Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аюбов Н. А.
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на Дону),
кандидат экономических наук


Организация систем контроля в строительных организациях
В статье представлены традиционные и инжиниринговые методы контроля. По результатам контроля возможно принятие тактических и стратегических решений в условиях риска и неопределенности
Ключевые слова: контроль, аудит, модели финансового учета, системы контроля
УДК 657.1; ББК 65.052   Стр: 152 - 154

Система контроля на микро-, мезо- и макроуровне представляет составную часть управления экономическими объектами. Он заключается в проведении мониторинга объекта с целью соответствия его фактического состояния прогнозируемому. Контроль — это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, направленными на успешное достижение поставленных целей. Существует точка зрения, что контроль определяется как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также деятельность иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности [2]. Оба определения содержат указание на цель контроля, но не отражают ни содержания, ни способов осуществления контроля. Процесс — это деятельность, направленная на достижение поставленных целей путем решения определенных задач за счет применения соответствующих принципов.
Такой подход к определению контроля чрезмерно широк, поскольку не дает возможности получить представление об основных его характеристиках. Более того, не принимается во внимание тот факт, что контроль является и способом получения информации о состоянии объекта, позволяющей оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений [4].
Большинство исследователей рассматривают контроль в качестве одной из функций управления, т.е. особого вида деятельности субъекта, имеющего целевую направленность, определенное содержание и способы осуществления. В.Г. Афанасьев считает, что контроль — это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям и направлен на выявление результатов воздействия субъекта на объект. Выявляя отклонения и их причины, работники органов контроля определяют пути корригирования управления с целью исправления допущенных нарушений [1].
Система контроля в России представлена различными уровнями и органами, которые функционируют на определенных принципах в целях обеспечения нормального функционирования экономик. К числу таких принципов могут быть отнесены: принцип прозрачности государственного, ведомственного и независимого аудиторского контроля в условиях обеспечения коммерческой тайны и неприкосновенности личной жизни гражданина. Такой контроль включает:
— субстанционный принцип, сводящийся к обеспечению сохранности и прироста собственности;
— принцип субсидиарности, т.е. равной ответственности субъекта и объекта проверки за его результат;
— принцип инвариантности, т.е. независимости проведения аудита и контроля от влияния любых внешних и внутренних факторов.
Подход к исследованию систем контроля и учета в строительных организациях ориентирован на следующие системы контроля.
I. Государственный: бюджетный; коммерческий.
II. Государственный аудиторский.
III. Аудиторский независимый.
IV. Ведомственный: внешний, внутренний; внутренний аудит.
Контроль в России осуществляется с учетом отечественных и международных особенностей.
В строительной отрасли используется четыре традиционные модели финансового учета и контроля.
I. Единая бухгалтерия:
— с организацией учета по видам деятельности;
— с пятикратным определением себестоимости;
— с трехкратным определением себестоимости;
— с двукратным определением себестоимости.
II. Единая бухгалтерия с аналитической ориентацией:
— двухкруговой учет по статьям и элементам;
— внутризаводской хозрасчет.
III. Интегрированные системы единой бухгалтерии и управленческого учета:
— с системой АВС;
— с управленческим учетом;
— с управлением ресурсами оперативным путем.
IV. Котловой финансовый учет:
— на базе 26 и 90 счетов;
— на базе 90 счета;
— по видам деятельности с отнесением затрат на счет 90 «Продажи».
Большинство авторов в работах по внешнему и внутреннему аудиту рассматривают целый комплекс вопросов. К ним относятся: субъекты, характер и цели аудита; правовое обеспечение и управленческие связи в сфере аудиторской деятельности; порядок осуществления контрольных функций; функции, характер и статус отдельных видов аудиторской деятельности; периодичность его проведения и т.п.
Организационные структуры и управленческие процедуры внутреннего контроля довольно специфичны на каждом предприятии, как и технология контроля, что зависит от многих организационных, производственных и финансово-экономических факторов. Применение конкретной организационной структуры должно соответствовать масштабу деятельности предприятия, режиму налогообложению, организационно-правовой форме предприятия. Эффективная организационная структура предприятия предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников.
Перечислим методы финансового контроля.
1. Общенаучные: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, моделирование, статистика, логистика, сравнение, абстрагирование, конкретизация и другие.
2. Специальные: эмпирические и специфические.
Методы воздействия на поведение людей, с помощью которых можно воздействовать убеждением, поощрением, принуждением и системой штрафов.
Все системы контроля строятся на использовании системы планов и прогнозов бюджетов, что обеспечивает разграничение сфер ответственности, целевой характер бюджета, анализ отклонений. Наряду с положительными сторонами бюджетный контроль имеет и недостатки, устраняемые в результате использования бухгалтерских, аудиторских, контрольных, юридических и инжиниринговых механизмов.
К недостаткам бюджетного контроля относится:
— недостаточный учет связи между потребленным сырьем и количеством выпущенной продукции;
— устаревание нормативов в результате технического прогресса и изменения цен;
— возникновение отклонений, которые невозможно учесть;
— не четкое разграничение сфер ответственности различных управляющих структур. [5];
— бюджеты не ориентированы на предотвращение рисков;
— исполнение бюджетов строится на базе использования системы коэффициентов;
— бюджеты не ориентированы на обеспечение сохранности собственности.
В последние годы в России получил распространение налоговый аудит, способствующий выявлению нарушений в налоговой сфере (табл. 1).

Таблица 1
Сравнительные показатели и результаты налогового контроля и налогового аудита
КритерийНалоговая проверкаНалоговый аудит
Получатель информации о результатахгосударствоорганизация-заказчик
Источник финансированиягосударствоорганизация-заказчик (возмездная основа)
Цельвыявление и пресечение налоговых правонарушенийснизить вероятность привлечения к ответственности организации
Проверка налоговой документациисплошнаяглавная книга
Степень охвата налогоплательщиковочень низкаявысокая
Результат выявления ошибокприменение санкций (обязательно)подача уточненной налоговой декларации (рекомендуется) и предотвращение нарушений
Возможность увеличения количества организаций, подвер-гающихся проверке путем увеличения числа проверяющихочень низкая из-за ограниченности трудовых ресурсов, финансируемых из бюджетавысокая, так как не зависит от объема бюджетных средств
Методыконтроль первичной документациинулевой баланс
Результатуплата штрафов, пени, неустоекотсутствие нарушений

Контрольная среда, в рамках разрабатываемой системы контроля учета, сформирована финансовым, управленческим и стратегическим аудитом и характеризуется общим состоянием и процедурами по установлению и поддержанию контрольных систем. Законодательная база контроля сформирована системой документов регулирующих деятельность строительного предприятия.
Традиционные методы контроля построены на использовании двух принципиальных направлений: контроля на базе использования системы отклонений от нормативов и контроль на базе применения процессных методов. Традиционная система контроля, например, по центрам ответственности предусматривает использование соответствующих позиций структурированного плана счетов.
Важная цель бухгалтерского учета — достижение внутреннего автоматического контроля путем заранее заданного в учете совпадения контрольных сумм. Иcпользование учетно-контрольных точек, контрольных счетов, аналитических счетов позволяет отражать все учетные данные. Устранение выявленных контролем отклонений осуществляется оперативным регулированием [3].
Количество учетно-контрольных точек в разрезе центров ответственности характеризуется данными табл. 2.
Таблица 2
Трудоемкость традиционных методов контроля
Примечание. Фс — фактическая себестоимость; Nc — нормативные затраты; On — изменение норм; О1; О2 — остатки производственных ресурсов на начало и конец периода.
Количество учетно-контрольных точек определяется используемыми методами учета затрат: на базе 20-х счетов используется от 800 до 2000 учетно-контрольных точек; на базе 30-х счетов количество учетно-контрольных точек сокращается до 30–70.
Инжиниринговые методы контроля сгруппированы в двух направлениях: функционирование инжиниринговых методов на базе сетевых потоков и построение инжиниринговых механизмов на основе инструментальной логики.
Традиционные методы начинают процесс контроля с гипотетической совокупности с целью определения разнообразных отклонений, анализ же проводится на факторной основе. При этом динамика изменения рыночных цен не принимается во внимание.
Контроль расхода материальных и других ресурсов проводится в течение ряда лет по разнице между фактическим и плановым расходом.
Инжиниринговые методы основаны на обратном процессе: определяется контрольная совокупность, а затем гипотетическая совокупность для определения влияния ценового фактора, синергетического эффекта и др.
Инжиниринговые методы сетевого потока построены на информационности и использовании новых технологий, гибкости, фрактальности и базируются на сетевой эффективности.
Любая проверка должна начинаться с составления нулевого баланса на начало и конец периода, определения изменения чистого капитала (чистых пассивов) в адекватных ценах и проведения контроля главной книги в целях определения основных факторов, раскрывающих изменения. По обнаруженным расхождениям проводится анализ и контроль первичной документации и других учетных регистров.
Стратегический аудиторский контроль строится на основе инжиниринга по использованию собственности, интеллектуального капитала и инноваций.
Подход к исследованию систем контроля учета в строительных организациях ориентирован на системность и комплексность рассмотрения государственного и независимого аудиторского контроля на базе использования целого комплекса показателей.


Литература
1. Афанасьев В.Г. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. — М.: Юриспруденция, 2000. — С. 116 .
2. Ефимова Н.П. Предварительный контроль расходов бюджета. — М.:НПО «Криста», 2000. — С. 187.
3. Кочерин Е.А. Ревизия и контроль — М.: Финансы и статистика. — М., 2003. — С. 201.
4. Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль: Монография. — М:ИНФРА-М, 2012.
5. Этрилл П. Финансы и бухгалтерский учет для неспециалистов: пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 512 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия