Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Гусев И. С.
аспирант Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург)

Современные инновационные процессы в санаторно-курортной системе оздоровления человека (организационный аспект)
В статье исследуются современные социально-экономические условия функционирования санаторно-курортной системы Российской Федерации и предлагаются перспективные организационно-экономические модели управления санаторно-курортным комплексом региона и формирования его инвестиционного портфеля
Ключевые слова: инновация, санаторно-курортный комплекс, организационно-экономическая структура, регион, финансы, факториальный анализ
ББК Р11(2)27к   Стр: 344 - 347

Исследование действующих организационно-экономических взаимосвязей санаторно-курортных комплексов Российской Федерации (СКК) позволяет говорить о наличии следующих недостатков методического характера:
— отсутствие единого координационного центра, проводящего взвешенную сбалансированную политику в области поступательного развития СКК региона;
— отсутствуют финансовые инструменты, позволяющие формировать фонды для капитального строительства в СКК;
— СКК региона рассматривается лишь как инструмент по реализации социальной функции государства без учета позитивного интегрального воздействия на экономику региона.
При исследовании воздействия СКК на экономику необходимо решение следующих проблем: определение тенденций и источников роста; обоснование долговременной устойчивости развития регионального СКК; прогнозирование последствий выбираемой технологической политики; обеспечение стабильных темпов обновления структуры основных фондов СКК; измерение влияющих факторов и результатов.
Современное состояние СКК РФ не позволяет выработать единые методические подходы к созданию организационно-экономических моделей [1, 2]. Кроме указанных проблем и недостатков, следует акцентировать внимание на трех основных причинах:
— быстрое, непредсказуемое изменение внешней среды под воздействием политических, социальных, экономических и других факторов;
— специфичность региональных взаимосвязей СКК с другими хозяйствующими субъектами региона;
— отход функции оздоровления на второй план; в первую очередь реализуются те рекреационные услуги, виды отдыха, которые имеют массовый спрос и минимальные издержки;
— отсутствие всеобъемлющих статистических форм, позволяющих получать аналитический материал, необходимый для многофакторного анализа и принятия соответствующих решений по развитию СКК региона.
Преодоление сформулированных выше проблем возможно при создании гибкой развивающейся региональной системы на основе полифункциональной структуры.
На рис.1 в качестве основного элемента, реализующего функции планирования, управления, контроля и координации, нами выделена организация, в задачи которой входят: формирование целей и задач развития СКК на среднесрочный период и на перспективу; планирование деятельности на уровне регионального СКК; разработка основных требований к оперативным методам управления санаторно-курортными учреждениями и обеспечивающими финансовыми институтами; оперативное управление реализацией стратегических планов развития СКК. [3, 4]
Рис. 1. Структура управления региональным СКК
В предлагаемой структуре не выделена функциональная принадлежность управляющей организации в рамках СКК по причине дифференцированного влияния элементов на управляющие процессы в различных регионах. Привязка к какому-либо конкретному элементу приведет к созданию неунифицированной структуры для данного региона.
Что же касается общих методических подходов к формированию подобного рода структур, то на наш взгляд, наиболее рациональным следует считать в качестве основного элемента финансовый институт. Основным требованием для обеспечения управляемости является нахождение в собственности управляющей организации контрольных пакетов акций санаторно-курортных учреждений, которое может быть достигнуто за счет планомерной кампании, осуществляемой кредитной организацией. Подобное утверждение основывается на первичности условий, связанных с состоянием правоотношений собственности.
С другой стороны реальные полномочия по управлению региональным СКК есть у органов исполнительной власти субъектов федерации, которые имеют следующие инструменты управления: лицензирование деятельности (медицинской — Министерство здравоохранения РФ, туристской — Федеральное агентство по туризму); формирование действенного нормативно-правового пространства; прямое управление частью государственной собственности по доверенности, выданной Госкомимуществом субъекта федерации; возможность формирования целевых источников финансирования при осуществлении капитальных затрат в СКК региона за счет бюджета региона, а также за счет привлечения внебюджетных средств.
Следовательно, для эффективного развития, эксплуатации и управления санаторно-курортным комплексом необходимы определенные институциональные элементы. Система данных элементов должна обеспечивать устойчивость развития СКК и рациональное взаимодействие с другими подсистемами общества (экономической, социальной, политической и т.п.). Принимая во внимание значительную формализацию основных реальных взаимодействий, нами предлагается модель, способствующая устойчивому развитию СКК региона и состоящая из следующих элементов, взаимосвязей и разовых обязательных мероприятий:
— организационные структуры, в ведении которых находится СКК и ассоциации частного характера, как, например, ассоциации курортов, реализующие государственную политику в области оздоровления и опирающиеся на приоритеты и принципы социальной функции государства;
— законодательство, правила и другие нормативно-правовые акты, относящиеся к санаторно-курортному комплексу, как, например, стандарты и лицензионные требования для средств размещения, медицинской деятельности;
— образовательные программы по подготовке квалифицированных кадров для СКК;
— наличие финансовых средств и соответствующих инструментов для развития курортов, достопримечательностей, объектов, услуг и инфраструктуры, а также механизмы привлечения инвестиций;
— маркетинговые стратегии и программы продвижения санаторно-курортных услуг, нацеленные на информирование потенциальных потребителей о соответствующем курортном регионе и на стимулирование посещения этого курортного региона, а также информационные службы в принимающих центрах;
— упрощение туристских формальностей (включая визовые требования — для оздоравливающихся из стран СНГ и дальнего зарубежья), таможенных формальностей и обеспечение других объектов и услуг в пунктах въезда и выезда оздоравливающихся;
— институциональные элементы также включают в себя методы усиления и распределения экономических выгод СКК, меры по охране окружающей среды, смягчению отрицательных социальных воздействий и сохранению культурного наследия, проживающего в районах СКК;
— планирование СКК как взаимосвязанной системы должно быть нацелено на комплексное развитие всех ее частей — факторов как спроса, так и предложения, физических и институциональных элементов; эта система будет функционировать намного эффективнее и принесет желаемые выводы, если она будет планироваться на комплексной основе с согласованным развитием всех ее компонентов.
Насколько важно планирование для обеспечения системности внутри СКК, настолько же важно гармонично вписывать СКК в общую политику, планы и стратегию развития соответствующего региона. Такая интеграция разрешит любые потенциальные противоречия, связанные, например, с использованием определенных наборов ресурсов для разных направлений развития. Оно также обеспечит многоцелевое использование дорогой инфраструктуры на благо общих потребностей общества и СКК.
Предлагаемая управляющая структура представляет собой холдинговую компанию, владеющую контрольными пакетами акций своих дочерних учреждений. Вопросы оценки эффективности и управления организацией такого типа являются актуальными и находят освещение в специальной литературе. Отметим лишь тот факт, что чем больше уровней в структуре собственности или звеньев между субъектом контроля и подконтрольной организацией, тем меньшим капиталом последней необходимо условно владеть для контроля над ней. Повышение эффективности использования средств инвестора (в т.ч. и государства в виде передачи имущественных прав) достигается за счет синергетического эффекта.
С целью практической реализации сформулированных положений и для проработки различных аспектов, стоящих перед его организационно-экономической структурой задач, нами предлагается перспективная организационно-экономическая модель управления санаторно-курортным комплексом региона (рис. 2).
Рис.2. Перспективная организационно-экономическая модель управления санаторно-курортным комплексом региона
Она рассматривается как совокупность четырех подсистем, охватывающих соответствующие функциональные области:
— подсистема управления и координации;
— подсистема финансирования;
— подсистема подготовки кадров;
— подсистема реализации санаторно-курортных услуг;
— подсистема инфраструктурных элементов.
В данной модели не приведена подсистема информационного обеспечения, так как она охватывает и обеспечивает практически все организационные взаимосвязи между подсистемами.
Рассмотрение функционального состава каждой подсистемы позволяет формализовать ее структуру и обозначить пути их дальнейшей оптимизации.
Координирующую роль на уровне региона наравне с государственными органами управления должно выполнять общественное объединение — региональная организация, объединяющая и представляющая интересы представителей СКУ. Данное объединение необходимо для целей стратегического планирования на региональном уровне, а также для представления и лоббирования интересов санаторно-курортных организаций на федеральном уровне. Так, в Федеративной Республике Германии [3] на государственном уровне специфические интересы курортных организаций представляет и защищает немецкое объединение курортных предприятий (DBV), в Республике Швейцария — Швейцарское объединение курортных предприятий (VSB). Кроме того, активно поддерживает развитие и существование так называемых курортных коммун в Федеративной Германии Международное Общество медицинской бальнеологии и климатологии (ISMH).
В рамках предложенной модели выполнение функций согласования предполагается возложить на Координационный совет по развитию СКК при ассоциации «Северо-Запад». Среди основных функций данной структуры можно выделить следующие:
— формирование стратегических планов развития санаторно-курортного комплекса региона с учетом экономических, социальных и экологических аспектов;
— текущее взаимодействие как с исполнительными органами власти субъекта федерации, непосредственно отвечающими за формирование и реализацию политики в санаторно-курортной сфере, так и с различными организационными звеньями важнейших инфраструктурных элементов;
— разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы СКК;
— финансирование проектных работ по формированию элементов СКК;
— создание прозрачного информационного поля, доступного как каждому санаторно-курортному учреждению, так и всем потенциальным клиентам (корпоративным и индивидуальным).
Приоритетной задачей организационно-экономической модели управления является обеспечение функционирования стабильной и гибкой финансовой подсистемы обслуживания СКК. При формировании внешних и внутренних функциональных взаимосвязей подсистемы закладывается механизм многоканального финансирования с превалирующей ролью инвестиционной составляющей.
Для создания эффективных взаимосвязей и устойчивых финансовых потоков между субъектами СКК нами предлагается модель формирования инвестиционного портфеля в холдинговой структуре регионального СКК (Рис.3.), основными элементами которой являются:
— специализированный курортный банк, реализующий все виды операций, включая трастовые;
— страховые медицинские организации, аккумулирующие средства клиентов санаторно-курортного комплекса с целью финансирования реализуемых дискретно в течение определенного периода санаторно-курортных услуг и формирования инвестиционных потоков, направленных на развитие материальной базы. Деятельность страхового института позволяет также оптимизировать налогообложение хозяйствующего субъекта при оплате услуг санаторно-курортного комплекса;
— специализированная фондовая биржа (в зависимости от размеров региона ее функции могут выполнять подразделения неспециализированных финансовых институтов), обеспечивающая свободное хождение на фондовом рынке акций и других ценных бумаг как санаторно-курортных учреждений, так и других хозяйствующих субъектов, входящих в структуру СКК, с целью обеспечения инвестиций для покрытия затрат на капитальное строительство, повышения ликвидности и поддержания реальной стоимости капитала;
— бюджет субъекта федерации — финансирование на возвратной основе наиболее приоритетных направлений развития санаторно-курортного комплекса;
— формирование прямых долгосрочных договорных отношений с крупными хозяйствующими субъектами. Объектом сделки, как правило, являются пакеты санаторно-курортных услуг, составляющие более 5% от общего объема реализуемых услуг.
Обозначения: СКК — санаторно-курортный комплекс, ОАО — открытое акционерное общество, ФСС — фонд социального страхования, РФ — Российская Федерация, СКУ — санаторно-курортные учреждения, ЦБ — ценные бумаги, СМО страховая медицинская организация, ФОМС — фонд обязательного медицинского страхования.
Рис. 3. Модель формирования инвестиционного портфеля в структуре регионального санаторно-курортного комплекса
Важнейшим показателем, влияющим на эффективное функционирование предлагаемой подсистемы, является, на наш взгляд, инвестиционный климат региона. Из трех существующих наиболее характерных подходов [4, 5] к оценке инвестиционного климата целесообразно, на наш взгляд, с учетом специфики СКК применить факторный. Он основан на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат.
Отличительными особенностями многофакторного подхода к оценке инвестиционного климата являются: противоположность категорий инвестиционного климата и инвестиционного риска; разграничение понятий инвестиционного и предпринимательского климата; связь инвестиционного климата с инвестициями в реальный сектор экономики; упор на объективный характер инвестиционного климата страны (региона), его независимость от воли отдельных инвесторов; связь инвестиционного климата с инвестициями в основной капитал; многоуровневый характер данного подхода; связь инвестиционного климата с инвестиционным потенциалом и условиями деятельности инвестора; приоритет качественной однородности факторов при классификации регионов.
При факторном подходе к оценке инвестиционного климата хозяйственных систем разного уровня сводным показателем выступает сумма множества средневзвешенных оценок по всем факторам:
(1)
где Q — суммарная взвешенная оценка инвестиционного климата региона, отрасли; xj — средняя бальная оценка j-го фактора для региона, отрасли; Pj — вес j-го фактора.
Применение факторного подхода при оценке инвестиционного климата СКК позволяет организовать мониторинг текущей ситуации в области региональных финансов, прогнозировать дальнейшее развитие инвестиционного климата, организовать на уровне законодательного регионального органа целенаправленную работу по совершенствованию и дальнейшему развитию нормативно-правового пространства санаторно-курортного комплекса.


Литература
1. Гаценбиллер А.П. Инновационные процессы в санаторно-курортной системе оздоровления человека (организационный аспект) // Спортивно-оздоровительные технологии: современное состояние и перспективы инновационного развития: Колл. моногр. — СПб: Из-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2012. — С. 257.
2. Квашнина Е.Б. Метод оценки мультипликаторного эффекта инвестиций в туристскую индустрию региона // Вестник Национальной академии туризма. — 2011. — № 3. — С. 33.
3. Акбулатова Г.Р., Барсуков В.И. Основы курортного дела: Учебник /Под ред. Е.И. Богданова. — СПб.: Из-во СПбГУСЭ, 2006. — С. 131.
4. Гаврильчак А.П., Спицын М.П. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие. — СПб.: Из-во СПбГУСЭ, 2008. — С. 224.
5. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. — М.: ЮРИСТЬ. 2011. — С. 230.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия