Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС
Красавин К. К.
сотрудник Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС,
кандидат экономических наук


К ПРОБЛЕМЕ МЕЖДЕПОЗИТАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЕврАзЭС

Одной из задач при формировании единого экономического пространства на территории Сообщества является образование общего фондового рынка. Отсюда потребность в объединении усилий профессиональных участников рынка ценных бумаг и государственных органов, осуществляющих регулирование на этом рынке, для проведения согласованной политики в данной сфере.
Ежедневно в мире совершаются валютообменные операции на 1,2 трлн. долл., что в 50 раз превышает ежедневный объем мировой торговли и в 7 раз производимый в мире ВВП. Мобильность капиталов резко возрастает.
В этих условиях страны, связанные территориально и экономически, создают коллективные механизмы, способствующие стабилизации и эффективному развитию их валютно-финансовых систем.
Такая задача стоит и перед странами ЕврАзЭС. Им необходимо укрепить национальные валюты и финансовые рынки, что крайне трудно сделать в условиях жесткой конкуренции с ведущими мировыми валютами и финансовыми центрами. Создавать емкие национальные финансовые рынки с полным объемом современных финансовых инструментов намного легче, если это делается не в одиночку.
Соответственно в последние годы у стран ЕврАзЭС возрос интерес к валютно-финансовому сотрудничеству (и со стороны органов власти, и со стороны бизнеса).
Первым серьезным решением по интеграции рынков ценных бумаг на пространстве ЕврАзЭС могло бы стать становление междепозитарных отношений между соответствующими организациями. Налаживание отношений между депозитарными (учетными) системами является неотъемлемой частью процесса интеграции фондовых рынков и совершенствования механизма защиты прав и интересов инвесторов.
Для этого нужны сближение и унификация национальных депозитарных систем, установление контактов между депозитариями разных стран и взаимное открытие междепозитарных (корреспондентских) счетов "номинального держания".
Это возможно, поскольку учетные системы стран ЕврАзЭС имеют сравнимые технологический уровень и степень риска и поскольку определенные меры в данном направлении предприняты Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ. В частности, в Ассамблее запланирована разработка модельного закона "Об учетной системе" и "Принципов взаимодействия депозитариев стран СНГ". Реальным шагом на пути формирования в СНГ и ЕврАзЭС междепозитарных отношений стало открытие Центральным депозитарием Республики Казахстан в 2000 г. счета номинального держания Центральному депозитарию Кыргызской Республики.
Пока учетные системы разных стран ЕврАзЭС (и СНГ в целом) основаны на различных принципах, регулируются разными законодательными актами, имеют различную структуру. Национальные законодательства в сфере регулирования рынка ценных бумаг развиваются по различным моделям. Например, в Российской Федерации нет центрального депозитария, существует множество депозитариев и регистраторов. В Республике Беларусь, Кыргызской Республике и Украине действуют двухуровневые учетные системы, предполагающие наличие депозитариев при Центральном депозитарии. В Республике Казахстан вся деятельность по учету прав на ценные бумаги осуществляется Центральным депозитарием.
Вместе с тем, законодательство Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Республики Казахстан уже предусматривает возможность установления корреспондентских отношений с иностранными учетными организациями. В России же законодательство пока запрещает депозитариям открывать междепозитарные счета депозитариям других государств. Эта норма распространяется и на отношения с депозитариями стран СНГ. В частности, Казахстан в рамках программы по формированию рынка казахстанских депозитарных расписок столкнулся в этой связи и с такой проблемой: ценные бумаги российских эмитентов не могут быть размещены на фондовом рынке Республики Казахстан и потому, что эмитенты в РФ не обладают финансовой устойчивостью, соответствующей стандартам, принятым в Казахстане. В Казахстане могут обращаться ценные бумаги только трех видов: бумаги международных финансовых организаций; акции иностранных эмитентов, имеющих рейтинговую оценку не ниже "А" (по классификации рейтинговых агентств "Standart & Poors" или "Fitch") или "A2" (по классификации рейтингового агентства "Moodys Investors Service"); долговые ценные бумаги иностранного эмитента, имеющие рейтинговую оценку не ниже "A" (по классификации рейтинговых агентств "Standart & Poors" или "Fitch") или "A2" (по классификации рейтингового агентства "Moodys Investors Service"). Рейтинг же России, по классификации рейтингового агентства "Standart & Poors", - BB (а рейтинги хозяйствующих субъектов не могут превышать рейтинг страны).
На втором и третьем заседаниях Совета руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС представители Республики Казахстан поэтому поставили вопрос об установлении междепозитарных отношений в рамках Сообщества.
Существует четыре варианта решения данной проблемы.
1. "Индивидуальная схема", предполагающая возможность открытия учетными организациями разных стран междепозитарных счетов (счетов номинального держания). При этом "счет депо владельца" ведется в национальной учетной организации, которая в свою очередь открывает в учетной организации другой страны междепозитарный счет или счет номинального держателя. Записи в национальной учетной организации, ведущиеся в соответствии с национальным законодательством, удостоверяют право собственности владельца на иностранные ценные бумаги.
2. "Двухсторонняя схема" предполагает возможность открытия центральными (или ведущими) депозитариями двух стран взаимных междепозитарных счетов. Депозитарию одной страны нет необходимости открывать счета у депозитариев или регистраторов другой. Имея счет в своем центральном депозитарии, он получает доступ ко всем ценным бумагам другой страны и может оказывать депозитарные услуги своим клиентам. Такая схема для национальных депозитариев наименее затратна. Но центральный депозитарий обязан взять на себя целый ряд дополнительных функций, а прочие учетные организации становятся объектами дополнительных счетов центрального депозитария.
3. "Международная схема". Учетная организация (или центральный депозитарий) открывает счет в одной из международных депозитарно-клиринговых организаций (например: Clearstream, Euroclear), имеющих счета в центральных депозитариях многих стран. Депозитарий, не вступая во взаимодействие с иностранными учетными институтами, получает доступ к ценным бумагам разных стран. Однако данная схема в некоторых случаях является неприемлемо затратной.
4. "Централизованная схема". Создается межгосударственный Центральный депозитарий ЕврАзЭС, в котором будут открыты счета всем учетным организациям.
Создание такой схемы - Центрального депозитария Сообщества может затянуть на несколько лет. Поэтому Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан выступает за второй вариант установления междепозитарных отношений ("двухстороннюю схему").
В поддержку четвертого варианта выступает Национальный депозитарий Украины. Его эксперты разработали проект Концепции создания и функционирования Международного депозитарного центра с Международным центром институционального развития, Международным депозитарием "Евразия" и Международной академией рыночной экономики и финансов. На десятом заседании Смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству (2 июля 2004 года) проект этой Концепции был одобрен. Принято и решение о подготовке к созданию перечисленных выше структур.
Тем не менее, вопрос о создании международного депозитария очень сложен. Его решение зависит, прежде всего, от России, от того, примет ли Федеральная служба по финансовым рынкам России предложение Казахстана или поддержит создание международного депозитария (или предложит третий вариант).
В любом случае при становлении междепозитарных отношений придется решать сложные задачи: по гармонизации законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по учету ценных бумаг; по подготовке совместных рекомендаций для усовершенствования законодательства; по формированию международных междепозитарных корреспондентских отношений; по разработке технологий междепозитарных переводов и подтверждения прав на ценные бумаги; по установлению единых технических стандартов в этой деятельности.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия