Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Проскура Н. В.
доцент кафедры коммерции и маркетинга
Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров),
кандидат экономических наук


Социально-экономический потенциал телекоммуникационных услуг
В статье рассматривается развитие и использование телекоммуникационных услуг с точки зрения уровня их распространения, социальной и экономической значимости. Выделены основные векторы развития, с точки зрения повышения эффективности предоставления услуг и повышения качества жизни. Наибольшую значимость приобрели телекоммуникационные услуги именно в своей социальной составляющей. Экономическая эффективность также становится все более очевидной, особенно в рамках показателя обширности территорий нашей страны
Ключевые слова: телекоммуникационные технологии, проникновение телекоммуникационных услуг, web-выборы, уровень развития, удаленные территории, рынок телекоммуникаций
УДК 005; ББК 32.81   Стр: 487 - 489

Стремительно развивающиеся рынки мирового сообщества предъявляют с каждым днем все новые и новые требования к уровню технологичности информационного обмена предоставления услуг. Услуги сегодня создают 70% совокупного производства и рабочих мест в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, и формируют около 75% ВВП США.
Для быстрого развития различных отраслей народного хозяйства необходимо на постоянной основе внедрять и использовать механизмы, способствующие более эффективному обмену информацией.
Телекоммуникационные услуги вплоть до 80-х годов XX века не являлись самостоятельно выделенной отраслью в народном хозяйстве, им отводилась роль вспомогательного средства при развитии промышленности, сельского хозяйства. Начиная с конца 80-х — начала 90-х гг. ХХ в. происходит стремительная переоценка ценностей, а двигателем прогресса и неотъемлемым атрибутом системы показателей качества жизни становится уровень обеспеченности населения телекоммуникационными услугами.
Телекоммуникационные услуги в силу их высокой технологичности, жестких технических показателей достаточно комплексны в своей презентации, сложны для восприятия конечным потребителем и труднодоступны для понимания их конечной ценности. Поэтому необходимо особенно внимательно отличать основные векторы развития от побочных, вспомогательных ветвей развития. Это:
— Развитие сетей фиксированной и мобильной связи;
— Замена аналоговых технологий цифровыми;
— Внедрение в повседневную жизнь электронной коммерции;
— Выход на рынок 4G, LTE, WiMax технологий;
— Интернетизация удаленных территорий, в том числе использование построенной сети телекоммуникаций для «Web– выборы–2012». Уровень интернетизации, проникновения телекоммуникационных услуг в сельское хозяйство, хоть и не такими быстрыми темпами, но развивается в сторону повышения качества, а также вовлечения аудитории в новейшие телекоммуникационные технологии. Основными ресурсами, которые имеются на сегодняшний день, после успешного внедрения проекта «Web-выборы», это не столько web-камеры, сколько платформа и каналы связи [1]. Развитие и повышение эффективности телекоммуникационных услуг на удаленных территориях имеет ряд отличительных особенностей. Это:
— Низкий уровень развития средств связи;
— Большая протяженность территорий, необходимых для телефонизации / интернетизации;
— Низкая обеспеченность автомобильными дорогами;
— Низкая плотность населения (по сравнению с городскими поселениями);
— Ограниченность покупательной способности;
— Неравномерность развития территорий Российской Федерации.
Телекоммуникации в России являются одной из наиболее динамично развивающихся и обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста отраслей. Охват сотовой связи достиг уже почти 100%, абоненты фиксированной связи начинают постепенно отказываться от этой услуги. Наиболее активно растущие сегменты рынка — Интернет и цифровое платное телевидение.
Российскому рынку телекоммуникационной отрасли, имеющему один из самых высоких темпов развития в мире, присущи следующие особенности:
— Неравномерное развитие разных сегментов рынка в силу нерентабельности оказания телекоммуникационных услуг из-за низкой плотности населения;
— Недостаточный объем инвестиций;
— Неравномерность развития стандартов мобильной связи. С конца 90-х годов приоритетом в развитии сотовой связи стал стандарт GSM. Действие данного стандарта происходит на частоте от 800 до 1800 Гц, покрытие до 1 км. Это накладывает определенные требования к получению услуг по данной технологии, количеству вышек, которые должен установить оператор для покрытия территории, а соответственно увеличению издержек. Особенностью развития в России телекоммуникационных технологий по предоставлению услуг «голоса» по беспроводной связи явился именно стандарт GSM, который, одним из ключевых факторов быстрого развития явились быстрое получение эффекта и явная презентативность оконечного оборудования. Стандарт CDMA, который пока слабо развит, превосходит по выходным данным: частота 450 Гц, покрытие до 15 км, возможность беспроводной передачи не только «голоса», но и данных, при всех явных преимуществах, как с технической точки зрения, так и с точки зрения инвестиций и явных выгод для конечного потребителя, развивается на территории нашей страны слабо. «Большая тройка» мобильных операторов — МТС, Билайн, Мегафон и четвертый — Теле2 работает на очень насыщенном рынке, все четыре компании продвигаются в одном направлении, не имея возможности перейти на более высокомаржинальный и эффективный путь. В стандарте CDMA работает компания Sky Link. Выход на рынок с данной технологией был осуществлен позже, в 2000-х годах. Несмотря на всю привлекательность данной услуги, сейчас сложно предсказать, будет ли она востребована на рынке из-за следующих причин:
— Большая географическая протяженность с неравномерным распределением населения. Доступность телекоммуникационных услуг сама по себе становится важной составляющей для качества жизни населения, а также косвенно влияет и на другие значимые его компоненты, такие, как образование, здравоохранение, безопасность. По данным опросов большинство населения России выразило неудовлетворенность или недостаточную удовлетворенность доступностью информационно–коммуникационных технологий [2]. Были сформулированы следующие недостатки:
— Отсутствие научно обоснованной долгосрочной федеральной программы создания, развития и совершенствования телекоммуникационной структуры;
— Активная поддержка государством отдельных телекоммуникационных предприятий;
— Наличие баз данных по клиентам и их активности. Ключевой особенностью телекоммуникационного бизнеса является наличие у каждого игрока рынка базы данных не только о клиентах, но и об их активности. Так, мобильные операторы хранят информацию обо всех транзакциях абонентов за несколько лет, включая пополнение счета и подключение тех или иных услуг. Эти сведения позволяют проводить глубокий ретроспективный анализ активности пользователей мобильной связи за несколько лет [3].
Анализ показывает:
— высокий неудовлетворенный спрос на самый массовый вид услуг — телефон — и неразвитый спрос на новые виды услуг;
— слабую защищенность потребителей, не удовлетворенных низким качеством традиционных услуг;
— неравномерное обеспечение телефонами делового сектора и населения;
— неравномерность развития сети связи в различных регионах страны [4].Важной особенностью отечественной телекоммуникационной отрасли является неравномерность её развития, неразвитость телекоммуникаций в отдаленных регионах страны из-за низкой плотности населения, разного уровня доходов населения, уровня инвестиций.
Массовое внедрение услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет, появление цифровых технологий привели к тому, что сегодня практически любой отечественный оператор связи работает не только на региональном, но и на мировом рынке телекоммуникационных услуг.
Основными трендами рынка телекоммуникаций на наш взгляд являются:
— развитие новейших технологий;
— демонополизация рынков;
— глобализация национальных рынков услуг связи.
Развитие новейших технологий. Услуги традиционной голосовой связи начали вытесняться цифровыми технологиями и интерактивными услугами (Интернет, мобильная связь, передача данных, электронные платежи и пр.) — это способствовало радикальным изменениям в телекоммуникационной отрасли
Демонополизация рынков. В России, как и в любой стране мира, исторически отрасль связи функционировала как естественная монополия в связи с большими издержками по предоставлению доступа к телефонной сети, а также в связи с оказанием телеграфных услуг. С другой стороны, социальная значимость данных услуг не позволяла устанавливать высокие тарифы — следовательно, государственное регулирование было необходимым.
В 90-х годах XX века огромный спрос на услуги доступа в Интернет и мобильной связи привёл к существенным изменениям: во многих странах мира процедура выдачи лицензий на предоставление услуг доступа в сеть Интернет была значительно упрощена, что привело к росту конкурирующих провайдеров и операторов сотовой связи. В то же время эти компании оказывают услуги через сеть общенационального (или регионального) оператора-монополиста. В результате упрощения выдачи лицензий, отраслевым монополиям пришлось предоставлять новые услуги, а также уступить часть рынка новоявленным альтернативным операторам связи.
Несмотря на бурное развитие новейших технологий, традиционная голосовая связь по-прежнему приносит доход и остаётся востребованной услугой, а мобильная связь и Интернет дополняют традиционные услуги.
Глобализация национальных рынков услуг связи. Деятельность национального оператора-монополиста не ограничивается пределами страны: многие крупнейшие компании (такие как China Mobile, Vodafone, T-Mobile) предоставляют услуги и за рубежом — в основном компании приобретают крупные пакеты акций иностранных операторов.
Таким образом, современный телекоммуникационный рынок зависит от распределения сил игроков, востребованности услуг и насыщения самого рынка, который, приближаясь к высоким показателям, закономерно снижает динамику роста.
Существует прямая зависимость между темпами экономического развития, качеством жизни населения и масштабом применения в обществе информационных технологий: чем выше уровень благосостояния граждан в стране, тем больше объем потребляемых услуг. При этом существует и связь в обратном направлении, рост телекоммуникационной отрасли помимо увеличения числа рабочих мест увеличивает эффективность других отраслей экономики, т.е. выполняет инфраструктурные функции. Для отдельных секторов экономики телекоммуникационные услуги имеют особенно важное значение. Например, к таким секторам услуг относятся банковский сектор, услуги в сфере воздушного транспорта (в частности бронирование авиабилетов) и др.
В этой связи формирование и развитие рынка телекоммуникационных услуг становится важнейшей составляющей развития национальной экономики и всего общества.
Рынок телекоммуникационных услуг — это социальный институт, сложившийся в сфере экономический деятельности по передаче, обмену, хранению информации, основанной на системе правил и норм и социальном контроле за их исполнением, совокупности общественных отношений, складывающихся в процессе экономической деятельности хозяйственных агентов, в целях регулирования конкуренции и уровня цен и выполнения социально значимых функций [5].
Телекоммуникационные услуги дают практически неограниченные возможности не только различным отраслям для повышения эффективности использования обмена и получения информации, но и для различных категорий потребителей:
— Получение удаленного доступа к информации. Доступ к различным международным удаленным Интернет ресурсам становится с каждым днем все более востребованным. Увеличение объемов и скорости обработки информации оказывает огромное влияние на направление и развитие науки, техники, ведение бизнеса.
— Осуществление дистанционного обучения. Программы обучения в разных отраслях науки и знаний развиты еще более неравномерно. При желании гражданина получить необходимый комплекс знаний, принять участие в семинарах, конференциях развитие дистанционного образования дает возможность приобрести всесторонние знания, так необходимые в будущем. На сегодняшний день обучение становится все более специализированным. Чтобы полностью постичь предметную область изучения, студент полагается на различные ресурсы, часто физически не связанные. Такая ситуация делает обучение более трудным и предполагает использование множества источников информации, в том числе ресурсов и информационных центров и служб.
— Развитие территорий, что особенно актуально для удаленных территорий. В настоящее время уровень развития российских регионов, и соответственно, уровень стоящих перед ними задач значительно дифференцирован. Несмотря на принятие и реализацию целевых программ, направленных на сглаживание различий в уровне развития регионов, по-прежнему можно идентифицировать развивающиеся и депрессивные территории, управление развитием которых должно учитывать специфику обоснования инвестиционной привлекательности территории для каждого конкретного случая.
— Динамика внутреннего развития регионов может иметь как положительный, так и отрицательный тренд. Первый характеризуется размещением в регионе новых отраслей экономики, растущим предложением рабочих мест, привлекательным уровнем жизни и, как следствие, притоком инвестиций, жителей и приезжих. Но переизбыток или несоразмерность этих положительных явлений может привести, с другой стороны, к растущим ценам на недвижимость, перегрузке инфраструктуры, социальному недовольству. Повышение налогов с целью преодолеть недостатки ведет к еще большей потере привлекательности территории. Признаками отрицательного развития выступают кризис или стагнация экономики, рост безработицы и дефицита местных бюджетов, ужесточение кредитной политики банков и т.д.
Телекоммуникационные услуги, несмотря на их высокую технологичность, комплексность, сложность во внедрении и первоначальном продвижении, являются наиболее значимыми и востребованными у граждан, так как помогают им в решении различных социальных проблем, развитии и самоутверждении как полноправного члена общества.


Литература
1. Официальный сайт ОАО Ростелеком [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rt.ru
2. Проскура Д.В. Особенности формирования информационного пространства в регионах России через распространение телекоммуникационных услуг //Теория и практика общественного развития (Электронный научный журнал) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-5-2012/economics/proskura.pdf
3. Михалькова Е.М., Чугрина Л.Т. Особенности проведения количественных и качественных маркетинговых исследований на рынке телекоммуникационных услуг // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2011. - Т.1. - № 2. - С. 313-316.
4. Разроев Э. Инфокоммуникационный бизнес: управление, технологии, маркетинг. - СПб., 2003.
5. Скворцова Ю.М. Институционализация рынка телекоммуникационных услуг // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 14. - С. 128-132.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия