Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Поставной А. А.
аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики


Принципы модернизации подготовки инновационно-ориентированных специалистов в сфере сервиса
В статье рассматриваются принципы модернизации подготовки в университетских комплексах бакалавров и магистров в сфере сервиса, способных работать в условиях инновационной экономики
Ключевые слова: модернизация деятельности образовательных учреждений, инновационно-ориентированные специалисты, интегрированная связь науки, образования и производства, научно-образовательный комплекс, информационные технологии, дистанционное обучение
УДК 001.895; ББК 65.05   Стр: 358 - 361

Модернизация экономики Российской Федерации предполагает модернизацию подготовки кадров, в том числе в сфере сервиса, мотивированными усилиями которых она будет эффективно реализовываться. Если рассматривать процесс подготовки специалистов в сфере сервиса, как неотъемлемый элемент модернизации экономики и всей системы социально-экономических отношений в Российской Федерации, то он может быть обеспечен только на основе его комплексного инновационного реформирования и подготовки специалистов высшей квалификации, ориентированных на разработку и внедрение научно-выверенного спектра инноваций.
Модернизация деятельности образовательных учреждений и переход их на инновационный путь развития — важнейшее условие модернизации экономики Российской Федерации в целом. В процессе подготовки инновационно-ориентированных специалистов в сфере сервиса ученые и специалисты высшей школы уже столкнулись с необходимостью форсированной разработки новой модели, системы и технологии модернизации самого процесса обучения, которые, в комплексе с идеолого-воспитательным воздействием способны стать методологической основой для его эффективной модернизации в направлении, отвечающим общемировым тенденциям эволюционного развития всей системы социально-экономических отношений в обществе.
Требованием времени стала модернизация образования в направлении создания инновационно-обучающей среды, обеспечивающей сочетание учебно-познавательного, научно-исследовательского, идеолого-воспитательного и практико-созидательного взаимодействия, формирующего нового, инновационно-ориентированного специалиста, воспитанного на позициях осознанного участия в модернизации экономики на основе ее инновационного реформирования.
Новый подход, основанный на парадигме самомодернизации, направлен на расширение сознания обучающегося студента в свете новых научных знаний о системе инновационно-ориентированного маркетинга, нацеленного на поиск и оценку потенциала внедрения эффективных инновационных решений, технологий и методик, обеспечивающих перевод, как микро- так и макроэкономических структур на инновационный путь развития и совершенствования. Этот переход требует модернизации всей системы отношений в обществе, и, в первую очередь, в системе социально-экономических отношений в целях прогресса, как в технологической, так и в гуманитарной сфере. И главным направлением на этом пути является создание условий для реализации задачи личностного роста каждого члена общества, с целью максимальной реализации заложенного в него природой потенциала. Этот процесс невозможен без эффективного развития образовательной сферы, без приобретения человеком профессиональных навыков.
В качестве базовых предпосылок новых принципов формирования инновационно-ориентированных специалистов и построения модели, обеспечивающей эффективное взаимодействие людей в образовательном процессе, предлагается использовать принцип коэволюционного взаимодействия науки, образования и практики на основе глубокой интеграции, взаимного обогащения [5].
Системная теория эволюции, или системный эволюционизм, основывается на ряде фундаментальных принципов:
1) самотрансцендирование, которое объединяет эволюцию (эволюция — это результат самотрансцендирования на всех уровнях), творчество и свободу;
2) открытость эволюции;
3) циклическая организация как системная логика диссипативной самоорганизации и особенно жизни;
4) многообразие систем — от автопоэтических, саморегенерирующихся систем до систем, обладающих ростом, причем, коэволюция трансформирует циклическую организацию самоорганизующихся систем в спираль, которую можно наблюдать длительное время;
5) такие ультрацикличность, т.е. развитие в форме различных моделей обучения, которые можно описать как коэволюцию систем, аккумулирующих опыт.
Эти принципы позволяют найти источник неравновесности и цикличности возникающих в образовательном пространстве структур в результате тесной диалектической связи науки, производства и обучения. Таким образом, указанные принципы при должном осмыслении могут служить философской основой инновационного подхода к модернизации современного высшего образования.
Новые принципы подготовки инновационно-ориентированного специалиста призваны обеспечить переход к формированию практики учебно-развивающего взаимодействия, к реализации требования единства всех сторон образовательного процесса. Он реализуется не в борьбе, а в тесном взаимодействии, стирающим грани между обучением, исследовательским процессом и производственной деятельностью. Переход научных знаний в образовательный процесс, тесная его увязка с практическими нуждами производства, превращение последнего в базу внедрения инновационных знаний вызывает к жизни необходимость интеграции учебного процесса, его совмещение с научными исследованиями, формирование на базе современных исследовательских университетов, инновационно-образовательных комплексов [4].
Эти принципы заключаются в следующем:
1. Участники образовательного процесса вступают во взаимодействие на основе равноправных отношений с целью взаимного модернизационного развития и обогащения, участвуя в постоянной смене ролей от исследователя к практику, от ученика к учителю, от руководителя к подчиненному.
2. Смыслом образовательного процесса должно стать не изучение знаний, а изучение комплекса инструментов для практического решения реальных задач модернизации экономики.
3. Основным стимулом вхождения в образовательный процесс должно стать желание внести личный вклад в модернизацию общества, переводе последнего на инновационный путь развития. Сознательный выбор саморазвития должен стать основой для интеграции личностных и общественных интересов в целях динамики общественного прогресса.
4. Оценкой эффективности обучения должен стать конкретный результат применения знаний на практике — внедрение эффективных инноваций, а в глобальном аспекте — позитивное влияние человека на процесс модернизации всей общественной системы, измеряемое количеством произведенных материальных и духовных благ, повышения качества жизни.
5. Переход от формализованности обучающих структур к их практической направленности. Это предполагает превращение их в саморазвивающиеся, взаимоперетекающие структуры со сменяющимся профилем и направленностью под воздействием факторов модернизационной потребности общественного развития. Это предполагает их связь с научными школами, современными инновационными технологиями и методиками обучения. Это, в свою очередь, и обуславливает инновационный путь развития современного образования и всего общества.
6. Принятие необходимости непрерывности обучения и саморазвития через развитие научно-образовательных инновационных комплексов, обеспечивающих создание единого интеллектуального пространства в сфере научно-образовательных услуг.
7. Характер гуманистической направленности образования должен вытекать из признания ценности отдельно взятого индивида только в связи с его устойчивым единством с процессом модернизации всей социально-экономической системы.
8. Ориентация на комплексный характер образовательного процесса. Это предполагает работу с максимально возможным спектром знаний и навыков, накопленных обществом в сочетании с личностными качествами участников образовательного процесса.
Реализация подобной модели целесообразна в университетском комплексе при взаимодействии со средней и начальной школой, дошкольным воспитанием. В высшей школе необходимость подобного взаимодействия проявляется уже сейчас, и этому способствует нацеленность ВУЗов на формирование учебно-инновационных комплексов. Динамизм смены эпох, ведущий к изменению базовых принципов построения взаимодействия систем знаний о механизмах функционирования природы, общества и всех его элементов, не позволяет нам ставить точку в вопросе о том, на каких парадигмальных основаниях будет развиваться современное образование.
Проведенные исследования показали, что наибольший эффект от образовательного процесса, особенно в период подготовки выпускных работ, получают те студенты, чьи разработки максимально нацелены на получение практического результата, их внедрение на предприятиях, предоставляющих для них базу преддипломной практики. Взаимная выгода для реальной экономики и учебного процесса, реализуемая в исследовательской работе, проводимой студентами старшего курса под руководством своих научных руководителей, позволяет решить несколько важнейших проблем на завершающем этапе подготовки специалистов. Это, во-первых, доступ к наиболее актуальной информации, связанной с практической деятельностью предприятий и организаций и, во-вторых, возможность нацелить студентов на осмысление и, в конечном итоге, решение практически значимых проблем, которые будут стоять перед ними после завершения обучения. Это и является ключевыми факторами повышения уровня подготовки специалистов на завершающем этапе обучения.
В современных условиях, когда существующие информационные технологии позволяют в режиме реального времени вести диалог науки и практики, научно-педагогический состав ведущих кафедр мог бы сделать первым шаг к созданию открытости в отношениях с бизнесом посредством создания соответствующего сайта в Интернете. На это направлены сформулированные Министерством образования и науки Российской Федерации Приоритетные направления в развитии образования, призывающие обеспечить растущие потребности в постоянном повышении квалификации или переподготовке уже действующих специалистов через создание инфраструктуры доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности. В то же время развитие данной системы позволило бы обеспечить большую восприимчивость науки и образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.
Интегрированная связь науки, образования и производства в рамках научно-образовательного комплекса может реализоваться, в частности, в форме специального электронного информационного бюллетеня Он предполагает отражение всех научно-практических достижений в работе кафедр университета. Это позволило бы обеспечить потенциальных заказчиков той информационной базой, запрос на которую явно прослеживается в проводимых в этой связи социологических исследованиях последних лет. Мировая практика последних десятилетий показала, что информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры. Свобода информации тесно связывается западными экономистами со свободой конкуренции и рассматривается как одно из базисных условий эффективного функционирования рыночной экономики.
Этот диалог позволит в дальнейшем создать базу для реализации одного из основных принципов подготовки инновационо-ориентированных специалистов — эффективного взаимодействия науки, практики и образования, ориентированного на отказ от существующей ролевой детерминированности образовательного процесса и переход к равноправным отношениям с целью взаимного развития и обогащения через осознание себя единым интеллектом в рамках группового образовательного пространства.
Информационный бюллетень, формируемый как элемент научно-образовательного пространства должен отвечать требованиям лаконичности излагаемых идей и описываемого опыта; возможности взаимного обсуждения представленных материалов учеными и практиками и интерактивного влияния на научно-исследовательский процесс с целью его оптимизации; коммуникативности в пропаганде инновационных подходов к решению актуальных практических проблем и методикам образовательного процесса.
Практический же результат осуществления подобной работы состоит в реальной помощи бизнесу (особенно малому) в его становлении и инновационном развитии в регионе; в повышении интереса специалистов к научному осмыслению модернизационных процессов и результатам их внедрения в практику и ответственности профессорско-преподавательского состава университетского комплекса за обеспечение практической значимости проводимых исследований и качества учебного процесса.
В нынешних условиях модернизации экономики становится актуальна целенаправленная работа по формированию не только инновационно-ориентированного специалиста, но и в особенной степени магистра, как представителя более высокой образовательной ступени. Его подготовка предполагает не только обеспечение высокого уровня теоретической подготовки, но и включение их в активную научно-исследовательскую деятельность, ориентированную на инновационный характер преобразований в сфере деятельности предприятий, подкрепленной высоким уровнем научно-методической проработки. Под инновационно-ориентированной личностью специалиста понимается социальная сущность конкретного человека, которая выражается в осознанно направленном освоении, переосмыслении и развитии теоретических знаний и практического опыта с целью создания инновационных продуктов в любой сфере деятельности, в том числе в сфере сервиса.
Проведенные исследования показали, что прогрессивная модель формирования инновационно-ориентированного магистра в научно-исследовательском процессе отражает содержание и последовательность предъявляемых магистрантам научно-исследовательских задач, которые в комплексе охватывают все основные действия, входящие в инновационную деятельность, таких как формирование знаний, значимых в профессиональной и научно-исследовательской работе, общественно-политической, социально-экономической, научно-педагогической и методической работе:
— формирование экономических и технологических умений и навыков, необходимых в профессиональной инновационной деятельности в сфере сервиса;
— формирование личностных качеств, определяющих социально-экономическую, профессионально-педагогическую, научно-познавательную и инновационную направленность.
Основа построения разработанной модели — системно-деятельностная концепция развития инновационно-ориентированной личности. На основе теоретического анализа и проведенной экспериментальной проверки были выдвинуты и сформулированы следующие направления моделирования инновационной деятельности в образовательном процессе: полнота разработанной модели, связь с теоретическим материалом основных образовательных программ, учет возможности трансляции навыков и умений из одной деятельности в другую, учет трудностей, возникающих в процессе инновационной и научно-исследовательской деятельности, и анализ ошибок практико-внедренческой направленности магистрантов в процессе инновационной деятельности, разработка оптимальных форм и методов, направленных на реализацию научно-исследовательских задач. Конкретным выражением модели формирования инновационно-ориентированного мышления явилось содержание и последовательность выдаваемых магистрантам научно-исследовательских и инновационно-внедренческих задач, комплексно охватывающих весь перечень конкретных шагов моделирующих реальную научную и профессиональную деятельность в тесной связи с особенностями отраслей сферы сервиса [5].
Дистанционное обучение в этой модели полностью соответствует принципу обеспечения инновационно-ориентированности процесса обучения. Критериями эффективности обучения здесь являются не только знания предметной области, но и умения в области коммуникаций, знаний и умений, относящихся к сфере социализации, толерантности, глобализации и многое другое.
Дистанционное обучение предусматривает учет дополнительных принципов, специфичных для этой формы обучения, способствующих успешному преодолению барьера социализации и формированию инновационно-ориентированной личности: самоактуализации; личностно ориентированного подхода; корпоративности (командного подхода к организации деятельности в сетях); информационной и психологической безопасности. Специфика дистанционной формы обучения диктует целесообразность опоры на принцип корпоративности, коллективного подхода к организации деятельности в сетях.
Повышению эффективности взаимодействия образования, науки и практики могло бы способствовать создание системы, обеспечивающей существенное повышение информированности представителей реальной экономики о том научно-исследовательском процессе, который проводится на кафедрах ВУЗов.
В современных условия, когда информационные технологии позволяют в режиме реального времени вести диалог науки и практики, научно-педагогическому составу кафедр ВУЗов целесообразно повысить открытость в отношениях с бизнесом, демонстрируя свои достижения и разработки в области научного творчества, особенно имеющих практическую направленность. Это позволило бы обеспечить растущие потребности в постоянном повышении квалификации и переподготовке уже действующих специалистов через создание инфраструктуры доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности. В то же время внедрение данной системы позволило бы обеспечить большую восприимчивость науки и образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда. Постоянная связь науки, образования и производства, реализуемая в форме специального электронного информационного бюллетеня, отражающего все научно-практические достижения в работе кафедр, позволили бы обеспечить практиков той информационной базой, запрос на которую явно прослеживается в проводимых в этой связи социологических исследованиях последних лет.
Система взаимодействия научно-педагогического процесса и процесса информационного обеспечения практической экономики должна отвечать требованиям лаконичности излагаемых идей и описываемого опыта, предоставлять возможность для обсуждения представленных материалов практиками, интерактивно влиять на его содержание посредством оценки представленных материалов, тем самым оказывать влияние на формирование тем для дальнейших исследовательских работ студентов и ученых.
Практическим же результатом постановки подобной работы является реальная помощь бизнесу в его инновационном развитии, повышение интереса специалистов к научному осмыслению технологических и бизнес-процессов, происходящих в реальной экономике, ответственности профессорско-преподавательского состава кафедр за обеспечение практической значимости проводимых исследований, выводов и рекомендаций, находящих отражение в курсовых и дипломных работах студентов, помощь в трудоустройстве выпускников.
Таким образом, предложенная модель формирования инновационно-ориентированного специалиста (магистра, бакалавра) может быть с успехом применена при подготовке специалистов для всех отраслей экономики, в том числе сферы сервиса.


Литература
1. Мудунов А.С. Методологические проблемы моделирования функционирования объектов сферы услуг в условиях рыночных отношений // Аудит и финансовый анализ. - 2002. - № 4.
2. Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговой деятельности в сфере услуг / Под ред. Д.Б. Смирнова. - М.: Дело, 2007.
3. Луганцев А.М. Содержание и направления формирования высокотехнологичного капитала предприятий сервиса как основы их модернизации. - logist@mail.ru
4. Инновационно-образовательные комплексы в системе высшей школы / В.А. Бабурин, В.Н. Соловьев и др. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007.
5. Модернизация бизнеса и образования в условиях инновационного реформирования: Колл. моногр. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. - 408 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия