Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Карнаухов А. А.
соискатель кафедры экономики и менеджмента в строительстве
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Учет рисков при управлении инвестиционным портфелем предприятия в строительной индустрии
В статье рассмотрена методика учета и оценки промышленных рисков при формировании корпоративного инвестиционного портфеля. Построена экономико-математическая модель формирования инвестиционного портфеля, характеризующаяся максимальной доходностью при минимальном риске
Ключевые слова: производственные риски, инвестиционный портфель, корпоративное управление, строительная индустрия
ББК У9(2)310-33-21я73-1   Стр: 125 - 126

В работе ряд ученых [1] определяют инвестиционно-строительный проект (ИСП) как строительство (реконструкция, ремонт и т.д.) и ввод в эксплуатацию объекта инвестирования с последующей его эксплуатацией. Содержанием ИСП является выполнение инвестиционно-строительного цикла от обоснования инвестиций в объект до ввода построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта в эксплуатацию и его дальнейшая эксплуатация до окончания срока службы.
Под объектом инвестирования указанные ученые понимают единичный объект строительства (реконструкции, ремонта и т.д.), в который осуществляется инвестирование и который строится, вводится в эксплуатацию и эксплуатируется в рамках ИСП [1].
Выполнение проектов может осуществляться разными методами. Строительство является одной из немногих отраслей, практически целиком ориентированных на осуществление управления проектами. Это связано с так называемым единичным характером основной строительной продукции — зданий и сооружений.
Под механизмом корпоративного управления инвестиционным портфелем мы понимаем совокупность инструментов воздействия на систему отношений между заинтересованными лицами или группами лиц во внутреннем и внешнем окружении предприятия строительной индустрии с целью формирования и реализации комплекса инвестиционных проектов, характеризующегося максимальной доходностью и минимальным риском.
Механизм управления инвестиционными процессами должен учитывать возможность уменьшения неопределенности при реализации инвестиционных проектов предприятия строительной индустрии. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
Выделяют отдельные сферы возникновения рисков:
Промышленные риски — опасность нанесения ущерба предприятию и третьим лицам вследствие нарушения нормального хода производственного процесса. к ним относят опасность повреждения или утери производственного оборудования и транспорта, разрушение зданий и сооружений в результате воздействия таких внешних факторов как силы природы и злоумышленные действия.
Экологический риск — вероятность наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц.
Страховые риски (случайные события) — наступление которых влечет за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан или нанесение ущерба имуществу, имущественным интересам граждан и юридических лиц и характеризуется одновременно случайностью и вероятностью их наступления.
Управленческий риск — возникающий вследствие недостаточной квалификации управленческого персонала, последствия которого непосредственно отражаются на результатах производства.
Административный риск — это риск, связанный с получением проектной компанией и другими участниками проектной деятельности различных лицензий, разрешений, согласований от различных государственных ведомств.
К риску, связанному со строительством, можно отнести: риск несвоевременного завершения строительства и задержки ввода проекта в эксплуатацию, риск превышения сметной стоимости проекта и риск низкого качества работ. Причинами несвоевременного завершения строительства и задержки ввода проекта в эксплуатацию могут быть ошибки при проектировании, изменение внешних условий.
Риск превышения сметной стоимости проекта. Причинами этого риска могут быть также ошибки при проектировании, неспособность подрядчика обеспечить эффективное использование ресурсов, изменение условий реализации проекта (повышение цен, налогов и др.)
Риск низкого качества работ — обусловлен нарушением обязательств подрядчика, ошибками при проектировании. Следствие — дополнительные инвестиционные издержки, низкое качество инвестиционного продукта [3].
Рассмотрим особо производственные риски, влияющие на инвестиционную деятельность предприятий строительной индустрии.
В России, как и в большинстве стран мирового сообщества, в настоящее время принята концепция приемлемого (ненулевого) риска. Концепция абсолютной безопасности (нулевого риска), которая была принята в бывшем СССР, сегодня признается неадекватной внутренним законам техносферы.
Установление приемлемых уровней техногенной безопасности и рисков представляет довольно сложную задачу. Для ее решения требуется проведение комплексного научного анализа технологических, экономических, социальных и других факторов развития общества. Уровень безопасности производственных объектов в значительной мере зависит от эффективности проектно-конструкторских решений. Поиск эффективных решений проводится с учетом затрат на повышение надежности и безотказности технических систем, временного фактора и социальных эффектов.
В проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в отличие от действующей редакции, вводится классификация опасных производственных объектов, учитывающая риск возникновения аварии и масштабы возможных последствий, и гармонизированная с законодательством Европейского союза (как указано в пояснительной записке):
● I класс — объекты чрезвычайно высокой опасности;
● II класс — объекты высокой опасности;
● III класс — объекты средней опасности;
● IV класс — объекты низкой опасности.
В зависимости от класса к опасным производственным объектам будут применимы различные требования промышленной безопасности.
Производственный объект II, III или IV класса опасности располагается на землях особо охраняемых природных территорий, территории (акватории) континентального шельфа, внутренних морских вод, территориального моря или прилежащей зоны РФ, искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, то для него устанавливается следующий более высокий класс опасности.
По прогнозам до 40% возводимых промышленных объектов могут быть классифицированы как опасные производственные объекты (ОПО). Поэтому анализ опасностей и риска возможных аварий на них является одной из ключевых проблем промышленной безопасности. Результаты анализа риска аварий используются для выявления участков и объектов с повышенной опасностью с последующим обоснованием мер обеспечения безопасности и оптимальной очередности их реализации.
Теоретически основной целью любой системы обеспечения экологической и промышленной безопасности ОПО является минимизация (или сокращение до приемлемого уровня) ожидаемых штатных и аварийных негативных воздействий на человека и природу. Кроме того, указанные воздействия отрицательно сказываются и на конкурентоспособности производства. Таким образом, цель обеспечения безопасности эксплуатации ОПО может быть формализована в следующем виде [2]:
(1)
где Мt [Y+Z] — техногенный риск эксплуатации ОПО, т.е. — математическое ожидание суммы ущербов Y при штатной/аварийной эксплуатации ОПО и затрат на обеспечение безопасности Z за определенный период t; REt — рентабельность производства за определенный период.

В общем случае потери в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека и вред окружающей природной среде (ОС) проявляются не только в результате аварии, но и при штатной эксплуатации ОПО. Полный техногенный риск эксплуатации ОПО может быть оценен математическим ожиданием ущерба Y при функционировании объекта [4]:
R = M[Y] . (2)
Риск R удобно разложить на две составляющие — риск аварии RA и сумму ущербов при штатной эксплуатации ОПО RШТАТН, т.е.:
(3)
где P(Bi) вероятность причинения i-го вреда yi человеку и/или ОС при аварии на ОПО;
ymj — размер j-го среднего вреда, причиняемого человеку и ОС при штатной эксплуатации ОПО (сюда относятся платы за загрязнение ОС yэко и вред, наносимый здоровью человека вследствие профессиональных заболеваний yмед при нормативном функционировании предприятия).
Для наглядности примем, что риск травмирования персонала включен в риск аварии, тогда выражение (3) можно представить в виде системы:
(4)
Одной из основных задач анализа риска является представление сведений о наиболее опасных, «слабых» местах с точки зрения безопасности. В зависимости от целей и задач анализа для оценки степени риска могут применяться как количественные, так и качественные методы.
Оценка частоты аварии проводится на основе идентификации опасностей и оценки риска отдельных объектов промышленного предприятия (или объектов, включаемых в инвестиционный портфель). На каждом n-ом объекте значение балльной оценки технического состояния по формулам:

B* — средняя балльная оценка объектов инвестиционного портфеля, полученная на основе балльной оценки каждого объекта;
N — общее число объектов инвестиционного портфеля.

Значение локальной частоты аварий на объекте лn определяется по формуле:
λn = λFn/B* , (7)
где λ — среднестатистическая интенсивность (частота) аварий на данном типе объектов, аварий/год.

Расчет частоты аварий может проводиться с учетом факторов влияния, определенных экспертным и эмпирическим путем. Эти факторы могут быть объединены в следующие группы: 1) внешние антропогенные воздействия; 2) качество строительно-монтажных работ; 3) конструктивно-технологические факторы; 4) природные воздействия; 5) эксплуатационные факторы; 6) дефекты материалов, изделий и конструкций.
При проведении анализа риска на объектах используются традиционные методы оценки риска аварии («дерево отказа», метод балльной оценки частоты аварии, «дерево событий», моделирование развития аварийных процессов совместно с моделями и критериями поражения).
Используя формулу (4) как систему дополнительных ограничений проекта, можно предложить экономико-математическую модель выбора наиболее эффективного варианта инвестиционно-строительного портфеля:

Используя в качестве целевой функции чистый дисконтированный доход следует сказать о норме дисконта. Отметим, что если выполняются все ограничения, кроме соответствия уровня риска приемлемому, необходимо производить корректировку проекта через учет риска в норме дисконта.


Литература
1. Бузырев В.В., Васильев В.Д., Зубарев А.А. Выбор инвестиционных решений и проектов: оптимизационный подход. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
2. Бузырев В.В., Панибратов Ю.П., Федосеев И.В. Планирование на строительном предприятии: Учеб. пособие. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2004.
3. Управление строительными инвестиционными проектами: Учеб.пособие / Под общ. ред. В.М. Васильева, Ю.П. Панибратова. - М: Изд-во АСВ, 1997.
4. Корпоративное управление: содержание, механизмы и институциональная основа: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://advokat.km.ru/view/a77680BE16D7F42A48AD90CE0B17D9BFB.htm

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия