Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ПРОБЛЕМЫ АГРОЭКОНОМИКИ
Шишов Д. А.
заведующий кафедрой земельных отношений и кадастра
Санкт-Петербургского государственного аграрного университета,
кандидат экономических наук

Позубенко Н. А.
соискатель кафедры маркетинга
Санкт-Петербургского государственного аграрного университета


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ И РАЗРАБОТКИ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА В РОССИИ

Исходя из того, что земельные отношения во многом определяют тенденции экономического развития общества, государство, реализуя охранительную и управленческую функции потребления и использования природных ресурсов, должно закреплять в конкретных правовых нормах жесткие правила использования земли и содействовать формированию концепции и основных принципов перераспределения земель.
Земля как исчерпаемый природный ресурс имеет особый юридический статус. Развитие общества на всех этапах связано с землей, которая была и остается источником общественного богатства. Вместе с тем земля всегда была и остается объектом противоречий в обществе.
Данная аксиома подтверждается не только национализацией земли в России после 1917 г., принудительной коллективизацией и раскулачиванием крестьян в годы "великого перелома", но и ограничениями подсобного хозяйства в период "кукурузной хрущевской оттепели" 1959 г., "горбачевской борьбы" с нетрудовыми доходами 1986 г., а также практикой последующих лет. В России с апреля 1991 г. все земельно-правовые отношения "регулируются", хотя стройная система законов о земле отсутствует. Принятый и введенный в действие 30 октября 2001 года Земельный кодекс Российской Федерации, равно как и принятые затем федеральные законы, не ответили на ряд актуальных вопросов, касающихся использования и охраны земельных ресурсов.
К одному из таких вопросов, представляющих предмет потенциального правового регулирования можно отнести решение задач по формированию современной системы земельно-кадастрового учета - важнейшего элемента системы, обеспечивающей реализацию учетной (информационной) функции государства.
Кадастр, который во всех странах мира связан с учетом, оценкой состояния и использования земельных ресурсов, градостроительной деятельности, проблем экологии, предполагает выделение типичных земельных участков с установлением их территориальных границ и описанием их количественных и качественных характеристик.
Первый римский кадастр "Табулес Цензуалес" был введен в VI веке до н.э. императором Сервием Туллием. В этом кадастре закреплялись результаты оценки недвижимого имущества для установления налога с учетом типа земель, способов ее возделывания, конкретных качественных и пространственных их характеристик.
Сведения государственного земельного кадастра в настоящее время проходят процедуру документирования и включаются в состав информационных ресурсов России, в том числе в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" (с изменениями от 10 января 2003 г.) (далее N24-ФЗ).
Информации рассматривается как стратегический ресурс, использование которого позволяет экономить другие виды ресурсов: энергетические, материальные, трудовые, финансовые. При этом к государственным информационным ресурсам относятся федеральные информационные ресурсы, информационные ресурсы, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство Российской Федерации.
Земельный кадастр - это информационная система (организационно упорядоченная совокупность массивов документов и информационных технологий, реализующих информационные процессы), которая создается и ведется в целях информационного обеспечения:
государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
государственного контроля за использованием и охраной земель;
мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
землеустройства;
экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
установления обоснованной платы за землю;
иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности (ст.4 N28-ФЗ).
Этот кадастр является источником обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать доступные информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
На основании статьи 12 (N24-ФЗ) пользователи информации (граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Владельцы же информационных ресурсов должны обеспечивать пользователей ими на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. При этом сведения государственного земельного кадастра имеют открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории сведений ограниченного доступа. Они предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.
Федеральная служба земельного кадастра России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление земельными ресурсами, специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.
Структура федеральной службы земельного кадастра России (и число организаций):

В Федеральную службу земельного кадастра России входят также крупные научно-исследовательские и проектно-изыскательские организации с 19 тысяч специалистов по государственному земельному кадастру, оценке земель, землеустройству, картографированию и мониторингу земель.
Основными задачами Федеральной службы земельного кадастра России являются:
- осуществление в пределах ее компетенции государственного управления земельными ресурсами и участие в проведении земельной реформы;
- ведение государственного земельного кадастра и государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета) в целях информационного обеспечения деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, государственному контролю за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, землеустройству, проведению кадастровой оценки земель (в том числе для целей налогообложения), реализации мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, иной связанной с использованием земель деятельности;
- осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
- организация и осуществление землеустройства;
- организация и осуществление мониторинга земель;
- организация и осуществление прогнозирования и планирования рационального использования земель в пределах ее компетенции;
- участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель;
- обеспечение в установленном порядке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных юридических и физических лиц информацией о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рационального использования;
- содействие развитию международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению Службы.
Таким образом, процессы информатизации (применительно к использованию и управлению земельными ресурсами) затрагивают такие общегосударственные и региональные проблемы, как обеспечение инвестиционных процессов в сфере землепользования, совершенствования процессов рыночного оборота земель, реализации фискальной функции государства, оптимизации структур государственного управления земельными ресурсами, интенсификации процессов разграничения государственной собственности на землю, формирования системы органов государственного и иных видов контроля за использованием и охраной земельных ресурсов.
По этим причинам управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления, как указывается, в частности, в национальном докладе "Информационные ресурсы". Государственными обязанностями является обеспечение свободного доступа пользователей к информационным ресурсам, координация деятельности различных ведомственных и региональных структур, а также негосударственных организаций при формировании информационных ресурсов. Государство должно обеспечивать оптимизацию затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов, создание условий для их эффективного использования, совершенствование соответствующего законодательства.
Развитие нормативно-правовой базы требует разработки новых и уточнения действующих законодательных актов, подзаконных актов различного уровня, реализующих положения принятых законодательных актов. Особое значение на федеральном уровне имеют законы "Об информационном обеспечении органов власти", "О государственном земельном кадастре", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов", "О персональных данных", "О государственной статистике". Среди подзаконных актов особенно важны акты "Об информации, информатизации и защите информации"; "Об обязательном экземпляре документов"; "О геодезии и картографии" и другие.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия