Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ВТО
Марышев А. Н.
Ответственный секретарь Бюро Межпарламенской Ассамблеи ЕврАзЭС

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СТРАН ЕВРАЗЭС К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье Ответственного секретаря Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС обобщаются проблемы, существующие во Всемирной торговой организации и рассматривается ряд решений и рекомендаций по вопросам стратегии присоединения к ВТО государств-членов Евразийского экономического сообщества.

При определении стратегических подходов к решению проблем присоединения к ВТО государств - членов ЕврАзЭС необходимо исходить не только из внутренних проблем Сообщества, обусловленных современным состоянием их экономики и экономического сотрудничества, но и проблем, существующих в ВТО.
По этой причине заслуживают специального анализа, прежде всего, итоги 4-й конференции министров государств - членов Всемирной торговой организации (Министерской конференции), прошедшей в Катаре в ноябре 2001 года Конференция имела, без преувеличения, стратегическое значение, так как ее главной целью было определение позиций нового раунда многосторонних переговоров о дальнейшем развитии Организации. Вместе с тем, она вновь показала, что главным противоречием в ВТО является противоречие интересов развитых и развивающихся стран.
Развивающиеся страны - члены ВТО снова заявили о несовершенстве многих соглашений по торговым отношениям в мировой экономике, поскольку они отвечают, в первую очередь, не интересам этой группы стран. Подавляющее большинство стран требует снять ограничения на допуск своих товаров в развитые страны, более полно учитывать специфику своих национальных хозяйств, не связывать так тесно, как предусматривается, мировую торговлю и "трудовые стандарты" (не считать, что низкая заработная плата и относительно невысокие требования к охране труда должны быть основанием для введения антидемпинговых пошлин), полагают, что нужно прекратить субсидирование сельского хозяйства в развитых странах, не форсировать введение соглашений по охране окружающей среды, не принимая во внимание возможности развивающихся стран по экологизации производства. Многие государства, в которых исповедуется ислам, требуют также учета существующих у них этических, моральных норм и традиций и при развитии международной торговли.
Индия как один из лидеров развивающихся стран прямо заявила, что проект резолюции конференции не отражает позиции многих развивающихся государств, в частности, по вопросу об обеспечении прозрачности таможенных процедур, государственных закупок, по вопросу об ускорении многосторонних переговоров об инвестициях, требовала либерализовать процедуру защиты интеллектуальной собственности и, прежде всего, не отвечающую потребностям бедных стран процедуру патентования лекарств от самых опасных болезней (ставить интересы человека выше коммерческих).
Всемирный банк, поддерживая требования развивающихся стран, заявил, что на новом раунде в ВТО развитые страны должны отказаться от всяких пошлин в торговле с бедными странами, от части прав интеллектуальной собственности (особенно в отношении доступа к патентам на лекарства), от субсидирования своего сельского хозяйства, что только тогда новый раунд может стать "раундом развития".
В свою очередь, развитые страны настаивали на безотлагательном начале переговоров по защите окружающей среды, по трудовым стандартам и "социальному демпингу" - для увеличения расходов в развивающихся государствах на оплату труда, социальные нужды и природоохранные мероприятия, на сохранении практики субсидирования своего сельского хозяйства при некотором изменении существующих правил (последовательно против сохранения такой практики выступили только Австралия и Новая Зеландия).
Европейский союз (при особенно настойчивом требовании со стороны Франции) добился договоренности о том, что в программе переговоров нового раунда упразднение экспортных субсидий производителям сельскохозяйственной продукции сейчас не будет рассматриваться как конечная цель переговоров.
По настоянию развитых стран - членов ВТО в проект программы переговоров был включен также вопрос о подготовке и заключении Соглашения об охране окружающей среды.
Развивающимся странам, однако, удалось добиться принятия договоренности в отношении получения доступа к патентам на лекарства в случае эпидемий и отсрочки начала переговоров по конкурентной политике, прозрачности таможенных процедур и государственных закупок (отсрочки до Министерской конференции 2003 года).
Тем не менее, противоречия и расхождение в позициях (в том числе среди развитых и среди развивающихся стран) настолько существенны, что приводят к нарушению и правил самой Всемирной торговой организации.
В качестве примера можно назвать многочисленные "особые условия" (включая запрет на обращение в Арбитражный суд ВТО в течение 15 лет), на которых произошло присоединение к ВТО Китая и которые являются прямым нарушением одного из основополагающих принципов Организации - принципа единства прав и обязанностей ее членов.
Государствам - членам Евразийского экономического сообщества в данной ситуации предстоит, ориентируясь главным образом на согласованные подходы развивающихся стран, решить сложную задачу поиска компромиссов, которые позволили бы ускорить развитие экономической интеграции в нашем регионе мирового хозяйства. Но для этого нужно стать активным участником нового раунда многосторонних переговоров в рамках ВТО. Решение задачи, таким образом, прямо предполагает ускорение и процесса их присоединения к Всемирной торговой организации, в том числе для защиты ряда ее принципов и норм. Имеется в виду не только обеспечение последовательной реализации принципа недискриминации в торговых отношениях, но и целого ряда важных (особенно для менее развитых стран) оговорок, зафиксированных в соглашениях ВТО.
К таким оговоркам относятся, например:
- отступления от обязательств по распространению национального режима на других членов ВТО (в отношении правительственных закупок и субсидий национальным товаропроизводителям - статья III ГАТТ);
- отступления от запрета на ограничение импорта - в случае угрожающего дефицита платежного баланса страны (статья XXII ГАТТ разрешает в этой ситуации количественные ограничения импорта товаров и даже его полное запрещение);
- разрешение чрезвычайных действий (повышения импортных тарифов, установления импортных квот) при увеличении импорта конкурирующих товаров, ведущего к серьезным потерям у отечественных производителей (статья XIX ГАТТ);
- исключения из запрета на соглашения о самоограничении экспорта (в отношении торговли текстилем и одеждой);
- возможность отказа от своих обязательств перед другими членами ВТО при особых условиях (что, вместе с тем, предполагает выполнение процедур, сводящихся к переговорам с правительством страны, которая может пострадать от такого отказа);
- возможность поэтапной либерализации нетарифных барьеров и т.д.
Для государств - членов Евразийского экономического сообщества особенно важна позиция России по этим и другим вопросам и условиям присоединения к ВТО (принимая во внимание роль РФ в мировом сообществе и в решении экономических и правовых проблем евразийской интеграции).
Позиция России на переговорах с ВТО исходит, в первую очередь, из того, что по каждому товару, на который может быть снижена импортная пошлина, должен в обязательном порядке предусматриваться переходный адаптационный период (от 3-х до 7-ми лет).
На состоявшихся 23 апреля 2002 года парламентских слушаниях на тему "Вступление России во Всемирную торговую организацию: проблемы и законодательное обеспечение" был принят ряд рекомендаций, имеющих стратегическое значение для всех стран ЕврАзЭС, в частности: о проведение межотраслевого анализа экономических последствий присоединения к ВТО; о разработке программы поддержки регионов, которые могут в наибольшей степени пострадать от либерализации внешнеторговых отношений; о совершенствовании таможенного законодательства, законодательства о лицензировании экспорта и импорта, о защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах, законодательства в области субсидирования, стандартизации, санитарных и фитосанитарных мер, охраны прав интеллектуальной собственности.

Эти рекомендации были подтверждены и дополнены 20 июня 2002 года выводами и предложениями участников заседания круглого стола "Всемирная торговая организация и страны СНГ: состояние и перспективы регионального сотрудничества" на VI Петербургском экономическом форуме.
При разработке стратегии присоединения к ВТО было предложено предусмотреть: переход к инновационной модели развития внешнеэкономических связей; активную поддержку экспорта, основанного на высоких технологиях и интеллектуальном потенциале; реструктуризацию конкурентоспособных отраслей промышленности и их защиту; разработку согласованной системы показателей национальной экономической безопасности; синхронизацию процесса либерализации торговли продукцией аграрного сектора экономики стран СНГ; определение приоритетов для сближения национального законодательства с нормами и правилами ВТО; разработку мероприятий по государственной поддержке межрегионального и приграничного сотрудничества.
В мае 2002 года на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества было решено ускорить процесс гармонизации и унификации национального законодательства с учетом требований ВТО в сфере ценообразования, налогообложения, валютного обмена, платежей, инвестиционной деятельности, государственного субсидирования и государственного регулирования экономики.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия