| | Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы формирования системы и построения структуры органов государственного управления сферами агропромышленного комплекса в Российской Федерации — России в период февраля — марта 1993 года | Ключевые слова: Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем), Сибирская агропромышленная корпорация 'Агросиб', Международный финансовый фонд земельной и агропромышленной реформы России, отдел агропромышленного комплекса Аппарата Совета Министров - Правительства Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности, Продовольственная комиссия Совета Министров - Правительства Российской Федерации, индустрия детского и специального питания в Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство), Комиссия Совета Министров - Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села, Межведомственная комиссия по детскому и специальному питанию, организованное проведение весеннего сева и уборки урожая 1993 года | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32-2я 73 Стр: 259 - 264 | Предлагаемая Вашему вниманию статья посвящена вопросам формирования системы и построения структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации — России в период февраля-марта 1993 года.
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1993 г. № 91 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству» [49] (утратило силу [48; 56; 10]. — М.Б.) было утверждено Положение о Комитете Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно утвержденному Положению Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) явился центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов.
Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству в своей деятельности был призван руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации, постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также утвержденным Положением.
Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов и городов, а также подведомственные Роскомзему организации и учреждения образовывали взаимосвязанную структуру.
Кроме того, данным Положением определялись основные задачи, функции и направления деятельности Роскомзема, порядок руководства и управления Роскомземом, а так же порядок финансирования расходов на содержание центрального аппарата Роскомзема.
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. № 97 «О сибирской агропромышленной корпорации «Агросиб»« [36] с последующим изменением [16] предусматривалось одобрить создание по инициативе межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» сибирской агропромышленной корпорации «Агросиб», основными целями которой явились вовлечение предприятий различных организационно-правовых форм в реализацию долговременных программ формирования и развития продовольственного комплекса Сибири.
При этом Министерству сельского хозяйства Российской Федерации было разрешено из выделенных ему средств на 1993 год передать Российскому фонду федерального имущества 100 млн рублей для формирования уставного фонда корпорации «Агросиб» и участия в качестве его соучредителя от лица Российской Федерации.
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации поручалось изыскать возможность выделения в 1993 году Сибирскому отделению Российской академии сельскохозяйственных наук 200 млн рублей на финансирование научных исследований в области создания новых сортов растений, выведения перспективных пород скота, птицы, рыбы, разработки прогрессивных технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, организации производства новых видов удобрений и средств химической защиты растений за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству.
Центральному банку Российской Федерации было рекомендовано предоставлять корпорации «Агросиб» кредиты через обслуживающие ее коммерческие банки.
Министерству экономики Российской Федерации поручалось выделить на 1993 год корпорации «Агросиб» дополнительные квоты, а Министерству внешних экономических связей — выдать лицензии на экспорт определенных данным постановлением товаров.
При этом корпорация «Агросиб» освобождалась в 1993 году от уплаты таможенных пошлин на экспорт и импорт продукции, определенной данным постановлением (позднее данный абзац утратил силу [16]. — М.Б.).
Устанавливалось, что дополнительные средства, полученные корпорацией «Агросиб» от предоставляемых таможенных льгот на экспорт и импорт продукции, определенной данным постановлением, должны были использоваться ею на развитие продовольственного комплекса региона, закупку оборудования и прогрессивных технологий.
Министерству экономики Российской Федерации и Министерству внешних экономических связей Российской Федерации было поручено предоставить корпорации «Агросиб» право на использование иностранных кредитов, выданных на основании межправительственных соглашений для закупки товаров инвестиционного характера по проектам, прошедшим экспертизу в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и Министерстве экономики Российской Федерации, с погашением их этой корпорацией в установленном порядке.
Кроме того, данным постановлением предписывалось согласиться с предложением корпорации «Агросиб» об образовании в г. Красноярске на базе Красноярского комбайнового завода регионального центра по сельскохозяйственному машиностроению.
Министерствам и ведомствам Российской Федерации поручалось оказывать содействие корпорации «Агросиб» в реализации ее программ по наращиванию производства продовольствия и техническому обновлению предприятий перерабатывающих отраслей.
Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 222 «О Международном финансовом фонде земельной и агропромышленной реформы» [25] в целях создания благоприятных условий для привлечения и использования финансовых ресурсов, в том числе иностранных инвестиций и кредитов, для осуществления целевых программ и проектов, поддержки предпринимательства и развития конкуренции в сфере агропромышленного комплекса, а также для реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1992 г. № 718 «Об организационных мерах по проведению земельной и агропромышленной реформы» [45; 44] (утратил силу [8; 40]. — М.Б.), касающихся образования Международного финансового фонда земельной и агропромышленной реформы России (Фонда) (пункт 3 Указа) и определения форм финансовой поддержки проектов, реализуемых Фондом (пункт 4 Указа), Фонд — акционерное общество закрытого типа — был освобожден от уплаты экспортных и импортных пошлин и таможенных сборов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, связанной с реализацией в агропромышленном комплексе России проектов и программ, утвержденных соответствующими государственными органами, на период нормативной окупаемости инвестиций, вложенных в эти проекты и программы, а также от обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке в течение первых пяти лет работы Фонда.
Министерству внешних экономических связей Российской Федерации поручалось обеспечить предоставление Фонду лицензий на осуществление указанной деятельности.
Данным Указом Центральному банку Российской Федерации было рекомендовано решить вопрос о лицензировании деятельности Фонда в части кредитных и других финансовых операций как в рублях, так и в иностранной валюте, а также о предоставлении Фонду права на получение в отдельных случаях льготных кредитов этого Банка для реализации финансируемых Фондом проектов, представляющих национальный интерес и реализуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1992 г. № 718 [45; 44] (утратил силу [8; 40]. — М.Б.).
Кроме того, данным Указом было установлено, что Правительство Российской Федерации субсидирует разницу между процентной ставкой, применяемой Центральным банком Российской Федерации, и льготной процентной ставкой по таким кредитам.
Правительству Российской Федерации, исходя и особой важности осуществляемых национальных программ в агропромышленном комплексе, было поручено:
● внести через Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом в уставный капитал Фонда в качестве взноса 2 млрд рублей и уполномочить этот Комитет выступить одним из учредителей Фонда. Министерству финансов Российской Федерации предписывалось предусмотреть в Республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год выделение указанных средств;
● рассматривать (рассмотреть. — М.Б.) вопрос о возможности предоставления Фонду на взаимосогласованных условиях государственных гарантий под возврат валютных средств, заимствованных им у иностранных банков в форме кредитов для финансирования целевых проектов и программ, осуществляемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1992 г. № 718 [45; 44] (утратил силу [8; 40]. — М.Б.).
Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом было поручено принять участие в разработке учредительных документов Фонда и оказать содействие в его регистрации.
К периоду реорганизации Правительства Российской Федерации в Совет Министров — Правительство Российской Федерации, построению системы и формированию структуры высших органов исполнительной власти и государственного управления в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4174–I «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» [37; 28; 29] (утратил силу [30; 15]. — М.Б.) в январе — феврале 1993 года относится также преобразование Аппарата Правительства Российской Федерации в Аппарат Совета Министров — Правительства Российской Федерации и создание в его составе отдела агропромышленного комплекса Аппарата Совета Министров — Правительства Российской Федерации (вместо функционировавшего ранее отдела агропромышленного комплекса Аппарата Правительства Российской Федерации) [22].
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 г. № 125 «Вопросы Комитета Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности» [3] в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. № 4 «О Комитете Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности» [24] было, в частности, установлено, что Комитет Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности.
Данным постановлением была установлена предельная численность работников центрального аппарата Комитета Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности в количестве 340 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе 80 единиц за счет уменьшения численности работников центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Также данным постановлением было определено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата Комитета Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусмотренных по республиканскому бюджету Российской Федерации. Министерству финансов Российской Федерации предписывалось внести в Совет Министров — Правительство Российской Федерации предложения по фонду оплаты труда работников центрального аппарата указанного Комитета.
Кроме того, данным постановлением Комитету Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности было разрешено иметь пять заместителей председателя, в том числе одного первого, и коллегию в количестве 11 человек.
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 г. № 133 «Вопросы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству» [2] было, в частности, установлено, что Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству является правопреемником реорганизованного Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации.
Данным постановлением была установлена предельная численность работников центрального аппарата Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству в количестве 150 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). Министерству финансов Российской Федерации предписывалось внести в Совет Министров — Правительство Российской Федерации предложение по фонду оплаты труда работников центрального аппарата указанного Комитета.
Также данным постановлением было установлено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству осуществляется за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусматриваемых по республиканскому бюджету Российской Федерации.
Кроме того, данным постановлением Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству было разрешено иметь 4 заместителей председателя, в том числе одного первого, и коллегию в количестве 11 человек.
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. № 151 «О Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [35; 55; 58; 59] в целях подготовки и принятия оперативных мер по стабилизации обеспечения населения Российской Федерации продовольствием была образована Продовольственная комиссия Совета Министров — Правительства Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны, и определен ее персональный состав (с последующими изменениями [55 (утратило силу [54; 26; 14]. — М.Б.); 58; 59 (утратило силу [54; 26; 14]. — М.Б.); 14; 60]. — М.Б.).
Также данным постановлением было определено, что Совет Министров — Правительство Российской Федерации принимает решения по использованию зерна и продовольствия из государственных резервов Российской Федерации после предварительного рассмотрения этих вопросов в Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации. Проекты решений Совета Министров — Правительства Российской Федерации по указанным вопросам согласовываются с Заместителем Председателя Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны.
Кроме того, данным постановлением было признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. № 983 «О Продовольственной комиссии Правительства Российской Федерации» [34].
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 4581–I «О ходе выполнения постановления Верховного Совета РСФСР «О создании индустрии детского питания в РСФСР»« [42] ввиду критического положения с обеспечением детей раннего возраста продуктами питания, в порядке контроля за выполнением постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года «О создании индустрии детского питания в РСФСР» [38] было решено внести в апреле 1993 года на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации отчет Правительства Российской Федерации о ходе выполнения постановления Верховного Совета РСФСР «О создании индустрии детского питания в РСФСР» [38], а для подготовки материалов по указанному вопросу — образовать комиссию.
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. № 208 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по рыболовству» [51] (утратило силу [50; 52; 53; 43]. — М.Б.) было утверждено Положение о Комитете Российской Федерации по рыболовству.
Утвержденным Положением было определено, что Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам сохранения и рационального использования рыб, других водных животных и растений.
Роскомрыболовство и его территориальные органы согласно Положению явились специально уполномоченными органами государственного управления Российской Федерации в области охраны и регулирования использования рыб, других водных животных и растений.
Роскомрыболовство в своей деятельности было призвано руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации, постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров — Правительства Российской Федерации, а также утвержденным Положением.
Положением было установлено, что Роскомрыболовство, научно-исследовательские, проектно-конструкторские учреждения, учебные заведения, органы рыбоохраны, предприятия по воспроизводству запасов рыб, других водных животных и растений, инспекции по безопасности мореплавания образуют единую взаимосвязанную структуру.
Кроме того, данное Положение определило основные задачи, функции и направления деятельности Роскомрыболовства, права Роскомрыболовства; порядок осуществления руководства и управления Роскомрыболовством; порядок финансирования расходов на содержание аппарата Роскомрыболовства.
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 10 марта 1993 г. № 214 «Вопросы Комитета Российской Федерации по рыболовству» [4] (утратило силу [5; 17; 6; 7; 33; 20; 6; 7; 33; 21; 12; 1; 11; 32; 18; 19; 33]. — М.Б.) было, в частности, установлено, что Комитет Российской Федерации по рыболовству является правопреемником Комитета рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
Данным постановлением была установлена предельная численность работников центрального аппарата Комитета Российской Федерации по рыболовству в количестве 300 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). Министерству финансов Российской Федерации предписывалось внести в Совет Министров — Правительство Российской Федерации предложения по фонду оплаты труда работников центрального аппарата указанного Комитета.
Также данным постановлением было установлено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата Комитета Российской Федерации по рыболовству осуществляется за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусмотренных по республиканскому бюджету Российской Федерации.
Кроме того, данным постановлением Комитету Российской Федерации по рыболовству было разрешено иметь пять заместителей председателя, в том числе одного первого, и коллегию в количестве 11 человек.
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. № 227 «О Комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села» [23; 57] (утратило силу [31]. — М.Б.) в целях координации деятельности министерств и ведомств на территории Российской Федерации по обеспечению социального развития села была образована Комиссия Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села. Председателем данной Комиссии был утвержден Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны.
Данным постановлением было утверждено Положение о Комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села и ее персональный состав (с последующим изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 495-р [57] (изменение утратило силу [31]. — М.Б.). — М.Б.). Обеспечение организации работы Комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села было возложено на отдел агропромышленного комплекса Аппарата Совета Министров — Правительства Российской Федерации.
В соответствии с утвержденным Положением Комиссия Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села была образована в целях обеспечения необходимых условий и координации деятельности министерств, ведомств и организаций по выполнению Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 438–I «О социальном развитии села» [39; 9; 13] и постановлений Правительства Российской Федерации по строительству жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения, автомобильных дорог, газификации, электрификации и водоснабжения на селе, выявления и использования дополнительных резервов и повышения эффективности инвестиционного процесса.
Кроме того, в Положении были обозначены основные задачи, функции и направления деятельности Комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села; сроки и порядок рассмотрения министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями решений, принимаемых Комиссией Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села; а также порядок организации и осуществления работы Комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села.
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. № 230 «Об организационных мерах по развитию индустрии детского и специального питания в Российской Федерации» [46; 47] в целях осуществления межотраслевой и межрегиональной координации в сфере управления развитием индустрии детского и специального питания и обеспечения его продуктами населения Российской Федерации была образована Межведомственная комиссия по детскому и специальному питанию. На Межведомственную комиссию по детскому и специальному питанию возлагалась координация деятельности по формированию стратегии управления развитием индустрии детского и специального питания; координация работы органов исполнительной власти, принимающих участие в осуществлении проектов по детскому и специальному питанию; проведение экспертизы соответствующих инвестиционных и инновационных проектов; а также выполнение других функций, связанных с реализацией государственной политики в сфере производства продуктов детского и специального питания (данные положения постановления утратили силу [47]. — М.Б.).
Данным постановлением было определено, что координация деятельности Межведомственной комиссии по детскому и специальному питанию осуществляется Первым заместителем Председателя Совета Министров — Правительства Российской Федерации, которому в этой связи поручалось в месячный срок представить предложения о персональном составе указанной Комиссии (в части выполнения данного поручения см. распоряжение Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 8 июня 1993 г. № 995-р [62] (утратило силу [47]. — М.Б.). — М.Б.) (данные положения постановления утратили силу [47]. — М.Б.).
В целях повышения эффективности производства продуктов детского и специального питания, осуществления закупок и поставок этих продуктов для государственных федеральных нужд, а также закупок и поставок технологического оборудования, запасных частей, тары, упаковочных и других материалов и их компонентов, необходимых для производства указанных продуктов, признавалось целесообразным образовать федеральную контрактную корпорацию производителей детского и специального питания.
При этом Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом было поручено в месячный срок учредить эту корпорацию в форме акционерного общества открытого типа и разместить ее на условиях долгосрочной аренды в г. Москве.
Распоряжением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. № 485-р [61] в целях обеспечения оперативного контроля за выполнением Указа Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 218 «О формировании федеральных и региональных продовольственных фондов в 1993 году» [41], постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. № 4516–I «О неотложных мерах по подготовке к весенним полевым работам 1993 года» [27] и других законодательных и правительственных актов по вопросам агропромышленного комплекса была создана Комиссия Совета Министров — Правительства Российской Федерации по организованному проведению весеннего сева и уборки урожая 1993 года под руководством Заместителя Председателя Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны. Данным распоряжением был определен должностной и персональный состав указанной комиссии, а также утверждено Положение о Комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации по организованному проведению весеннего сева и уборки урожая 1993 года.
Утвержденным Положением было определено, что Комиссия Совета Министров — Правительства Российской Федерации по организованному проведению весеннего сева и уборки урожая 1993 года (Комиссия) образована в целях обеспечения оперативного контроля за выполнением Указа Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 218 «О формировании федеральных и региональных продовольственных фондов в 1993 году» [41], постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. № 4516–I «О неотложных мерах по подготовке к весенним полевым работам 1993 года» [27] и других законодательных и правительственных актов по вопросам агропромышленного комплекса.
Кроме того, Положением были определены основные задачи и общие функции Комиссии, специфика организации ее работы, периодичность проведения и состав заседаний, порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии, а также порядок оформления решений Комиссии и степень обязательности их выполнения. |
| |
|
|