Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Матыцин И. А.
аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета эконромики и финансов

Проблемы совершенствования системы управления государственно-частным предпринимательством в сфере инфраструктуры
В статье рассматриваются вопросы развития механизмов государственно-частного партнерства, формирования структуры государственно-частного партнерства в России на федеральном и региональном уровнях
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, система управления
ББК 65.290.2   Стр: 191 - 193

Взаимодействие государства и частного сектора для решения экономических задач имеет историю своего развития не только в мире, но и в России. Однако наибольшее распространение оно получило лишь в последние годы. Основной приоритет развития государственно-частного партнерства состоит в том, что государственные органы определяют основные формы и направления взаимодействия с частным бизнесом.
В зависимости от характера поставленных и решаемых в рамках государственно-частного партнерства задач могут быть использованы следующие формы партнерств:
— концессия;
— особые экономические зоны;
— инвестиционный фонд РФ;
— аренда (лизинг);
— соглашение о разделе продукции;
— государственные контракты:
— совместные предприятия;
— и другие формы.
Государство оказывает существенное прямое или косвенное воздействие на развитие частного сектора экономики, оно выступает и как экономический партнер и как регулятор. Гарантии государства по поддержке государственно-частного партнерства являются обходимыми основами его осуществления.
Необходимость развития и совершенствования государственно-частного партнерства признана на государственном уровне. С инициативами в области совершенствования механизмов государственно-частного партнерства выступают как органы законодательной (представительной), так и исполнительной власти.
Усиление нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства направлено на детальное правовое обеспечение различных аспектов партнерства, на устранение недостатков нормативно-правовых актов в данной сфере.
19 сентября 2011 года в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О концессиональных соглашениях»« в части объектов концессионального соглашения. Данный проект был рассмотрен Государственной Думой 17 октября 2011 г. В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 12 января был назначен ответственный комитет. Им является Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. В его составе действует Экспертный совет по вопросам предпринимательства, инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и институтов развития1.
Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года2.
Цель разработки Концепции — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
— основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны;
— формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
— цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи структурных преобразований в экономике;
— параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
Одним из стратегических ориентиров долгосрочного социально-экономического развития является выстраивание эффективных механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса.
В Концепции указано, что именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.
Одним из принципов, которым будет руководствоваться государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности является развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.
Планируется осуществить ряд мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Они включают развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, расширение системы микрокредитования.
В настоящее время возрастает роль институтов развития. Правительство Российской Федерации будет развивать как финансовые, так и нефинансовые институты развития. К финансовым институтам развития относятся:
— Инвестиционный фонд Российской Федерации,
— Внешэкономбанк,
— открытое акционерное общество «Российская венчурная компания»,
— открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»,
— открытое акционерное общество «Россельхозбанк»,
— открытое акционерное общество «Росагролизинг»,
— государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий»,
— открытое акционерное общество «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий»,
— Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства,
— Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Среди нефинансовых институтов можно назвать:
— центры трансфера технологий,
— центры содействия энергоэффективности,
— особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые),
— технопарки,
— промышленные парки,
— бизнес-инкубаторы и другие.
К последним относятся также концессионные соглашения, предназначенные в первую очередь для создания и модернизации инфраструктуры. Важнейшая задача институтов развития — создать условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
Действенность институциональных изменений зависит от того, в какой степени принятые законодательные нормы подкреплены эффективностью их применения на практике.
Минэкономразвития России осуществляет реализацию государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2012-2015 гг.
Важным условием реализации указанной программы является право субъекта Российской Федерации подать заявку на любые наиболее приоритетные и востребованные мероприятия, утвержденные региональной программой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Востребованность мер государственной поддержки сектора малых и средних компаний подтверждается запросами на софинансирование мероприятий, представляемыми субъектами Российской Федерации.
В 2011 г. государственная программа поддержки предпринимательства включала в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки: содействие малому инновационному предпринимательству, поддержка малых компаний, заключивших договоры лизинга оборудования и осуществляющих поставки продукции на экспорт, при этом сохранены наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы.
С 2012 г. действуют также новые меры поддержки. Главный приоритет программы — обеспечение доступа к финансовым ресурсам малых компаний с численностью занятых свыше 50 человек, являющихся лидерами региональных экономик.
Для них разработаны меры, направленные в первую очередь на поддержку модернизации производства: субсидирование процентных ставок по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования; субсидирование расходов по лизингу оборудования.
Новым перспективным направлением Программы в 2013–2015 гг. станет формирование инструментов государственно-частного партнерства в части создания объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая разный уровень экономического развития регионов, а также различные отраслевые приоритеты, программа позволяет каждому субъекту Российской Федерации выбрать наиболее оптимальные и необходимые инструменты поддер­жки.
В 2012 г. на конкурс Минэкономразвития России субъекты Российской Федерации представили 806 заявок на сумму более 25,3 млрд рублей.
За счет средств, предусмотренных на Программу, поддержаны 695 различных мероприятий региональных программ на общую сумму 19 млрд рублей (прямые субсидии предпринимателям, объекты финансовой и инновационной инфраструктуры)3.
Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться исходя из необходимости скоординированности принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.
Инновационное и социальное направления долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации проявляются в формировании территориально-производственных кластеров (не менее 6–8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах.
Развитие Северо-Западного региона определяется экономическим и инновационным потенциалом Санкт-Петербургской городской агломерации, выходом к важнейшим морским коммуникациям, наличием ресурсной базы для топливной, металлургической, химической, лесной и рыбной отраслей. Рост этой агломерации страны и прилегающих регионов будет в основном определяться развитием транспортных и деловых услуг, высокотехнологичных импортозамещающих отраслей обрабатывающей промышленности, в частности военно-промышленного комплекса, судостроения и автомобилестроения, а также традиционных индустриальных отраслей северо-западных регионов, в частности машиностроения, приборостроения, электротехники, металлургии, химии и биофармацевтики.
Санкт-Петербург стал первым субъектом Российской Федерации, применяющим механизмы государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов.
Основой деятельности в государственно-частном партнерстве стал закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 года № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».
Реализация механизмов государственно-частного партнерства позволяет привлекать заемные средства на достаточно выгодных условиях, гарантирует соблюдение прав инвесторов при применении законодательства. Механизм государственно-частного партнерства может применяться как к масштабным, так к небольшим проектам. Он может быть использован и на федеральном и на региональном уровне. Региональным центром государственно-частного партнерства в Санкт-Петербурге является Управление проектов государственно-частного партнерства Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2011 года № 1186 была утверждена Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012–2015 годы4.
Основными направлениями политики исполнительных органов государственной власти в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге являются:
— развитие малого и среднего предпринимательства путем формирования и интенсивного развития кластеров, включающих крупные компании, производящие основные товары и услуги данного кластера; малые и средние высокотехнологичные фирмы, выступающие в качестве поставщиков для крупных компаний; университеты, центральные и региональные органы власти, взаимодействующие в рамках последовательных технологических цепочек, в целях производства и реализации продукции (работ, услуг), востребованной рынком как внутри Санкт-Петербурга, так и в рамках межрегионального обмена и экспорта;
— поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отдельных видах экономической деятельности и кластерах и планирующих активное проникновение в другие регионы Российской Федерации и на зарубежные рынки.
Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам будет осуществляться по следующим направлениям:
— реализация специальной программы «Приобретение основных средств в лизинг». Целью программы является повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства путем расширения доступности приобретения основных средств в лизинг;
— реализация специальной программы «Бизнес-инкубатор». Целью программы является оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства путем предоставления на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе;
— реализация специальной программы «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов». Целью программы является оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов в целях возрождения, развития и популяризации художественных промыслов и ремесел в Санкт-Петербурге;
— предоставление субсидии некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса» в виде имущественного взноса Санкт-Петербурга в целях предоставления субъектам малого предпринимательства поручительств по кредитам;
— предоставление субсидии некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга» в виде имущественного взноса в целях создания и развития в Санкт-Петербурге инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере;
— реализация специальной программы «Кредитование коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств». Целью программы является расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств, к кредитным ресурсам коммерческих банков;
— реализация специальной программы «Субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям». Целью программы является повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в части облегчения доступа к объектам инженерной инфраструктуры;
— реализация специальной программы «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса». Целью программы является реализация мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда путем увеличения рабочих мест, созданных субъектами малого предпринимательства, за счет снижения затрат начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного бизнеса;
— реализация специальной программы «Субсидирование затрат, связанных с приобретением франшизы по договору коммерческой концессии (франчайзинга)». Целью программы является повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства за счет снижения затрат начинающих субъектов на создание собственного бизнеса.
В результате реализации вышеупомянутых мероприятий планируется достичь следующих результатов:
— увеличить долю производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в общем объеме валового регионального продукта Санкт-Петербурга;
— увеличить долю налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
— увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и инноваций;
— увеличить количество рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
— увеличить долю работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в общей среднесписочной численности занятых в Санкт-Петербурге;
— увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на одну тысячу человек населения;
— увеличить среднюю заработную плату работников субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проанализировав основные направления развития взаимодействия государственных органов и частного бизнеса можно сделать вывод о том, что с каждым годом растет понимание необходимости развития государственно-частного партнерства. Во всех стратегических правительственных документах, посвященных социально-экономическому развитию России на долгосрочную и краткосрочную перспективу усиливается значение государственно-частного партнерства как важного механизма государственной экономической политики, позволяющего привлечь частные средства для реализации инвестиционных проектов, стимулировать развитие инноваций, создавать условия для реализации бизнес-проектов, имеющих как общегосударственное, так региональное значение.


Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
2. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // http: // www. economy. gov.ru
3. Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. - 2001. - № 34.
4. Примерная программа законодательной работы Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству // http: // www/ komitet2-12. km. duma gov. ru

Сноски
1 Примерная программа законодательной работы Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству // http://www.komitet2-12.km.duma.gov. ru
2 Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
3 Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // http: // www. economy. gov.ru
4 Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. - 2001. - № 34.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия