Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Черкасов П. С.
заместитель генерального директора ЗАО Инвест-Холдинг (г. Москва)
Ложко В. В.
научный руководитель Санкт-Петербургского института управления развитием человеческих ресурсов,
кандидат медицинских наук, магистр менеджмента


Жилищно-строительная политика — ключевой элемент системы формирования, развития и воспроизводства человеческого капитала региона
В статье рассмотрен новый ценностно-целевой подход жилищно-строительной политики, направленный на создание системы формирования, развития и воспроизводства человеческого капитала региона. Сформулирована концепция подхода и новый понятийный аппарат
Ключевые слова: регион, жилищно-строительная политика, человеческий капитал, качество жизни населения, воспроизводство человеческого капитала
ББК Ч214(2) 73я431(2)+Ч215.9я431(2)   Стр: 150 - 154

Действующие нормативные документы не дают определения жилищно-строительной политики (ЖСП). Этого не было ни в утратившем силу (с 1.03.2005 на основании Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ) Законе Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года № 4218-1, ни в действующих нормативных актах.
Ряд авторов предлагают собственное формулирование этого важного направления социально-экономической политики.
В монографии «Государственная жилищная политика: Социальное измерение», подготовленной в Институте экономики РАН, под жилищной политикой понимается «деятельность государства, направленная на поддержку граждан в решении жилищной проблемы и реализации права граждан на жилье. Она реализуется с помощью различных форм вмешательства государства в строительство, распределение и использование жилищного фонда, регулирование жилищного хозяйства, независимо от формы собственности на недвижимость, землю или средства строительства» [1, с. 29].
Иное определение этой категории дает И.В. Тимаков: «Жилищная политика представляет собой взаимосвязанную совокупность основных направлений и реализующих их институциональных, социальных, организационных, градостроительных, экономических мероприятий, предназначенных для удовлетворения потребностей граждан в жилье. При этом он отмечает, что реализация жилищной политики может быть подчинена экономическим задачам, а может существовать в виде универсальной господдержки населения в условиях социального государства» [2].
Оба определения едины в обозначении общей цели проведения этой политики — удовлетворение потребностей граждан в жилье. Отметим, что эта цель не является главной или стратегической. Однако первое из определений опирается также на необходимость обеспечения конституционного права граждан на жилье и в большей степени отражает роль государства в регулировании жилищной политики, тогда как И.В. Тимаков делает акцент на совокупности мероприятий различного уровня, направленных на обеспечение потребности граждан в жилье.
Соглашаясь с приведенными выше определениями, в работе [3] была дана собственная интерпретация этой категории: «под жилищной политикой предлагается понимать совокупность направлений действий всех заинтересованных сторон (хозяйствующих субъектов, федеральных и региональных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций), направленных на обеспечение населения региона доступным и качественным жильем с целью обеспечения базовых конституционных прав и повышения качества жизни».
Жилищная политика в такой интерпретации демонстрирует, прежде всего, комплексный характер этой категории. Она также дает основания в ее рамках выделить жилищно-строительную политику, под которой следует понимать целенаправленную деятельность органов государственной власти региона и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, представительств в регионе федеральных органов власти, а также общественных организаций, по обеспечению населения региона доступным и качественным жильем, как путем непосредственного участия в строительстве жилья, включая финансирование и субсидирование его возведения, так и с помощью создания механизмов самостоятельного решения гражданами жилищной проблемы, а также условий для обеспечения реализации жилищно-строительной политики.
Приведенные выше определения сущности региональной жилищной политики позволяют обозначить одну из основных ее целей, которая в общем виде сводится к обеспечению населения жильем, как основы для решения комплекса других вопросов социального и экономического развития, включая пространственное развитие региона. При этом задача обеспечения населения доступным и комфортным жильем должна решаться на основе предоставления населению возможности выбора формы собственности на жилье, а также обеспечивать создание благоприятной среды обитания [1, с. 29].
Одним из необходимых условий обеспечения реализации региональной жилищно-строительной политики является развитие индустрии строительных материалов.
Строительная отрасль — это локомотив, который тянет за собой всю экономику, отметил президент ОМОР Российского союза строителей В.А. Яковлев [4]. По состоянию на 2010 г., в России функционировало около сотни домостроительных комбинатов (далее — ДСК) которые были модернизированы и оснащены новыми технологическими линиями. По оценкам экспертов, в 35 субъектах РФ существует принципиальная возможность строительства жилья эконом-класса на базе модернизированных ДСК, что позволяет возводить до 80 млн кв. м жилья в год, то есть выйти на уровень фактически не достигнутых целевых ориентиров Программы «Жилище» на 2010 год [4] (отметим, что запланированный годовой объем ввода жилья в 2015 г. составляет, по разным источникам, от 90 до 100 млн кв. м).
Следует отметить, что во всех определениях не обозначена роль строительной отрасли и важнейшей задачи экономики, требующей роста человеческого капитала как главного ее ресурса и ресурса всей системы социально-экономического развития страны.
С учетом этого, определение следует сформулировать более точно: «под жилищно-строительной политикой предлагается понимать составную часть жилищной политики, представляющую собой комплекс мер управленческой и хозяйственной деятельности всех заинтересованных сторон (хозяйствующих субъектов строительной и других отраслей, федеральных и региональных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций), направленный на обеспечение населения региона доступным и качественным жильем с общей целью обеспечения базовых конституционных прав граждан, главной целью роста человеческого капитала и стратегической целью повышения качества жизни населения».
Предпосылками формирования и реализации региональной жилищно-строительной политики следует считать, в первую очередь, интересы населения, представленного, в том числе, общественными организациями (экологическими, социальной направленности и пр.), а также целевыми установками органов власти и хозяйствующих субъектов строительной отрасли региона.
К числу основных факторов, способствующих в настоящее время формированию в регионах Российской Федерации эффективной жилищно-строительной политики, следует отнести следующие:
— приоритетную ориентацию региональных и муниципальных органов власти на решение социальных проблем, включая жилищную, что отражено в документах стратегического развития практически всех субъектов РФ (региональных стратегиях, программах социально-экономического развития);
— фактическое наличие в регионах страны свободных для застройки земель (все виды поселений составляют в земельном балансе России около 1%, что является весьма низким показателем [5]);
— объективная потребность в формирования эффективных систем расселения, поскольку усиливающаяся во многих субъектах РФ неравномерность расселения жителей по территории, ведущая к поляризации экономического пространства, разрыву его инфраструктурного каркаса, становится в настоящее время одним из препятствий модернизации экономики, перевода ее на инновационный путь развития;
— сохраняющаяся тенденция возрастания спроса на продукцию отрасли жилищного строительства, объекты недвижимости, как со стороны населения, так и хозяйствующих субъектов.
Однако наряду с факторами, способствующими формированию эффективной региональной жилищно-строительной политики, существуют и факторы, препятствующие ее проведению:
— недостаточная обеспеченность нового строительства инфраструктурно подготовленными земельными участками;
— сложность системы согласований проектов в строительной сфере (в т.ч. в жилищной);
— очевидный дисбаланс средств, выделяемых на стимулирование спроса на рынке жилья, и средств на стимулирование предложения. Действия властей, направленные на стимулирование спроса достаточно успешны (развитие ипотеки и т.д.), в то время как изменения, необходимые для стимулирования предложения (увеличения объемов строительства и количества строительных компаний, стимулирования конкуренции на рынке) реализовываются крайне медленными темпами;
— высокий уровень налоговой нагрузки;
— неплатежеспособность заказчиков;
— высокая стоимость строительных материалов;
— недостаток заказов на работы для средних и малых строительных фирм и организаций;
— нехватка квалифицированных кадров и, как следствие, заполнение вакансий в строительных организациях преимущественно мигрантами;
— нехватка и износ специальных строительных машин и механизмов;
— низкая доступность кредитных ресурсов [7, 9].
Существующий комплекс факторов, как способствующих, так и препятствующих формированию и реализации эффективной региональной жилищно-строительной политики, позволил нам выдвинуть тезис о том, что при ее разработке необходимо опираться на научно-обоснованную систему принципов, учитывающих как приоритеты развития субъектов РФ, так и реальные особенности и закономерности идущих в российском обществе социальных процессов.
Региональная жилищно-строительная политика должна опираться на такую систему принципов, которую регионы в лице органов власти, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, так или иначе заинтересованных в проведении эффективной региональной жилищно-строительной политики, обязаны соблюдать. При этом мы полагаем, что следует выделять общесистемные и специфические принципы.
Среди общесистемных принципов следует выделить принципы целенаправленности, системности, комплексности, адаптивности, единства функционирования и развития, согласования целей и интересов, эффективного использования ресурсов, сбалансированности.
Принцип целенаправленности подразумевает, что обоснование системы целей развития жилищно-строительного комплекса региона, должно базироваться на устанавливаемых социальных стандартах в пределах определенной административно ограниченной территории. При этом целенаправленность предполагает проведение региональной жилищно-строительной политики как целостной системы, включающей политику развития отдельных его направлений, которые должны осуществляться с учетом общих целевых ориентиров развития всей жилищно-строительной отрасли региона. Векторы развития каждой подсистемы должны задаваться в направлении достижения результирующего вектора развития. Отсюда вытекает и принцип единства целей, направлений, задач и механизмов проведения региональной жилищно-строительной политики.
Принцип системности означает, что региональную жилищно-строительную политику следует рассматривать как целостную, упорядоченную, сложноорганизованную систему, состоящей из совокупности взаимосвязанных элементов, функционирование которых требует согласования и взаимоувязки (например, по целям и направлениям развития самой строительной отрасли, отрасли производства строительных материалов, системы жилищно-коммунального хозяйства и т.д.).
С принципом системности тесно связан принцип комплексности, понимаемый в данном случае как комплексный подход к разработке и реализации региональной жилищно-строительной политики. При этом если системность означает подход к исследованию объекта как совокупности подсистем, то комплексность предполагает полноту охвата всех направлений реализации региональной жилищно-строительной политики. Имеется в виду, прежде всего, то, что она должна охватывать экономические, социальные, организационные аспекты и направляться на решение стратегической цели: достижения уровня экономического и социального развития [6].
Принцип сбалансированности предполагает соблюдение и поддержание равновесного состояния между различными направлениями, уровнями, элементами региональной жилищно-строительной политики. Балансированию подлежат следующие аспекты политики:
— триада «природа — экономика — население»;
— пропорции экономических и социальных целей развития территории;
— управленческое воздействие на территорию (территориальный экономический комплекс) со стороны государства (федеральный уровень) — собственно региона (региональный уровень) — субъекта Федерации (в случае несовпадения уровня субъекта и региона) — совокупности муниципалитетов, находящихся на данной административно ограниченной территории;
— соблюдение баланса интересов в разрезе «городские — сельские поселения» (включая финансовую сбалансированность);
— установление баланса между федеральными, региональными и муниципальными (местными) интересами и интересами населения.
Кроме того, необходимо соблюдение баланса жилищных интересов разных групп населения (с различным уровнем доходов) — особенно это актуально в городском планировании с точки зрения недопущения формирования депрессивных районов с высоким уровнем преступности и т.п.
В этом же контексте следует рассматривать принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов множества профильных строительных и смежных организаций, расположенных на территории региона) и территориальных интересов (в тех же сферах экономики, экологии, социальных и культурно-этнических проблем регионов) в части их обеспечения продуктами и услугами жилищного строительства.
Принцип включенности предполагает, что требования к созданию, функционированию и развитию региональной жилищно-строительной политики определяются со стороны более сложной системы — социально-экономической политики развития Российской Федерации, включающей в себя среди прочих элементов и политику в сфере жилищного строительства каждого из входящих в состав России регионов.
Принцип динамичности требует, чтобы региональная жилищно-строительная политика разрабатывалась и функционировала как прогрессивно развивающаяся система. Для этого в региональной жилищно-строительной политике должна предусматриваться возможность мониторинга, коррекции и совершенствования ее как целостной системы, а также возможность мониторинга, коррекции и совершенствования, входящих в состав этой политики подсистем, компонентов и связей между ними, как в любой системе с переменной структурой.
Важным принципом является и принцип единства функционирования и развития, который может быть раскрыт как недопущение противоречий между настоящим, текущим моментом и будущим, согласование тактических и стратегических целей региональной жилищно-строительной политики, поскольку результатом функционирования системы (в данном случае — региональной жилищно-строительной политики) должно стать максимально возможное удовлетворение региона в продукции (услугах) жилищного строительства.
К числу общих принципов относится принцип выделения приоритетов, вытекающий из постановки текущих и перспективных (тактических и стратегических) целей развития региональной жилищно-строительной политики с учетом важности и значимости тех или иных ее подсистем или компонентов, социально-экономической эффективности в достижении поставленной системы целей в данный конкретный момент.
С принципом выделения приоритетов связан и принцип адресности, который подразумевает выделение групп населения, на решение проблем которых должны быть направлены располагаемые ресурсы.
Принцип адаптивности жилищно-строительной политики региона исходит из необходимости её проведения с учетом возможных изменений как внешней по отношению к региону среды, так и изменений в функционировании и развитии самой социально-экономической системы региона.
Принцип совместимости состоит в том, что все аспекты, направления, уровни региональной жилищно-строительной политики и структурные связи между этими подсистемами, направлениями, ресурсами и средствами обеспечения региональной жилищно-строительной политики должны быть согласованы, чтобы обеспечивалось совместное функционирование всех подсистем и сохранилась открытая структура системы региональной жилищно-строительной политики в целом.
Принцип взаимодействия и сотрудничества федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, должен обеспечивать скоординированность принятия решений в области региональной жилищно-строительной политики на федеральном, региональном и местном уровнях. Следует отметить, что для существующего механизма управления региональной политикой характерна несогласованность основных групп интересов субъектов такой деятельности различных уровней управления. Интересы субъектов Российской Федерации нередко вступают в противоречие с целями и задачами соответствующих федеральных органов управления, а муниципальные интересы не всегда совпадают с теми и другими. Особенно это проявляется при определении долгосрочных перспектив развития региона.
Значимым является и принцип эффективного использования ресурсов, сводимый к достижению максимальных результатов с минимальными затратами, в том числе в сфере региональной жилищно-строительной политики — к достижению основной системы целей за счет рационального использования ресурсов всех видов.
Специфические (частные) принципы обусловлены особенностями объектов и субъектов региональной жилищно-строительной политики. К специфическим принципам региональной жилищно-строительной политики можно отнести следующие:
соблюдение конституционных прав и гарантий прав каждого гражданина, семьи и иных социально-демографических групп и слоев населения в части соблюдения его права на жилище;
— преемственность и последовательность проводимой политики в сфере жилищного строительства на разных этапах ее осуществления; отсутствие ее зависимости от политических и организационных перемен в системе управления государством. Пересмотр принятых стратегических направлений жилищно-строительной политики не чаще, чем раз в 10–15 лет;
— дифференцированность программ и мероприятий, ориентированных на удовлетворение потребностей в жилье каждой из социальных групп населения в зависимости от его половозрастных, социально-экономических, социально-статусных, национально-этнических и иных характеристик, а также природно-климатических условий в рамках региональной жилищно-строительной политики;
— принцип демократизма (открытости, социального партнерства), реализуемый через привлечение всех заинтересованных сторон к участию в формировании и реализации жилищно-строительной политики региона;
— использование ресурсов социального партнерства, в том числе партнерства с некоммерческими организациями, при формировании и реализации региональной жилищно-строительной политики; осуществление контроля региональной жилищно-строительной политики со стороны гражданского общества.
Применение указанных принципов при разработке и реализации региональной жилищно-строительной политики должно не допускать решений, ведущих к сбоям системы жилищно-строительной политики региона в целом.
В жизни человека и общества системы ценностей исполняют роль повседневных ориентиров в его предметной и социальной действительности, показателей различных отношений к окружающим предметам, процессам и явлениям. Очевидно, что среди всех высших человеческих ценностей основу составляет его жизнь, поскольку при ее отсутствии не существует каких-либо ценностей вообще. При этом ценности и цели жизни определяют ориентиры ее качества. Поэтому качество жизни населения следует понимать и формировать, как обеспечиваемую государством систему объективных условий существования, деятельности и развития человека и общества, оцениваемую по степени их соответствия принятым в государстве и обществе нормативам, стандартам и жизненным ценностям [7]. В это понятие закладывается и механизм управления качеством жизни.
Правильно сформированная система ценностей имеет исключительное значение, так как на ее основе осуществляется формирование человеком картины мира, его мировоззрения, жизненной позиции и культуры жизни, которая на основе нашего определения качества жизни должна состоять из трех составляющих: культуры существования, культуры деятельности и культуры развития. Исходя из этого, человек, общество, государство — определяют цели и задачи, которые они ставят перед собой, а также способы достижения этих целей в процессе своей жизнедеятельности, хозяйственной деятельности и государственного управления.
В любой системе человеческой деятельности не может быть достигнут желаемый результат, если не установлена цель деятельности и не осуществляется процесс управления движением к ней. Если расположить множество частных целей в составе обобщенной цели в порядке приоритетности, то мы получим вектор целей управления в виде иерархически упорядоченного множества частных целей.
Рассматривая одну и ту же совокупность целей с помощью разных иерархий приоритетов, мы получим разные векторы целей, которые также будут отличаться и управлением и результатом. Следовательно, ключевым фактором в совокупности целей становится иерархия приоритетов — комплекса ценностей, построенных по степени их значимости. Поэтому, совокупность целей выстраивается по приоритетам, т. е. на основе устанавливаемых людьми систем ценностей. Значит, системы ценностей представляют собой основы целеполагания в любых процессах управления [8].
Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости ценностно-целевого подхода в любой государственной или региональной политике, как комплексе мер управления, в том числе в региональной жилищно-строительной политике.
Следовательно, во главу региональной жилищно-строительной политики, как и любой другой политики должен быть поставлен стратегический ценностно-целевой принцип, определяющий главную стратегическую цель экономики и государственного управления — обеспечение достойного качества жизни населения. Отсюда, главным критерием эффективности такого управления или политики становится повышение качества жизни населения при стабильной социально-экономической и экологической ситуации.
В условиях инновационной экономики ключевым фактором воспроизводственного процесса становится человек, его знания, умения, навыки, его способность к труду. Производительные силы человека функционируют и воспроизводятся уже не в простой товарной форме (что было присуще индустриальному обществу), а в форме «человеческого капитала». Знания, навыки и способности работников принимают форму капитализированных накоплений, способствующих росту производительности труда и доходов.
В исходном (классическом) понимании, данном его авторами Т. Шульцем и Г. Беккером [9, 10], человеческий капитал определялся как совокупность инвестиций в «образование и профессиональные навыки» человека, повышающая его способность к труду. С позиций сегодняшнего дня приведенное определение соответствует скорее индивидуальному человеческому капиталу. Однако по мере общественного развития эта категория постепенно развивалась, усложнялась, в нее последовательно включались не только инвестиции, напрямую влияющие на способность человека к труду (образование и здоровье), но и инвестиции, воздействующие на производительность труда опосредованно: «вложения» в воспитание, образование, науку, в здоровье людей, в информационное обслуживание, в культуру и искусство, а затем — и в составляющие, обеспечивающие безопасность людей (выделены из качества жизни населения в виде особой важности), в подготовку эффективной элиты, в формирование и развитие гражданского общества, в повышение эффективности институционального обслуживания человеческого капитала, в повышение качества жизни населения и в приток капитала извне в данную страну или в регион [11, с. 4].
Учитывая формулировку, приведенную в работе [11, с. 6], целесообразно ее уточнить. К настоящему времени широкая трактовка категории «человеческий капитал» принимает следующий вид: это интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий образованную и креативную часть трудовых ресурсов, накопленные и актуальные современные знания и системы доступа к таковым, инструментарий интеллектуальной и организационно-управленческой деятельности, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное функционирование человеческого капитала.
Жилище человека, его наличие или отсутствие, комфортность его среды, определяет возможность сохранения и поддержания не только физиологических и психологических функции человека, но и его основных способностей: жизнеспособности, работоспособности, способности к адаптации, что непосредственно влияет на формирование и развитие его персонального человеческого капитала. Значит, степень обеспеченности жильем населения региона будет конкретно, как один из базовых факторов, влиять на систему обеспечения качества жизни населения региона, в составе которой непосредственно образуется система формирования, развития и воспроизводства человеческого капитала региона.
Рассматривая человеческий капитал, привязанный к определенной территории, следует понимать его роль и место в экономике данного региона — цикл его развития и использования (рис.1).
Население, проживающее на территории региона, участвуя в образовательном процессе, приобретает необходимые для жизнедеятельности знания и умения; осваивая культурные и социальные нормы, гражданские ценности, формирует собственные компетенции (ключевые, социальные профессиональные). Тем самым формируется человеческий потенциал региона, который, включаясь в общественное производство, реализует востребованные этим производством способности и приобретает форму человеческого капитала, способствуя тем самым росту экономики региона. Развитие экономики региона, повышение ее эффективности способствует усилению инвестиционной привлекательности региона, что стимулирует систему образования повышать качество обучения и опять же способствует формированию у населения новых знаний и умений.
Рис. 1. Цикл развития и использования человеческого капитала в экономике региона
В стратегическом развитии региона человеческий капитал в показанном цикле выступает, с одной стороны, в качестве цели и ожидаемого результата социально-экономического развития, с другой стороны, является основным движителем, механизмом этого развития.
В то же время инновационная экономика, базирующаяся на инвестициях в человеческий капитал, способствует экономическому росту региона. В развитых странах человеческий капитал признан ключевым фактором воспроизводственного процесса, на его долю приходится 75% прироста национального дохода. В России этот показатель составляет примерно 20% [21, 64].
Проблема повышения качества человеческого капитала особенно актуализируется в условиях перехода нашей страны к постиндустриальной стадии развития. Именно через категорию человеческого капитала оказываются связанными между собой такие категории как конкурентоспособность экономики региона и качество жизни населения на его территории. Регионы с неэффективной ЖСП и низкой обеспеченностью населения жильем характеризуются относительно низким качеством жизни, что приводит к потерям населения. В первую очередь это потери наиболее квалифицированны кадр, а это, в свою очередь, усугубляет их отставание от уровня развития других регионов по показателям производительности труда, инвестиционного и инновационного потенциала и др.
Таким образом, грамотная разработка и эффективная реализация региональной жилищно-строительной политики играют определяющую роль в создании благоприятной среды обитания необходимой в системе обеспечения качества жизни населения региона, в составе которой непосредственно образуется система формирования, развития и воспроизводства человеческого капитала региона.


Литература
1. Государственная жилищная политика: Социальное измерение /Отв. ред. Т.В. Соколова. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
2. Тимаков И.В. Современные особенности региональной жилищной политики (28 мая 2011). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://city21vek.ru/news/sovremennye_osobennosti_regionalnoj_zhilishhnoj_politiki/2011-05-28-120
3. Черкасов П.С. Жилищно-строительная политика в комплексном социально-экономическом развитии региона. Дисс. ...канд. экон. наук. — СПб., 2012. — С. 36.
4. Интервью президента ОМОР Российского союза строителей В.А.Яковлева «Строительная отрасль — это локомотив, который тянет за собой всю экономику». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.prosro.ru/news/
5. Лебедев А., Некипелов А. Малоэтажные дома как архимедова точка опоры. Доступное жилье: частная проблема и общенациональная задача. Известия. 11 августа 2005. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_349322.html
6. Концепция долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р М., 2008.
7. Ложко В.В. Базисные инновации для перспективного социально-экономического развития России // Инновации. — 2007. — № 1. — С. 33–44.
8. Ложко В.В. Экономические и социальные ценности, способствующие формированию качества жизни населения и человеческого капитала // Философия экономической ценности.: колл. моногр. /Под ред. И.К. Смирнова, Н.Ф. Газизуллина. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2012. — С. 184.
9. Shultz T. Investment in Human Capital. N.Y., London, 1971, p. 26–28;
10. Becker, Gary S. Human Capital. — N.Y.: Columbia University Press, 1964. www/tpprf.ru/common/upload/documents/committee/komstroy/2004121715211251.pdf
11. Корчагин Ю. Человеческий капитал — интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности.: Доклад в ВШЭ. — М., Воронеж, 2011.
12. Плискевич Н. Динамика человеческого капитала в трансформирующемся обществе. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.Kapital-rus/article.2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия