Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Давыденко Е. В.
доцент кафедры экономики и международного бизнеса
Международного банковского института (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Последствия присоединения России к ВТО в контексте технологической модернизации РФ: инвестиционные аспекты
В статье дан анализ влияния членства России в ВТО на высокотехнологичный сектор российской экономики. Особое внимание уделяется ключевой проблеме воздействия ВТО на прямые иностранные инвестиции, поступающие в РФ. Даны рекомендации по усилению инновационной составляющей российской экономики в связи с членством страны в ВТО
Ключевые слова: технологическая модернизация, высокотехнологичный сектор, инновации, прямые иностранные инвестиции
УДК 339.52 (470); ББК 65.428 (2Рос.)   Стр: 76 - 80

Одной из современных тенденций развития мировой экономики является формирование «новой экономики» или «экономики знаний». Ее основой являются инновационные преобразования как императив экономического развития стран, способствующие повышению их конкурентоспособности и имиджа на мировой арене. Как говорил Й.А. Шумпетер, инновации — это один из основных инструментов конкурентной борьбы в рыночной экономике [1]. Вот почему закономерен особый интерес к повышению инновационной составляющей российской экономики.
В 2007 г. Правительством РФ была инициирована программа по технологической модернизации экономики, включающая в себя ряд мероприятий и шагов. К сожалению, на сегодняшний день позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции крайне невысоки. Так, доля РФ на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции составляет всего 0,3% и имеет тенденцию к дальнейшему снижению (при этом доля США — 36%, Японии — 30%) [2]. По данным 2011 г., РФ занимает 62-е место по уровню технологического развития (между Коста-Рикой и Пакистаном) [3]. Доля расходов РФ в 2011 г. на НИОКР в ВВП составляет только 1,1%, при этом данный показатель в последние три года, продолжая снижаться [4].
В целом, развитие инноваций в России в настоящее время пока находится на зачаточной стадии. Программы технологической модернизации страны строятся в основном в духе декларативности и рекомендаций. При этом Россия обладает уникальным научно-техническим потенциалом для завоевания лидирующих позиций на мировом рынке инноваций. Однако ряд серьезных препятствий на сегодняшний день тормозит успешное формирование и развитие национальной инновационной системы. Среди них можно выделить отсутствие в РФ четко сформулированной комплексной концепции по модернизации экономики и формированию инновационной системы, отсутствие в стране института экспертов в сфере создания инновационных систем, отсутствие механизмов стимулирования предприятий в процессах производственной кооперации и т. д. То, что мы наблюдаем в последнее время, — это точечное создание отдельных элементов инновационной инфраструктуры: технологических центров, технопарков, различных фондов, в том числе венчурных, финансирование которых ограничивается или даже сворачивается. Характерно, что в России практически все инновационные преобразования осуществляются сверху, через принуждение государственных корпораций к активизации инновационной деятельности.
22 августа 2012 г. Россия официально стала полноправным членом ВТО. Хотя времени со дня вступления прошло немного, дискуссия относительно последствий присоединения РФ к ВТО велась уже продолжительное время. В связи с усилением внимания к построению инновационной экономики в РФ рассмотрим последствия членства страны в ВТО в аспекте технологической модернизации страны.
Говоря о воздействии ВТО на высокотехнологичный сектор, прежде всего, следует отметить, что ВТО не имеет специального секторального соглашения, регулирующего данную сферу. На сектор высоких технологий распространяются статьи базовых соглашений ВТО — ГАТТ, ГАТС, ТРИМС и ТРИПС. Отдельно также можно выделить Соглашение по информационным технологиям (Information Technology Agreement (ITA)), принятое на Конференции министров стран-членов ВТО в Сингапуре в 1996 г., которое положило начало либерализации торговли в сфере информационных технологий. Хотя данное соглашение не носит обязательный характер, РФ в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательства по его подписанию. Соглашение подразумевает обнуление ставок импортных пошлин по 300 товарным позициям (компьютеры, полупроводники, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение, научные приборы и т.п.).
В процессе подготовки к присоединению к ВТО Россия в рамках выполнения системных требований осуществила ряд мероприятий по приведению национального законодательства по защите интеллектуальной собственности в соответствие с правилами ВТО. Одна из последних инициатив — учреждение в декабре 2011 г. специального арбитражного суда по разрешению споров, связанных с защитой прав на интеллектуальную собственность. Планируется, что суд начнет работать не позднее 1 февраля 2013 г. [5].
Выделим в целом основные последствия членства РФ в ВТО для сектора высоких технологий и технологической модернизации экономики страны.
Во-первых, членство России в ВТО приведет к снижению тарифных и нетарифных барьеров доступа на российский рынок для зарубежных производителей высокотехнологичного оборудования, комплектующих изделий, товаров. Характерно, что пошлины на ввозимую продукцию данной отрасли будут снижены максимально (вплоть до нулевых таможенных ставок по ряду высокотехнологичных товаров в перспективе). Таким образом, теоретически высокотехнологичный сектор должен пострадать значительно больше остальных отраслей. Однако последствия введения данной меры не столь однозначны. С одной стороны, большинство отечественных промышленных предприятий остро нуждаются в обновлении своих основных фондов, которые морально и физически устарели. Так, показатель износа основных фондов российских предприятий, по данным Госкомстата, на конец 2010 г. составил 47,1% [4].
Помимо информационных технологий (согласно Соглашению по информационным технологиям), Россия обязана будет снизить таможенные ставки на различные виды оборудования. В частности, средневзвешенная ставка импортной таможенной пошлины на электрооборудование сократится с 8,4 до 6,2%. Если в качестве примера взять поставки высокотехнологичных инструментов из США, то после полной реализации Россией своих обязательств в рамках ВТО, средний уровень тарифной защиты снизится с 20 до 4,3% [5]. Снижение барьеров доступа в отношении высокотехнологичных товаров на российский рынок и, следовательно, сокращение издержек позволит создать благоприятные условия для обеспечения научных центров, предприятий, технопарков современным научным оборудованием, даст возможность компаниям переоснастить свою технологическую базу, что будет неплохим подспорьем по технологической модернизации страны. Кроме того, существует еще ряд причин, которые нивелируют отрицательное влияние от снижения таможенных пошлин. Во-первых, российские производители зачастую производят лицензионные копии иностранных моделей. Во-вторых, отечественные предприятия high tech производят продукцию со средней добавленной стоимостью, выпуск которой выгоднее осуществлять внутри страны. В-третьих, значительная часть российских высоких технологий связана с госсектором и государственными закупками, на которые соглашения ВТО не распространяются. И, наконец, в-четвертых, российские информационные технологии смогут выиграть от членства в ВТО в результате усиления уровня защиты интеллектуальной собственности в стране.
С другой стороны, резкое сокращение тарифных и нетарифных барьеров ставит под удар отечественных производителей аналогичной продукции, создает угрозу для экономической (национальной) безопасности страны. В этих условиях крайне важна поддержка и защита государством критических отраслей российской экономики от усиленного давления импорта. Кроме того, правила ВТО предусматривают возможность защиты отечественных производителей в случае недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных торговых партнеров и угрозы для развития отечественных отраслей. В частности, возможно введение специальных антидемпинговых, защитных, компенсационных мер, урегулирование торговых споров через судебные инстанции ВТО.
Во-вторых, членство России в ВТО открывает доступ отечественным производителям высокотехнологичных товаров и оборудования на зарубежные рынки на недискриминационных условиях. Насколько это осуществимо, зависит от способности и готовности российских предприятий на равных конкурировать с зарубежными игроками на глобальном уровне. Можно предположить, что усиление инновационной составляющей российской экономики и поддержка государства (посредством деятельности «Роснано», Российской венчурной компании и других структур, призванных активизировать инновационную деятельность) будут содействовать все более широкому вовлечению российских компаний во внешнеэкономическую сферу.
В-третьих, в результате вступления России в ВТО создаются дополнительные условия для расширения сотрудничества и кооперации между российскими и зарубежными высокотехнологичными компаниями. Отдельные примеры имелись и до вступления России в ряды ВТО. Например, совместный итало-российский проект по созданию пассажирского авиалайнера Sukhoi Superjet 100 (реализуемый ОАО «Компания Сухой» и компанией Alenia Aeronautica). Соответствие российского законодательства международным нормам и стандартам создает благоприятные условия для интеграции России в производственные цепочки международных корпораций. Даже, если на начальном этапе на российских предприятиях будет осуществляться конечная сборка, данный шаг, безусловно, важен с точки зрения долгосрочных перспектив и может послужить толчком к повышению степени инновационности отечественных предприятий.
В-четвертых, членство в ВТО приведет, на наш взгляд, к росту прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию, в том числе в научную сферу и НИОКР. Это можно объяснить улучшением институционального климата, встраиванием экономики страны в международные торговые цепочки, что ведет к росту информации о стране у потенциальных инвесторов. Выигрыш будет гораздо значительнее, если вступление в ВТО будет сопровождаться дополнительными мерами по улучшению инвестиционного климата и устранением препятствий для зарубежных инвесторов. Однако, как мы знаем, влияние ПИИ на экономическое благосостояние страны противоречиво. С одной стороны, иностранный капитал увеличивает инвестиционные возможности страны, влечет за собой приход новых технологий и деловых стандартов, способствуя, в конечном итоге, экономическому развитию страны посредством развития конкуренции на внутреннем рынке. С другой стороны, выделяются негативные последствия деятельности ТНК и поступления ПИИ: монополизация рынка, привнесение устаревших технологий и др.
Рассмотрим более подробно инвестиционные аспекты последствий от членства России в ВТО с точки зрения инновационного развития страны. В связи с вступлением в ВТО Россия взяла на себя обязательства и гарантии, что все законы, регулирующие инструменты и другие меры, относящиеся к ТРИМС (Соглашению об инвестиционных мерах, имеющих отношение к торговле), будут соответствовать требованиям ВТО. Все несоответствующие правилам ВТО инвестиционные меры, включая преференциальные тарифы или тарифные изъятия, заключенные в соответствии с существующими автомобильными инвестиционными соглашениями и любыми иными договоренностями, относящиеся к ним, должны быть полностью отменены к 1 июля 2018 г.
Вступление РФ в ВТО, на наш взгляд, приведет к улучшению инвестиционного законодательства страны, большей унификации инвестиционного законодательства РФ в соответствии с правилами и требованиями ВТО, дальнейшей либерализации инвестиционного режима и усилению притока ПИИ. В силу того, что следующий стратегический шаг РФ — вступление в ОЭСР — возможна ратификация ряда не ратифицированных прежде страной конвенций (в частности, Вашингтонской конвенции, Договора к энергетической хартии). Впрочем, не исключено и усиление оттока капитала из страны в силу большей открытости рынка. Российские компании также как и иностранные получат дополнительные возможности по выходу и организации производств на территории иностранных государств, что с точки зрения дальнейшей экспансии отечественных предприятий на зарубежные рынки может оценивать позитивно.
В рамках вступления в ВТО РФ подписала 30 двусторонних соглашений по доступу на рынок услуг, в соответствии с которыми взяла на себя специфические обязательства в 11 отраслях сферы услуг и 116 подотраслях (из 155, предусмотренных классификацией ВТО). Все соглашения соответствуют условиям ГАТС и отдельным секторальным соглашениям ВТО, регулирующим отдельные виды услуг. РФ также подписала 57 двусторонних соглашений по доступу на рынок товаров. Часть импортных тарифов — более трети — будет снижена с момента присоединения, еще четверть — спустя три года после него. Самый длительный переходный период — 7 лет устанавливается для автомобилей, вертолетов и самолетов. Кроме того, с момента присоединения к ВТО снизятся некоторые пошлины на продукцию металлургического и химического комплексов [6]. Все эти меры будут способствовать большему открытию российского рынка. В целом, это приведет к улучшению инвестиционного климата страны и, по нашему мнению, усилению притока капитала в сферу услуг и промышленность, в том числе и в сектор высоких технологий. В большом количестве отраслей промышленности импорт может сосуществовать одновременно с отечественным производством. В этих отраслях рост конкуренции с импортом вследствие открытия экономики для прямых иностранных инвестиций создает для отечественных предприятий стимулы для совершенствования своей продукции и управленческих методов, повышения производительности труда и вследствие этого увеличения ВВП страны. Рынок становится более прозрачным, снимается ряд ограничений на деятельность иностранных компаний. Все это, безусловно, будет способствовать трансформации российской экономики и переходу на инновационные рельсы.
Проведем краткий секторальный анализ последствий вступления РФ в ВТО на ПИИ в сферу услуг и промышленность.
Финансовый сектор. В ходе переговоров Россия добилась запрета на создание филиалов иностранных банков в России, разрешено создание только дочерних компаний. Отличие дочерних компаний от филиалов состоит в том, что деятельность дочерних структур на территории России регулирует российский Центральный банк, в то время как филиалы подчиняются регулированию страны происхождения банка. Также отменяются ограничения по иностранной собственности в банковских учреждениях, но суммарное участие иностранного капитала в банковской системе РФ будет лимитировано 50% (исключая иностранный капитал, инвестированный в потенциально приватизируемые банки). Таким образом, ситуация для зарубежных банков при вступлении РФ в ВТО не изменится, и издержки входа на российский рынок останутся для них на прежнем уровне. Соответственно, стоимость банковских услуг для российских потребителей не претерпит существенных изменений.
Исследования влияния ПИИ в финансовый сектор и трансграничные кредиты на темпы роста экономики развивающихся стран и стран с переходной экономикой показывают, что увеличение количества иностранных банков на территории страны способствует увеличению темпов экономического роста. Подобный же эффект имеет рост трансграничных кредитов небанковскому сектору. Развитие конкуренции за счет увеличения порога инвестиционного участия иностранных финансовых игроков с 12% до 50% в доле финансово-кредитного учреждения может стать источником роста иностранных инвестиций в Россию, но без улучшения инвестиционного климата, ожидать существенного роста инвестиционных вливаний при достигнутых на сегодняшний день соглашениях не приходится. Как известно, хорошо развитая и устойчивая банковская система способствует стабильности экономики страны. За счет привлечения ПИИ в финансовый сектор, возможно, расширение кредитных возможностей банковских структур и рост объемов кредитования, в том числе и в высокотехнологичный сектор.
Страховой сектор. Через девять лет после вступления РФ в ВТО иностранным страховым компаниям разрешено будет создавать «прямые» филиалы — однако ограничения, предусмотренные российскими обязательствами, позволяют сформировать для филиалов условия доступа и деятельности на российском рынке, идентичные условиям учреждения и деятельности юридических лиц, что в значительной степени лишает эти филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями. Общая квота иностранного участия в страховом секторе повышается с 25 до 50%. 49%-е ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-е ограничение с момента присоединения РФ к ВТО и отменяется через пять лет [6].
На наш взгляд, чересчур негативных последствий для российских страховщиков и экономики страны в целом не будет. Во-первых, российский страховой рынок всегда был в достаточной степени открыт для иностранных страховщиков, и крупные игроки, заинтересованные в ведении бизнеса в РФ, уже пришли в Россию. Во-вторых, когда прямые филиалы иностранных компаний действительно начнут работать в нашей стране, к ним будут предъявляться определенные требования относительно уплаты налогов, формирования резервов, собственных средств и уставного капитала. На данный момент положение российских страховых компаний таково, что реально конкурировать с иностранными страховщиками, при устранении ограничений в их деятельности, смогут только ведущие компании, большинство из которых — крупные московские страховщики. Пострадают от иностранной конкуренции, прежде всего мелкие и средние компании. Таким образом, произойдет дальнейшее открытие российского страхового рынка для иностранных игроков. Особенность страхового рынка РФ в том, что это рынок с доминированием национального капитала, и реально доля иностранного капитала в уставном капитале страховых компаний не превышает 5%. Зарубежных инвесторов и брокеров останавливают как неразвитая инфраструктура страхового рынка, так и низкий уровень спроса в стране на страховые услуги. Либерализация рынка страховых услуг в России, включая создание благоприятных условий для иностранных страховщиков, приведет к заметному улучшению инвестиционного климата в стране, росту иностранных и отечественных инвестиций, в том числе и в производственный сектор, что будет способствовать модернизации и росту экономики.
В результате вступления РФ в ВТО можно ожидать прихода в страну новых иностранных игроков на рынок страхования жизни и сегмент обязательного страхования, который будет расти ускоренными темпами. Но речь идет о компаниях «второго эшелона», так как все крупнейшие западные страховщики уже ведут свой бизнес в РФ. В результате это приведет к усилению конкуренции на рынке, росту разнообразия предлагаемых клиентам страховых продуктов.
С открытием филиалов иностранных страховых компаний конкуренция в корпоративном секторе может обостриться. Крупные контракты, которые сегодня российские игроки проводят через себя, будут заключаться напрямую. Не исключено, что некоторые западные страховые компании откроют филиалы для своих международных клиентов, работающих в РФ. Это приведет к тому, что российские компании будут вынуждены повысить качество своих услуг и сервиса.
Преимущества и недостатки вступления в ВТО для российского страхового рынка:
­ повышение капитализации и емкости национальной страховой отрасли за счет средств иностранных инвесторов;
­ снижение капитализации всей отрасли за счет «переключения» большей части финансовых потоков отрасли на зарубежное перестрахование;
­ привлечение иностранных инвестиций в развитие страховой инфраструктуры;
­ увод на международные финансовые рынки значительной доли внутренних инвестиционных ресурсов, аккумулированных через страхование;
­ экспансия крупных иностранных страховщиков зачастую сопровождается ценовым демпингом, которому слабый национальный рынок не может противостоять [7].
Другие сектора услуг. По нашему мнению, другие сектора услуг (телекоммуникации, транспорт, розничная торговля, морские перевозки и обслуживание в портах и др.) также могли бы существенно выиграть от либерализации условий по вхождению на российский рынок иностранных операторов.
Интересная ситуация сложилась в сфере телекоммуникаций. РФ обязалась в течение 4 лет после присоединения к ВТО снять ограничение на владение иностранцами более 49% в уставных капиталах российских телекоммуникационных компаний, если таковое будет введено. В настоящее время этих ограничений не существует. По сути, это «мертвая» норма соглашения — Россия выторговала возможность введения такого ограничения во время переговоров с ВТО. РФ также согласилась принять условия Основного телекоммуникационного соглашения ВТО (Agreement on Basic Telecommunications Services), в соответствии, с которым поощряется конкуренция в секторе новейших средств связи (сотовая связь; связь через спутники, вращающиеся на низких орбитах; услуги по организации видеоконференций, распространению видеофонов и мультимедийных приставок).
Автомобилестроение. России удалось отстоять свой автомобильный рынок и закрепить режим промышленной сборки на территории страны. Так, тариф на новые легковые автомобили сразу после вступления снизится с 30 до 25% и будет оставаться на этом уровне следующие 3 года. Затем начнется ежегодное снижение тарифа на 2,5% и процесс остановится через 4 года, когда тариф достигнет целевого уровня в 15%. На подержанные автомобили до 7 лет при присоединении к ВТО будет установлена пошлина 25%. Она не будет меняться 5 лет, а затем в течение 2 лет снизится до 20%. На автомобили старше 7 лет пошлина меняться не будет [8]. Таким образом, закрепление достаточно жестких условий по импорту автомобилей будет и дальше стимулировать приток ПИИ в автомобильную промышленность. Хотя, на наш взгляд, те производители, которые ориентировались на российский рынок, давно уже вышли на него, и следует, прежде всего, ожидать реинвестиций со стороны указанных компаний.
Рынок грузовых машин и автобусов. Что касается грузовых машин и автобусов, пошлины на новые самосвалы массой до 20 тонн сразу после вступления в ВТО должны снизиться с 25 до 10%, а через три года до 5%. Понизится пошлина и на поддержанные самосвалы — на машины с возрастом от трех до пяти лет пошлина с 30% упадет до 15%, а через три года до 10%. Для самосвалов возрастом от 5 до 7 лет пошлина — 4,4 евро за 1 куб. см будет заменена ставкой в размере 15%, которая через три года станет 10% [8]. Эти действия могут нанести серьезный удар по отечественным производителям.
Авиастроение. В соответствии с принятыми обязательствами Россия в течение 7 лет должна будет резко сократить таможенные пошлины на импортируемые в страну магистральные авиалайнеры. Возможны двоякие последствия данных действий. С одной стороны, в результате это создаст угрозу для реализации совместных с иностранными компаниями авиастроительных проектов в РФ (например, проекты КБ «Сухой» и др.). С другой стороны, возможно, усиление инвестиций в сектор обслуживания авиаперелетов, ремонта авиационной техники и др. (в связи с облегчением деятельности иностранных авиаперевозчиков на российском рынке).
В целом, на наш взгляд, присоединение РФ к ВТО скажется в меньшей степени на ПИИ в промышленность, нежели в сферу услуг. Снижение таможенных пошлин в ряде отраслей (авиастроении, на рынке грузовых автомобилей, текстильной продукции и обуви и др.) не приведет к значительному повышению ПИИ, так как легче будет импортировать продукцию, нежели создавать производства на территории РФ. Кроме того, в связи с более низкими таможенными пошлинами возможно замедление реализации ряда международных проектов в РФ (например, в авиастроении).
Часть эффекта на ПИИ от вступления в ВТО связана с лучшим качеством институтов стран-членов. Взятие страной на себя обязательств в рамках ВТО увеличивает доверие к соответствующей политике внутри страны. Членство в ВТО ведет к существенному изменению институционального климата: приведение российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО; снижение возможностей для местных и региональных властей оказывать давление на иностранных инвесторов; улучшение в России степени исполнения законодательства о защите прав интеллектуальной собственности в отношении как российских, так и произведенных иностранными компаниями товаров. Все это должно сделать инвестирование в Россию более привлекательным и повысить инвестиционный имидж страны. В случае вертикальных инвестиций (связанных с использованием местных факторов производства) снижение тарифов способствует росту инвестиций за счет упрощения процедуры импорта комплектующих.
Как было уже сказано, РФ должна в полной мере выполнять требования ТРИПС без всякого переходного периода. Российское правительство будет продолжать действия против деятельности web-сайтов (с серверами, находящимися в РФ), которые способствуют нелегальному распространению контента, информации, защищенной авторскими правами. РФ должна будет контролировать компании, которые незаконно распространяют объекты авторских прав через Интернет. С вступлением в ВТО РФ должна будет применять в полной мере все правила Бернской конвенции по защите литературных и художественных произведений. В области защиты прав интеллектуальной собственности принятие норм и правил ВТО позволит усовершенствовать законодательство страны и сделать его более прозрачным, в том числе и для иностранных инвесторов.
Что касается региональных аспектов последствий вступления России в ВТО, на наш взгляд, ожидаются положительные, но неравномерные последствия от вступления в ВТО для регионов России. Наибольшую выгоду от снижения тарифов можно ожидать в Тюменской области, Северо-Западном округе в целом и Санкт-Петербурге в частности, где прирост благосостояния может достичь 1% и более. Наименьший прирост или отсут­ствие роста можно ожидать в Центральном округе и на Урале. Большую выгоду получат регионы с низкими инвестиционными рисками и высоким инвестиционным потенциалом. Но не останутся в стороне и менее привлекательные в инвестиционном плане регионы, так как произойдет в целом улучшение делового климата в стране.
Таким образом, ожидается, что вступление РФ в ВТО сделает более привлекательными условия для привлечения иностранных инвестиций. Может, это произойдёт не сразу, но такую тенденцию можно ожидать в ближайшие два-три года. Здесь влияние будет оказывать и мировая финансовая ситуация — ресурсы, риски оценивают инвесторы в зависимости от этой ситуации. В полной степени эффект от привлечения скажется после 2018 г. (отмены всех ограничений). Согласно расчетам, вступление в ВТО может способствовать увеличению ПИИ в экономику России на сумму около 4 млрд. долл. в год (или 1,3% ВВП 2001 г.) [9]. Выигрыш будет гораздо больше, если вступление в ВТО будет сопровождаться дополнительными мерами по улучшению инвестиционного климата и устранением препятствий для зарубежных инвесторов.
Суммарный эффект от членства РФ в ВТО будет зависеть от двух ключевых условий:
1) насколько членство страны в ВТО способствует притоку ПИИ;
2) насколько приток ПИИ окажет благоприятное воздействие на экономику РФ.
Кроме того, не следует сбрасывать со счетов дальнейшую интеграцию в рамках СНГ. Представляется, что дальнейшие шаги по развитию Таможенного Союза, ЕвразЭС будут способствовать рационализации производств отдельных производств, в том числе в виде ПИИ, снижению издержек производства в силу устранения барьеров для перемещения товаров и услуг между странами и соответственно увеличению объемов поступающих ПИИ. На наш взгляд, членство РФ в ВТО и субинтеграционных группировках в рамках СНГ приведет к совокупному росту ПИИ. Более того, членство РФ в ВТО обеспечит равные условия для всех зарубежных инвесторов по допуску на российский рынок. А конкуренция за доступ к рынку стимулирует принятие решений, которые мешают отдельным иностранным инвесторам нацеливаться на занятие монопольного положения в РФ. Следовательно, стоит ожидать увеличение общего притока ПИИ и усиление конкуренции зарубежных инвесторов за российский рынок.
Оптимистичный прогноз — в краткосрочной перспективе ожидается увеличение ВВП на 3,3 п.п. (2,4 п.п. от увеличения ПИИ в сектор услуг, 0,6 п.п. от реформы тарифов и 0,3 п.п. от облегчения доступа к рынкам) и 11 п.п. в долгосрочной перспективе, когда в полной мере скажется влияние от увеличения инвестиций [9]. Обоснование кроется в том, что труд и капитал из неконкурентоспособных отраслей будут перемещаться в конкурентоспособные отрасли с высокой производительностью, вследствие чего общий объем производства возрастет. Однако при подобных исследованиях, важно учитывать, в какие отрасли будет перемещаться капитал, так как возможны экстернальные и мультипликативные эффекты. А экстернальные и мультипликативные эффекты от вложения в промышленность, как правило, значительно выше, нежели в сферу услуг.
Пессимистичный вариант — с приходом более конкурентоспособных зарубежных производителей и удешевления импортной продукции неконкурентоспособные отечественные предприятия будут закрываться, а капитал — вывозиться из страны. По мнению ряда исследований, членство РФ в ВТО не окажет существенного влияния на приток ПИИ [10].
При любом раскладе особое значение имеет вопрос национальной экономической безопасности с точки зрения притока иностранного капитала и большей открытости рынка.
В заключение хотелось бы отметить, что членство страны в ВТО не означает автоматическое превращение России в высокотехнологичную державу. ВТО лишь предоставляет возможности для страны, являясь определенным инструментом, облегчающим доступ отечественных компаний на внешние рынки, защиту прав интеллектуальной собственности, а также привлечение в страну высокотехнологичных товаров. Насколько Россия сможет воспользоваться этими преимуществами для развития отечественного сектора высоких технологий и технологической модернизации страны, зависит от совместных усилий и синергетического эффекта от взаимодействия государства, частного бизнеса и науки (так называемой модели «тройной спирали»). Следовательно, при формировании национальной инновационной системы в РФ важно учитывать данные аспекты и возможности членства страны в ВТО.


Литература
1. Shumpeter J. Business Cycles. Vol. 1, 2. - N.Y., 1939.
2. http://www.center-inno.ru/materials/library/06-2 (Центр инноваций)
3. http://www.topa.ru/russia-top.htm
4. www.gks.ru (Госкомстат РФ)
5. Евсеев В.А. Сможет ли Россия защитить критические отрасли отечественной экономики от чрезмерного давления импорта // Независимая газета. http://www.ng.ru/science/2012-03-14/10_wto.html
6. Sutyrin S.F., Lomagin N.A., Sherov-Ignatiev V.G., Trofimenko O.U., Kapustkin V.I., Nazarova M.V., Lisitsyn N.E. Russia’s accession to the WTO: major commitments, possible implications. International Trade Centre. 2012. http://www.intracen.org/uploadedFiles/Russia%20WTO%20Accession%20English.pdf
7. Махмутов Р.И. Влияние вступления в ВТО на страховой рынок России // Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ: Матер. междунар. заочн. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Пермь. 28 апреля, 2011.
8. http://www.wto.org/english/news_e/news11_e/acc_rus_10nov11_e.htm
9. http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ids=63&ida=828&idv=811 (Российское экспертное обозрение)
10. О перспективах привлечения ПИИ после вступления России в ВТО. 2003; Li, David D. and Changqi (August 2002) Economic growth and productivity around GATT/WTO accessions: evidence from the world, 1960-89, working paper of the Department of economics, Hong Kong University of science and technology

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия