Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Говоров Д. С.
директор Межвузовского студенческого инновационного бизнес-инкубатора при Арктическом инновационном центре Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

Создание компаний с короткой операционной историей на территории Республики Саха (Якутия)
В статье рассматриваются особенности создания и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Рассмотрены различные виды помощи и определены проблемы для создания и развития малых и средних предприятий
Ключевые слова: инновационные технологии, инновационная инфраструктура, университет, стартап, СВФУ, стартап-компания, Арктический инновационный центр, Республика Саха (Якутия), социально-экономическое развитие
УДК 378; ББК 65   Стр: 167 - 169

Современное состояние развития малого и среднего предпринимательства на территории Республики Саха (Якутия) характеризуется необходимостью модернизации законодательной базы и организации качественных положительных сдвигов в социально-экономическом развитии региона. Позитивный опыт наиболее развитых стран показывает, что залогом успехов является построение эффективной национальной инновационный системы. Одним из эффективных путей развития можно выделить: создание необходимых условий для организаций, которые при первоначальных минимальных затратах могли осуществить реализацию инновационных идей, способствующих к построению принципиально новой модели экономического развития Дальневосточного региона. Согласно официальной статистике США, в целом около 87% начинающих компаний (стартап-компании), добились успеха и остались на рынке, 84% компаний продолжили функционирование в той сфере, в которой они получали поддержку.
Успешными стартап-компаниями в сфере IT-технологий можно выделить следующие компании, которые за короткий промежуток времени перешли в глобальные: Apple (1976), Google (1997), Wikipedia (2001), Myspace (2003), Facebook(2004), Youtube (2005), ВКонтакте (2006), Twitter (2006).
Стартап-компания (от английского «запускать») — новая, молодая компания, которая еще не успела охватить определенную долю рынка и не располагает широкими производственными, финансовыми и трудовыми возможностями. Первоначально термин применялся для IT-компаний, но позднее распространился и на другие сферы деятельности. Обобщенное определение стартапа должно основываться на комплексе понятий: новая идея; ограниченные ресурсы; эффективная стратегия продвижения идеи на рынок; быстрое развитие компании.
Деятельность стартапов чаще всего основана именно на инновационных технологиях или в сфере предпринимательства, которые не требуют значительных первоначальных вложений. В своем развитии все стартапы проходят 5 этапов.
1. Seedstage. Посевная стадия. На этой стадии оцениваются риски, планируется бюджет и разрабатывается прототип будущей компании, а также первые три версии проекта (исходная версия, усовершенствованная версия для внутреннего рассмотрения и усовершенствованная версия для выхода на рынок).
2. Startupstage. Запуск стартапа. На данном этапе предусмотрена грамотная реклама и обслуживание первых клиентов.
3. Growthstage. Этап роста. Данная стадия предполагает развитие стартапа и завоевание определенной категории потребителей.
4. Expansionstage. Этап расширения. На основе маркетинговых исследований и учета пожеланий потребителей проводится расширение рынков сбыта.
5. Exit stage. Стадия «выхода».
Иногда применяется и более расширенная классификация стадий развития стартапа:
PRE — STARTUP, стадия:
● Стадия pre-seed (pre-seed stage)
● Seed стадия (seedstage)
● Прототип (prototype)
● Работающий прототип (workingprototype)
● Альфа-версия проекта или продукта (alpha)
● Закрытая бета-версия проекта или продукта (privatebeta)
● Публичная бета-версия проекта или продукта (publicbeta)
ЗАПУСК ПРОЕКТА в эксплуатацию или продукта в производство
● Запуск, или ранняя startup-стадия (launch, or early startup stage)
● Стадия startup (startupstage)
● Работа с первыми клиентами, или поздняя startup-стадия (firstclients, orlatestartupstage)
Цикл финансирования стартапов. http://www.academico.ru/
POST STARTUP, стадия:
● Стадия роста (growthstage)
● Стадия расширения (expansionstage)
● Стадия выхода (exitstage)
● Pre-IPO stage (при выходе через проведение IPO — InitialPublicOffering, или первичное размещение компанией своих акций на бирже)
● IPO (при выходе на IPO)

Как правило, для стартапа характерны ограниченные ресурсы или очень шаткое «партизанское» положение на рынке. Так как в Америке стартапы чаще всего организуются студентами, часто компании подобного рода называют «гаражными». К примеру, знаменитая «Apple» начинала именно с офиса в гараже. Слово «стартап» относится не только к IT-сфере, но и к любой области рынка. Более современное значение слова «стартап» — любой венчурный проект.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации отсутствуют нормативные документы, определяющие стартап-компанию как отдельную инновационную компанию с короткой операционной историей. В 2007 г. был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который установил особый, упрощенный порядок финансирования и различными видами дотаций с бюджетных учреждений, органов муниципальной и государственной власти.
Республика Саха (Якутия) приняла участие в конкурсе Министерства экономического развития Российской Федерации по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления в 2009 г. субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации.
По итогам I этапа федерального конкурса республика получила из федерального бюджета 51,7 млн руб., в том числе: предоставление грантов (субсидий) начинающим собственное дело 10 млн руб.; субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученных в кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями инфраструктуры поддержки — 11,7 млн руб., на гарантийный фонд Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), но целевым назначением является финансирование программ развития малого и среднего бизнеса — 30 млн руб.
По итогам II этапа федерального конкурса 25 июня 2009 г. республике была выделена субсидия из федерального бюджета на сумму 25 млн руб., в том числе:
— предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства — 15 млн руб.;
— субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов для коммерческих банков;
— организация грантов начинающим собственное дело;
— предоставление микрокредитов, субсидий, производящим социально-значимые товары и услуги.
Объем поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в республике в расчете на одно малое предприятие, по сравнению с 2007 г., вырос почти в 14 раз и достиг 32,82 тыс. руб. В расчете на одного жителя наблюдается увеличение в 16,5 раз до 135,44 тыс. руб. С учетом оказания финансовой государственной поддержки будут созданы дополнительно более 2000 рабочих мест, привлечено кредитов субъектами малого и среднего предпринимательства на сумму 750,0 млн руб.1
Сегодня активно формируется инновационная инфраструктура Республики Саха (Якутия), которая должна интегрироваться в стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и северо-восточных территорий Российской Федерации.
С каждым годом в республике появляются новые предприятия, целью которых является создание благоприятных условий для организации и развития малого и среднего предпринимательства. В 2007 г. был открыт первый в республике бизнес-инкубатор в рамках Федерального конкурса для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и финансирования мероприятий, осуществляемых для оказания государственной поддержки малого предпринимательства. В 2010 г. на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова был создан Арктический инновационный центр, который, в свою очередь, должен стать инициатором внедрения современных технологий, инновационных разработок и знаний, а также школой по выпуску конкурентоспособных специалистов и менеджеров в области инноваций. Приведенные выше организации должны стать первыми на территории республики создателями необходимых условий для организации компаний с короткой операционной историей (стартап-компании).
На территории города Якутска существует более 50 видов различных видов поддержки для создания и функционирования малых и средних предприятий, в том числе предприятий с короткой операционной историей. Создание и поддержка стартап- компаний на данный момент в Якутии должны стать основными факторами улучшения экономических показателей в развитии инновационной инфраструктуры региона.
В Республике Саха (Якутия) можно выделить несколько успешных организаций в сфере инновационных технологий, созданные небольшой группой людей, которые из «посевной» стадии перешли в крупную организацию с высокими уровнями дохода:
— «СахаИнтернет». Компания создана в марте 1999 г. Девиз компании: «В развитии — стабильность». В настоящее время на базе «СахаИнтернет» сформирована группа компаний, которая специализируется на предоставлении услуг медиарекламы, маркетинга, электронной коммерции, дистанционного образования, электронных издательских услуг, телематических услуг, услуг разработки ПО и веб-решений. Компания динамично развивается, ежегодно увеличивая основные показатели, в ней работают около 70 высококвалифицированных специалистов. Головной офис компании находится в Якутске, работают филиалы в городах Москва и Минск. Программное обеспечение, созданное в компании, используется во многих других регионах страны;
— «СулусГеймс» и «Сулус Софт». Компания была основана в 2006 г. и в настоящее время является успешной динамично развивающейся компанией. За свою еще короткую историю деятельности, она сумела стать конкурентоспособным представителем сферы казуальных игр и занять прочную позицию на рынке компьютерных игр под брендом «SulusGames», в настоящее время в организации работают более 40 человек;
— «Данго». Компания была основана в 2011 г. Данная организация специализируется на создании 3D игр на платформах «Apple» и «Android». В апреле 2012 г. была анонсирована уникальная в своем роде, первая 3Д-экшн игра по народному этническому эпосу «Олонхо». В настоящее время в организации работают 18 студентов СВФУ, которые являются резидентами Межвузовского студенческого инновационного бизнес-инкубатора при Арктическом инновационном центре СВФУ с 2012 г.
При создании и функционировании малых и средних предприятий с короткой операционной системой регион, как и другие, столкнулся с определенными проблемами, связанными в основном с несовершенством законодательной базы. Вслед­ствие этого образовались следующие виды проблем, которые стоит выделить:
— низкое количество объектов недвижимости предназначенных для сдачи в аренду или в безвозмездное пользование, находящихся в муниципальной, республиканской и федеральной собственности;
— сложная процедура передачи права заключения договоров аренды или безвозмездного пользования путем проведения открытых и закрытых аукционов, влекущих повышение арендной платы;
— отсутствие квалифицированных кадров, текучесть кадров субъектов малого и среднего предпринимательства в различных сферах;
— неразвитость средств коммуникации, в первую очередь транспортной сети, из которой появляются проблемы: труднодоступность территорий и повышенные транспортные издержки, неразвитость информационных технологий и средств связи;
— высокая стоимость жизни, низкая покупательная способность населения и повышенные расходы бюджета на социальную сферу;
— отсутствие заинтересованности предпринимательского сектора экономики в финансировании инновационных проектов;
— цифровой разрыв между различными регионами Российской Федерации.
Все перечисленные проблемы невозможно решить без скоординированных действий государства, банковских структур, бизнеса и высшей школы.
Республика Саха (Якутия) является отстающим регионом по сравнению с передовыми Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом, Томской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами в области информационных технологий. Многие IT проекты с «посевной» стадии не могут дойти до точки безубыточности, оставаясь лишь незавершенным проектом. Данный фактор обусловлен не только вышеприведенными проблемами, но и количеством и качеством подготовленных в данной отрасли специалистов, которые могут составить высокую квалифицированную конкуренцию в сфере информационных технологий.
Указанные в данной статье организационные, экономические, методологические аспекты развития малого и среднего предпринимательства с короткой операционной историей являются лишь малой долей тех многочисленных вопросов, которые необходимо решить для успешного формирования и реализации социально-экономического развития северных регионов. На наш взгляд необходимо организовать эффективный процесс взаимодействия науки, образования, бизнеса и власти для внедрения инновационных технологий в практику, а также требуется совершенствование законодательной базы в области малого и среднего предпринимательства.
Помимо решения проблемы законодательного обеспечения развития предпринимательской инфраструктуры требуются разработки новых или уже апробированных форм взаимодействия различных субъектов предпринимательской деятельности для обеспечения эффективности мер государственной поддержки. Одной из таких форм является создание регионального венчурного фонда в Республике Саха (Якутия) и создание сообщества Бизнес-ангелов, в которое в данном случае будут входить только частные инвесторы, вкладывающие деньги в инновационные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале (блокирующий пакет).
Также необходимо повысить рост интереса к развитию малого и среднего предпринимательства со стороны муниципальных образований на территории Республики Саха (Якутия), которые в свою очередь являются главными источниками пополнения городского бюджета. Соответственно, чем больше наполнение городского бюджета, тем больше возможностей для реализации социальных программ и развития городской инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность, и для инвестирования собственных и привлеченных средств в производство товаров и услуг, обеспечивающих более высокий уровень занятости населения.
Поэтому, муниципальные власти должны быть в первую очередь заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, успешно генерирующего эти источники дохода для муниципальных бюджетов.
При этом важно отметить, что муниципалитетам должна принадлежать и наиболее активная роль в поддержке малого и среднего предпринимательства. Государство (на федеральном и региональном уровне), безусловно, играет значимую роль в создании рамочных условий для развития бизнеса. Однако его задачи по отношению к малому и среднему предприниматель­ству состоят, скорее, в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной банковской и кредитной системы. Практическое же наполнение понятия «поддержка малого и среднего предприниматель­ства» — дело органов муниципальной власти.
На сегодняшний день, стоит особо выделить вопрос о создании условий на территории Республики Саха (Якутия) для компаний, которые при первоначальных минимальных затратах могли осуществить реализацию инновационных идей, способствующих к построению принципиально новой модели экономического развития Дальневосточного региона. Данные стартап-компании позволят изменить имидж республики, который сегодня рассматривается, в основном, как поставщик сырья и мировой «полюс холода» и даст импульс его превращению в стратегический форпост российского государства.

Таблица 1
Перечень организаций, оказывающих различные виды помощи для создания и развития малого и среднего предпринимательства на территории Республики Саха (Якутия)
Наименование организации, учрежденияВиды помощи для создания и развития малого и среднего предпринимательства
1Министерство по делам предпринимательства и развития туризма РС (Я)— финансовая помощь в виде субсидий и грантов от 50 до 5000 тыс. руб.
2Министерство имущественных и земельных отношений РС (Я)— выделение нежилых помещений без проведения аукционов по продаже права заключения договоров аренды и безвозмездного пользования на недвижимое имущество, находящихся в собственности РС (Я);
— определение льгот по снижению арендных ставок на 1 год — 10%, 2 год — 20%, 3 год и последующие — 30% от рыночной стоимости
3Государственный комитет по инновационной политике и науке РС (Я)— финансовая помощь в виде субсидий и грантов
4Окружная администрация Городского округа «Город Якутск»— финансовая помощь в виде субсидий и грантов;
— выделение нежилых помещений путем проведения аукционов по продаже права заключения договоров аренды и безвозмездного пользования на недвижимое имущество, находящихся в муниципальной собственности
5Фонд развития малого предпринимательства РС (Я)— обеспечения поручительства и займов;
— субсидирование;
— микрофинансирование
6Бизнес-инкубатор РС (Я)— предоставление производственных и офисных помещений по льготной ставке на конкурсной основе
7Арктический инновационный центр СВФУ им. М.К. Аммосова— обеспечение производственными и офисными помещениями;
— консультации по регистрации результатов интеллектуальной деятельности;
— финансовая помощь при создании малых инновационных предприятий
8Межвузовский студенческий инновационный бизнес-инкубатор при АИЦ СВФУ— предоставление офисных помещений для студентов, аспирантов и молодых научных сотрудников без взимания арендной платы


Литература
1. Горбунов В.Л., Каганов В.Ш., Мартынюк В.Н. Бизнес-инкубаторы, предпринимательство, экономика. - М.: Современная экономика и право, 2007. - с. 165-191.
2. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития /Отделение общественных наук РАН, Российский науч.-исслед. ин-т экономики, политики и права в науч.-техн. сфере. - М.: Наука, 2006. - 396 с.
3. Мингалева Ж.А., Максименко И.И. Роль научного и образовательного потенциалов в инновационном развитии национальной экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ (сер. «Экономические науки»). - 2008. - № 4. - С. 21-28.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р - URL: http://www.economy.gov.ru, свободный.
5. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов. - М., 2009. - 11 с. - URL: http://mon.gov.ru,свободный.
6. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса (Анализ за I-III кварталы 2009 г.) (по данным министерства по делам предпринимательства и развития туризма РС (Я) за 2010 год). 2010. - URL: http://http://sakha.gov.ru/minpred, свободный.
7. Программа «Развитие инновационной инфраструктуры Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова «Арктический инновационный центр СВФУ» от 23 июля 2010 г.
8. URL: http://www.academico.ru/branch_economics/entrepreneurship

Сноски
1 «Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса (Анализ за I-III кварталы 2009 года)» (по данным мин. по делам предпринимательства и развития туризма РС (Я) за 2010 год).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия