Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Сигова С. В.
главный научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга
Петрозаводского государственного университета,
доктор экономических наук

Мазаева К. А.
аспирант Петрозаводского государственного университета

Старение населения как глобальный вызов современности
В статье рассмотрены проблемы старения населения как одного из глобальных вызовов современного рынка труда. Проведен анализ распределения населения по возрастам в ЕС и России, показан потенциальный дисбаланс на российском рынке труда, рассмотрены возможности его сокращения. Особое внимание уделено специфике иностранной рабочей силы в России как одному из источников преодоления указанного дисбаланса
Ключевые слова: рынок труда, демография, рабочая сила, внешняя трудовая миграция, условия труда
УДК 331.522; ББК 65.240   Стр: 68 - 71

Современный рынок труда характеризуется тремя глобальными вызовами: глобализация, старение населения и разрыв в производительности труда. Глобализация и экономическая интеграция оказывают существенное влияние на жизнь людей, на внутристрановой и мировой рынок труда, на эластичность спроса на рабочую силу и возможность управления этим спросом. Старение населения снижает потенциальный уровень конкурентоспособности страны и потенциальный экономический рост. Старение населения и дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу, согласно среднесрочному прогнозу до 2020 года «Спрос и предложение рабочей силы в Европе», являются основными проблемами мирового рынка труда [1, с.39]. При этом, демографическая проблема оказывает серьезное влияние на экономику не только в средне-, но и в долгосрочной перспективе [2, с.10]. Однако, эти вызовы приносят не только риски, но и новые возможности для развития рынка труда. Ученые Евросоюза в последние годы уделяют большое внимание этим вопросам, изучая их влияние на мировое экономическое развитие.
Российский рынок труда также характеризуется ежегодно воспроизводящимися несоответствиями между спросом на рабочую силу и ее предложением, как в количественном, так и в качественном (структурном) аспектах. Эта проблема оказывает негативное влияние на государство и на население [3, с.209]. Для государства потери выражаются в виде недопроизводства ВВП, увеличения потенциального количества безработных, неэффективного расходования бюджетных средств. Заниженная заработная плата, низкая производительность труда, диспропорции в воспроизводстве рабочей силы негативно сказываются на эффективном функционировании рынка труда. Старение населения России является негативным фактором, усугубляющим и без того непростую ситуацию на рынке труда.
Распределение населения по возрастам. Эффект старения населения наблюдается в большинстве стран, и в ближайшие десятилетия средний возраст населения будет увеличиваться, в то же время в каждой стране возрастное распределение населения носит особенный характер. Например, последний демографический прогноз Евростата показал, что население в трудоспособном возрасте в ЕС-251 снизится с 305 млн чел. в 2005 до 255 млн чел. в 2050, тогда как численность населения старше трудоспособного возраста увеличится с 77 млн чел. до 135 млн чел. Общая численность населения останется примерно на том же уровне, тогда как доля населения в трудоспособном возрасте снизится с 67,2% до 56,7%. Рассмотрим эффект старения в Евросоюзе подробнее на рис. 1. Высота столбцов зависит от доли данной возрастной группы в общей численности населения Евросоюза.
Рис.1. Распределение населения Евросоюза по возрасту в 2005 и в 2050 гг. [с. 31, 5]
Рис. 2. Распределение населения России по возрастам в 2010 и в 2030 году [6]
Для России эти тенденции также актуальны. Анализ распределения населения по возрастам в 2010 и в 2030 гг. показал, что численность населения старше трудоспособного возраста вырастет в 2030 году более чем в 1,5 раза по сравнению с 2010, тогда как доля населения в трудоспособном возрасте снизится с 61,6% в 2010 году до 55,0% в 2030 году. Эффект старения в России более наглядно проиллюстрирован на рис. 2.
На рис.1 приведено сравнение относительного возрастного распределения населения в России за 2010 и 2030 гг. Высота столбцов зависит от доли данной возрастной группы в общей численности населения России. Согласно представленным данным, столбцы возрастов старше 65 лет существенно выше для 2030 года, чем для 2010. Следствием этого является потенциальный дисбаланс на рынке труда, поскольку меньшее число занятого населения вынуждено обеспечивать прежний спрос на товары и услуги.
Согласно рис. 2, наибольшую долю в 2030 году будет составлять население в возрасте 45–49 лет. Так, можно предположить, что в 2050 году наибольший процент населения будет в возрасте от 65 до 69 лет. По данным ООН, к 2050 году число лиц старше 60 лет может составить треть населения России [7]. Таким образом, тенденции старения населения, представленные на рис. 1 для Европы, характерны и для России в такой же степени.
Потенциальный дисбаланс на рынке труда. В 2009 году в исследовании Европейского центра развития профессионального образования (CEDEFOP) был проведен анализ потенциального дисбаланса на рынке труда. Аналогичный подход был использован и при проведении исследования рынка труда в РФ. В таблице 1 представлены данные расчета потенциального дисбаланса на рынке труда России в 2030 году. Данные для расчета взяты из прогноза Министерства экономического развития РФ «Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» [8].
В первой колонке представлены основные показатели рынка труда на 2010 год. Из 142,9 миллионов человек 61,5% (87,9 млн чел.) находятся в трудоспособном возрасте, а значит, являются потенциальными занятыми в экономике. Процент занятости среди этой потенциальной рабочей силы составляет 76,9%. Это означает, что 67,6 млн чел. являются занятыми.
В 2030 году доля населения в трудоспособном возрасте снизится до 54,4% (вследствие старения населения). В целях наглядности мы предположим, что показатель общей численности населения останется на прежнем уровне и в 2030 году также будет составлять 142,9 млн чел.

Таблица 1
Расчет потенциального дисбаланса на рынке труда в России в 2030 году
ПоказателиПредложение
рабочей силы
Спрос
на рабочую силу
Дисбаланс
на рынке труда
Предложение,
необходимое
для преодоления
дисбаланса
201020302030
A1234 = (3–2)5
Численность населения, млн чел.142,9142,9
Доля населения в трудоспособном возрасте61,5%54,4%
Население в трудоспособ-ном возрасте, млн чел.87,977,777,7
Доля занятого населения76,9%76,9%87,0%
Занято в экономике, млн чел.67,659,867,6-7,848767,6

Из данных таблицы 1 следует, что если доля занятых в экономике также останется неизменной, то в 2030 году предложение рабочей силы составит только 59,8 млн чел. Поскольку численность населения остается постоянной, то спрос также останется на уровне 2010 года, а потенциальный разрыв между спросом на рабочую силу и её предложением составит почти 8 млн чел. Одним из способов преодоления такого разрыва является увеличение доли занятых в экономике. Если 87% рабочей силы в 2030 году будут занятыми, то численность занятых увеличится до 67,6 млн чел. (87% * 77,7 млн чел), и, таким образом, спрос на рабочую силу будет удовлетворен.
Аналогичное исследование по данным Евросоюза (2005 и 2050 год) показало, что дисбаланс на рынке труда европейских стран к 2050 году составит около 30 млн чел. При этом для его преодоления необходимо будет увеличить долю занятых до 75,5%.
Таким образом, хотя прямые сравнения невозможны, мы можем характеризовать степень потенциального дисбаланса на рынке труда России как более мягкую по сравнению с европейским рынком труда.
Если опустить предположение о постоянстве населения, подобные расчеты могут быть проведены для различных сценариев социально-экономического развития России.

Таблица 2
Расчет дисбаланса на рынке труда для различных сценариев социально-экономического развития России
Сценарий социально-экономического
развития России
Дисбаланс на рынке труда
(млн чел.)
Доля занятых, необходимая
для преодоления дисбаланса
Форсированный7,2585,80%
Инновационный5,4385,30%
Консервативный (энергетически-сырьевой)5,4385,30%

Из информации, представленной в табл.2, следует, что для инновационного и консервативного сценариев данные совпадают — дисбаланс на рынке труда составляет 5,43 млн чел., а доля занятых, при которой спрос на рабочую силу будет удовлетворен — 85,3%. Абсолютные значения дисбаланса на рынке труда для форсированного сценария развития отличаются от двух других сценариев, тогда как относительные (доли занятых, необходимых для равновесия на рынке труда) — близки по значению.
В приведенном выше расчете потенциального дисбаланса на рынке труда делаются следующие предположения:
— постоянство спроса на рабочую силу;
— постоянный уровень неактивности населения;
— постоянная средняя продолжительность рабочей недели;
— постоянная производительность труда;
— постоянная миграция в период прогнозирования;
— несоответствие предложения труда мигрантов существующему спросу по профессионально-квалификационному составу.
Таким образом, в ближайшем будущем под влиянием эффекта старения населения европейский и российский рынки труда будут характеризоваться несоответствием спроса и предложения рабочей силы. Одним из способов снижения дисбаланса на рынке труда является увеличение доли занятых в экономике: для преодоления дисбаланса на российском рынке труда она должна составлять от 85 до 87% при разных сценариях развития экономики, на европейском — около 75%.
Национальные особенности и сокращение дисбаланса на рынке труда в странах ЕС. Как было указано ранее, проблема старения населения носит международный характер и непосредственным образом затрагивает страны Евросоюза. В связи с этим в рамках исследования Европейского центра развития профессионального образования (CEDEFOP) [5] были разработаны и предложены варианты преодоления данного глобального вызова.
Как отмечено в докладе CEDEFOP, с большей проблемой сталкиваются те страны, которые имеют более старое население или низкий чистый миграционный прирост. Таким образом, универсальное решение проблемы возникающего дисбаланса на рынке труда вследствие старения населения найти сложно. Это обусловлено как различиями в структуре экономики каждой страны, так и национальными традициями стран. Наиболее популярными предложениями в Евросоюзе являются следующие:
1. Увеличение численности занятых за счет:
— увеличения числа людей;
— увеличения количества часов работы на человека;
— использования возможностей, связанных с выходом сотрудников на пенсии в более позднем возрасте;
— использования возможности частичной занятости населения, вышедшего на пенсию.
2. Стимулирование прироста населения. Этот вариант все еще иногда предлагается, но не жизнеспособен в долгосрочной перспективе, и только усугубит ситуацию. Он даст эффект по прошествии 25 лет, а после 65 лет, наоборот, проблема вернется в более широком масштабе.
3. Рост производительности труда. Эффективный и реалистичный вариант в производстве и сельскохозяйственном секторе. Однако, более трудно достигнуть результата в трудоемких секторах экономики, а также в социальной сфере
4. Структурные изменения на рынке труда. Поскольку предложение рабочей силы меньше спроса на нее, она может перемещаться с менее высокооплачиваемых мест на более высокооплачиваемые. Это не будет полностью устранять дисбаланс на рынке труда, но переместит проблему из одного сектора в другой. При этом общая производительность труда будет увеличена.
5. Рост трудовой миграции (рост потоков зарубежной трудовой миграции). Если она выгодна и для принимающей стороны, и для мигранта, это — экономически разумный вариант. Такой вариант может быть полезным, только если мигранты обладают компетенциями, в которых нуждается рынок труда. Можно рассматривать и временную миграцию.
Таким образом, дисбаланс на рынке труда характеризуется многими аспектами. Одна из проблем состоит в том, что люди, обладающие необходимой квалификацией, по каким-то причинам не участвуют в функционировании рынка труда. В то же время, молодые люди, которые не трудоустроены и не учатся в учреждениях профессионального образования остаются вне рынка труда. Необходимо рассматривать эти неиспользованные источники рабочей силы. Квалифицированных специалистов также стоит удерживать от ухода на пенсию или переезда в другую страну для работы за рубежом [9, с.64].
Один из популярных способов преодоления дисбаланса на рынке труда в настоящее время — это привлечение зарубежных трудовых мигрантов.
Зарубежная трудовая миграция. Исследования Европейского центра развития профессионального образования (CEDEFOP) показали, что на рынке труда Европы присутствует тенденция роста мигрантов с высоким уровнем квалификации (рис. 3).
Рис.3. Высококвалифицированные и низкоквалифицированные мигранты в странах Европы (2005 год) [5]
Рис.3 основан на данных OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) по мигрантам некоторых стран Евросоюза, Канады, США и др. На рисунке отражена средняя доля мигрантов в стране, по сравнению с их долей среди высококвалифицированной рабочей силы и среди низкоквалифицированного населения. Если черная стрелка показывает направо, доля мигрантов среди низкоквалифицированной рабочей силы больше, чем их доля среди всего трудоспособного населения. Если черная стрелка указывает налево, доля трудовых мигрантов в составе низкоквалифицированного труда страны меньше, чем их доля среди всего трудоспособного населения. Если серая стрелка показывает направо, трудовые мигранты составляют большую, чем средняя по стране, долю среди высококвалифицированной рабочей силы страны и так далее. В 13 из этих 20 стран доля трудовых мигрантов среди высококвалифицированного труда выше, чем их доля в общей численности трудоспособного населения, в 11 странах их много среди низкоквалифицированной рабочей силы.
Так, в Чешской Республике, Франции, Швеции и Швейцарии доля мигрантов выше средней и среди высококвалифицированной рабочей силы, и среди низкоквалифицированной. Доля мигрантов среди высококвалифицированной рабочей силы больше средней в Ирландии, Португалии, Швейцарии, Турции и Великобритании. В Ирландии, Португалии и Великобритании, кроме этого, доля трудовых мигрантов в составе низкоквалифицированной рабочей силы меньше, чем их доля в составе трудоспособного населения этих стран.
Таким образом, в большинстве рассмотренных стран трудовые мигранты обладают достаточно высоким уровнем квалификации и их доля среди высококвалифицированной рабочей силы велика. В связи с этим рост потоков зарубежной трудовой миграции является одним из вариантов решения проблемы дисбаланса на рынке труда для многих европейских стран.
Другие тенденции — на рынке труда в России. Рассмотрим качественный состав зарубежных трудовых мигрантов, работавших в России в 2009 и 2010 годах (рис. 4).
Рис.4. Состав зарубежных трудовых мигрантов в Россию по уровню квалификации в 2009 (слева) и 2010 (справа) годах
Доля мигрантов с начальным профессиональным и средним общим образованием уменьшилась за год на 10 п.п., тогда как доля мигрантов с высшим профессиональным образованием увеличилась на 9 п.п. Это положительная тенденция, однако, в 2010 году большинство мигрантов, работающих в России, не имело высшего или среднего профессионального образования, и их доля составила 57%. Доля мигрантов со средним профессиональным образованием осталась стабильна.
Указанные тенденции можно характеризовать с двух сторон. Во-первых, в России существует недостаток работников с СПО и НПО. А во-вторых, даже эти работники должны обладать высокой квалификацией в рамках их уровня образования, например, уметь обращаться со сложной техникой. В настоящее время зарубежные трудовые мигранты в большей части заняты низкоквалифицированным трудом в плохих условиях труда.
Структура распределения мигрантов по уровню квалификации в разрезе федеральных округов на 2009 год характеризуется следующими тенденциями: максимальная доля трудовых мигрантов с высшим профессиональным образованием — в Центральном федеральном округе. Она составляет 10,7% и обусловлена экономико-географическим положением Центрального федерального округа и принадлежности к нему г. Москвы. Высока доля мигрантов с ВПО также и в Северо-Кавказском федеральном округе, хотя общая численность зарубежных трудовых мигрантов в его регионы невелика по сравнению с другими федеральными округами.
Во всех федеральных округах преобладают мигранты с начальным профессиональным и средним общим образованием — в Северо-Западном федеральном округе их доля достигает 78,2%.
Таким образом, проблема дисбаланса на европейском рынке труда во многом решается с помощью зарубежной трудовой миграции, поскольку трудовые мигранты обладают достаточно высоким уровнем образования и могут предложить европейским работодателям квалифицированный труд. Российский рынок труда характеризуется другими тенденциями: большинство зарубежных трудовых мигрантов имеют начальное профессиональное образование или даже среднее общее образование.
Заключение. Старение населения является одним из глобальных вызовов современности. Распределение населения по возрасту отличается между странами, но данная проблема присутствует везде, так как в ближайшие десятилетия средний возраст населения будет увеличиваться.
Как следствие, отношение населения в трудоспособном возрасте к пожилому населению уменьшится, и предложение рабочей силы относительно снизится, приводя к дисбалансу на рынке труда. В ближайшем будущем европейский и российский рынки труда будут характеризоваться несоответствием спроса и предложения рабочей силы. Одним из способов снижения дисбаланса на рынке труда является увеличение доли занятых в экономике. Этого можно достигнуть разными путями. Одним из наиболее популярных представляется рост потоков зарубежной трудовой миграции.
В зарубежных странах миграция специалистов с высоким уровнем квалификации способствует решению проблемы старения населения. Во многом это обусловлено высоким потенциалом развития страны и привлекательностью условий труда. Российская специфика заключается в том, что трудовая миграция в Россию, в основном, характеризуется низким уровнем квалификации и, соответственно, трудовых возможностей.
В то же время, в России существует высокий потенциал преодоления дисбаланса за счет внутренних источников: безработных, межрегиональной и маятниковой миграции, вовлечения незанятого населения. Его реализация зависит от хода модернизации экономики на инновационной основе на всех направлениях и уровнях.


Работа выполнялась при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ в рамках реализации комплекса мероприятий по развитию научно-исследовательской деятельности

Литература
1. Skills supply and demand in Europe: Medium-term forecast up to 2020. — Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010.
2. Analysis On The Challenges Facing Labour Markets Within The Europe 2020 Strategy (Own-Initiative Analysis). — Sofia: Economic and Social Council, 2011
3. Иванов С.А., Ложко В.В. Воспроизводство человеческого капитала для инновационной экономики Северо-Запада России // Проблемы современной экономики — 2011 — № 3.
4. Сигова С.В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации / С.В. Сигова. — Петрозаводск: Изд–во ПетрГУ, 2009. — 188 с.
5. Skills for Europe’s future: anticipating, occupational, skill needs. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009.
6. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года: статистический бюллетень. — М., 2010. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticJournals/doc_1140095525812 Дата обращения: 27.09.2012
7. Population Division of the Department of Economic and social Affairs of the United Nation Secretariat, World population Prospects: The 2010 Revision. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: esa.un.org/undp/wwp/index.htm Дата обращения: 15.09.2012
8. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально–экономического развития Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20120428_0010 Дата обращения: 06.08.2012
9. Better Skills, Better Jobs, Better Lives: A Strategic Approach to Skills Policies. — OECD publishing, 2012.

Сноски 
1 25 стран-участниц Евросоюза (как на декабрь 2006 года)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия