Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Ецинь Л.
Кандидат экономических наук,
ведущий специалист Института экономики
Академии общественных наук
Китайской Народной Республики


ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО ЭКСПОРТА

С начала 90-х гг. ХХ в. приоритет экспорта стал важной составляющей стратегии развития экономики Китая. Для развития экспорта государство использует льготный кредит, дотации, возврат таможенных сборов, вознаграждения и т.д. В результате в последние 20 лет экспорт увеличивался темпом, превышающим темп роста ВВП. Доля китайских экспортных товаров на мировом рынке выросла с 0,75% (1978 г.) до 5,1% (2002г.). Среди мировых экспортеров Китай в 2002 г. занял 5-е место. В 1978 г. он находился на 32-м. Доля экспорта в ВВП страны увеличилась с 20,3% в 1997 до 26,6% в 2002 г. Структура экспорта тоже изменилась. В частности, доля продукции высоких технологий в экспорте готовой продукции выросла с 20,18% в 1990 г. до 34% в 2002 году.
Основную роль в развитии экспорта играют иностранные предприятия. Их удельный вес в общем объеме экспорта увеличился с 47% (1994 г.) до 52,2% (2002 г.). В экспортных поставках высоких технологий он возрос с 70 до 85%.
Технический уровень экспортных товаров, однако, невысок. Велики затраты. Невысок объем добавленной стоимости. Продукция высокой технологии в мировом ее производстве занимает лишь 1%.
Низка эффективность экспорта. В последние годы многие экспортные товары попали в странный круг: чем больше объем экспорта, тем меньше прибыль. Условия торговли ухудшаются. Значительную часть экспортного дохода обеспечивают не прибыль, а возврат таможенных пошлин, льготы местных правительств, другие льготы. Экспортные цены намного ниже внутренних цен, иногда даже себестоимости.
Вместе с тем внутренние потребление и инвестиции для Китая намного важнее, чем экспорт, если реально учитывать его огромный внутренний рынок. Опираясь на него можно освободиться от существующих размеров зависимости от экспорта и мирового рынка.
Но, долгое время мы, подчеркивая приоритетность экспорта фактически противопоставляли внутреннее потребление и экспорт, не уделяли внутреннему потреблению должного внимания. Средний уровень потребления в КНР ниже, чем средний уровень потребления по всей группе развивающихся стран. В 1999 г. по уровню потребления населения Китай занимал одно из пяти последних мест в мире. В 2002 г. рост его ВВП, по экспертной оценке, на 74% зависел от экспорта и лишь на 26% от внутреннего потребления в стране.
Динамика китайского экспорта в 1990-2003 гг., млрд. долл. США(*)

* по данным государственной статистики

Однако экспорт без высоких прибылей -это "помощь другим".
Тем не менее многие предприятия для того, чтобы выжить в условиях рыночных отношений, стремятся экспортировать свою продукцию даже при снижении экспортных цен.
Дешевыми китайскими товарами наводнены мировые рынки. Быстро растут валютные резервы Китая. Но одновременно развертывается борьба против китайского демпинга. Экспорт китайских товаров сопровождается экологическими катастрофами и снижением льгот для рабочих. Многие предприятия зачастую требуют, чтобы их работники работали дополнительное время без каких-либо гарантий в области охраны труда и жизни.
По данным Международной организации труда, в 2001 году в 20-ти развитых странах смертность составляла в среднем 3,18 чел. на 100 тыс. населения., в Китае - 8,1 чел. Показатели безопасности производства в Китае примерно в 2,5 раза ниже показателей развитых стран. По данным доклада ООН о торговле и развитии, в 2002 году средняя зарплата китайских рабочих была намного ниже, чем в Кении и Зимбабве, и составляла приблизительно 1/50 часть зарплаты в США.
Существует еще один "странный круг": низкая зарплата гарантирует низкие экспортные цены, низкая прибыль и низкий доход рабочих имеют своим следствием низкий налоговый доход государства, отсюда низкий уровень здравоохранения, культуры, образования, низкое качество продукции. И это в условиях, когда развитые страны требуют от развивающихся стран улучшить условия труда, повысить зарплату и социальные стандартные требования, ограничить экспортную деятельность, не отвечающую требованиям ВТО.
В период с 1997 по 2002 гг. 30 стран возбудили 50 дел против китайского демпинга. В соглашении о вступлении Китая в ВТО было указано, что только через 15 лет Китай может получить статус "рыночной страны". По оценке эксперта Мирового банка В.Мартина, до 70% китайской продукции легко может попасть под удар антидемпинговых мер. В результате наши экспортные предприятия зачастую играют в "шоу самоубийства".
Повышенная зависимость от экспорта угрожает и экономической безопасности страны. В 2002 г. зависимость китайской экономики от экспорта достигла 50% при среднем мировом ее уровне 20% и экспортной зависимости в США и Японии не более 15%.
К тому же китайский экспорт слишком зависит от рынка развитых стран и слишком высоко отрицательное сальдо китайского торгового баланса (105 млрд. долл.).
В то же время торговля с Китаем стала самым большим источником отрицательного торгового сальдо США. Конкуренцию дешевых китайских товаров в США рассматривают и как одну из причин американской безработицы.
В этой связи появляются высказывания и о "китайской угрозе". 15 сентября 2003 г. Министерство торговли США создало и по этой причине специальную группу по антидемпингу.
Другой важный торговый партнер Китая - ЕС также считает, что Китай самый большой источник отрицательного торгового сальдо. А в Италии, например, раздаются призывы к бойкоту китайских товаров.
Необходимо новое стратегическое мышление, прекращение погони за высокими рекордами в области экспорта. Несмотря на то, что Китай занимает уже пятое место в мировой торговле, он все-таки далек от того, чтобы считаться торговой державой. В 2002г., например, экспорт Китая на душу населения составлял 243 долл., против 30200 долл. у Сингапура (и 742 долл. у России).
Естественно, для того, чтобы расширять импорт современных материалов, передовой технологии и продукции, нужно расширять и экспорт. Но в сложных условиях развития мирового рынка, глобализации экономики, при широко распространенных мерах торговой защиты экспорториентированная стратегия будет встречать все больше жестких ограничений.
Нужно сделать основой стратегических решений повышение эффективности экспортной деятельности, учитывая, что простое увеличение экспорта может в конце концов привести и к снижению уровня жизни народа, а также то обстоятельство, что по многим товарам мировой рынок имеет ограничения, что рост экспорта снижает мировые цены и ведет к ухудшению условий торговли.
В настоящее время Центральное правительство Китая исходит из принципа "поддержки стратегии расширения внутренних потребностей".
Развитие внутреннего рынка является основным рычагом непрерывного развития экономики. При этом речь идет не только о росте потребностей в городах, но об еще большем увеличении потребностей в деревнях. 900 млн. крестьян страны в расчете на душу населения получают 1248 юаней, что составляет всего ? от соответствующего показателя в городах.
Только добиваясь успеха на национальном, местном рынке, мы можем победить в конкуренции на мировом. И не только по продукции текстильной промышленности, продовольствию, игрушкам и другой трудоемкой продукции.
Главной проблемой в настоящее время является отсутствие глубокой переработки первичных ресурсов, недостаточные объемы добавленной стоимости, неполное использование трудовых ресурсов, в целом сравнительных преимуществ китайской экономики.
Для повышения конкурентоспособности экспорта необходимы технологические и технические инновации. В современных условиях технология определяет прогресс не только в производстве, но и в торговле. Не случайно развитые страны монополизируют высокие технологии, стремясь таким образом контролировать и мировую торговлю. С повышением роли разделения труда между странами высокие технологии становятся "командной высотой" в торговой конкуренции и способствуют оптимизации структуры экспорта. Например, доля электронной продукции в мировом экспорте поднялась с 1/5 в 50-х годах, до ? в 60-х, 1/3 в 80-х и ? в конце 90-х годов ХХ века. Одновременно наблюдается и быстрый прирост производительности труда. Мировой спрос на материальные ресурсы, соответственно, снижается на 1,25% в год. И эта тенденция ускоряется.
Производительность богатства намного важнее, чем само богатство. Лист давно доказал, что для экономического развития страны рост производительности важнее, чем выигрыш в торговле. Поэтому в китайском экспортном производстве должны, наконец, начать заниматься исследованиями и прекратить простое заимствование чужих технологий. Следует напомнить, что японские предприятия "Canon" "Sony" в конкуренции с многими другими электронными фирмами использовали "стратегию низкой себестоимости" и благодаря инновациям добились лидирующих позиций в данной сфере мирового производства и мировой торговли.


Литература
1.Чжан Ювэнь. Внешняя политика и экономическое развитие. - Лисинь, 1997.
2.Мировая торговля: Учебник /Под ред. Чжу Чжонли; Шанхайский финансовый университет, 1999.
3.Отчет о развитии ООН. 2002/2003.
4.Переход к рынку и стабильность макроэкономики /Под ред. Чжан Шунгуан. - 2002
5.Перспективные теории китайской внешней торговли /Под ред. Ян Шенмин. -1999.
6.Майкл Портер. Конкурентоспособность страны. - Хуася, 1999.
7.Дэвид С.Ландерс. Богатые и бедные страны. - Синьхуа, 2001.


Печатается с сокращениями

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия