Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Беляков Г. П.
профессор кафедры организации и управления наукоемкими производствами
Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, (г. Красноярск),
доктор экономических наук

Еремеева С. В.
магистрант кафедры организации и управления наукоемкими производствами
Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск)


Развитие инновационного потенциала — важный фактор конкурентоспособности наукоемкого предприятия
Рассматриваются проблемы повышения конкурентоспособности наукоемких предприятий РФ. Обосновывается необходимость развития инновационного потенциала предприятия как главного фактора, способствующего повышению его конкурентоспособности
Ключевые слова: конкурентоспособность, наукоемкое предприятие, инновационный потенциал, глобальный инновационный индекс
УДК 332.1   Стр: 146 - 149

На современном этапе развития мирового сообщества наиболее перспективными в плане инвестирования являются проекты с высоким инновационным потенциалом. Эпоха непрерывного технологического прогресса заставляет людей все чаще отдавать предпочтение новым более технологичным продуктам и услугам. В основе данных продуктов и услуг лежат инновации. Инновационные продукты становятся важной частью повседневной жизни подавляющего числа граждан. Человечество вступило в новую стадию своего развития — стадию постиндустриального общества и теперь переживает стремительный рост научно-технического прогресса, связанный с появлением прорывных технологий и постоянным совершенствованием существующих технологий и наукоемкой продукции. Ежегодно происходят различные изменения в технике и технологии, результаты которых позволяют потребителям более эффективно выполнять поставленные перед ними цели и задачи, реализовывать новые возможности и идеи, а так же существенно повышать качество жизни в целом. Реализация таких изменений требует от предприятий, производящих такую продукцию постоянного инновационного развития.
На сегодняшний день одной из основных проблем нашей страны является низкий уровень инновационной активности предприятий. По данным глобального инновационного индекса, наша страна находится на 16 месте в рейтинге двадцати крупнейших стран мира по уровню инновационного развития (табл. 1). Национальная ассоциация производителей считает этот показатель крупнейшим и наиболее всеобъемлющим глобальным индексом своего рода. Глобальный инновационный индекс — обобщённый показатель для измерения уровня инноваций в стране, разработанный Бостонской консалтинговой группой, Национальной ассоциацией производителей и Институтом Производства, независимым научно-исследовательским центром. Глобальный инновационный индекс рассчитывается как среднее арифметическое входящего и выходного субиндексов. Входящий инновационный субиндекс оценивает элементы национальной экономики, способствующие инновационной деятельности, которые сгруппированы по пяти номинациям: «Институты», «Человеческий капитал и научные исследования», «Инфраструктура», «Степень развития рынка» и «Степень развития бизнеса». Выходной инновационный субиндекс оценивает реальные результаты инноваций по двум номинациям: «Научные результаты» и «Креативные результаты». Номинации делятся на 20 подноминаций. Всего в исследовании учитывается 80 индикаторов.

Таблица 1
Глобальный инновационный индекс [4]
РейтингСтранаСуммарный
балл
Инновационные
затраты
Инновационная
эффективность
1Южная Корея2.261.752.55
2США1.801.282.16
3Япония1.791.162.25
4Швеция1.641.251.88
5Нидерланды1.551.401.55
6Канада1.421.391.32
7Великобритания1.421.331.37
8Германия1.121.051.09
9Франция1.121.170.96
10Австралия1.020.891.05
11Испания0.930.830.95
12Бельгия0.860.850.79
13КНР0.730.071.32
14Италия0.210.160.24
15Индия0.060.14-0.02
16Россия-0.09-0.02-0.16
17Мексика-0.160.11-0.42
18Турция-0.210.15-0.55
19Индонезия-0.57-0.63-0.46
20Бразилия-0.59-0.62-0.51

Важной задачей на ближайшие перспективы является повышение инновационной активности российских предприятий. Для ее достижения необходимо комплексное двустороннее воздействие. Во-первых, со стороны самых предприятий для наращивания собственного инновационного потенциала. Во-вторых, со стороны государства в виде поддержки инновационного климата в стране. Основные усилия государства должны быть направлены на:
● определение современных наукоемких технологий, которые с экономической точки зрения, можно использовать в Российской Федерации;
● выделение технологических приоритетов, реализация кластерной политики и формирование технологических платформ;
● создание благоприятной среды функционирования для наукоемких предприятий;
● создание и продвижение национальной инновационной системы;
● дальнейшее развитие технологической совместимости, систем обеспечения качества и сертификации с зарубежными партнерами в разных областях человеческой деятельности;
● формирование экономической среды для трансферта инноваций как внутри страны, так и за ее пределами.
Для российской промышленности важной проблемой, является низкая конкурентоспособность ее предприятий, что подтверждается низким объемом экспорта продукции и технологии (табл. 2). При этом РФ закупает оборудование в больших масштабах (табл. 3). Российские предприятия закупают высокотехнологичное оборудование и встраивают его в действующие технологические цепочки, таким образом, они не развивают собственные технологии и становятся менее конкурентоспособными по сравнению с производителями из других стран.
Дополнительным подтверждением низкой конкурентоспособности производимой продукции является тот факт, что доля инновационной продукции в общем объеме выпуска низкая (табл. 4).

Таблица 2
Показатели экспорта Российской Федерации [2]
Наименование товараянварь-декабрь 2010 г.январь-декабрь 2011 г.темпы роста в %
млн долл.в % к итогумлн долл.в % к итогустоимостифизического
объема
Всего397068100,0516040100,0130,097,8
Машины, оборудование
и транспортные средства
214365,4232304,5108,495,4
летательные аппараты48481,260221,2124,2...
автомобили легковые2940,075170,10175,9148,6
автомобили грузовые3000,083330,06111,0102,9


Таблица 3
Показатели импорта Российской Федерации [2]
Наименование товараянварь-декабрь 2010 г.январь-декабрь 2011 г.темпы роста в %
млн долл.в % к итогумлн долл.в % к итогустоимостифизического объема
Всего228912100,0305313100,0133,4122,2
В т.ч. машины, оборудование и транспортные средства10174044,414659448,0144,1134,0
бульдозеры, грейдеры и др.14090,632711,1232,2347,5
вычислительные машины и их блоки48172,152681,7109,4109,5
телефоны проводной и
беспроводной связи
66072,977442,5117,2108,9
аппаратура приемная13510,612040,489,1119,7
тракторы11870,531391,0264,5199,7
автомобили легковые114985,0192226,3167,2148,4
автомобили грузовые18440,835271,2191,2184,3


Таблица 4
Объем инновационных товаров, работ и услуг по видам экономической деятельности [3]
2007200820092010
Млн руб.В % от общего объема товаровМлн руб.В % от общего объема товаровМлн руб.В % от общего объема товаровМлн руб.В % от общего объема товаров
Обрабатывающие производства796855,27,1897801,76,6713042,66,1990624,46,7
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака86872,05,397480,84,6101767,14,8117788,34,9
Химическое производство85898,812,0122895,111,999605,811,4126182,311,5
Производство машин и оборудования37001,16,157278,67,555135,88,347272,76,5
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования60102,910,257449,28,857526,49,974892,510,0
Производство транспортных средств и оборудования216311,518,4239616,717,9159928,716,2256918,017,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды8326,20,415604,50,641643,81,523542,10,7

Анализ представленных в таблице 4 данных показал, что за исследуемый период с 2007 по 2010 год объем инновационных товаров в общем объеме выпускаемой продукции сокращается. Максимальный объем выпущенных инновационных товаров, работ и услуг приходится на три отрасли: химическое производство, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования. Необходимо повышать долю инновационной продукции в общем объеме выпуска. Данное требование выдвигается в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года, как необходимое условие увеличение конкурентоспособности производимой продукции. Согласно данному документу [7, c. 86 — 86] объем инновационной продукции должен вырасти в 8,7 раза к 2020 году, а соотношение объема инновационной продукции и затрат на инновации составит 7:1 (втрое выше, чем в 2011 г.).
Для выполнения данной задачи необходимо разработать механизм стимулирования инновационного развития российских предприятий и повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке. В настоящее время только отдельные наукоемкие предприятия конкурируют на мировом рынке. В первую очередь это касается авиационно-космической и атомной промышленности.
Конкурентоспособность наукоемкого предприятия, как и любого другого, определяется конкурентоспособностью его продукции. К основным характеристикам, определяющим конкурентоспособность наукоемкой продукции можно отнести следующие:
— принципиальная новизна продукта, или наличие новых свойств в продукции уже имеющейся на рынке, а так же соответствие наукоемкой продукции предпочтениям (ожиданиям) потребителей, в том числе, целенаправленно сформированные наукоемкими предприятиями путем выпуска соответствующей продукции;
— уровень качества продукции в эксплуатации или потреблении, характеризующий степень соответствия фактических значений показателей ее качества нормативно-техническим требованиям, а так же требованиям международных стандартов, законодательных органов страны-импортера и специфических требований иностранного потребителя;
— финансовые показатели выпуска продукции по сравнению с аналогами конкурирующих фирм;
— наличие сервисных систем послепродажного обслуживания, организации процессов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, материально-технического обеспечения в соответствии с нормами международных стандартов.
При оценке потенциала конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать темпы обновления продукции. Говоря о темпах обновления продукции, необходимо обратить внимание, что они весьма различны. Например, в отраслях общего машиностроения, автомобильной промышленности, приборостроении продукция обновляется в течение пятилетнего периода на 60% и более. В электронной промышленности обновление происходит каждые один-два года на 90 — 100%.
Ускорение выпуска инновационной продукции напрямую связано с имеющимся в организации научно-техническим заделом и маркетинговыми инновациями.
При принятии управленческих решений, связанных с выпуском наукоемкой продукции, также нужно учитывать факторы макроэкономической среды, в которой находится предприятие. К основным факторам, влияющим на темпы обновление продукции, относятся:
1. стратегия государства;
2. потребности общества;
3. развитие предприятия;
4. конкурентная борьба и борьба за рынок и потребителя;
5. частный или государственный заказ.
К наиболее существенным из представленных следует отнести конкурентную борьбу за рынок потребителей. Предприятие выбирает стратегию нововведения в области привлечения внимания потребителей на новых свойствах товара, подчеркивая его преимущества перед аналогичной продукцией конкурентов. При этом, ужесточение конкурентной борьбы между предприятиями за внимание потребителя, постоянно требует улучшения качества и новизны выпускаемой продукции.
В такой ситуации временной интервал этапов жизненного цикла продукта (ЖЦП) постоянно сокращается. Наукоемкому предприятию, для того чтобы быть конкурентоспособным необходимо постоянно поддерживать процесс генерирования инновационных идей. Для сокращения времени, приходящегося на предварительный этап ЖЦП (до выхода на рынок) необходимо увеличить скорость прохождения научно-исследовательских и опытно конструкторских работ.
Одним из основных факторов, влияющих на конкурентоспособность выпускаемой продукции, является сокращение времени инновационного лага (временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возвращения инвестиции) [5]. Хотя необходимо подчеркнуть, что в разных отраслях человеческой деятельности инновационный лаг различный. От увеличения скорости данного показателя зависит результативность всего процесса нововведения. Чем быстрее компания разработает новшество и введет его на рынок, тем ниже сроки окупаемости капиталовложений и выше конкурентоспособность. Наукоемкое предприятие может сократить время инновационного лага за счет сокращения времени, приходящегося на НИОКР, а это требует увеличения инновационного потенциала предприятия.
Следует отметить, что для обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо не просто повышать инновационный потенциал, а иметь возможность эффективно управлять данным процессом. Компании, обладающие достаточным инновационным потенциалом, способны своевременно защитить бизнес от возможных угроз со стороны внешней среды, обладают значительными конкурентными преимуществами, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям хозяйствования.
Понятие инновационного потенциала в экономическую теорию впервые было введено ученым К. Фрименом. Под инновационным потенциалом он понимал обеспечение роста системы за счет нововведений. В свою очередь нововведение К. Фримен рассматривал как систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств [6].
Раскрытие сущности понятия «инновационный потенциал» лучше всего осуществлять через определение его составных категорий. Термин «потенциал» происходит от латинского слова «potentia», которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В более широком смысле под потенциалом понимают совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата [1].
Проанализировав большинство подходов к определению инновационного потенциала, можно сказать, что мнения авторов расходятся и однозначного определения нет. Одни интерпретируют инновационный потенциал как совокупность ресурсов, другие как меру готовности предприятия к инновационной деятельности, третьи как способность к достижению инновационных целей.
Тем не менее, инновационный потенциал организации образует предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели ресурсы предприятия. С точки зрения управления и оценки инновационный потенциал наукоемкого предприятия авторы предлагают рассматривать как совокупность следующих групп ресурсов:
● финансовых;
● научно-технических;
● кадровых.
В зависимости от основного содержания и характера используемых ресурсов можно выделить пять составляющих инновационного потенциала наукоемкого предприятия:
● интеллектуальная составляющая;
● производственная составляющая;
● финансовая составляющая;
● организационно-управленческая составляющая;
● маркетинговая составляющая.
В заключение отметим, что создание необходимых условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, является приоритетным направлением развития новых экономических отношений в России. В числе первоочередных задач — внедрение инновационной модели развития, основным элементом которой должно стать создание, наращивание и управление инновационным потенциалом. Проблема управления развитием инновационного потенциала наукоемкого предприятия занимает ключевое место, особенно с точки зрения получения конкурентных преимуществ в отрасли, в стране и в международном масштабе.


Литература
1. Кравченко С.И. Исследование сущности инновационного потенциала / Кравченко СИ., Кладченко И.С. // Научные труды Донецкого национального технического университета. — Донецк, ДонНТУ, 2005.
2. Министерство экономического развития Российской Федерации // Мониторинг о текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января 2012 г. [электронный ресурс] http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20120224_03 (дата обращения 30.05.2012)
3. Российский статистический ежегодник 2011.
4. Jobs for America / Investments and policies for economic growth and competitiveness, January 2010.
5. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. — М.: Высшее образование, 2007. — 505 с.
6. Шаповалова Т.А. Оценка инновационного потенциала организации и пути повышения эффективности его использования: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Белгородский гос. технолог. ун-т им. В.Г. Шухова. — Белгород, 2010.
7. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года [электронный ресурс] http://2020strategy.ru/documents/32710234.html (дата обращения 07.09.2012).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия