных услуг.
Наибольший поток этой категории иностранных работников идет из СНГ. При этом используются такие факторы, как безвизовый порядок въезда граждан из этих стран, упрощенный порядок их регистрации в России. Кроме того, их существенную часть составляют граждане КНР, а также других стран, выезжающие по каналам безвизового туризма.
Важным фактором в решении проблем в этой области является дальнейшее развитие и совершенствование законодательной базы, состояние которой не вполне отвечает современным требованиям. В этих целях в настоящее время предпринимаются меры по упорядочению режима въезда в Российскую Федерацию иностранцев с целью работы по найму (введение рабочих виз), установлению административной и уголовной ответственности работодателей за незаконное использование труда иностранных работников, совершенствованию механизма выдворения за пределы России иностранных работников, нанимаемых с нарушениями действующего законодательства.
Источник: государственная статистика Российской Федерации, данные ФМС России
Рис. 4. Распределение иностранных работников из государств СНГ и других государств по федеральным округам России в 2009 и 2010 гг. (чел.)


Литература
1. Статистический справочник «Миграция и денежные переводы: цифры и факты — 2011». — Изд. Всемирного банка, 2011. — 275 c.
2. Труд и занятость в России. 2011: Стат.сб. / Росстат — Т78. — M., 2011. — 637 c.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия