Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Ларионов Г. В.
доцент факультета Инженерного бизнеса и менеджмента (ИБМ-2)
Московского государственного технического университета им Н.Э.Баумана
кандидат экономических наук

Виноградов Д. В.
студент факультета Инженерного бизнеса и менеджмента (ИБМ-2)
Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана


Качество управления персоналом
В статье представлена теория качества по модели Кано и способы ее применения, основные принципы поведения персонала, используемые при системном подходе к управлению качеством на предприятии, а также механизм управлением качеством
Ключевые слова: управление персоналом, теория качества
ББК С555.373я73-1   Стр: 346 - 348

Первым исследователем категории качества считается греческий философ Аристотель. Еще в IV в. до н. э. в своем труда «Метафизика» он дал определение качества: «Качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности, как, например, человек есть некоторое качественно определенное животное, потому что это животное двуногое, а конь — четвероногое; и круг — некоторая качественно определенная фигура, ибо эта фигура без углов, так что качеством является относящееся к сущности видовое отличие».
Качество представляет собой сложную категорию, которую можно рассматривать с различных позиций: философской, социальной, правовой, экономической (табл.1)

Таблица 1
Понятия категории качества
С философских позицийКатегория качества означает существенную определенность объекта, в соответствии с которой он отличается от другого объекта. В свою очередь, определенность объекта формируется на основе отдельных свойств или их совокупности. Свойство при этом понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать
С социальных позицийКатегория качества означает отношение отдельных субъектов и/или всего общества к объекту. При этом качество может рассматриваться как категория, зависящая от уровня культуры, религиозных и демогра-фических особенностей индивидуумов и общества в целом (например, восприятие потребителями модных тенденций в одежде)
С правовых позицийКатегория качества определяется как совокупность свойств объекта, отвечающая требованиям, установленным в нормативно-правовых документах
С экономических позицийКатегория качества рассматривается как результат удовлетворения потребностей

Качество персонала — важнейший составляющий элемент конкурентоспособности. Зарубежные специалисты по управлению считают, что конкурентоспособность конечной продукции на 70–80% зависит от ее качества.
В экономической литературе термин «конкурентоспособность» используется применительно к различным объектам. С экономической точки зрения наиболее важными представляются конкурентоспособность продукции, товара, персонала, предприятия (организации, фирмы), отрасли и страны.
Н. Кано (Япония) в своей теории привлекательного качества выделяет три составляющие профиля качества:
• Базовые (основные) качества, соответствующие «определяющим» характеристикам персонала
• Требуемые (ожидаемые) качества, соответствующие обязательным характеристикам персонала
• Привлекательные (опережающие) качества, соответствующие «сюрпризным» характеристикам персонала, вызывающие восхищение
Руководитель формирует в своем сознании некоторое «ожидаемое качество» персонала, которое, по его мнению, должно быть достигнуто в процессе деятельности фирмы. Необходимо понять взаимосвязи и взаимозависимости реального качества персонала и «ожидаемого качества», которое сформировано в сознании руководителя. Данные взаимосвязи могут быть достаточно противоречивы, и для того, чтобы достичь в этом направлении соответствующего консенсуса, необходимо, с одной стороны, исследовать и сформировать ожидаемые качества, а с другой — обеспечить эти качества персонала.
Советы по применению модели Кано
1. Для определения целей и приоритетов компании предварительно необходимо уточнить требования к персоналу. И только имея четкое представление о профиле качества, можно приступить к формированию воображаемого качества персонала.
2. Чтобы лучше понять, какими должны быть цели, сначала следует рассмотреть характеристики персонала, соответствующие базовому уровню качества.
3. Если характеристики персонала соответствуют требуемому уровню качества, удовлетворенность деятельностью растет по мере улучшения соответствующих показателей качества персонала.
4. Характеристики, соответствующие привлекательному уровню качества, о которых руководитель просто не предполагал, представляют для него неожиданные ценности, даже если выполнение концепции несовершенно.
5. Формирование привлекательного качества персонала открывает возможности для опережения конкурентов.
Основные принципы Европейского кодекса поведения персонала на фирме
Принцип подготовки. Предполагает тщательную подготовку предприятия к процессу подбора кадров на основе разработки анкет, собеседования и т.д.
Принцип контакта. Предполагает уважение корпоративной культуры, согласование способа передачи информации и получения её.
Принцип взаимообмена. Предусматривает возможность взаимообмена информацией с партнером при соблюдении условий законности и честности.
Принцип конфиденциальности. Рассматривает полученные сведения как конфиденциальные, которые не могут быть переданы третьим лицам без предварительного согласия.
Принцип использования. Предполагает, что получаемая информация будет использована только в целях фирмы.
Принцип легальности. Предполагает использование только законных методов получения информации.
Принцип понимания и согласия. Предполагает согласование с партнерами направления использования предоставленной информации.
Принцип взаимоотношений с конкурентами. Предполагает установление доверительных принципов в отношениях с реальными и потенциальными конкурентами. Среди этих принципов: необходимость соблюдения законодательства о конкуренции, сохранения коммерческой тайны, четкое согласование объема, методов сбора данных.
Европейский кодекс поведения персонала является рекомендательным документом, основных принципов которого придерживаются преуспевающие европейские компании.
Управление качеством: понятие, функции, методы
Под управлением в широком смысле понимается общая функция организационных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы достижения цели.
Механизм управления качеством представляет собой совокупность взаимосвязанных субъектов и объектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Объекты управления качеством — это показатели качества персонала, факторы и условия, определяющие их уровень, а также процессы формирования качества персонала.
Субъекты управления качеством — это органы управления и отдельные лица, реализующие функции управления качеством в соответствии с установленными принципами и методами.
К функциям управления качеством персонала на предприятии относятся:
• Прогнозирование и планирование качества персонала
• Оценка и анализ качества персонала
• Контроль качества персонала
• Стимулирование качества персонала и ответственность за него
Каждая из функций представляет собой сочетание родственных или близких по содержанию задач улучшения качества персонала, задачи дифференцируются по стадиям жизненного цикла фирмы, уровням управления, при этом конкретизируются и отражаются их особенности.
Отдельно взятая функция реализуется в отдельно взятой функциональной подсистеме системы управления качеством персонала. В зависимости от масштаба системы управления качеством персонала в рамках одной подсистемы могут объединяться задачи разных функций. Функции реализуются в последовательном осуществлении планирования, организации, контроля, регулирования, активизации деятельности и стимулирования.
Под методом управления качеством понимают совокупность приемов и правил воздействия на объекты управления, направленных на достижение требуемого качества.
Выделяют следующие методы управления качеством:
1) организационные (административные):
а) распорядительные (директивы, приказы);
б) регламентирующие (нормы, нормативы, положения);
в) дисциплинарные (ответственность и поощрения);
2) социально-психологические:
а) социальные (воспитание и мотивация);
б) психологические (создание психологического климата в коллективе, психологическое воздействие положительными примерами)
3) экономические:
а) методы экономического стимулирования и материальной заинтересованности;
б) ценообразование с учетом уровня качества;
в) финансирование деятельности в области качества.
По отношению к предприятию реализация методов управления качеством может иметь внутренний (внутрифирменный) и внешний характер. Методы управления качеством могут быть реализованы на основе конкретных средств управлении качеством. В табл. 2 представлены основные методы управления качеством и приведены примеры средств их реализации во внешней и внутренней среде предприятия.

Таблица 2
Методы управления качеством на предприятиях и средства их реализации
Методы управления качествомПримеры средств реализации методов управления качеством по отношению к предприятию
ВнутрифирменныеВнешние
Организационные (административные)Приказ директора о создании системы менеджмента качества на предприятииПостановление Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах»
Документирование систем менеджмента качества на предприятии
Объявление благодарности сотруднику за высокие показатели качества работы и награждение денежной премиейГОСТ Р 40.002-96 «Системы сертификации ГОСТ. реестр систем качества. Основные положения»
Социально-психологическиеКружки качестваПроведение конкурсов в области качества
Формирование корпоративной культуры организации, ориентированной на повышение качестваПрисуждение премий по качеству (международных, национальных и т.д.)
ЭкономическиеРазработка системы материального поощрения и взысканий в системе оплаты труда для стимулирования качества работы сотрудниковОптимизация затрат на качество для обеспечения конкурентоспособности товара по цене потребления
Установление цен по категориям качестваОплата работ по сертификации системы менеджмента качества предприятия
Финансирование работ по созданию системы менеджмента качества предприятия

Системный подход к управлению качеством
Системный подход к управлению качеством предполагает формирование целевой подсистемы управления предприятием, подразумевающей упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели — создания условий для обеспечения требуемого уровня качества персонала при минимальных затратах.
Системный подход к управлению качеством на предприятии предполагает использование следующих принципов:
• целенаправленность — позволяет установить границы управления и адресность управленческих решений;
• комплексность — охватывает все стадии жизненного цикла продукта, все структурные подразделения, руководства и весь персонал предприятия;
• непрерывность — обеспечивает процесс управления, ориентированный на постоянное улучшение системы;
• объективность — ориентирует на использование адекватных методов управления, выбор показателей, отражающих действительное состояние управления качеством, подбор управленческого персонала соответствующий квалификации;
• оптимальность — предусматривает необходимость обеспечения результативности и эффективности процессов управления качеством в частности и системы в целом.
Система управления качеством предприятия включает общие обеспечивающие подсистемы.
К общим подсистемам управления качеством относятся:
• прогнозирование и планирование качества персонала
• учет, анализ и оценка качества персонала
• стимулирование качества персонала и ответственность за него
• контроль качества персонала
К обеспечивающим подсистемам управления качеством относятся:
• правовое обеспечение,
• информационное обеспечение,
• материально-техническое обеспечение;
• метрологическое обеспечение;
• кадровое обеспечение;
• организационное обеспечение;
• технологическое обеспечение;
• финансовое обеспечение.
Система управления качеством — часть системы управления предприятием (организацией), которая направлена па достижение выходных данных (результатов) в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон.
Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с управлением персоналом, инвестиционной и инновационной деятельностью, производственным менеджментом, окружающей cpeдой, охраной труда и т.д. Различные части системы управления организацией могут быть интегрированы вместе с системой управления качеством в единую систему менеджмента, использующую общие элементы.


Литература:
1. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник - М.: Изд-во Юрайт, 2012.
2. Гличев А.В. Качество, эффективность, нравственность: учебное пособие - М.: ООО Премиум Инжиниринг, 2009.
3. Мазур И.И. Управление качеством. 6-е изд. - М.: Омега-Л, 2009.
4. Шестопал Ю.Т. Управление качеством: учебное пособие - М.: Инфра-М, 2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия