Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Дудкина Н. С.
аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики

Особая экономическая зона как стратегический ресурс инновационного развития северного региона (на примере Магаданской области)
В статье показаны результаты функционирования Особой экономической зоны Магаданской области, проблемы и перспективы в рамках инновационного развития и ее влияние на социально-экономическое развитие региона
Ключевые слова: особая экономическая зона, концепция 'точек роста', инновационное развитие, инновации, бизнес-инкубатор
УДК 338.24; ББК 65.5   Стр: 134 - 137

Реализация инновационной стратегии развития Магаданской области базируется на использовании сильных сторон регионального социально-экономического и геополитического положения. Одним из решающих стратегических ресурсов является режим Особой экономической зоны (ОЭЗ).
ОЭЗ была выбрана в качестве механизма реализации стратегии управления регионом на период с 1999 по 2014 г. на основе использования преференций, позволяющих развивать региональное производство, привлекать отечественных и иностранных инвесторов, повышать уровень занятости в регионе, обеспечивать рост доходов населения. Основными целями создания ОЭЗ стали развитие производственных сил, насыщение финансового и товарного рынков Магаданской области в интересах населения области. Организация ОЭЗ предполагала создание мощной промышленной и сельскохозяйственной базы, развитие инфраструктурных отраслей и формирование современных технических и информационных центров, позволяющих осуществить подъем экономики региона и гармоничное включение ее в мирохозяйственную систему на принципах международной экономической интеграции и глобализации. Ожидалось, что создание ОЭЗ в г. Магадане позволит эффективно использовать региональные ресурсы, однако для успешного достижения этого требовалась тщательная проработка и последующее внедрение институциональной основы функционирования зоны [2].
Правовой основой создания ОЭЗ стало принятие 31 мая 1999 г. Федерального Закона об Особой экономической зоне в Магаданской области, который предусматривал развитие производительных сил, насыщения товарного и денежного рынков в Магаданской области, а также 29 июня 1999 г. Областного закона об ОЭЗ [3]. Согласно областному закону, предприятия — участники ОЭЗ должны были оплачивать регистрационный сбор в Фонд ОЭЗ, представляющий собой 50 % от величины налоговых освобождений.
В состав регистрационного сбора вошли начисления по налогам на добавленную стоимость, на прибыль, на воспроизводство материально-сырьевой базы, акцизам и платежам за добычу полезных ископаемых.
На территории ОЭЗ был организован режим свободной таможенной зоны, когда иностранные товары ввозятся и размещаются на этой территории без взимания таможенных пошлин. Это условие наряду с налоговыми льготами стало мощным протекционистским механизмом для предприятий — участников ОЭЗ от острой конкуренции иностранных производителей. За счет Фонда ОЭЗ, полученного из регистрационных взносов участников, планировалось профинансировать особо значимые мероприятия и не менее значимые региональные проекты социального характера.
Средства, поступающие от участников ОЭЗ, расходовались в соответствии с принятыми законами Магаданской области «О бюджете внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны».
Управление деятельностью всех объектов, входящих в состав ОЭЗ, включающее контроль над функционированием режима зоны и поддержание отношений с федеральными органами, осуществляла администрация области, а исполнительные функции экономического управления ОЭЗ были возложены на администрацию ОЭЗ.
Согласно статистическим данным, в течение 2011 года администрацией Особой экономической зоны зарегистрирован 51 резидент, исключено из состава участников — 55. На 1 января 2012 года число резидентов ОЭЗ составило 184, в том числе 125 юридических лиц 59 индивидуальных предпринимателей. На соответствующую дату 2011 года числилось 188 резидентов Особой экономической зоны: 131 юридическое лицо, 57 индивидуальных предпринимателей. На 1 января 2012 года доля резидентов ОЭЗ частной формы собственности составила 91% от общего количества, государственной — 3%, иных форм собственности — 6%. По сравнению с аналогичной датой предыдущего года распределение резидентов по формам собственности существенно не изменилось [5].
Деятельность предприятий в составе участников ОЭЗ позволила за счет льгот в части федеральных налогов (налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход, земельного налога, платы за нормативные и сверхнормативные выбросы) значительно улучшить свои социально-экономические показатели.
Дополнительные средства, получаемые участниками ОЭЗ благодаря особому правовому режиму, позволили увеличить объемы производства, повысить за счет этого доходы предприятий, создать источники для инвестирования в развитие производства.
Предприятия, работающие в ОЭЗ, имеют возможность накапливать средства, остающиеся в их распоряжении за счет льгот по налогам и таможенным платежам, и использовать их для инвестиций, приобретения и модернизации основных фондов развития производства.
С момента своей организации преференциальный режим ОЭЗ оказал мощное влияние на развитие экономики региона, создав механизм «точек роста», который проявился в прямых и косвенных последствиях[1]. К прямым последствиям механизма «точек роста» ОЭЗ можно отнести:
— создание благоприятного делового климата и активизацию малого предпринимательства;
— улучшение финансового состояния предприятий — участников ОЭЗ;
— увеличение поступлений в бюджеты различных уровней;
— создание новых рабочих мест и организация новых предприятий;
— развитие производственного потенциала и обновление материально технической базы предприятий и учреждений.
Результаты прямых последствий механизма «точек роста» ОЭЗ в силу своих мультипликативных свойств проявились в следующих косвенных последствиях:
— снижении индекса потребительских цен;
— повышении душевых доходов жителей региона;
— улучшении социальной инфраструктуры и экологической ситуации в регионе.
В целом ОЭЗ стала действенным механизмом повышения экономической устойчивости территории. Результатом ее функционирования является положительная динамика макроэкономической стабилизации: рост промышленности производства, включая повышение объемов добычи драгметаллов, приток инвестиций в основной капитал предприятий Магаданской области, увеличение регионального производства потребительских товаров, рост фонда оплаты труда на предприятиях области и, как следствие, увеличение денежных доходов населения.
Создание ОЭЗ на территории Магаданской области решило главную задачу текущего периода развития рыночной экономики в РФ — роста валового регионального продукта. Благодаря деятельности режима ОЭЗ, начиная с 2000 г., прекратилось падение реального ВРП, и наметилась устойчивая динамика роста с 15,59 млрд руб. в 2001 г. до 35 млрд руб. в 2007 г. и до 56 млрд в 2011 г. [5].
Правовой режим преференций действия участников ОЭЗ создал два основных источника развития экономики региона — это снижение налоговой нагрузки и за счет этого увеличение инвестиций в развитие производства, и создание фонда ОЭЗ за счет регистрационных сборов ее участников.
Режим ОЭЗ оказал положительное воздействие на улучшение инвестиционного климата в области. Несмотря на отсутствие значительного притока иностранного капитала на территорию, вырос уровень российских инвестиций, что положительно сказалось на экономике области.
В связи с развитием предприятий, освоением новых производств выросла численность занятых в экономике области. Снизилось число безработных с 5129 человек в 2006 г. до 4600 чел. в 2011 г. [5].
С введением в действие ОЭЗ активизировалась внешнеэкономическая деятельность. В составе участников ОЭЗ, работающих в режиме свободной таможенной зоны, находятся предприятия и предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере торговли и промышленности. Основными странами, из которых осуществляется импорт товаров, являются США, Япония, Италия. Из США, Канады и европейских стран импортируется оборудование, из Японии — легковые автомобили, из Кореи и Китая — продукты питания, хозяйственные и промышленные товары. Мебель и строительные материалы ввозятся из США, Кореи, Китая. Импорт продуктов питания осуществляется из США, Китая и Южной Кореи. Действие особого правового режима позволило обеспечить потребительский рынок промышленными и продовольственными товарами, дало возможность удерживать уровень цен на основные продукты питания. Наличие фонда ОЭЗ позволило решить проблемы топливно-энергетического комплекса, что также имело положительные социальные последствия для населения области (регулирование тарифов, модернизация отопительных систем, завоз топлива в регион).
Положительный эффект функционирования ОЭЗ, влияющий на социальное и экономическое развитие региона, однако, во многом был снижен из-за нестабильности правового поля. С момента принятия Федерального Закона «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» ее существование постоянно находилось под угрозой [8]. Это было обусловлено тем, что налоговые и таможенные органы постоянно меняли толкование законодательства, связанного с ОЭЗ, и свои требования к участникам. Это зачастую вызывало негативное отношение к ОЭЗ у предприятий и предпринимателей, выход их из ее состава участников, нежелание пользоваться льготами.
Другим обстоятельством, создающим проблемы функционирования и не позволяющим в полном объеме осуществлять цели и задачи, стоящие перед ОЭЗ, стало Постановление Правительства РФ № 646 «Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых на территории указанной Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области». С его принятием наиболее активно развивающиеся промышленные предприятия (главным образом рыбные и золотодобывающие) фактически лишились льгот по федеральным налогам.
Наличие нестабильности правового поля породило проблему в реализации потенциала «точек роста» ОЭЗ, заключающуюся в отсутствии единой на длительном интервале времени стратегии развития ОЭЗ, проработки ее этапности во взаимосвязи с основными направлениями регионального развития на долгосрочную перспективу. В этих условиях фонд ОЭЗ распределялся на протяжении всего периода функционирования между многими направлениями и объектами финансовой поддержки ОЭЗ, однако, крупных производственных комплексов, переводящих экономику региона на инновационный путь развития и повышающих глубину переработки региональных ресурсов, способствующих новой концептуальной роли региона, практически не создано.
Анализ механизмов регионального управления показал специфику основных регионообразующих отраслей Магаданской области, требующих корректировки подходов к стратегии. Так, в горнодобывающей промышленности существующие механизмы управления отраслью породили раздробленность золотодобывающих предприятий, трудности инвестирования малых предприятий, недостаточное финансирование разведки новых месторождений. Отсутствие в стратегии управления отраслью инновационных механизмов не позволило устранить диспропорции в соотношении россыпных и коренных месторождений и сформировать в ней замкнутые циклы от добывающих предприятий до потребительского рынка с консолидацией материально-ресурсного и финансового капитала.
Несмотря на наличие преференциального режима ОЭЗ, по-прежнему остается нестабильным финансовое положение основных предприятий топливно-энергетического комплекса. Механизмы управления в отрасли используют инерционную и энергодоминирующую стратегию, экономически и экологически неоправданную. Проведенный анализ показал, что не были использованы в полной мере возможности ОЭЗ для реализации энергосберегающей стратегии, включающей подстратегии диверсификации, децентрализованной генерации, ориентации на местные энергоресурсы.
По рыбной отрасли — второму по важности стратегическому сектору экономики — также не удалось полностью реализовать возможные перспективы, предоставляемые режимом ОЭЗ в связи с действием Постановления Правительства Российской Федерации № 646, в соответствии с которым большинство операций хозяйственной деятельности предприятий рыбной отрасли не попадает под действие льгот.
Нестабильность правового поля, отсутствие стратегии поэтапной реализации потенциала «точек роста» ОЭЗ, а порой и консерватизм отношений со стороны руководства предприятий — участников ОЭЗ и предпринимателей к возможностям осуществления стратегического прорыва привело к тому, что при положительном влиянии в целом режима ОЭЗ на экономику региона за прошедший период наблюдалось ухудшение результатов деятельности у 134 предприятий, у 50 предприятий сумма прибыли уменьшилась в 2,0 раза, 36 предприятий увеличили убытки в 2,7 раза, 48 предприятий стали убыточными.
Все перечисленные проблемы не позволили использовать в полной мере возможности ОЭЗ, реализовав эффективно лишь налоговые и таможенные преференции. По сути своей ОЭЗ проявила классические свойства лишь свободной таможенной зоны с некоторыми элементами производственной.
К сожалению, не были созданы центры науки, техники и производства, способные оказывать стимулирующее влияние на развитие различных отраслей регионального производства, не произошло существенного перераспределения ресурсов в пользу создания механизмов саморазвития, способствующих выходу Магаданской области из состава регионов-аутсайдеров.
При этом наиболее важным фактором в условиях использования льгот ОЭЗ является таможенный режим, который может обеспечить снижение цен экспортируемых и импортируемых товаров и развитие потребительского рынка.
Многих иностранных инвесторов привлекают богатые природные ресурсы региона, основными поставщиками которых являются горно-добывающая и рыбная отрасли. Формирование совместных с зарубежными инвесторами перерабатывающих предприятий позволило бы обеспечить высокую доходность использования регионального ресурсного потенциала. Для привлечения инвесторов в северный регион, каким является Магаданская область, требуются условия, вызывающие интерес у инвестора. В такой ситуации большие надежды можно возлагать на новые тенденции федеральной власти в региональной политике, направленные на устранение межрегиональных контрастов согласно принятой Федеральной целевой программе «Сокращение социально-экономических различий регионов» (2002–2010 годы и до 2015 года), которая предусматривает разработку проектов развития социальной и инженерной инфраструктуры и дает возможность получить федеральное софинансирование на критически значимые проекты в регионах [12]. Для гармоничного встраивания в эту программу поддержки развития рассредоточенных регионов необходимо пересмотреть институциональные и правовые основы функционирования ОЭЗ в Магаданской области.
Реализация организационно-экономического механизма развития региона в последующей перспективе с использованием концепции «точек роста» ОЭЗ требует иного мышления и способа действий, освоения технологии соучастия, объединения ресурсов, усилий людей и власти. Практическая реализация идеи саморазвития территории по данному направлению невозможна также без позитивного осуществления механизмов местного самоуправления и поддержки развития с участием государства, обеспечивающих нормальное состояние развивающегося общества.
Сохранение режима ОЭЗ в Магаданской области позволит реализовать неиспользованные пока резервы для стабилизации и устойчивого развития и обеспечить компенсацию высоких издержек производства промышленной продукции в северном регионе механизмами демпфирования, основанными на эффективном использовании минерально-сырьевых, биологических, рекреационных и человеческих ресурсов региона.
Для успешной реализации стратегии управления регионом на основе «точек роста» ОЭЗ необходимо обеспечить следующее [11]:
— выявить закономерные тенденции в развитии экономики региона и динамику индикаторов социально-экономического развития;
— выбрать модель регионального развития на перспективу в условиях международной и межрегиональной интеграции и с учетом изменения структуры производительных сил региона;
— определить условия создания современной многоукладной промышленной и социальной инфраструктуры;
— создать предпосылки для активизации инвестиционных процессов в секторах региональной экономики;
— организовать инновационную инфраструктуру, обеспечивающую создание новых конкурентоспособных производств и экологическую безопасность;
— сформировать условия для реализации социальных программ молодежной политики, повышения образовательного уровня населения, развития здравоохранения, культуры и спорта в регионе.
Такой подход позволяет преодолеть территориальные проблемы ОЭЗ, вызывающие, как показал анализ, значительные трудности в управлении, и развернуть использование механизма «точек роста» в сторону креативности — развития творческой деятельности в регионе по самореализации его потенциала. В рамках этого возможно создание технопарка в пределах г. Магадана, основой которого могут стать научно-исследовательские и образовательные учреждения, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом специалистов и ученых различных направлений. Целесообразна также, на наш взгляд, организация научно-технического центра трансфера технологий, осуществляющего коммерциализацию инновационных идей. Участниками такого центра могли бы стать научные организации, консалтинговые и страховые компании, структуры власти, деятельность которых была бы направлена на активное внедрение результатов НТП в региональное производство.
Интенсификация научных исследований с активным внедрением инноваций в реальную экономику региона должна осуществляться с участием государственных и муниципальных органов и крупного частного капитала за счет механизма преференций, который может заинтересовать инвесторов вкладывать свои капиталы в экономику региона.
В регионе существует ресурсная база, которая может стать основой для создания новых производств, повышающих ВРП, но это возможно только при использовании новых технологий и достаточного уровня инвестиций.
В качестве объектов для создания научно-внедренческой зоны в соответствии с разрабатываемым в настоящий момент в РФ законодательством о функционировании наукоградов и других зон инновационного типа в Магаданской области можно рассматривать возможность формирования технопарков в следующих областях [2]:
— использовании биоресурсов моря для получения биологически активных добавок, которые могут стать мощным валютоемким региональным продуктом, не требующим больших затрат на транспортировку до рынков сбыта;
— добыче углеводородного сырья и Магаданского шельфа в условиях критических природно-климатических условий;
— создании современного комплекса по реализации прибрежного лова морепродуктов и реконструкции береговых баз их переработки для устранения диспропорций между добывающими мощностями и недостаточным ресурсным обеспечением океанического промысла.
Таким образом, для успешной реализации перспектив развития ОЭЗ как ресурса инновационного развития региона необходимо пересмотреть ее программу с определением новых критериев и создать новую правовую и методологическую базу и механизм управления ОЭЗ. Необходимо обеспечить планирование деятельности режима преференций с прогнозированием использования потенциала «точек роста» для дальнейшего саморазвития региона. В качестве приоритетных проектов, финансируемых за счет ОЭЗ, должны выбираться такие, которые имеют стратегическое значение для региона на длительную перспективу, а результат их внедрения должен иметь экономическую эффективность и инновационный характер влияния на всю экономику области.
В 2013 г. планируется включить в состав ОЭЗ научно-производственный центр в области инноваций — так называемый инновационный бизнес инкубатор — это структура, которая даст возможность предоставлять помещения предпринимателям-инноваторам на льготных условиях. В условиях ОЭЗ Магаданской области уже создан Северо-Восточный центр интеллектуальной собственности, в рамках которого будет происходить управление интеллектуальной собственностью в условиях ОЭЗ.
В 2013 году планируется рассмотреть возможность дальнейшего инновационного развития области с использованием дополнительных мотивационных механизмов. В частности, в августе 2012 г. была разработана и утверждена губернатором Н.Н. Дудовым Программа первоочередных мер в сфере реформирования торговой ОЭЗ в Магаданской области в ОЭЗ комплексного типа с преимущественным использованием элементов ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типа [7].
Для этого, из предприятий-участников ОЭЗ необходимо будет сформировать инновационные предприятия, что позволит выявить объекты интеллектуальной собственности. Здесь главная задача — повысить интерес предприятий посредством дополнительной финансовой поддержки. В свою очередь, уже имеющиеся в реестре предприятия малого бизнеса необходимо включить в Особую экономическую зону [10].
Таким образом, происходит процесс совмещения инновации и участие в ОЭЗ. Эта ситуация приведет к тому, что в Магаданской области предприятия — участники экономической зоны будут осуществлять не только торговые операции, но и инновационные процессы.
Россия вступила во Всемирную торговую организацию, что также накладывает определенные ограничения. Магаданская область взяла на себя лидерство в разработке стандарта управления интеллектуальной собственностью в условиях Особой экономической зоны. При этом к разработке стандартов должны подключиться и другие регионы, где есть подобные условия.


Литература
1. Андрианов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. - М.: Экономика, 1999.
2. Дудов Н.Н., Голобокова Г.М. Стратегическое управление регионом в инновационной экономике: монография / Под ред. Г.М. Голобоковой - Магадан: Изд. СВГУ, 2008.
3. Федеральный Закон ФЗ-104 «Об особой экономической зоне в Магаданской области» от 31 мая 1999 г.
4. Об Особой экономической зоне в Магаданской области: федеральный закон: принят Гос. думой 23 апреля 1999 г.: одобр. Советом Федерации 17 мая 1999 г. // Собр. законодательства РФ. - 2005. - № 52 (ч.П), ст. 5602.
5. Итоги развития экономики и социальной сферы Магаданской области в 2011 году. - Магадан: Магаданстат, 2012. - 91 с.
6. Областная целевая программа «Инновационное развитие Магаданской области на 2009-2013 годы» // Магаданская правда. - 2011. - № 47 (20 апр.)
7. Рекомендации участников расширенного выездного заседания Наблюдательного и Ученого совета РНИИИС в Магаданской области «О приоритетах инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности регионов Сибири и Дальнего Востока» г. Магадан: Итоговый документ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.pravo.ru
8. Юринская Я.В. Методы экономического стимулирования инвестиционной деятельности в Особой экономической зоне в Магаданской области. - Магадан: Изд-во СВГУ, 2009.
9. Свободные экономические зоны [Электронный ресурс] / В.П. Максаковский. Режим доступа : http:// www.investments.com.ua.
10. Бояркин Г. Векторы колымских инноваций // Магаданская правда в пятницу. - 24.08.2012. - № 24. - С. 2.
11. Шиганов А.В. Особые экономические зоны как «точки роста» в экономике регионов // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 6 (171). - С. 67-72.
12. Федеральная целевая программа «Сокращение социально-экономических различий регионов» (2002-2010 годы и до 2015 года) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.pravo.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия