Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Агейкина М. С.
аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Основные факторы взаимодействия крупного и малого бизнеса в России и Республике Беларусь: сравнительный анализ
В статье дан анализ основных факторов непосредственно влияющих на процесс взаимодействия крупного и малого бизнеса в России и Республике Беларусь. Выявлены основные различия в выборе приоритетов в каждой из стран. Обоснована неизбежность роста влияния образовательного фактора и стимулирования его государством
Ключевые слова: крупный бизнес, малый бизнес, образовательный фактор, партнерское предпринимательство
УДК 334.012; ББК 65.292   Стр: 498 - 500

Критерии определения хозяйственных субъектов как малых предпринимательских единиц представлены в России Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [1]
В Республике Беларусь — Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» от 21.05.2009 № 255. [2] Сравнение критериев двух стран представлено в табл.1.

Таблица 1
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в России и в Республике Беларусь
КритерииРоссияРеспублика Беларусь
Организационно-
правовая форма
Юридическое лицо должно являться потребительским кооперативом или коммерческой организацией.Микро-организации и малые предприятия, зарегистрированные в Республике Беларусь.
Физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.
Средняя численность работников за предшествующий календарный годМикро-предприятия — до 15 чел. включительно;
Малые предприятия — до 100 чел. включительно;
Средние предприятия — 101–250 чел. включительно;
Микро-предприятия — до 15 чел. включительно;
Малые предприятия — от 16 до 100 чел. включительно;
Средние предприятия — 101–250 чел. включительно;
Объем выручкиВыручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.
Начиная с 2008 года установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:
60 млн руб. — для микро-предприятий;
400 млн руб. — для малых предприятий;
1000 млн руб. — для средних предприятий. [3]
Объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (ежегодно пересматривается) — учитывается при обращении за государственной финансовой поддержкой субъектами малого предпринимательства.
Доля участия в уставном капиталеДоля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов).В уставном фонде юридических лиц, являющимися субъектами малого предпринимательства, доля участия РБ, ее административно-территориальных единиц, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, религиозных организаций, общественных объединений, союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являю-щихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства) — учитывается при обращении за государственной финансовой поддержкой субъектами малого предпринимательства.

Еще один критерий, используемый для определения малого бизнеса в России, — это доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% , кроме хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования. [1]
Следует отметить, что критерии малого бизнеса, по большей части идентичные в России и в Республике Беларусь, были определены с целью применения упрощенной системы отчетности и налогообложения. В то же время границы крупного бизнеса никогда четко не определялись.
Исходя из критериев, изложенных выше, можно сделать вывод, что к крупному бизнесу и в России, и в Республике Беларусь будут относиться предприятия, обладающие следующими характеристиками:
1. Организационно-правовая форма — юридическое лицо;
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год — от 250 человек.
3. Объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год свыше 1000 млн руб.

При взаимодействии крупного и малого бизнеса с учетом перечисленных критериев, преимущество малого предприятия заключается в его большей мобильности по сравнению с крупными предприятиями, поэтому малые предприятия легче проникают в свободную рыночную нишу и быстрее реагируют на малейшие перемены конъюнктуры. Но в тоже время любые негативные изменения на рынке в первую очередь бьют по субъектам малого предпринимательства, поэтому они нуждаются в особенной защите и поддержке со стороны государства, что осуществляется в России с помощью ст.7 ФЗ№209-ФЗ, предусматривающей: специальные налоговые режимы; упрощенные правила ведения налогового учета; упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; упрощенную систему ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; упрощенный порядок составления субъектами малого предпринимательства статистической отчетности; особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора); меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и иные меры.
Кроме того, с 1 января 2013 года вступает в силу федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который регламентирует упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций.
В Республике Беларусь с целью поддержки среднего и малого предпринимательства принят Закон Республики Беларусь № 148-3 от 01.07.2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства». [4] Для реализации положений закона принята программа Государственной поддержки малого предпринимательства, в рамках которой финансовая помощь субъектам малого предпринимательства оказывается по следующим направлениям.
1. Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей выделяются финансовые средства на возвратной возмездной и безвозмездной основе, имущество на условиях финансовой аренды, гарантии по льготным кредитам, предоставляемых банками Республики Беларусь.
2. Облисполкомами, городскими, районными и исполнительными комитетами и (или) местными администрациями, учреждениями финансовой поддержки предпринимателей предоставляются субсидии для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, субсидии для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды в части оплаты суммы вознаграждения лизингодателю.
3. Банками Республики Беларусь выделяются льготные кредиты за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программой Государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады этих банков и т.д.
В изменениях и дополнениях, принятых в 2012 г. к Закону Республики Беларусь № 148-3 от 01.07.2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» предусмотрено содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, компенсация расходов на проведение мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства (конференции, маркетинговые исследования), обучающие курсы.
Взаимодействие структур крупного и малого бизнеса возникает на основе осознания потребности друг в друге. Наличие крупных промышленных комплексов в России и в Республике Беларусь обусловлено моделью развития экономики в советское время, которая была направлена на укрупнение и концентрацию производительных сил. Технологическая цепочка крупного бизнеса нуждается во включении новых субъектов рыночного взаимодействия, осуществляющих распределение и движение товарного потока, выполнение определенных технологических процессов, исследование и консультирование, страхование, повышение квалификации персонала, подбор персонала и т.д.
Процесс формирования взаимодействия состоит из следующих этапов: 1. постановка задачи; 2. определение критериев взаимодействия, описание требований к партнеру взаимодействия; 3. формирование списка структур, имеющих возможность принять участие во взаимодействии, и соответствующих четко обозначенным критериям; 4. выделение предпринимательских структур, участвующих во взаимодействии; 5. выбор форм взаимодействия; 6. создание системы взаимодействия с выбранными структурами; 7. контроль и оценка эффективности взаимодействия с выбранными структурами. [5]
В процессе последовательного прохождения этапов формирования взаимодействия крупного и малого бизнеса основную роль играют следующие факторы.
1. Экономический — развитая конкуренция на выбранном рынке, относительная сила продавцов и покупателей, наличие необходимой инфраструктуры, тендерная система распределения заказов на производство, наличие свободных финансовых средств и т.д.
2. Технологический — прогрессивные технологии, техническая инфраструктура, высококвалифицированный персонал, ноу-хау, развитая IT -инфраструктура и т.д.
3. Организационно-управленческий — гибкость организационной структуры, предпринимательская бизнес-стратегия, децентрализация, преобладание горизонтальных потоков информации и т.д.
4. Социально-психологический — общественное признание, обеспечение самореализации, мотивация, психологический климат и т.д.
5. Политический — стабильная политическая ситуация.
6. Правовой — действенная и гарантированная правовая база.

В процессе формирования устойчивой системы взаимодействия малого и крупного бизнеса особое внимание следует обратить на образовательный фактор.
В Республике Беларусь повышению квалификации, работающих в сфере малого бизнеса, уделяется особое внимание. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2012 года № 96 «Об утверждении Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год», были предусмотрены мероприятия по организации лекториев, тематических семинаров для молодежи с целью их вовлечения в предпринимательскую деятельность.[8] Кроме того, предоставляются субсидии безработным гражданам в размере 20-кратной величины бюджета прожиточного минимума в Республике Беларусь в качестве содействия в организации предпринимательской деятельности. [8] При центрах занятости населения в каждом областном центре организованы курсы повышения квалификации и переподготовки субъектов малого бизнеса по направлениям: предпринимательство, коммерция и логистика, маркетинг и т.д.
В России с целью повышения квалификации, работающих в сфере малого бизнеса, принята Президентская программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой предусмотрено повышение квалификации специалистов, работающих в малых венчурных компаниях. [9]
Для усиления степени мотивации руководителей крупных предприятий к процессу взаимодействия с малым бизнесом следует увеличить экономическую заинтересованность данного контингента в результатах совместной экономической деятельности предприятий.
Возвращаясь к правовому фактору, следует учитывать тот факт, что в Республике Беларусь уделяется особое внимание государства взаимодействию крупного и малого бизнеса, а именно: при осуществлении государственных закупок в Республике Беларусь с 1 января 2013 года законодательно гарантирован доступ к участию в процедурах закупок субъектов малого и среднего бизнеса.[10] Это положительно скажется на развитии взаимодействия крупного и малого бизнеса в стране, поскольку выделяются определенные квоты на участие в государственных закупках субъектов малого и среднего бизнеса.
Используя факторы, отмеченные российскими экономистами как основные, можно сделать сравнительный анализ факторов взаимодействия крупного и малого бизнеса в двух странах, принимая во внимание тот факт, что в Республике Беларусь ряд исследователей (Гутсол О.С., Хмурович Л.В.) отмечают, что проблема исследования взаимодействия крупного и малого бизнеса является недостаточно изученной. [11, 68].

Таблица 1
Факторы, влияющие на взаимодействие крупного и малого бизнеса в России и Республике Беларусь
Наименование фактораРоссияРеспублика Беларусь
ЭкономическийРазвитая конкуренцияГосударственное регулирование
ТехнологическийНаличие необходимой инфраструктурыНаличие необходимой инфраструктуры
Организационно-управленческийОбеспечение возможностей для самореализацииМотивация конкретных субъектов хозяйствования
Социально-психологическийПрограмма подготовки управленческих кадровФинансовая поддержка субъектов малого предпринимательства
ПолитическийСтабильная политическая ситуацияСтабильная политическая ситуация
ПравовойНаличие изменяющейся правовой базыНаличие правовой базы

Положительное влияние правового фактора на взаимодействие крупного и малого бизнеса в Республике Беларусь заключается в наличие правовой базы по стимулированию инновационной деятельности и внедрению перспективных технологий. Поскольку малый бизнес быстрее реагирует на изменение рыночной ситуации, данный фактор стимулирует процесс взаимодействия, т.е. крупное предприятие нуждается в перспективных технологиях уже реализованных малым бизнесом. Отрицательное влияние правового фактора заключается в том, что система льгот и мотиваций может быть неэффективной и, наоборот, мешать взаимодействию, поскольку рыночные изменения происходят быстрее, чем успевает измениться правовое поле.
Исходя из того, что для подъема экономики и России и Республики Беларусь необходимо максимально содействовать развитию малого бизнеса и увеличению числа малых предприятий, стимулировать развитие взаимосвязей между крупным и малым бизнесом, целесообразно вышеназванные направления взаимодействия заложить в экономическую политику каждого государства.
В целом, анализ факторов, влияющих на взаимодействие крупного и малого бизнеса, показал, что в основном в этот процесс вовлечены сторонние (независимые) организации. Кроме того, большинство крупных предприятий предпочитают взаимодействовать как минимум с двумя и более субъектами малого бизнеса для страхования своих рисков. Например, в России при передаче крупным предприятием субъекту малого бизнеса части своих бизнес-процессов, происходит дробление на несколько этапов, каждый из которых передается на исполнение разным малым предприятиям или организациям.
В заключение следует отметить, что взаимодействие крупных и малых предпринимательских структур позволяет и тем, и другим получать конкурентные преимущества на рынке, а соответственно и дополнительную прибыль, а также значительный социальный эффект. При этом на результаты взаимодействия влияют различные факторы, к основным из которых можно отнести уровень образования, финансовую стабильность бизнеса, инфраструктуру рынка присутствия, стратегию взаимоотношений с властными структурами и потребителями.


Литература
1. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства [www.rosbuh.ru] — 01.08.11г. — URL: http://www.rosbuh.ru/?page=article&item=3243 (дата обращения: 01.08.12)
2. Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» [http://www.pravo.by] — 21.05.2009г. — URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=p30900255&p2={NRPA} (дата обращения: 29.08.12)
3. http://www.glavbuh-info.ru/index.php/
4. Закон Республики Беларусь № 148-3 от 01.07.2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» [http://www.pravo.by] — 01.07.2010г. — URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11000148&p2 (дата обращения: 12.07.12)
5. Омарова Н.Ю., Костусенко А.И. Взаимодействие крупного и малого предпринимательства: теория и практика[www.rae.ru] — 01.08.11г. — URL: http://www.rae.ru/monographs/123-4094 (дата обращения: 19.10.12)
6. http://www. belstat.gov.by/
7. Инновации в Москве. [www.dmpmos.ru] — 19.10.11г. — URL: http://www.dmpmos.ru/default.aspx?s=0&p=1127(дата обращения: 15.10.12)
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2012 №96 «Об утверждении Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год» [http://www.government.by]-30.01.2012г. — URL: http://www.government.by/ru/solutions/1774 (дата обращения: 21.09.12)
9. http://www.pprog.ru/
10. Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 г. «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» №419-3 [http://www.ng.by] — 13.07.2012 г. — URL: http://www.ng.by/ru/issues?art_id=67766 (дата обращения: 03.10.12)
11. Информационное общество Республики Беларусь: статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск, 2011. — 91 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия