Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Чуприс Л. С.
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Модель влияния рисков внешней среды на страховой фонд на примере рынка ОСАГО
Настоящая статья посвящена влиянию внешней среды на риски, присущие конкретной страховой компании на примере рынка страхования ОСАГО. Предлагаемая в работе схема подробно описывает характер воздействия, оказываемого на отдельные составляющие страхового фонда участниками страхового рынка. Особое внимание уделено рискам, связанным с решениями регулирующих органов. Основываясь на последних тенденциях страхового рынка, автор выявляет возможные проблемы и предлагает методы управления рисками, в том числе уклонения, регулирования и финансирования риска
Ключевые слова: анализ рисков, риск-менеджмент, внешние риски, страхование, ОСАГО
УДК 336:368.1; ББК 65.271   Стр: 162 - 164

Основной деятельностью страховой компании является формирование страховых фондов и их последующее распределение в случае реализации риска. В результате страховщик принимает на себя риски клиента на профессиональной основе. При этом компания сама подвержена воздействию разных по своей природе рисков. Одними из наиболее тяжелых и плохо поддающихся обработке являются риски, источником которых выступают регуляторы страхового рынка. Особенно сложно обрабатывать риски, связанные с портфелем по обязательному страхованию, где все основные параметры страховой защиты, тарификация и правила работы на рынке жестко регламентируется государством и профессиональными объединениями. Наиболее остро влиянию рисков регулирования подвержено обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Последние события в данной области являются ярким подтверждением этого и требуют от страховых компаний повышенного внимания к анализу указанных рисков и принятия мер по их обработке.
Для анализа данного риска можно предложить следующую схему влияния действующих субъектов на отдельные элементы и общие результаты деятельности по ОСАГО конкретной страховой компании (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема влияния участников рынка на страхование ОСАГО
В наиболее общем смысле страхование представляет собой отношения по созданию и последующему распределению страховых фондов. Таким образом — достаточный страховой фонд является основой устойчивости страховой компании. При этом, как видно из схемы, на основные источники поступления и расходования средств страхового фонда оказывают влияние основные субъекты страхового рынка. Рассмотрим характер их воздействия более подробно.
Страховая компания. Сам страховщик ОСАГО может влиять на следующие параметры: количество договоров (косвенно, но достаточно серьезно), расходы (прямо), выплаты (косвенно в очень ограниченных пределах). Влияние на количество заключаемых договоров может осуществляться, например, следующим образом:
● Установление плана продающим подразделениям и соответствующая их мотивация;
● Изменения количества дополнительных офисов и сотрудников;
● Наличие подразделений компании в других регионах;
● Оптимизация бизнес-процессов самой компании для удобства страхователей и посредников;
● Реклама.
При этом возможности страховой компании по селекции договоров страхования ограничены, поскольку договор ОСАГО является публичным. Следовательно, в случае, если страховая компания приняла решение развивать это направление деятельности, для нее наращивание портфеля будет первоочередной задачей, чтобы избежать серьезных колебаний убыточности.
Влияние страховой компании на собственные расходы в основном сводится к определению уровня комиссионного вознаграждения посредникам, а также регулированию уровня остальных расходов на ведение дела.
Объем выплат страховой компании определяется условиями страхования, на которых заключается договор, однако, в случае обязательного страхования — условия страхования стандартные, поэтому на объем выплат страховая компания может влиять только косвенными методами.
Регулятор. В контексте данной статьи под регулятором мы будем подразумевать не только Федеральную службу по финансовым рынкам, но также все законодательные органы, связанные с разработкой и утверждением условий страхования ОСАГО, а также профессиональное объединение — Российский Союз Автостраховщиков, устанавливающий правила поведения и взаимодействия компаний на этом рынке. На рынке страхования ОСАГО регулятор играет большую роль, напрямую влияя на страховую сумму, страховой тариф и расходы страховщика и косвенно на выплаты. Влияние на страховые выплаты осуществляется посредством проверки обоснованности страховых выплат и отказов в страховых выплатах, а также назначение санкций по результатам подобных проверок.
Посредники. Посредники в страховании ОСАГО напрямую влияют на количество заключенных договоров, а также расходы страховой компании в части комиссионного вознаграждения, поскольку большая часть полисов по данному виду продается через агентский канал продаж.
Конкуренты. На рынке ОСАГО конкуренты оказывают только косвенное влияние на объем продаж посредством неценовой конкуренции, а также на расходы страховой копании, устанавливая определенную планку комиссионного вознаграждения на рынке.
В последнее время к обязательному страхованию автогражданской ответственности в России существенно усилилось внимание судебных, законодательных и регулирующих органов. В частности:
● Обсуждается вопрос применения к страхованию ОСАГО ФЗ № 2300-1 от 07.02.1992 «Закон о защите прав потребителей» на основании Постановления Верховного суда РФ о рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей от 28.06.2012 г. № 17.
● 4 сентября 2012 г. Президиум Высшего арбитражного суда удовлетворил требование о возмещении утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля (Агентство страховых новостей, 2012). Основной предпосылкой подобного решения было то, что УТС — реальный ущерб и, согласно сложившейся судебной практике, взыскивается в составе страховой выплаты по обязательному страхованию, следует из судебных материалов. Исходя из ссылок судебных органов на сложившуюся практику, можно предположить, что и в дальнейшем судебные споры, связанные с УТС будут решаться подобным образом.
● Министерство финансов подготовило законопроект, предусматривающий увеличение лимитов страхового возмещения. 7 декабря 2012 г. эти поправки были одобрены Правительством РФ (Агентство страховых новостей, 2013). Законопроект Минфина предусматривает поэтапное повышение страховых сумм по риску причинения вреда имуществу со 120 тыс. до 400 тыс. р., а по риску причинения вреда жизни и здоровью — со 160 тыс. до 500 тыс. р. Порядок выплат при причинении вреда жизни и здоровью тоже меняется: по аналогии с добровольным страхованием от несчастных случаев будет введена таблица выплат, размер которых будет зависеть от характера травмы.
● Активно обсуждается вопрос о необходимости изменения тарифов по страхованию ОСАГО в связи с изменениями лимитов ответственности. Казалось бы, изменение лимитов ответственности страховщика должно привести к повышению тарифов по этому виду страхования для создания адекватных страховых резервов, достаточных для осуществления выплаты. Тем не менее, на сегодняшний день этот вопрос является дискуссионным, так, например, Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заявил о возможности законодательного увеличения страховых выплат в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности в несколько раз при сохранении уровня действующих с 2003 года базовых тарифов (ИНТЕРФАКС АФИ, 2013). Более того, депутаты Госдумы в заключение Комитета на проект поправок к закону об ОСАГО предложили снизить тарифы (Государственная Дума ФСРФ, Комитет по транспорту, 2013). В обоснование своего предложения депутаты указывают, что, согласно закону об ОСАГО, доля страховой премии, предназначенная для выплат по обязательной «автогражданке», не может быть меньше 80%. Если же после снижения тарифов у страховщиков возникнет дефицит денег для выплат, они должны будут платить за счет средств страхового резерва, накопленного ими по итогам прошлых лет, полагают депутаты. Тарифы на следующий год в этом случае могут быть пересмотрены в сторону повышения, следует из заключения комитета.
Статистических данных о сборах и выплатах по ОСАГО за 2012 г. еще нет. Однако в 2011 г. отношение выплат к премиям по обязательному страхованию автогражданской ответственности составило 54%. Таким образом, если бы предложенное комитетом положение закона работало в 2012 г., тарифы на ОСАГО пришлось бы снизить на 26%.
Принятие указанных выше и возможных иных решений регулирующих органов, является внешним событием, независящим от воли конкретной страховой компании. При этом, скорее всего, они негативно скажутся на деятельности этой организации. То есть данные события должны рассматриваться компанией как внешние риски. По разным системам классификации они могут быть отнесены к политическим, юридическим или рыночным рискам. Но независимо от подхода к классификации, требуется анализ и обработка этих рисков, чтобы компания смогла выжить и продолжить свою деятельность в заданных ее руководством и владельцами параметрах.
Последствиями реализации рассмотренных в начале статьи рисков регулирования могут являться:
— увеличение средней величины страховой выплаты в связи с увеличением лимитов ответственности, а также в связи с судебной практикой взыскания со страховых компаний утраты товарной стоимости в рамках возмещения по ОСАГО (блок «Выплаты»);
— дополнительные расходы в рамках реализации Закона о защите прав потребителя (блок «Расходы»);
— сохранение тарифов ОСАГО на прежнем уровне или даже снижением их размера (блок «Тарифы») при увеличении объемов ответственности.
Рассмотрим как один из наиболее вероятных и негативных прогнозов ситуацию с возможным снижением страховых тарифов. В результате уменьшения тарифов в конкретном календарном году с высокой степенью вероятности возникает недостаток средств, поступающих в компанию в виде страховых премий по ОСАГО, для осуществления выплат по данному виду в этом году. Для покрытия «бреши» законодатели предлагают использовать средства страхового резерва, накопленные по результатам прошлых лет. И если по результатам одного года для компании это может выразиться только в снижении финансовых показателей, то систематическая реализация данного сценария может привести к истощению страхового фонда и банкротству страховой компании.
Оценка степени опасности подобных рисков для конкретной компании зависит от разных факторов, в частности:
● от финансового положения (то есть от способности покрывать отрицательные результаты деятельности по отдельным видам страхования);
● доли ОСАГО в общем страховом портфеле и в финансовом результате;
● возможности оперативно изменить структуру портфеля по видам и регионам, уровень расходов и т.д.
В зависимости от указанных и иных факторов риски регулирования могут рассматриваться как значительные (то есть способные привести к существенному ухудшению показателей деятельности компании и значительно затруднить достижение поставленных перед организацией целей) или даже катастрофические (то есть способные привести к прекращению деятельности компании). Поэтому по степени важности данные риски относятся к стратегическим, а вопросы управления ими должны находится в ведении высшего руководства компании.
Несмотря на внешний характер рассматриваемых рисков, компания все-таки может применить некоторые методы их обработки, позволяющих достичь поставленных перед организацией целей даже в условиях реализации рисков. В данном случае реализация методов уклонения, регулирования и финансирования рисков имеет свои особенности.
В качестве уклонения от риска в данном случае можно рассматривать отказ страховой компании от лицензии на данный вид страхования и перепрофилирование своей деятельности на менее подверженные рискам регулирования и менее убыточные (с учетом произошедших изменений) виды. Однако, рынок страхования ОСАГО характерен большим охватом страхового поля, а также возможностью осуществления кросс-продаж, основанных на клиентской базе, привлеченной этим видом страхования. Отказ от ОСАГО, скорее всего, приведет к потере части портфеля по другим видам страхования, а также повлечет за собой риск возникновения отрицательного финансового результата в связи с тем, что урегулирование по ранее проданным полисам не сможет быть покрыто поступлениями по новым договорам.
Менее экстремальным методом управления рисками является их регулирование с целью снижения вероятности или последствий реализации риска. Поскольку риск регулирования внешний, повлиять на вероятность его реализации рядовая компания не сможет. Единственное, что доступно в этой части — активное участие в работе профессиональных объединений и иных органов (экспертных, выборных), участвующих в подготовке решений или оказывающих опосредованное влияние на регуляторов. Но все-таки основным методом для обычной компании в данном случае остается снижение негативных последствий реализации рисков, в том числе, путем сегрегации рисков. Не секрет, что в страховании автогражданской ответственности существует определенная диверсификация по регионам как в части страховых тарифов, так и в части фактической убыточности. Таким образом, страховая компания может избежать дополнительных расходов, а также кумуляции риска путем полного сворачивания или частичного ограничения своей деятельности в регионах с повышенной убыточностью. Договор ОСАГО является публичным, поэтому прямое ограничение продаж невозможно, однако страховщик может повлиять на объем продаж с помощью размера комиссионного вознаграждения, наличия или отсутствия рекламы, количества офисов продаж и т.п.
Однако при применении методов уменьшения риска всегда следует допускать вариант, когда все меры, принятые страховой компанией, оказались не столь эффективны, страховой фонд значительно пострадал от снижения тарифов в отчетном году, и средств страховых резервов, накопленных за предыдущие годы, не достаточно для покрытия страховых обязательств компании. На наш взгляд, оптимальным решением подобной проблемы было бы создание специализированного резерва (аналог стабилизационного резерва) для покрытия убытков, причиненных «лагом», связанным с несвоевременной корректировкой тарифов.
Практика деятельности страховых компаний на рынке ОСАГО свидетельствует, что компании уходят с рынка, оставляя неоплаченные обязательства, за которые приходится расплачиваться другим страховщикам (Саватюгин А.Л., 2010). Социальная значимость данного вида страхования, а также его высокая возможная убыточность в случае реализации рисков регулирования обуславливают необходимость систематического подхода к управлению этими рисками. Данная система должна строиться на основе анализа механизма реализации рисков (в том числе, с использованием логических моделей, подобной предложенной в настоящей статье) и с учетом всех доступных методов обработки рисков.


Литература
1. Агентство страховых новостей. Президиум ВАС: страховщик ОСАГО должен возмещать УТС [Электронный ресурс] URL: http://www.asn-news.ru/news/35604 дата обращения 03.05.2013.
2. Агентство страховых новостей. Одобрены масштабные поправки к закону об ОСАГО [Электронный ресурс] URL: http://www.asn-news.ru/news/37409 дата обращения 25.03.2013.
3. Государственная Дума ФСРФ, Комитет по транспорту [Электронный ресурс] URL: http://asn-news.ru/uploads/mediacontent/docs/news/Zakluch-osago-transpkomit.pdf дата обращения 25.03.2013.
4. ИНТЕРФАКС-АФИ, Правительство РФ предлагает увеличить лимиты выплат в ОСАГО без изменения тарифов [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=18631 дата обращения 25.03.2013
5. Пленум Верховного суда Российской Федерации. Постановление № 17 от 28 июня 2012 г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Консультант Плюс.
6. Саватюгин А.Л. Новое в регулировании деятельности страховщиков // Финансы. - 2010. - № 8. - С. 7-9.`

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия