Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Метлюк Н. В.
аспирант кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета


Роль и место инновационного предпринимательства в современной экономике
В статье определены роль и место инновационного предпринимательства как одного из основных стратегических факторов эффективного социально-экономического развития страны, обеспечивающего ей конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынке
Ключевые слова: предпринимательство, инновационная экономика, инновационный процесс, инновационный подход, малый и средний бизнес, инновационная среда
УДК 338.33, 338.23, 316.422; ББК 65.290   Стр: 178 - 181

Одним из важнейших факторов поступательного национальной экономики является разработка и реализация эффективной инновационной политики, т.е. деятельности, конечной целью которой является внедрение новых, передовых технологий (приоритетных фундаментальных и прикладных НИР), основанных на достижениях научно-технического прогресса. Динамичное социально-экономическое развитие многих стан мира (особенно стран Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Япония, Южная Корея и в последнее время Китай) основано на инновациях, последствия от внедрения которых приняли стратегически важный характер.
Одной из важнейших задач, поставленной на ближайшие годы нашим правительством, является модернизация экономики и превращение большинства предприятий в «инновационные». Данная цель требует не только изменений в подходе к организации труда, переоснащению и модернизации материальных активов предприятий, но и глобальных изменений в сфере образования, социальной политики государства и важнейших сфер человеческой жизни.
Следует отметить, что, несмотря на жаркие дискуссии и начатую работу по модернизации экономики, многие теоретики и политики до сих пор не могут сформулировать четких критериев требуемой инновационности, что порой приводит к неразберихе и попытке назвать новаторскими все видимые происходящие изменения.[1, 5, 8].
Для того чтобы определиться с понятием инновации, необходимо рассмотреть его трактовку различными авторами.
Достаточно емкое определение термина «инновация» дано в «Кратком словаре современных понятий и терминов» под общей редакцией В.А. Макаренко: [3]
Инновация (анг. innovation — нововведение, новшество от лат. innovatio — возобновление, обновление) это:
1. вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;
2. новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса;
3. выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политической программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер;
4. в языкознании — новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии.
В.Г. Золотогоров добавляет, что эффективность функционирования инновационного процесса зависит не только от внедрения в серийное производство опытно-конструкторских и технологических разработок, но и дальнейшее внедрение научно-технических программ по совершенствованию и разработке новых видов техники и технологий и подготовке квалифицированных кадров для инновационной экономики [7]
Йозеф Шумпетер определяет инновацию с точки зрения организации предпринимательской деятельности и подчеркивает, что это коммерциализация всех новых комбинаций, основанных на: [6]
1. применении новых товаров, услуг;
2. введении новых процессов и технологий;
3. открытии.
4. введении новых организационных форм или новых подходов к менеджменту.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что инновации возможны во всех сферах деятельности человека. В широком смысле понятие «инновация» представляет собой внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. «Инновация» является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или усовершенствованных объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим и экономическим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования. Также к инновации можно отнести осуществленную творческую идею, но только весьма условно.
В узком смысле инновация — это не всякое новшество или нововведение, но только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Выделяя экономическую составляющую, можно сделать вывод о том, что инновация представляет собой результат инвестирования, например, в разработку или получение нового знания, либо в ранее не применявшуюся идею по обновлению различных сфер жизнедеятельности общества — технологии, продукции, предпринимательских структур, организационных форм существования общества (таких как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.), и последующий процесс внедрения (производства). При этом достигается определенный эффект, который должен быть связан с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [1, 5].
Таким образом, необходимо, на наш взгляд, выделить процесс, представляющий логическую цепочку: инвестиции → раз­работка → процесс внедрения → получение качественного улучшения.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что понятие «инновация» трактуется неоднозначно. Оно относится, как к радикальным понятиям, так и инкрементальным (с постепенными изменениями в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность)). Если исходить из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, то, следовательно, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости. В основе такого подхода лежит реакция общества на новые возможности улучшения работы организации (предприятия), как разных форм собственности (государственной, частной, смешанной), так и видов деятельности (коммерческой, некоммерческой в т.ч. благотворительной, морально-этической).
Следовательно, инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:
● используются частично или полностью результаты интеллектуальной деятельности;
● обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;
● обеспечивается выпуск товаров и услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень.
Таким образом, появление нового понятия и процессов, происходящих на новом постиндустриальном витке развития общества, породили такие понятия, как инновационный подход, инновационная экономика, инновационная политика.
Инновационный процесс — это деятельность, направленная на создание, производство, развитие и совершенствование новых видов продукции, технологий и организационных форм (рис. 1).
Рис. 1. Стадии инновационного процесса
Природа инноваций имеет два начала:
1. Совершенствование (модернизация, усовершенствование, улучшение и т.д.) существующего;
2. Разработка (изобретательство, появление и т.д.) нового.
Исходя из природы и стадий инновационного процесса, можно выделить типы инноваций (рис. 2):
Рис.2. Типы инноваций
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала) [1, 5].
Ряд ученых (Э.Тоффлер, Ф.Фукуяма, Д.Белл и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её воплощает. В настоящее время развитие инновационной экономики обсуждают лидеры многих развитых стран (США, Финляндия, Израиль, Швеция и др.). Однако критерии инновационности постоянно меняются.[4, 5, 6, 8]
Поэтому возникает острая необходимость создания критериев инновационности предприятий и экономики и эта задача постоянно увеличивает свою актуальность.
Инновационность как экономическая категория теоретически больше разрабатывается на уровне макроэкономики, а на микроуровне рассматриваются по преимуществу вопросы конкретно-экономического и управленческого характера. Управление инновациями предполагает исследование противоречивости самого инновационного процесса. Необходимо разработать теоретическую проблематику инновационности на уровне предприятия и, в связи с инновациями, можно рассмотреть инновационно-активный тип предприятия с акцентом на внутреннюю среду и механизм ее поддержания, где и разрешается противоречие.
Опираясь на различные литературные источники, можно сформулировать ряд задач, которые недостаточно исследованы или не получили достаточно глубокого изучения [1, 2, 5, 8]:
1. При исследовании понятий инноваций и инновационной деятельности в отдельных работах указывается на возникшее противоречие понятий «инновационность/устойчивость» (Пригожин А.И., Лаушкина Н.С., Данилов-Данильян В.И., Чередникова Л.Е.). Однако данные исследователи не определяют, что это противоречие является важной методологической предпосылкой анализа и нет попыток разрешить это противоречие.
2. В литературе не отрицается, что инновационность можно трактовать как экономическую категорию. Однако неясно, какой круг проблем должна затрагивать подобного рода научная задача;
3. Сегодня не только в статистике, но и в конкретно-экономических исследованиях все большую популярность приобретает термин инновационно-активное предприятие. Однако можно ли это понятие трактовать как новый тип предприятия и какой использовать критерий для отнесения предприятия к этому типу, это остается за рамками многих исследований;
4. В научном лексиконе все чаще появляются понятия внутренней инновационной среды предприятия и инновационного механизма предприятия. Однако по этим вопросам существует существенный разброс мнений, из чего следует, что причиной этого служит отсутствие системности в понимании как одного, так и другого явления. При этом важно заметить, что большинство ученых проходят мимо или слабо учитывают вопрос, который можно сформулировать так: какие факторы способствуют формированию и укреплению внутренней инновационной среды предприятия, а какие факторы тормозят его развитие.
Само же понятие инновационности, применимо к предприятиям малого и среднего бизнеса, может определять не только одно из направлений деятельности, но и общую стратегию ведения бизнеса. Как правило, данная стратегия хорошо прослеживается на крупных западных предприятиях.
Инновационность может быть самым широко используемым вариантом стратегии бизнеса. Инновационность — это пользующаяся успехом способность, так как она затрагивает самую сущность предложения компании: как можно усовершенствовать товар или услугу и его доставку покупателям, чтобы усилить предложение ценности и определить точку отличия.
Для большинства компаний инновационность означает постоянное совершенствование. Эти фирмы предлагают тот же самый товар или услугу, но с помощью творческого инжиниринга, поддерживаемого инвестициями, добавляют к нему определенные элементы. Основные торговые марки P&G (такие как «Tide», «Pampers», «Bounty» и «Crest») в течение многих лет подвергались постоянному улучшению, но их основная функция оставалась неизменной, и покупатели рассматривали эти усовершенствования как небольшие и постепенные. Тем не менее, некоторые фирмы время от времени используют разрушающие инновации, создавая новые товары, которые определяют новые категории и субкатегории. Это несколько раз удалось сделать и таким компаниям, как P&G и Sony, что заметно отличает их от большинства фирм. [5,8]
Так, в структуре организаций Санкт-Петербурга, осуществлявших технологические инновации, в 2007 г. наибольшую долю занимают инновационные предприятия обрабатывающего сектора экономики — 79%. Необходимо отметить, что среди предприятий приборостроения, наибольший удельный вес инновационных предприятий зафиксирован в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 38%. В машиностроении — доля организаций, осуществлявших технологические инновации в 2010 году, составила 13%; в производстве транспортных средств и оборудования — 10%.
В структуре отгруженной продукции инновационной продукции промышленных предприятий более трети — 35,6% — занимают машины и оборудование. 28% объема отгрузки заняли электрооборудование, электронное и оптическое оборудование, 22% пришлось на инновационную продукцию целлюлозно-бумажного производства. При этом предприятия пищевой промышленности, доля которых в общем количестве промышленных инновационных предприятий города в 2009 году составила 12%, произвели менее 1% отгруженной инновационной продукции. В то же время в 2010 г. в структуре отгруженных товаров обрабатывающих производств пищевые продукты, напитки и табак занимали 33,6%. В химическом производстве, где доля инновационных промышленных предприятий составила 7%, доля отгруженной инновационной продукции также не превысила 1%.
Долю инновационной продукции в общем объеме продукции отрасли можно рассматривать как основной результат инновационной деятельности предприятий.
Абсолютными лидерами в 2010 г. по удельному весу инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции среди наблюдаемых статистикой промышленных предприятий, осуществлявших технологические инновации, стали предприятия целлюлозно-бумажного производства и издательской и полиграфической деятельности, где доля инновационной продукции составила более половины всего объема отгрузки (58,5%).
На второе место вышли предприятия, производящие машины и механизмы (31,0%). Всего в обрабатывающем секторе экономики Санкт-Петербурга удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгрузки составил 8,8% и увеличился по сравнению с 2007 годом на 2,3 процентных пункта.
По объему произведенных затрат наибольшую инновационную активность продемонстрировали предприятия связи, доля которых в общем объеме затрат в 2010 г. составила 46,0%.
Всего по наблюдаемому Петростатом кругу предприятий в 2010 г. было произведено затрат на технологические инновации в объеме 12,2 млрд руб., при этом более 60% (7,5 млрд руб.) было направлено на оплату услуг сторонних организаций. В структуре затрат по видам инновационной деятельности 65% (8 млрд руб.) занимают затраты на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями. Доля затрат на приобретение новых технологий, программных средств, на обучение и подготовку персонала, связанные с инновациями, на маркетинговые исследования в 2007 г. совокупно составила менее трех процентов.
Хотя многие компании стремятся к внедрению инновации, не все добиваются в этом успеха. Для этого необходима истинная приверженность к инновационному процессу, которая не подвластна давлениям в виде необходимости получения краткосрочных результатов. Этой приверженностью следует должным образом управлять, с тем, чтобы нужные люди были помещены в соответствующее окружение. Кроме того, организация должна обладать необходимой компетенцией, позволяющей превратить инновацию в коммерческие товары, а также быть готова пойти на риск и совершить ошибку.
Деятельность многих инновационных компаний часто стимулируется наличием более сильных конкурентов. В составленном агентством Collins списке из 11 компаний, которые смогли перейти «от хороших результатов к выдающимся» благодаря инновациям, две фирмы добились этого благодаря «ударам» со стороны сильных конкурентов. Так, компания Nucor нашла новые способы производства стали под влиянием агрессивного повышения цен иностранными поставщиками. Kimberly-Clark распродала свои предприятия и решила конкурировать непосредственно с P&GB категории марочных бумажных товаров, выпустив инновации под такими марками, как «Huggies», «Depends» и «Kleenex». [1, 2, 5, 8]
Однако не следует путать инновацию и модернизацию. На первый взгляд может показаться, что данные понятия практически идентичны, но на самом деле они в корне различны.
Можно разграничить их следующим образом: если инноватизация представляет собой «подстегивание» экономико-технологического развития, то модернизация — создание фундаментальных, инфраструктурных (в самом широком смысле) предпосылок такого развития. [1, 5]
Разработка и внедрение новейших технологий, создание нового технологического уклада является важнейшей задачей модернизации. Бессмысленно, а подчас и вредно проводить инноватизацию в условиях отсутствия социальных и политических институтов, имманентных обществу модерна, поскольку только здоровый социум и полноценно развитый человек (человек как продукт общества модерна) может правильно использовать достижения цивилизации.
Таким образом, можно сделать выводы:
1. Само понятие «инновация» имеет неоднозначную трактовку. В широком смысле понятие «инновация» представляет собой внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. В узком смысле инновация — это не всякое новшество или нововведение, но только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
2. Инновационный процесс представляет собой логиче­скую цепочку, которую можно представить в следующем виде: инвестиции → разработка → процесс внедрения → получение качественного улучшения.
3. Появление понятия инновационных процессов, происходящих на новом постиндустриальном витке развития общества, породили такие понятия как инновационный подход, инновационная экономика, инновационная политика.
4. В современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны.
5. Для предприятий малого и среднего бизнеса инновационность может определять не только одно из направлений деятельности, но и общую стратегию ведения бизнеса.

Таблица 1
Число организаций, осуществлявших технологические инновации в 2010 г., по видам экономической деятельности в Санкт-Петербурге (единиц)
ОтрасльЧисло организаций, единицУровень инновационной активности, %
Всего12611,6
обрабатывающие производства10115,1
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака1214,8
текстильное и швейное производство27,4
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви112,5
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность34,5
химическое производство720,6
производство резиновых и пластмассовых изделий13,6
производство прочих неметаллических минеральных продуктов12,4
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий69,0
производство машин и оборудования1315,5
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования3927,1
производство транспортных средств и оборудования1023,3
производство и распределение электроэнергии, газа и воды25,9
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами113,8
связь614,6
деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий613,3
Источник: http://petrostat.gks.ru/public/DocLib2/N2012bul.HTM

Таблица 2
Число организаций, осуществляющих технологические инновации, по видам инновационной деятельности в Санкт-Петербурге (единиц)
Вид инновационной деятельности20072010
123
Предприятия, осуществлявшие:
исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов5950
производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов4147
приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями9277
приобретение новых технологий1415
из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей710
приобретение программных средств4942
другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи)2230
обучение и подготовка персонала, связанное с инновациями4437
маркетинговые исследования2016
прочие затраты на технологические инновации83
Источник: http://petrostat.gks.ru/public/DocLib2/N2012bul.HTM

Таблица 3
Объём, отгруженной инновационной продукции предприятиями, осуществляющих технологические инновации Санкт-Петербурге (миллионов рублей)
Вид продукции20072010
Объем отгруженной инновационной продукции (товаров, работ и услуг)7042,212742,5
в том числе:  
вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет3948,76014,8
подвергавшиеся усовершенствованию в течение последних трех лет3093,56727,7
Источник: http://petrostat.gks.ru/public/DocLib2/N2012bul.HTM


Литература
1. Кадровый потенциал для инновационной экономики региона / Под общ. ред. С.Ф. Давидюка — СПб.; Изд-во СПбГУСЭ, 2011. — 151 с.
2. Коротков А.В. Статистический анализ развития инновационного процесса // Вопросы статистики. — 2001. — № 11. — С. 55–58.
3. Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп. / Н.Т. Бунимович и др.; Общ. ред. В.А. Макаренко. — М.: Республика, 2000. — С. 201.
4. Тоффлер О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986. — С. 252.
5. Формирование кадрового потенциала инновационного общества (Элементы теории труда) /Д.В. Минаев, В.В. Метлюк, М.С. Власова; под общ. ред. Д.В. Минаева. — СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 190 с.
6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982
7. Экономика: Энциклопедический словарь / В.Г. Золотогоров — 2-е изд., стериотип. — Мн.: Книжный дом, 2004. — 720с
8. http://www.apn.ru/publications/article22100.htm И. Пономарев, В. Ремизов и др. — Модернизация России как построение нового государства: Независимый экспертный доклад. / Copyright © 1999–2012 «Агентство Политических Новостей».
9. http://petrostat.gks.ru/public/DocLib2/N2012bul.HTM — Санкт-Петербург в цифрах/ сайт Территориальной Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия