Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ПРОБЛЕМЫ АГРОЭКОНОМИКИ
Вахитов Д. Р.
доцент кафедры экономической теории и права
Казанского государственного технического
университета (КАИ) им.А.Н.Туполева,
кандидат социологических наук


ИЗ ОПЫТА РАЗВИТИЯ АГРОЛИЗИНГА
В РЕГИОНАХ РОССИИ

Кризис в российской экономике не обошел стороной и сельское хозяйство, где многие проблемы связаны и с физически и морально устаревшим парком машин, в том числе тракторов и комбайнов.
Значение агролизинга в данной ситуации трудно переоценить, поскольку он позволяет, в частности, развязать или ослабить жесткий узел неплатежей в АПК.
Особенность лизинга в агропромышленном комплексе состоит и в том, что помимо техники на его основе финансовой может приобретаться также племенной скот, для подъема животноводства.
В настоящее время в России при тяжелом финансовом положении большинства сельских товаропроизводителей многие лизинговые компании применяют нестандартные схемы. Ряд из них, например, "Сибагролизинг" предлагает расплачиваться за полученную технику не только денежными средствами, но и продукцией нового урожая, бартерными поставками, встречными услугами.
По оценке Минсельхозпрода РФ, для оснащения крестьянских хозяйств необходимой техникой требуется не менее 19 млрд. дол. Это открывает хорошие перспективы как для отечественных, так и для зарубежных лизинговых компаний, для развития рынка лизинга. (Вместе с тем, пока федеральное правительство уделяет явно недостаточное внимание этим проблемам).
В ряде регионов России в области лизинга уже накоплен определенный опыт. В частности, интерес представляет опыт агролизинга в Республике Татарстан, в которой к проблемам АПК всегда относились как к первоочередным, приоритетным для развития региональной экономике. Даже в условиях высокой инфляции в первой половине 90-х годов правительство республики выделяло значительные средства для финансирования сельского хозяйства и содействовало развитию агролизинга. В числе лизинговых компаний Татарстана активно действует "Финансовая лизинговая компания", организованная ОАО "Татнефть". Специально для малых предприятий оказывает услуги ООО "Лизинговая компания малого бизнеса Татарстана".
В ряде других регионов РФ существует тот же подход к проблемам лизинга. Например, правительство Самарской области в 2000 году закупило 100 комбайнов у ОАО "Ростсельмаш" для передачи их хозяйствам данного региона на основе лизинга, а в Челябинской области - даже 300 зерноуборочных комбайнов. Эти регионы включаются в международную программу развития лизинга, в которой принимает участие Международная финансовая корпорация, Канадское агентство экономического развития и Британский правительственный фонд "ноу-хау".
В Республике Татарстан реализация техники по лизинговым схемам осуществляется уже на протяжении нескольких лет. По таким схемам сельские хозяйства получают 300-400 комбайнов и тракторов в год. С 2000 года в рамках названной программы стали предоставлять сельскохозяйственную технику и фермерам, исходя из необходимости стимулировать развитие малого предпринимательства. Техника при этом закупается у отечественных производителей, что благотворно сказывается на развитии связанных с АПК отраслей промышленности (тракторостроении, автомобилестроении и др.).
Однако объем лизинговых услуг еще не отвечает реальным потребностям предприятий АПК в совершенствовании их технического парка. Вообще среди существующих лизинговых компаний нет таких, которые специализировались бы только на оказании услуг АПК. Сельскохозяйственная техника входит в стандартный набор оборудования, предоставляемого в лизинг. Это достаточно серьезное препятствие для развития агролизинга, поскольку интересы предприятий АПК учитываются лишь частично.
Реализация лизинговых схем в АПК требует обязательного участия банковского капитала, это необходимо не только для привлечения дополнительных денежных средств, но и для обеспечения высокого уровня гарантий.
Лизинговая схема, соответственно, может иметь следующий вид.

Схема предусматривает:
- выдачу банковской гарантии,
- кредит,
- оплату кредита,
- поставки оборудования (другой техники),
- растаможивание оборудования,
- страхование оборудования,
- комиссионное вознаграждение за выдачу банковской гарантии,
- оплату лизинговых платежей.

В качества банка-гаранта предпочтителен Сбербанк ( в Татарстане и "Ак Барс банк"), банки, обладающие не только надежной репутацией, но и значительными финансовыми возможностями. С их участием можно строить схемы на основе кредитной линии, ускоряющей заключение новых сделок и увеличивающей число клиентов лизинговой компании. Этому способствует и широкая корреспондентская сеть этих банков. Она может быть активно использована и в тех случаях, когда производители сельскохозяйственной техники находятся в других странах.
По схеме агролизинга лизингополучатель предоставляет документы, позволяющие лизинговой компании и банку оценить финансовое положение клиента. При положительном заключении лизингополучатель приглашается для окончательного согласования условий и подписания лизингового договора. Таможенные формальности осуществляются лизингополучателем, но и в данном случае банк может оказывать дополнительную помощь.
Обязательным условием реализации лизинговых договоров в АПК является участие в них страховой организации. Именно слабое развитие страхования в российской экономике - одна из основных причин неразвитости агролизинга, как и вообще инвестиционной деятельности, особенно деятельности, связанной с привлечением иностранного капитала и иностранных организаций.
Схема предусматривает включение в нее и государственного органа в качестве гаранта и (или) прямого инвестора. Без государственной поддержки агропредприятиям и при использовании таких лизинговых схем добиться положительных результатов трудно.
Важнейшей проблемой государственной поддержки агролизинга является освобождение от таможенных платежей продукции, закупаемой для лизинговых сделок в АПК за счет средств федерального бюджета. При отсутствии отечественных аналогов техники необходимо освобождать от уплаты таможенных платежей (таможенного оформления, таможенной пошлины), других платежей по импорту (резервный депозит, НДС), импортную продукцию, поступающую на цели развития АПК. В противном случае ее цена становится недоступной, уменьшаются объемы закупок, они "замораживаются" на длительное время.
В связи с этим в нормативно-правовых актах, регулирующих импорт в Россию, необходимы соответствующие оговорки, позволяющие исключать эти платежи.
РФ предлагает снизить (до 50%) и железнодорожные тарифы при транспортировке сельскохозяйственной техники, поставляемой в лизинг за счет средств федерального бюджета, и внести соответствующие изменения в Транспортный устав железных дорог РФ. На сельскохозяйственную технику, поставляемую в лизинг, по мнению Минсельхоза, "должны быть разработаны нормативно-правовые акты, обеспечивающие необходимые виды сервисных услуг, начиная от предпродажной подготовки техники, до обеспечения ее работы на весь амортизационный срок".
Необходимы изменения в налоговом законодательстве, способствующие привлечению инвестиций в лизинг для реализации программ по производству сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и по приоритетным направлениям развития АПК, с участием страховых компаний, для страхования этих инвестиций.
Особое место в агролизинге должна занять передача в лизинг частично изношенного, универсального металлообрабатывающего оборудования крупных машиностроительных заводов для организации в непосредственной близости от сельскохозяйственных предприятий пунктов технического обслуживания, малого и среднего ремонта сельскохозяйственной техники. Это позволит сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам отказаться от приобретения через ряд перекупщиков дорогостоящих запасных частей, в короткие сроки осуществлять модернизацию сельскохозяйственной техники и инвентаря. Часть оборудования может быть успешно использована не только для нужд сельского хозяйства, но и других хозяйственных нужд. Лизинговые платежи в этом случае возможны и в виде натуральной сельскохозяйственной продукции.
При условии сохранения существующих темпов развития аграрного сектора экономики России она в состоянии увеличивать экспорт прежде всего зерна. В такой ситуации за импортную технику лизинговые платежи также могут погашаться продукцией сельхозпроизводителей.
Пока же во многих сделках вместо рассрочки в платежах заказчик вынужден сразу оплачивать полную стоимость техники (оборудования) без участия банков. Это далеко от лизинга. Единственное, что роднит такие сделки с лизинговыми, - возможность выкупа оборудования по окончании срока договора. Вместе с тем лизинговыми фирмами вместо лизинга практикуется рентинг - краткосрочный прокат, при котором предприятиям, нуждающимся в разовом использовании тех или иных видов машин и оборудования, за 30-40% их восстановительной стоимости такая возможность предоставляется.
Анализ лизинговых операций в АПК позволяет делать вывод о необходимости разработки и реализации крупномасштабной программы развития лизинга.
В целях программного обеспечения развития агролизинга потребуется:
- создание в правительствах регионов РФ структурных подразделений, постоянно занимающихся координацией лизинговых операций, определением объектов и субъектов лизинга, оказанием государственной поддержки лизинговым фирмам;
- организация в вузах обучения специалистов по лизингу, в том числе со стажировкой в других странах;
- разработка на основе зарубежного опыта типовой нормативно-методической документации для создания лизинговых фирм и заключения лизинговых сделок;
- создание регулярных ассоциаций лизинговых фирм, банков и предприятий, осуществляющих лизинговые сделки;
- регулярное проведение семинаров, организация курсов переподготовки специалистов по лизингу;
- активное использование потенциала отечественных производителей сельскохозяйственной техники.
Такими производителями в регионах являются "КАМАЗ", КАПО имени Горбунова, тракторные заводы Волгограда, Челябинска, заводы сельскохозяйственного машиностроения Ростова-на Дону, Красноярска, Барнаула, автомобильные заводы "ГАЗ", "ЗиЛ" и другие.
Целесообразно, вместе с тем, дальнейшее расширение поставок по лизингу оборудования для предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции из Германии, Голландии, для охраны окружающей среды из США, компьютерной техники из Японии, США, Тайваня, оборудования для промышленного и жилищного строительства из Китая, Японии, Германии, Италии.
Развитие лизинга в АПК, разумеется, не является единственным направлением этого вида инвестиционной деятельности в регионах России. Хорошие перспективы имеет лизинг в авиационной, автомобилестроительной и ряде других отраслей. В то же время в любом случае это развитие лизинговой деятельности должно быть программируемым процессом.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия