Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Крупа А. В.
аспирант кафедры международных экономических отношений
Хмельницкого национального университета (г. Хмельницкий, Украина)


Модель управления хозяйственной деятельностью предприятия на основе аутсорсинга вспомогательных бизнес-процессов
В статье представлены вспомогательные бизнес-процессы промышленных предприятий. Предложена модель управления хозяйственной деятельностью предприятия на основе аутсорсинга вспомогательных бизнес-процессов
Ключевые слова: предприятие, процессный подход, основные бизнес-процессы, аутсорсинг, вспомогательные бизнес-процессы
УДК 65.012.4:658.7/.8; ББК 65.053.5   Стр: 127 - 129

В условиях глобализации и трансформации экономических процессов и в развитии межхозяйственных отношений современная система управления предприятием нуждается в постоянном усовершенствовании и развитии. Как следствие возникает потребность в использовании новых методов организации бизнеса, применении инновационных видов деятельности и оптимизации процессов производства. Международные организации, такие как UNCTAD и OECD подтверждают факты о постоянно растущей тенденции среди стран OECD к поиску новейших решений по переходу к таким системам управления, где главное внимание уделяется процессам производства, которые считаются основными и на которых базируется профильная деятельность предприятия.
Актуальность перехода к современной парадигме управления предопределена динамическими изменениями во внешней среде, что характерно для стран с рыночной экономикой. Функциональная структура управления вытесняется приспособленным к изменениям процессным подходом, содержанием которого является снижение стоимости конечного продукта за счет оптимизации процессов производства на каждой стадии жизненного цикла товара. Одним из методов снижения расходов предприятия и рационализации процесса производства является применение аутсорсинга как ключевого элемента сотрудничества между различными организациями.
Исследованию предпринимательской деятельности и производства через призму процессного подхода посвящены труды таких отечественных и зарубежных ученых, как: Виноградовой О.В., Липунцова Ю.П., Федюкина В.К. и ряда др. Основное внимание в работах научных работников уделено определению сущности процессного подхода и особенностей его приложения в практической деятельности предприятия. Однако, невзирая на ряд проведенных исследований, остаются дискуссионными вопросы профильности бизнес-процессов и структуризации их основных и вспомогательных функций на стадиях жизненного цикла товаров, который играет важную роль в обеспечении эффективности производства. Требуется повысить конкурентоспособность всех бизнес-процессов собственными усилиями, не отвлекаясь от основного производства, что в современных условиях практически невозможно. Эти вопросы нуждается в систематизации и изучении.
Концептуальные положения теории и практики использования аутсорсинга в деятельности предприятий сформулированы в трудах многих ученых (см., например, Г. Морган, Д. Дойл, Б.А. Аникин, А.Г. Загонной, Г.О. Партин, Е.М. Куцин, Л.О. Лигоненко, Ю.Ю. Фролова, Л.В. Чижевская, И.М. Вигивская, А.П. Дикий, А.С. Скакун, Н.М. Шмиголь и др.). Но ряд проблем, методического и прикладного характера формирования модели управления непрофильными бизнес-процессами промышленных предприятий с использованием аутсорсинга, остаются недостаточно проработанными и нуждаются в последующих исследованиях.
Целью статьи является исследование вспомогательных процессов производства, которые имеются на каждой из стадий жизненного цикла товара. Требуется обоснование необходимости внедрения и использования аутсорсинга как самого современного подхода к обеспечению конкурентоспособности всех процессов производства, что позволит сконцентрировать усилия на выполнении основного задания организации. Представим модель по управлению хозяйственной деятельностью предприятия на основе аутсорсинга вспомогательных бизнес-процессов.
В условиях непрестанного развития рынка для своевременного удовлетворения потребностей потребителя, что требует гибкости, анализ деятельности украинских предприятий, дает возможность выделить следующие недостатки управленческой деятельности:
— низкий уровень адаптивности к изменениям во внешней среде;
— неспособность развития через нерентабельность определенных процессов;
— сложность управления большим количеством подразделений;
— высокий уровень бюрократизации.
С целью решения отмеченных проблем и обеспечения эффективности деятельности предприятия достаточно остро проявляется потребность поиска новых инструментов и методов управления производственными процессами. Одним из направлений создания оптимальной системы управления является применение процессного подхода к организации и управлению хозяйственной деятельностью предприятия посредством применения аутсорсинга [1, с. 49].
Процессный подход дает возможность уменьшить расходы предприятия за счет сокращения ненужных работ и сформировать систему мотивации персонала, которая направлена на эффективное функционирование бизнес-системы.
Основными преимуществами применения процессного подхода является:
— высокая мотивация;
— снижение нагрузки на руководителей;
— высокая гибкость и адаптивность системы управления;
— динамическая системы и ее внутренних процессов, которая обусловлена четкой вертикальной интеграцией ресурсных потоков;
— уменьшение бюрократизации;
— высокая прозрачность системы управления, а также упрощение процедур координации, организации и контроля;
— возможность обеспечения комплексной автоматизации [2, с. 128].
Использование процессного подхода к управлению предприятием предусматривает более глубокое понимание понятия бизнес-процессов. Бизнес-процесс — это структурированная последовательность действий по выполнению определенного вида деятельности на всех этапах жизненного цикла товара — от создания концептуальной идеи через проектирование к реализации и результату. Бизнес-процесс — это иерархия внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов [3, с. 299].
Бизнес-процессы являются основой любых организационных систем. Если предприятие успешно функционирует на рынке, то это свидетельствует, что его процессы в достаточной степени являются результативными и эффективными, хотя это не значит, что предприятие использует оптимальное количество ресурсов на выполнение этих процессов или не способно удешевить их.
Управление бизнес-процессами промышленного предприятия связано с разработкой модели бизнес-процесса, что предполагает выявление приоритетных процедур для эффективной работы организации, анализ и оценка основных его параметров [2, с. 129].
Важными элементами управления бизнес-процессами предприятия и их оптимизации является их четкая структуризация. Бизнес-процессы принимают участие в создании основной ценности и сфокусированные на получении прибыли, ориентированной на достижение стратегической цели управления предприятием, они формируют такой результат, такие потребительские качества за которые клиент готов платить деньги [4]. К ним отнесены процессы, в результате которых создаются продукты, которые имеют непосредственную ценность для потребителя:
— управление сбытом;
— организация поставок сырья;
— входной контроль сырья и материалов;
— оперативное управление производством;
— производство продукции.
Вспомогательные бизнес-процессы направлены на предоставление необходимых внутренних продуктов, внутренних услуг для основного бизнеса, обеспечивают функционирование инфраструктуры компании [4].
Четкое разграничение бизнес-процессов на основные и вспомогательные позволит обеспечить эффективную хозяйственную деятельность предприятия, поскольку даст возможность сконцентрироваться на тех бизнес-процессах, которые являются приоритетными, профильными для предприятия, а непрофильные бизнес-процессы позволит передать аутсорсингу.
С целью построения эффективной системы управления предприятием вспомогательные бизнес-процессы промышленных предприятий необходимо определять на каждой из стадий жизненного цикла товара (см. табл. 1).
Высокие темпы роста конкуренции на рынке предопределяют необходимость постоянного поиска вариантов решения вопроса увеличения эффективности бизнеса и снижения себестоимости продукции. Основной целью осуществления этих изменений является получение большей прибыли. Существует много методов направленных на достижение таких целей, но наиболее эффективным является аутсорсинг.
Эффективность применения аутсорсинга связана с его широким спектром преимуществ, основными из которых являются повышение уровня конкурентоспособности предприятия за счет уменьшения расходов на выполнение определенного процесса и, как следствие, повышение его рентабельности. Рационализация производственной и управленческой деятельности и фокусировка на основном производстве и его развитии. Мировой рынок аутсорсинга активно развивается и значительно опережает в развитии украинский. Основной тенденцией развития рынка аутсорсинга развитых экономик является передача вспомогательных операций, которые являются не самыми существенными для определения конкурентоспособности предприятия, специализированным предприятиям. Посредством аутсорсинга происходит освобождение базовых процессов для основного производства или основного направления деятельности компании, то есть выполнение ключевых компетенций.

Таблица 1
Вспомогательные бизнес-процессы промышленных предприятий
Стадия жизненного цикла товараВспомогательные бизнес процессы промышленных предприятий
Исследование и проектирование продукции— разработка проектной документации;
— разработка продукции;
— производство экспериментальной модели;
— проведение экспериментов;
— усовершенствование модели.
Изготовление продукции— подготовка производства;
— снабжение сырья;
— снабжение полуфабрикатов;
— производство комплектующих;
— настройка и адаптация продукции;
— обслуживание оборудования.
Реализация продукции— логистика;
— хранение;
— сбыт;
— установка, запуск.
Эксплуатация и утилизация продукции— послепродажное обслуживание;
— определение эффективности продукции;
— изготовление запчастей;
— утилизация.

Аутсорсинг как механизм, представляющий собой передачу непрофильных функций, выполняемых ранее самим предприятием-заказчиком, специализированному предприятию-аутсорсеру, в Украине стал актуален сравнительно недавно [5, с. 163].
Украинский рынок аутсорсинга только начал набирать обороты. В связи с этим, на данный момент еще не существует действительно надежных партнеров, которые могли разделить основные задания организации, но уже образовались лидеры в разных отраслях предоставления услуг. Актуальным для украинского производственного сектора является постепенная передача внешним исполнителям вспомогательных процессов.
Большинство украинских экспертов связывали аутсорсинг с компьютерными технологиями. С развитием аутсорсинга преобладающим стало мнение, что аутсорсинг — это общее понятие, а область его применения — намного шире. В общем значении, учитывая современную ситуацию, аутсорсинг можно назвать передачей постороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия [6, 7].
Целью внедрения аутсорсинга является обеспечение системы функционирования предприятия с перспективой его развития и расширения. Если существует возможность перехода к аутсорсингу, то процессный подход в таком случае является базовым средством в определении и выборе важнейших инструментов, которые может использовать руководитель.
В современных условиях использования аутсорсинга позволяет построить эффективную модель управления хозяйственной деятельностью предприятия, поскольку обеспечивает передачу непрофильных функций внешним фирмам и тем самым оптимизирует расходы предприятия, Что позволяет сосредоточиться на ключевых компетенциях (см. рис.1).
Рис.1. Модель управления хозяйственной деятельностью предприятия

Предложенная модель управления хозяйственной деятельностью предприятия на основе аутсорсинга вспомогательных бизнес-процессов заключается в четком разграничении основных и вспомогательных процессов промышленного предприятия на каждой из стадий жизненного цикла товара. Это позволит предприятию определить приоритетные направления деятельности, а с другой — обеспечит принятие эффективных управленческих решений и оптимизирует бизнес-процессы на предприятии.
Оптимизация бизнес-процессов позволяет: сократить длительность и количество ошибок в каждом из бизнес-процессов; сформировать у работников компании и руководителей четкое понимание того, как, когда, кто и что должен делать для достижения поставленных целей; предоставить возможность подготовки к успешному, продуманному и эффективному внедрению информационных технологий; улучшить взаимодействие между работниками и подразделениями компании; повысить инвестиционную привлекательность предприятия [1, с. 55].
Аутсорсинг — это инструмент управления предприятием, направленный на повышение эффективности и конкурентоспособности деятельности [8, с. 82]. Аутсорсинг непрофильных бизнес-процессов предусматривает передачу посторонней специализированной организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются основными. Так, с помощью аутсорсинга могут быть переданы для выполнения такие функции, как: управление персоналом, бухгалтерский учет, юридическое сопровождение, маркетинг, реклама, логистика, техническое обслуживание оборудования, ремонтное обслуживание, проектные работы, транспортное обслуживание, организация питания, уборка помещений. Основным преимуществом применения аутсорсинга бизнес-процессов большими предприятиями является то, что он позволяет экономить на постоянных расходах предприятия, обеспечивая меньшую стоимость выполнения избранных вспомогательных процессов за счет специализации исполнителя, особенно в условиях, когда расходы, связанные с их реализацией, являются преимущественно постоянными и значительными по величине.
С целью формирования эффективной системы управления хозяйственной деятельностью предприятия необходимо использовать современные формы долгосрочного сотрудничества с партнерами. Переход к аутсорсинговой модели организации деятельности связан с тем, что динамическая и неопределенная рыночная среда выдвигает новые задачи, решение которых нуждается в рыночной реконструкции всех структурных элементов и подсистем предприятия. Предложенная модель управления хозяйственной деятельностью предприятия на основе аутсорсинга вспомогательных бизнес-процессов позволит обеспечить принятие оптимальных управленческих решений, уменьшит расходы предприятия, обеспечит эффективное использование ресурсов и позволит усилить конкурентные позиции предприятия.


Литература
1. Гавриленко Т.В., Павленко Л.К. Бізнес-процеси підприємства: сутність, класифікація та оптимізація // Вісник КНУТД - № 18. - 2008. - С. 49-56.
2. Козенков Д.Е. Проектування бізнес-процесів як основа створення архітектури підприємства // Вісник Сумського державного університету сер. Економіка: науковий журнал. - 2011.- №3. - С.126-136.
3. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Эффективный менеджмент: учеб. пособ. для вузов /Под общ. ред. И.И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2003. - 555 с.
4. Командровська В.Є., Морозенко О.Ю. Бізнес-процеси підприємства: сутність та методи вдосконалення. - 2011. - [Електронний ресурс]. - http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/ppei/2011_30/Moroz.pdf
5. Севастьянова Е.В. Организационно-экономический механизм аутсорсинга (на примере аутсорсинга учётных функций для малых предприятий) // Вестн. Томского гос. ун-та. - 2011. - №342. - С. 163-165.
6. Бакалинский А. Аутсорсинг комплексного управления бизнес-проектами // Управление персоналом. - 2007. - № 4. - С. 70-73.
7. Горбунова О.А. Механизм реализации аутсорсинга непрофильных бизнес-процессов в металлургической компании // Экономика в промышленности. - 2012. - № 3. - С. 55-61.
8. Дідух О.В. Аналіз ефективності використання аутсорсингу у господарській діяльності підприємств // Менеджмент та підприємництво в Україні: етапи становлення і проблеми розвитку: спеціальний випуск Інституту підприємництва та перспективних технологій / Національний університет «Львівська політехніка». - 2012. - С. 82-87.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия