Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Багиев Г. Л.
заведующий кафедрой маркетинга
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Егорова И. И.
проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук, профессор

Наумов В. Н.
профессор кафедры маркетинга
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Индивидуально-ориентированная технология подготовки маркетологов
В статье определены узкие места в действующих образовательных стандартах вузов. Даны рекомендации по их устранению через широкое внедрение системы индивидуального обучения, в т.ч. маркетологов
Ключевые слова: образовательные услуги в условиях конкуренции, подготовка специалистов, индивидуально-ориентированная технология обучения, индивидуальные учебные планы и программы, образовательный маршрут, гибкая специализация, пространственная экономика, пространственный маркетинг
УДК 339.9; ББК 65.5   Стр: 390 - 393

«Студент, как учащийся образовательного учреждения, является одновременно потребителем настоящих и будущих благ, товаров и услуг. В таком случае студент должен быть вовлечен уже при обучении в активный процесс создания ценностей (в том числе и «знаний»), а не только их использования.
В этой связи существующая образовательная система нуждается в трансформации на основе модели ориентации обучения не на единый для всех учащихся конкретной специальности учебный план, а на индивидуальные учебные планы для каждого студента. А это предполагает его участие в разработке индивидуальных учебных программ по каждой выбранной им дисциплине. Студент с учетом своей потребности выбирает время и предметы (темы), по которым он планирует получение помощи от преподавателя, определяет объем часов и глубину изучения тематики программы изучаемого предмета. Такая модель образования гарантирует повышение активности и заинтересованности в обучении, успех в повышении успеваемости, снижение отсева в ходе обучения, а при использовании онлайнового формата — уменьшение затрат на обучение, с одновременным ростом оплаты труда преподавателей».

Процесс перехода от индустриальной к информационной экономике, протекающий в России, требует нового подхода в подготовке специалистов- маркетологов (бакалавров и магистров), основанного на использовании инновационной технологии индивидуального обучения (10).
Ключевым фактором, определяющим актуальность этого подхода для российской системы высшего образования, является постоянно усиливающаяся конкуренция на мировом рынке образовательных услуг со стороны иностранных университетов и зарубежных образовательных систем в целом, а также растущей конкуренции между выпускниками отечественных вузов. По данным экспертной оценки, сделанной британским журналом Times Higher Education совместно с агентством Reuters, в 2012 году ни один российский вуз не оказался представлен в первой сотне рейтинга лучших университетов мира (World Reputation Rankings). Первое место в топ-100 вузов с лучшей репутацией занял Гарвардский университет (США)1. Одной из главных причин отставания российских вузов является отсутствие должного финансирования в развитие технической базы и в преподавательский потенциал вузов.
Проблема усугубляется тем, что в настоящее время по-существу не разработана принципиально новая национальной стратегии повышения конкурентоспособности российских вузов, а проходящая реформа сводится только к совершенствованию учебных планов без изменения стратегии подготовки специалистов, которые отвечали бы новым вызовам мировой экономики. Одним из стратегических путей повышения статуса российских вузов является реализация технологии индивидуализации обучения — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучащихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента и магистранта.
Для реализации данной задачи российские вузы, с одной стороны, должны сохранить имеющийся достаточно высокий статус научно-педагогических центров уникальных компетенций, а, с другой стороны, развиваться в сторону удовлетворения дифференцированных потребностей рынка труда. С точки зрения современной рыночной экономики выпускник вуза является товаром, а потребителями являются коммерческие, государственные и общественные институты. Следовательно, при подготовке специалистов, в том числе маркетологов, вузы должны разработать модель продукта, адаптированного к потребностям рынка труда. Если на товарных рынках заметной тенденцией является адаптация товаров и услуг к потребностям потребителей, то этот же тренд имеет место и на рынке труда. Другими словами, сейчас потребитель хочет не товар со «средними» характеристиками, а с такими, которые ему нужны. Для реализации такой образовательной стратегии требуется не столько внедрение новых стандартов 3-го поколения, а значительные инвестиции в развитие материально-технической базы вузов и пересмотра принципов планирования нагрузки преподавателей, отходя от «поточного» планирования аудиторных часов — к персональной внеаудиторной.
Не смотря на то, что индивидуальный подход в сфере образования имеет развитую теоретическую базу, основанную на трудах многих учёных (А.П. Околелов, В.В. Шрейдер, Н.С. Лейтес, JI.H. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ю.К. Бабанский, Б.М. Теплов, А.П. Лурия и др.), его практическая реализация в системе подготовки специалистов высшей квалификации — маркетологов не получила пока реального воплощения в учебном процессе.
Существующая в российских вузах жёсткая регламентация учебного процесса, ориентированная на «среднего» студента, без учёта личностных особенностей обучающегося, его мотивации не позволяет подготовить компетентного, мотивированного на выполнение реальных задач специалиста. Не смотря на то, что стандартами 3-го поколения предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных программ, деловых и ролевых игр, разбор практических ситуаций, психологических и иных тренингов), все они, в основном, направлены на групповое обучение, а только при персональном подходе обучающийся может проявить свою индивидуальность. Вузы, на основании новых стандартов (ФГОС), разрабатывают учебные планы и рабочие программы, также ориентированные не на отдельного студента или магистранта, а на учебные группы, сформированные по направлениям и профилям. В этой связи, актуальным остается мнение профессора Оксфордского университета (Великобритания) А. Зорина, который отмечал: «На мой взгляд, самая главная проблема современного высшего образования в России — это его невероятная зависимость от государства, от его политики, от стандартов, которые спускают сверху, от бюрократических правил и т.д.»2.
С другой стороны, потребности работодателей по отношению к профессиональным компетентностям маркетологов ориентируются на творческую личность специалиста, подготовленного для решения конкретных проблем компании. Проведённые опросы руководящих сотрудников таких компаний как «Лента», «Эльдорадо», «Метро», «X5 Retail», «Оби», «Фармакор», «Рольф» и др. показал, что нужны бренд-маркетологи, специалисты в области CRM с умением формировать ассортиментную матрицу, специалисты по развитию и оценкам потенциала территорий, маркетологи-аналитики, специалисты по privat-маркам, специалисты по визуального мерчендайзингу, специалисты по интернет-маркетингу, seo-менеджеры, веб-дизайнеры, специалисты по Интернет-маркетингу, специалистов по электронным торгам. То есть, маркетолог-универсал для практики не нужен, а нужен специалист в какой-то области. Возможно, работодатели смотрят на профессию маркетолога слишком узко, поэтому специализация должна ложиться на хорошую теоретическую и практическую базу. В крупных компаниях наши маркетологи занимают, в лучшем случае, позиции среднего уровня, а на top-должностях работают, в основном, иностранные специалисты.
Исходя из сказанного, можно сделать выводы, что запросы со стороны бизнеса, предъявляемые к качеству высшего образования, реализуются в новых стандартах недостаточно эффективно. Если посмотреть на опыт зарубежных вузов, например, американских университетов, то они не придерживаются единой, обязательной программы обучения. Выделив базовые требования для получения искомого диплома, университеты США предлагают студенту большое количество сравнительно небольших курсов из разных областей знаний (по выбору). В тоже время основной формой учебных занятий в американ­ских университетах является лекция. Кроме лекций, студенты обязаны посещать семинарские и лабораторные занятия. В течение семестра студент выполняет несколько письменных работ. Понятия «учебная группа» не существует, так как каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Индивидуальный подход к обучению реализуется через разнообразные формы самостоятельной работы на основе персональных программ, соответствующих их индивидуальным интересам и профессиональным целям.
Специфика профессиональной работы маркетолога состоит в чрезвычайно широкой сфере деятельности, начиная от системной аналитической работы на стратегическом уровне и заканчивая креативными функциями, особенно в сфере рекламы, стимулирования сбыта, личных продаж и т.д. Это требует продуманного подхода к подготовке таких специалистов, которые, с одной стороны, владели бы общепрофессиональными компетенциями, а, с другой стороны, специфическими узкими знаниями (модель массовой кастомизации), которые можно получить только в процессе индивидуализации обучения.
С позиций современной педагогической науки образование должно гарантировать возможность выбора индивидуального образовательного маршрута самими учащимися (Н.Г. Зверева, И.А. Зимняя, Н.А. Лабунская, Ю.Ф. Тимофеева, В.В. Лоренц, М.Л. Соколова, И.Л. Чернякова, В.В. Шрейдер, И.С. Якиманская и др.).
Отметим, что в американской системе образования используется специальный термин «Liberal arts» — это образование, основанное на принципе свободы выбора, на принципе гибкой (обычно двойной) специализации, определении специализации в процессе обучения, акцента на самостоятельную работу, элективы, индивидуального построения собственной образовательной траектории (А. Зорин)»3.
В процессе осуществления преобразований системы высшего образования, направленных на индивидуализацию системы многоуровневого обучения, одним из путей ее реализации может стать проектирование индивидуально-образовательного маршрута студента4. В этом контексте индивидуализация обучения в современном вузе может быть представлена как педагогическая система специального целевого назначения, при проектировании которой выделяются следующие этапы5:
— становление эмоциональных предпочтений в выборе стиля обучения, «трудного и любимого» предметов (младшие курсы);
— обращение к исследованию собственных потребностей и интересов (2-й и 3-й курсы); — обдумывание и принятие решения о выборе образовательного маршрута (2-й и 3-й курсы);
— переход к рациональной оценке собственной познавательной деятельности, оценивание своих способностей и интересов применительно к выбранной профессии (3-й и 4-й курсы);
— принятие решения о тематике и содержании научно-исследовательской деятельности (магистратура, аспирантура).
Таким образом, для существенного прорыва в подготовке маркетологов высшей квалификации требуется разработка индивидуальной образовательной траектории, соответствующей целям, которые обучающийся поставил для своего карьерного роста. Студенты и магистранты должны участвовать в формировании своей образовательной траектории, иметь возможность выбора образовательных программ не только выпускающей кафедры, но и других кафедр вуза. Особенно это касается учёбы в магистратуре, которая призвана дать специализированное образование в узкой области, в то время как подготовка бакалавров имеет более общепрофессиональный характер в сочетании с конкретной специализацией.
Технология индивидуального обучения состоит из нескольких обязательных элементов, среди которых наиболее важными являются:
— индивидуальные программы обучения, позволяющие составить траекторию подготовки бакалавров и магистров;
— высокие педагогические и профессиональные компетенции преподавателей;
— современные интерактивные информационные ресурсы, обеспечивающие визуальный, аудиальный и другие каналы коммуникации.
Формирование специалиста-маркетолога в соответствии с технологией индивидуального обучения основывается на двух модельных представлениях:
1. Компетентностная модель, заложенная в новых ФГОС и состоящая из когнитивной, творческой и коммуникативной компонент. Компетентность маркетолога определяет его общий квалификационный уровень — чем он должен владеть и что должен знать и уметь делать.
2. Ресурсная модель, которая в отличие от компетентностной учитывает потенциал обучающегося в рамках его будущей конкретной профессиональной деятельности. Именно индивидуализация обучения позволяет наиболее эффективно реализовать маркетологу свой образовательный потенциал, а, в случае необходимости, быстро наращивать или реструктуризировать свои ресурсы.
Ресурсно-компетентностный подход позволяет синтезировать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки с ресурсами, которыми располагают будущие выпускники вуза. При разработке обучающей траектории важно учитывать психологические особенности студента или магистранта. По мнению некоторых учёных (Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, А.П. Лурия, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.) к основным психолого-физиологическим особенностям личности студента относятся: тип темперамента, характер, особенности восприятия, память, скорость протекания нервных процессов. Исследованиями установлено, что разными людьми информация воспринимается по-разному: кем-то преимущественно визуально, кем-то аудиально или кинестетически (через осязание, обоняние и пр.). Визуальная система, согласно Б.Г. Ананьеву, является важнейшим механизмом интеллектуальной деятельности и поведения человека6. Также обучающийся должен быть дифференцирован по типу темперамента, по уровню мотивации в освоении тех или иных разделов учебной программы.
Для анализа и идентификации психологического типа обучающегося преподавателю необходимы специальные знания в этой области психологии, которые, в своей массе, не имеют педагогического образования. В тоже время эффективность индивидуального подхода к обучению может быть обеспечена только при дифференциации обучающихся в соответствии с их когнитивно-эмоциональными и коммуникативными особенностями, а также их мотивационными установками. Отсутствие учета индивидуальных особенностей студента или магистранта не позволит наладить эмоциональные связи между преподавателем и обучающимся, что скажется на полноценном овладении индивидуальной программы, даже если будут выполнены все формальные домашние и аудиторные задания. Необходимо развивать мотивационный механизм обучаемого в части в его стремлении к получению более глубоких знаний и к самообразованию, даже если это выходит за рамки установленной учебной траектории. К таким средствам относятся подготовка обучающимся научных статей, докладов на научно-практические конференции, написание материалов для получения грантов, выполнение исследований по заданию предприятий в период практик.
Важной составляющей технологии индивидуального обучения является использование в учебном процессе специальных компьютерных программ, позволяющих увеличить время контактов преподавателя и обучающегося не только в аудитории, но и дистанционно. Используя такой ресурс, обучающиеся могут развивать свои компетенции, изучая заранее подготовленные преподавателем материалы в цифровом виде лекции, учебники или пособия, а также могут и сами искать, систематизировать, адаптировать и структурировать актуальную информацию в Интернет-среде, превращая её в знания. Важно, что контакты в Интернет-среде носят персонофицированный характер, что способствует установлению партнёрских доверительных отношений между преподавателем и студентами.
Отметим, что растёт мировая тенденция роста числа учебных заведений, применяющих дистанционные технологии обучения. В 1987 году создана Европейская ассоциация университетов, осуществляющих дистанционное обучение с целью поддержания двусторонних и многосторонних контактов между преподавателями, участвующими в дистанционном обучении при разработке лекционных курсов и в обмене этими курсами, разработки и развитию новых методов и приемов высшего дистанционного образования. Успешно работает и Ассоциация дистанционного обучения США (Unites States Distance Learning Association).
Новые формы обучения, основанные на современных технических средствах, открывают дополнительные возможности получения качественного высшего образования за счёт индивидуального подхода к процессу обучения. В тоже время только внедрение технических средств не даст ожидаемого эффекта, если не сменить акценты при составлении учебных планов. Целесообразно уделять основное внимание не столько объему аудиторных часов по предлагаемым студентам и магистрантам учебным дисциплинам, сколько повышению интенсивности обучения за счёт совершенствования организации самостоятельной работы, использования обучающих программных продуктов, а также подбора дисциплин, позволяющих сформировать единую систему знаний будущего специалиста, отвечающей современным требованиям.
Обучение с использованием современных информационных технологии имеет широкие возможности и может осуществляться по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм7.
Во многих вузах, по существу, происходит сближение очной и заочной форм обучения в сторону универсальности, объединяющей их преимущества — высокая степень учебно-методической насыщенности образовательного процесса дневной формы обучения и относительно свободный выбор обучающимися времени изучения учебных курсов при заочной форме обучения. Благодаря активному применению современных технических средств возрастает доля самостоятельной творческо-познавательной компоненты обучения.
Анализ новых учебных планов, разработанных по стандартам 3-го поколения, показал малый удельный вес коммуникативных компетенций. Поэтому, при реализации индивидуальной технологии должен быть уклон в сторону приобретения обучающимися коммуникативных навыков в небольших группах (дискуссии, «мозговые штурмы», защита проектов, выступление с научными докладами и пр.). Должна более эффективно использоваться производственная практика, повысив заинтересованность предприятий в подготовке будущих специалистов по адаптированным программам. Организация интегрированных учебно-научно-производственных комплексов на базе головных российских и иностранных компаний является одним из важнейших направлений реализации индивидуально-ориентированной технологии подготовки маркетологов.
Таким образом, совершенствование и дальнейшее повышение конкурентоспособности специалистов-маркетологов возможно путём разработки и внедрения ориентированной на индивидуальность подготовки специалиста и на использование глобальных образовательных ресурсов технологии, включающей многообразные формы взаимодействия преподавателя и обучающегося с применением современных цифровых средств, а также за счёт более тесной интеграции вузов и предприятий.


Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 412.
2. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: измерение и оценка качества маркетингового обеспечения бизнес коммуникаций // Известия СПбГУЭФ, 2010. - № 4. - С.103-114.
3. Егорова И.И., Курочкина А.Ю., Морозова В.Д. Модернизация системы обучения в СПбГУЭФ. Выпуск 8. Методические рекомендации - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 44 с.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования РФ от 11.02.2002, № 393.)
5. Маркетинг взаимодействия. Учебник для магистрантов / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: СПбГУЭФ, 2012.
6. Наумов В.Н. Проблемы совершенствования подготовки маркетологов высшей квалификации. Тезисы доклада // Научая сессия проф.-преп. состава по итогам НИР, 19- 23 апреля 1999 г.
7. Окрепилов В.В. Оценка качества образовательных услуг на основе модели IQnet 9004. //Проблемы формирования инновационной образовательной парадигмы и подготовки специалистов по направлениям «Менеджмент» и «Экономика»: Уч. записки секции экономики МАШ ВШ. Вып.12 / Под ред. Г.Л. Багиева, Ю.Н. Соловьёвой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 191 с.
8. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы, тенденции развития // Высшее образование в России. - 1994. - № 2. - С. 45-50.
9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования // Директор школы. Спец. вып. - 2000. - № 7.
10. Газизуллин Ф.Г., Газизуллин Н.Ф., Газизуллин Т.Н. Инновационное мышление - неотложное условие модернизации современной экономики России // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 3. - С. 25-26.

Сноски
1 Российские вузы не попали в топ-100 университетов мира. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/society/15/03/2012/641882.shtml
2 Режим доступа: http://www.pravmir.ru/professor-andrej-zorin-v-16-let-student-ne-dolzhen-vybirat-specialnost-na-vsyu-zhizn-1/
3 Режим доступа: http://www.pravmir.ru/professor-andrej-zorin-v-16-let-student-ne-dolzhen-vybirat-specialnost-na-vsyu-zhizn-1/
4 В.В. Шрейдер. Индивидуализация высшего образования как фактор становления личности гражданина демократического общества. - Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_15.htm#s.
5 Чернякова И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст //Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - № 4. - с. 18-23. Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2009_4/2.pdf
6 Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2-х т. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С.412.
7 Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (Утверждена приказом Минобразования России от 18.12.2002 № 4452).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия