Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Шварова Е. В.
доцент кафедры государственного управления и финансов
Брянской государственной инженерно-технологической академии,
кандидат экономических наук


Оценка уровня инновационного потенциала Брянской области
В статье проводится исследование динамики инновационного потенциала регионов Центрального федерального округа, проанализирован инновационный потенциал Брянской области. Выявлены причины недостаточного уровня развития инновационной системы региона
Ключевые слова: регион, инновации, инновационный потенциал региона, инновационная система, инновационное развитие
УДК 332.143; ББК 65.9   Стр: 276 - 280

Брянская область — один из индустриальных регионов Центральной России с высоким экономическим потенциалом и развитой промышленностью. Производством промышленной продукции на территории Брянской области занимаются около 400 крупных и средних предприятий и более 500 малых предприятий. В структуре промышленного производства Брянской области ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, на долю которого приходится почти одна треть выпускаемой в области продукции. Предприятия машиностроительного комплекса Брянской области выпускают более 80% российских автогрейдеров, 73% маневровых тепловозов, 14,7% кранов на автомобильном ходу. В Брянской области развито производство пищевых продуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, также развита издательская и полиграфическая деятельность.
В современных условиях хозяйствования устойчивое социально-экономическое развитие региона невозможно без развития инновационной деятельности. Стратегической целью развития научно-технической и инновационной сферы является сбалансированное развитие высокоэффективного инновационного производственного, управленческого комплекса с сектором научных разработок, обеспечивающего увеличение производства инновационной и наукоемкой продукции, повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста региона.
Решение задач инновационного развития экономического субъекта невозможно без оценки и анализа его инновационного потенциала. Следует отметить, что инновационный потенциал региона — это не только возможность создания новшеств, осуществления инноваций, но и готовность воспринять эти нововведения для последующего эффективного использования на уровне, соответствующем мировому.
К оценке инновационного потенциала региона существует достаточное количество подходов[2,3,4,7 и др.]. Многие из них предполагают анализ составляющих потенциалов. Оценка инновационного потенциала региона базируется, как правило, на анализе нормативно-правовой базы в сфере регулирования инновационной деятельности, на изучении фактических данных, анализе показателей, рассчитанных с использованием данных Федеральной службы государственной статистики.
Ряд методик анализа инновационного потенциала региона предполагает определение интегрального показателя для группы регионов, например, предложенная Алексеевым С.Г. система показателей и способ определения интегральной характеристики инновационного потенциала региона [2]. Необходимо отметить, что для определения интегрального показателя уровня инновационного потенциала используется система показателей, характеризующих научный потенциал, кадровый потенциал, технический потенциал, финансово-экономический потенциал, информационно-коммуникационную составляющую в системе показателей оценки. С целью повышения объективности оценки инновационного потенциала наилучшему показателю среди регионов в каждом году (г. Москва) присваивалось максимальное значение — 1, по отношению к которому рассчитывались в долях величины показателей остальных регионов Центрального федерального округа, что позволило уравновесить значения анализируемых показателей и привести их в полностью сопоставимый вид. В таблице 1 представлены результаты такой интегральной оценки в 2005–2010 гг.

Таблица 1
Интегральная оценка уровня инновационного потенциала регионов ЦФО в 2005–2010 гг.
Регионы ЦФО2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.
Белгородская область0,84320,98531,00090,97080,95710,9186
Брянская область0,72650,79270,77010,76990,81360,7943
Владимирская область1,00271,02631,05011,09921,07090,9735
Воронежская область1,16911,20031,25081,24201,26591,2946
Ивановская область0,93840,96810,90160,92681,00630,9528
Калужская область1,29681,38581,39131,44031,51551,5117
Костромская область0,79320,82010,77180,71930,71810,7375
Курская область0,85251,02071,05921,00341,02740,9944
Липецкая область0,68530,76700,77190,74910,80540,7824
Московская область1,54711,59911,59601,55741,60581,5370
Орловская область0,86820,95741,06610,97310,94390,9249
Рязанская область1,00321,05441,06431,08170,99620,9332
Смоленская область0,79900,83200,86370,88050,84510,8452
Тамбовская область0,89670,94090,96110,95650,98640,9394
Тверская область1,11871,04931,04701,04801,08011,0816
Тульская область0,89970,92720,90120,88960,95190,9542
Ярославская область1,24191,24751,22781,21371,20371,1460
г. Москва2,05532,02292,01412,00172,04261,9405

При определении уровня инновационного потенциала регионов была использована шкала оценки уровня инновационного потенциала региона, согласно которой региону присваивается крайне низкий уровень, если интегральный показатель менее 1,0, низкий уровень, если интегральный показатель находится в пределах от 1,0 до 1,3, средний уровень, если интегральный показатель находится в пределах от 1,3 до 1,6, и высокий уровень инновационного потенциала, если показатель превышает 1,6 [2].
На протяжении анализируемого периода самый высокий уровень инновационного потенциала был у г. Москва. В 2009 году Московская область также обладала высоким уровнем инновационного потенциала, который снизился до среднего уровня в 2010 году. Значительный рост инновационного потенциала на протяжении 2005–2010 гг. показала Калужская область.
Рис. 1. Группировка регионов ЦФО по уровню инновационного потенциала в 2010 г.
Анализируя полученные данные (рис.1), можно сделать вывод о том, что высокий уровень инновационного потенциала в ЦФО в 2010 году имеет лишь город Москва. Инновационный потенциал Московской и Калужской областей характеризуется как средний. Среди регионов, инновационный потенциал которых оценивается как низкий, Воронежская, Ярославская, Тверская области. Прочие двенадцать регионов округа имеют крайне низкий инновационный потенциал. Уровень инновационного потенциала в целом по ЦФО, в соответствии со значением интегрального показателя, характеризуется как средний.
Уровень инновационного потенциала Брянской области характеризуется как крайне низкий. Значения интегральных показателей регионов в 2010 году свидетельствуют о том, что более низкий потенциал в ЦФО по сравнению с Брянской областью имеют лишь Липецкая и Костромская области. В ходе анализа системы показателей, лежащих в основе определения интегральной характеристики инновационного потенциала региона, было установлено следующее: значения большинства анализируемых показателей Брянской области были одними из самых низких в ЦФО в течение 2005–10 гг. Однако имели место исключения. Так, удельный вес затрат на информационно-коммуникационные технологии в ВРП до 2009 г. превосходил средний уровень по ЦФО, а в 2009 г. — был максимальным в округе.
Рассмотрев интегральную оценку уровня инновационного потенциала регионов Центрального федерального округа, более подробно проанализируем инновационный потенциал Брянской области.
Инновационный потенциал Брянской области определяется наличием на ее территории инновационно-ориентированных организаций:
– вузов, обладающих собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой;
– отраслевых научно-исследовательских институтов;
– ряда промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, разрабатывающие новые высокотехнологичные изделия;
– малых предприятий и организаций, действующих в инновационной сфере;
– научных общественных организаций.
К инновационно-ориентированным предприятиям можно отнести два крупнейших предприятия области, входящих в инвестиционно-промышленную корпорацию «Трансмашхолдинг»: ЗАО УК «Брянский машиностроительный завод» и ООО ПК «Бежицкий сталелитейный завод». Эти предприятия имеют программы реконструкции и модернизации производства, совершенствования его технологии, выпуска новой конкурентоспособной продукции. ОАО «Клинцовский автокрановый завод» и ОАО «Брянский завод колесных тягачей» расширяют выпуск автокранов различных модификаций, не уступающих по своим техническим возможностям иностранным аналогам, но выгодно отличающихся от них своими стоимостными характеристиками.
Большой потенциал имеют предприятия бывшего военно-промышленного комплекса. Эти предприятия обладают передовыми технологиями, имеют высокопроизводительное оборудование, квалифицированные инженерные и рабочие кадры, развитую инфраструктуру. Среди них: ЗАО «Группа Кремний Эл», выпускающее полупроводниковые приборы, интегральные микросхемы; Брянский электромеханический завод, производящий ряд изделий военного и медицинского назначения; ФГУП «Электродеталь», специализирующееся на выпуске электроустановочных изделий; ЗАО «Термотрон-Завод», перепрофилировавшее свое производство на выпуск широкой гаммы изделий для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта [6].
Рассмотрим более подробно структурные элементы, определяющие инновационный потенциал региона.
Информационный потенциал определяется наличием в области законов и других нормативных документов по вопросам регулирования инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности. Законодательство Брянской области в сфере научно-технической и инновационной деятельности включает в себя, в частности:
– Закон Брянской области от 15.06.2007 № 83-З «Об инновационной деятельности в Брянской области»;
– Закон Брянской области от 09.06.2006 № 39-З «О науке, научной и научно-технической деятельности в Брянской области»;
– Постановление Администрации Брянской области от 31.05.2010 № 545 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области» (2011–2015 годы)» и др.
Следует отметить, что для многих регионов характерно отсутствие хорошо продуманной стратегии инновационного развития — зачастую это лишь один из разделов стратегии социально-экономического развития, — но в ряде регионов уже появились отдельные программы (стратегии) инновационного развития. Так, в Брянской области действует целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области» (2011–2015 годы)».
В ходе оценки управленческого потенциала рассмотрим текущую деятельность администрации по развитию инновационной деятельности. В целях активизации инновационной деятельности в Брянской области департамент экономического развития области:
– организует проведение смотров-конкурсов с целью выявления наиболее эффективных изобретений, «ноу-хау», новых товаров и технологий;
– организует проведение выставок инновационных товаров, созданных на предприятиях и в организациях Брянской области;
– проводит семинары с целью подготовки патентных работников;
– совместно с Брянским областным советом ВОИР организует изучение патентного закона Российской Федерации для его практического применения, а также оказывает практическую техническую помощь по оформлению, защите, оценке интеллектуальной собственности юридических и физических лиц.
Кадровый, технико-технологический, финансовый, научный потенциал Брянской области может быть оценен с помощью системы показателей и критериев их оценки, предложенных Москвиной С.Г. [7]. В таблице 2 представлены показатели, характеризующие составляющие инновационного потенциала Брянской области. Показатели рассчитаны на основании данных Федеральной службы государственной статистики [5,8]. В целях более полной оценки инновационного потенциала региона считаем целесообразным дополнить систему анализируемых показателей, предложенных О.С. Москвиной, и включить в нее такие показатели как удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками, в численности занятых в экономике; удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, занятых исследованиями и разработками, в среднегодовой численности занятых в экономике; удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации.

Таблица 2
Показатели, характеризующие составляющие инновационного потенциала Брянской области в 2005–2010 гг.
Показатель2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.
Доля работников с высшим образованием в общей численности промышленно-производственного персонала, отн. ед.0,2970,2760,2220,2280,2210,230
Удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками, в численности занятых в экономике, %0,320,290,320,330,230,14
Удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, занятых исследованиями и разработками, в среднегодовой численности занятых в экономике, %0,0090,0090,0080,0080,0100,009
Численность студентов вузов на 10 тыс. чел. населения, чел.325336343362379365
Стоимость ОПФ предприятий промышленности, млн руб.2414930739362863782045135
Уровень износа основных производственных фондов, в %43,044,049,749,950,350,4
Коэффициент обновления основных производственных фондов, в %3,35,63,74,74,75,0
Доля затрат на научные исследования и разработки в ВРП, в %0,380,440,260,270,230,14
Удельный вес затрат на инновации в общем объеме выпускаемой продукции, в %1,11,20,80,50,9
Отношение объемов инвестиций к ВРП, в %12,7415,1820,4620,1021,2826,73
Удельная численность работников, выполняющих научные исследования, на 10 тыс. чел. населения, чел.14131515116
Численность кандидатов и докторов наук на 10 тыс. чел. населения территории, чел.9910101110
Удельный вес стоимости машин и оборудования в общем объеме основных средств отрасли «Наука и научное обслуживание», в %20,118,220,733,938,129,4
Уровень инновационной активности промышленных предприятий, в %8,09,67,37,98,8
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, в %9,712,111,913,04,6
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, %7,79,48,07,99,6
Число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения0,60,50,60,40,50,4

По результатам анализа составим графическое изображение инновационного профиля региона. С этой целью используется диаграмма лепесткового типа. Координата значения каждого показателя определяется в зависимости от степени отклонения от нормативных значений [7]. Результаты анализа представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Инновационный профиль Брянской области в 2006 и 2010 гг.
Изменение ряда показателей инновационного потенциала Брянской области в рассматриваемом периоде было благоприятным и в 2010 г. они имели значение, соответствующее кризисному или удовлетворительному состоянию инновационного потенциала. Среди них: численность студентов вузов на 10 тыс. чел. населения территории, чел. (К3); отношение объемов инвестиций к ВРП, в % (Ф3); численность кандидатов и докторов наук на 10 тыс. чел. населения территории, чел. (Н2) — удовлетворительное состояние. О кризисном состоянии инновационного потенциала свидетельствовало: значение коэффициента обновления основных производственных фондов, в % (Т2); удельного веса стоимости машин и оборудования в общем объеме основных средств отрасли «Наука и научное обслуживание», в % (Н3); уровня инновационной активности промышленных предприятий, в % (Р2).
О неудовлетворительном состоянии инновационного потенциала в 2010 г. свидетельствовало: значение следующих показателей: доля работников с высшим образованием в общей численности промышленно-производственного персонала, отн. ед. (К1); доля затрат на научные исследования и разработки в ВРП, в % (Ф1); удельный вес затрат на инновации в общем объеме выпускаемой продукции, в % (Ф2); удельная численность работников, выполняющих научные исследования, на 10 тыс. чел. населения, чел. (Н1); число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения (Р1); доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, в % (Р3).
Брянская область обладает значительным инновационным потенциалом, требующим существенных изменений по целому ряду направлений, чтобы достичь поставленных целей инновационного развития региона. Однако на пути инновационного развития региона и роста его инновационного потенциала стоит ряд проблем. К таким проблемам относятся, например, проблемы кадров — недостаточное количество работников, занимающихся научными исследованиями и разработками. Также на инновационное развитие негативно влияет высокая степень износа основных производственных фондов предприятий и невысокие темпы их обновления. Остаются низкими показатели объема затрат на научные исследования и разработки в ВРП и уровня инновационной активности предприятий, мала доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции.
Обладая высоким научно-техническим потенциалом, Брянская область имеет недостаточный уровень развития инновационной системы, который проявляется в следующем:
– отсутствие отдельных ключевых элементов инфраструктуры для поддержки инновационной деятельности;
– недостаточная инвестиционная привлекательность инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;
– неадаптивность действующей инновационной инфраструктуры к потребностям целевых групп;
– отсутствие венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами;
– слабое взаимодействие между наукой и бизнесом;
– недостаточный уровень развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;
– неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы, в связи с чем, имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности;
– низкая эффективность деятельности по защите объектов интеллектуальной собственности.
Действующая в Брянской области долгосрочная целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области» (2011 — 2015 годы) направлена на создание условий для превращения науки в определяющий фактор формирования в регионе экономики инновационного типа и повышения на ее основе уровня и качества жизни населения [1]. Для достижения этой цели в данной программе предлагается решение следующих задач:
– совершенствование системы координации и управления научной и научно-технической деятельностью;
– содействие процессу региональной и межрегиональной интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности;
– создание условий для эффективного взаимодействия научных организаций с предприятиями и организациями региона;
– формирование инфраструктуры научной деятельности;
– модернизация системы информационного обеспечения деятельности научных организаций Брянской области;
– развитие инновационной инфраструктуры области;
– развитие интеграции научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач предприятий реального сектора экономики области;
– продвижение инноваций на международный, межрегиональный и областной рынки;
– выявление и постоянный мониторинг отраслевых приоритетов в области научных исследований и разработок.
Помимо мероприятий, реализующихся в рамках действующей долгосрочной программы, целесообразной является работа по следующим направлениям:
– сформировать и регулярно обновлять базу данных с внесением в неё как наиболее перспективных компаний и предприятий, обладающих высоким потенциалом развития, так и компаний, не занимающихся инновационной деятельностью, аутсайдеров, а также проанализировать сложившуюся в компаниях ситуацию, потребности, проблемы, основные причины, препятствующие развитию;
– сформировать банк данных о разработках, проводимых и завершённых на предприятиях, о полученных патентах, свидетельствах;
– принять закон о защите интеллектуальной собственности;
– содействовать обновлению материально-технической базы перспективных предприятий путем целевого финансирования из средств регионального бюджета, выдачи льготных кредитов, совершенствования механизма лизинговых сделок;
– развитие инновационной инфраструктуры путем создания инфраструктурных центров (по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности; индустрии наносистем и материалов; информационно-телекоммуникационных систем; энергетики и энергосбережения и др.).
Реализация выше перечисленных направлений позволит значительно укрепить формирующуюся инновационную систему Брянской области, создаст предпосылки выхода на инновационный путь развития экономики региона, а так же будет способствовать росту инновационного потенциала Брянской области.


Литература
1. Постановление Администрации Брянской области от 31.05.2010 № 545 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области (2011–2015 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовая система «Консультант Плюс». (Дата обращения 15.08.2012 г.)
2. Алексеев С.Г. Интегральная оценка инновационного потенциала региона // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2(30).
3. Альгина М.В., Боднар В.А. Инновационный потенциал экономической системы и его оценка // Современные технологии управления. — 2011. — № 1 (01).
4. Бахтизин А.Р., Акинфеева Е.В. Сравнительные оценки инновационного потенциала регионов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. URL: http://institutiones.com/(Дата обращения 11.08.2012 г.)
5. Брянская область. 2011: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области. — Брянск, 2011.
6. Информация об инновационной деятельности в Брянской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. URL:http://www.econom.brk.ru/(Дата обращения 23.07.2012 г.)
7. Москвина О.С. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. URL: http://journal.vscc.ac.ru/(Дата обращения 03.08.2012 г.)
8. Наука Брянской области: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области. — Брянск, 2011.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия