Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Лутохина Э. А.
профессор кафедры экономической теории
Академии управления при Президенте Республики Беларусь (г. Минск),
доктор экономических наук


Модернизационный потенциал персонала: современная модель и задачи ее формирования
В статье представлена современная трактовка модернизации экономики и модернизации персонала, учитывающая условия глобализации. Рассматриваются характерные черты и особая роль модернизационного потенциала персонала, задачи и пути его формирования
Ключевые слова: модернизация экономики, модернизация персонала, современная модель модернизационного потенциала персонала, модернизационная недостаточность
УДК 005.95/96:316.422; ББК 65.291.6-18   Стр: 41 - 44

Модернизация экономики стала в современных условиях признанным общенациональным приоритетом, как в нашей стране, так и во всех странах ЕврАзЭС. Никто уже не спорит о ее необходимости и неизбежности. Более того, модернизация уже идет. В качестве примера можно сказать о модернизации нефтехимиче­ской промышленности в Республике Беларусь. Или о разработке «супертяжелого» карьерного самосвала БелАЗ грузоподъемностью 450 т, который будет экспортироваться на рынки Казахстана, Сибири, Дальнего Востока, азиатских стран. Первые модели этой машины сойдут с конвейера уже в 2013 году.
Дебаты идут в другом русле: какова должна быть модернизация в новых условиях. Так, социологические исследования российского профессора Н.Е. Тихоновой показывают, что «портрет» сторонников идеи модернизации в России весьма разнообразен, притом их трактовки модернизации далеки от доминирующей в науке. «Большинство россиян в настоящее время, — отмечает профессор Н.Е Тихонова, подразумевают под модернизацией искоренение коррупции, обеспечение равенства всех перед законом, повышение эффективности работы системы управления и т.д. И лишь четверть их (выделено мною. — Э.Л.) считает важной стороной модернизационного проекта формирование инновационной экономики» [1, с. 137].
О серьезных проблемах персонала в условиях модернизации свидетельствуют и социологические исследования белорусских ученых. Так, почти 70% респондентов социологического опроса Института социологии НАН Беларуси фактором торможения назвали недостаток подготовленных кадров [1, с.197]. Что касается малых и средних предприятий, то «более 2/3 инновационно активных МСП испытывают острую потребность в кадрах для осуществления инновационной деятельности» [2, с 133].
Рассмотрение опыта модернизации экономики в современных условиях мирового развития приводит к мысли о том, что устоявшуюся трактовку экономической модернизации как «усовершенствование экономического объекта в соответствии с новыми техническими условиями» следует считать недостаточной. Модернизация, совершающаяся в условиях глобализации, не может не приобрести ряд отличительных особенностей, а это не может не сказаться на ее понимании и определении. Отметим некоторые особенности модернизации в условиях развития процессов глобализации.
Во-первых, обратим внимание на то, что «догоняющая» модель, по определению, предполагает, будто развитые страны поджидают отставших, ждут догоняющих. Однако в наше время весь мир, в том числе и, пожалуй, даже в первую очередь, развитые западные страны сами радикально трансформируются. Догонять и имитировать в условиях глобализации — значит заведомо обрекать себя на отставание.
Во-вторых, условия глобализации требуют от модернизации не просто обновления национальной экономики, а включения ее в активные мирохозяйственные связи. При отсутствии или недостаточности надежных конкурентных преимуществ в условиях растущей глобальной конкуренции национальной экономике очень трудно выжить.
В-третьих, глобализация происходит на основе пионерных достижений современной научно-технической революции. Для процессов модернизации это означает необходимость использования и адаптации таких новых научно-технических достижений, которые бы обеспечивали весомое приращение конкурентного потенциала данной национальной экономики.
В-четвертых, условия глобализации, связанные с невиданным ускорением, обусловленным информационными технологиями, требуют от модернизации обеспечения возрастающей мобильности: производственной, организационной, управленческой и пр.
Наконец, в-пятых, модернизация с использованием современных новаций НТР совершенно невозможна без соответствующего персонала — креативного, инновационного, управленческого, репродуктивного. Это означает, что современная модернизация должна своей внутренней составляющей иметь модернизацию персонала.
В основе современной модернизации — распространение, диффузия инноваций, созданных на основе современной НТР. Модернизация с такой основой не может ограничиваться только технологией и техникой производства. Поэтому современная модернизация неизбежно втягивает в своё неспокойное, бурное русло другие составляющие экономического процесса — финансы, маркетинг, конструкторские, дизайнерские работы и, конечно, управление, короче — всю экономику, а это значит, весь персонал, приобретая тем самым диффузную особенность.

Современную модернизацию экономики, на наш взгляд, следует определить как процесс диффузии и адаптации пионерных наукоёмких инноваций, направленный на рост конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования и национальной экономики в условиях глобализации.
Однако диффузия (лат. diffusion — разлитие, проникновение) инноваций, как и их адаптация в разных сферах и отраслях осуществляются только человеком, людьми. Без человека не может быть в экономике инноваций, притом даже при наличии новых результатов науки и при миллиардных инвестициях.
Один пример. Известно, что серьезнейшей проблемой современного здравоохранения являются инсульты. Они в считанные часы превращают в инвалидов больше 80% пострадавших. Однако уже сегодня медицинская наука и техника способны сделать прорыв и отвести казалось бы неизбежные трагедии. Так, в российском НИИ им. Склифосовского смогли вдвое (!) увеличить частоту выздоровления таких больных. Вопросы оборудования решить теперь несложно, были бы деньги. Проблема, оказывается, состоит в другом: где взять столько специалистов, способных внедрить, освоить и работать с новыми технологиями, когда не хватает даже простых участковых врачей.
Стало очевидным, что главной силой в современной экономике являются не материальные и денежные средства, как при классическом рынке, а креативная и инновационная энергия и, следовательно, те люди, которые ею владеют. Не зря шведские ученые Нордстрем К. и Риддерстале Й. в подзаголовке своей книги выразительно написали: капитал пляшет под дудку таланта» [3].
Таким образом, поскольку новая техника, как и новейшие технология не появляются и действуют без человека, притом специально подготовленного для этого, ведущим фактором модернизации, на наш взгляд, следует признать модернизационный потенциал и активность персонала. Но эта важная особенность и проблема современной модернизации далеко не всегда учитывается в теории, в управлении и на практике, что служит одной из сильных причин торможения нашего модернизационного развития.
Осуществление модернизации не может опираться на традиционный потенциал персонала, характерный для индустриальной эпохи. Новая эпоха и новая экономика, в основе которой — инновации, требует новых способностей и новых качеств личности, т.е. требует нового личностного потенциала работников, который в условиях модернизационного этапа развития можно назвать модернизационным. Под модернизационным потенциалом персонала, на наш взгляд, следует понимать обладание персоналом достаточной совокупностью способностей и возможностей для активного осуществления модернизационной деятельности.
Предлагаемый подход к модернизационному потенциалу предполагает его многокомпонентность. Выделим основные его составляющие. Основополагающей компонентой модернизационного потенциала становится компетентность. При этом в компетентность включаются три важнейших взаимосвязанных элемента: 1) компетенция, 2) операционно-навыковые способности и умения, 3) ценностно-мотивационная обеспеченность.
Другой особенностью потенциала, думается, следует назвать склонность к обновлению, и, следовательно, неприятие рутинности. Без этого человек окажется в полной власти привычек и не сможет быть модернизационно активным.
Важной составляющей модернизационного потенциала являются творческие способности. Осуществление модернизации является ведь новым делом, при котором могут возникать непредвиденные вопросы и осложнения, требующие творческого подхода.
С этим связана еще одна особенность. Чтобы решиться на модернизацию, требуется предвидение возможного ее результата с конкретным учетом ресурсов и условий. Для этого необходима способность и умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию в аспекте будущего.
Модернизация напрямую связана с новизной, поэтому практическое ее осуществление может потребовать и зачастую требует новых знаний, умений и навыков. Это означает, что в потенциале работников и персонала в целом должна быть способность не только к обучению, но, что сложнее, — к переобучению. Далеко не каждый человек способен к этому. Ведь здесь нужны особые усилия по преодолению сразу нескольких «порогов», три из которых особенно высокие и трудные:
1) порог безразличия к новому, неизвестному и непредсказуемому;
2) порог устоявшихся привычек к освоенному, к известному уже без справочников и инструкций;
3) порог внутреннего сопротивления изменениям и переменам.
Высокая способность идти на риск — еще одна особенность модернизационного потенциала персонала. Результат внедрения и освоения нового предсказать определенно и надежно трудно, ибо на этом пути могут возникать разные неожиданности. Поэтому высокую способность к риску следует, на наш взгляд, также считать необходимой составляющей модернизационного потенциала.
В качестве следующей особенности отметим адаптивность, высокую трудовую и производственную мобильность персонала. Эти качества необходимы потому, что процесс модернизации может потребовать изменения этапов, порядка осуществления, перестройки в структуре и т.п. Возможность не растеряться в таких ситуациях, приспособиться, перестроиться обеспечивается названными способностями человека.
Наконец, модернизационный потенциал может полностью обесцениться отсутствием еще одного компонента. Таковым служит высокая степень мотивированности персонала.
Следует еще раз подчеркнуть, что техника и технологии, даже самые новейшие, в действительности изменяют экономику только тогда, когда это делают люди. А люди станут делать это тогда, когда у них сформируется сильная мотивация к обновлению, к модернизации.
В особо сильном мотивировании нуждаются, прежде всего, креативные усилия тех людей, которые добывают новые знания, создают новую технику и технологии. Однако сильная мотивация требуется и для тех, кто осуществляет инновации и проводит модернизацию. Выше было подчеркнуто, что для осуществления модернизации человеку приходится преодолеть, по крайне мере, три трудных порога . И удастся это только тогда, когда у него появится достаточно сильная мотивация к такому преодолению. Притом здесь важны отнюдь не только материальная, но и нематериальная — социальная, а также морально-эмоциональная мотивация и стимулирование [4].
В экономике все взаимосвязано и взаимообусловлено. Недостаточность, недоразвитость одного из звеньев модернизационного процесса служит основой недостаточности следующего за ним звена. При такой ситуации последовательно связанные звенья модернизации экономики складываются в такую общую цепочку зависимостей, которой, на наш взгляд, можно дать название: «порочный круг модернизационной недостаточности». «Порочный круг» отражает ситуацию, при которой недостаточность развития одного звена рассматриваемой цепочки явлений вызывает недостаточность следующего ее звена, а оно, в свою очередь, предопределяет недостаточность звена, следующего за ним, и т.д., образуя тем самым круговую зависимость негативного характера.
Недостаточность модернизационного потенциала персонала как начальное звено рассматриваемого «порочного круга» представляет собой недостаточность развития способностей и качеств работников, необходимых для обеспечения успешного ведения процесса модернизации экономики.
В результате такого функционирования модернизационная недостаточность персонала на основе экономических взаимозависимостей способна сформировать совокупную недостаточность модернизации экономики. В условиях глобализирующейся конкуренции эти явления чреваты серьезными последствиями для экономической устойчивости и безопасности, притом не только отдельных субъектов хозяйствования, но и для экономики страны в целом.
Зависимости рассматриваемого «порочного круга» имеют, на наш взгляд, следующую последовательность:
— недостаточная развитость модернизационного потенциала работников -недостаточная возможность практического использования недоразвитого потенциала работников в модернизационном процессе;
— недостаточность модернизационных усилий персонала;
— недостаточность модернизационных результатов;
— консервация устаревшего уровня производства;
— низкий уровень экономической эффективности;
— низкий уровень доходов предприятий и работников;
— недостаточность средств для получения современного наукоёмкого образования, обеспечивающего эффективную современную модернизацию;
— и вновь: недостаточность модернизационного потенциала персонала.
Если этот «круг» не прерван, то при его повторяемости складывается ситуация, которая, как отмечено выше, может вызвать к жизни функционирование еще более мощного «порочного круга», способного не только ослабить, но и сокрушить современное инновационное развитие, особенно необходимое нашим странам — странам ЕврАзЭС .
В мировой экономике, как известно, происходит формирование производственной системы нового, шестого технологического уклада. Переход от пятого, информационного технологического уклада, который превалирует в экономике развитых странах, к новому укладу, основой которого становятся нано- и биотехнологии, означает коренное изменение в структуре факторов известной производственной функции. Известно также, что в экономике России, Белоруссии и Казахстана — стран ЕврАзЭс, преобладающим является не только не пятый (информационный), а четвертый уклад, опирающийся на устаревшие уже технологии.
Это обстоятельство создает немало особенностей и проблем для осуществляемой нашими странами модернизации, и, прежде всего, для модернизации персонала. Его модернизация должна стать не «догоняющей», а опережающей, наукоёмкой. В противном случае переход на рельсы нового, шестого технологического уклада окажется закрытым, поскольку недостаточность модернизации персонала, требующей, что понятно, весьма больших средств и новых подходов, превратится в преграду, в «ловушку» на пути к новому технологическому укладу [5].
Таким образом, многокомпонентность потенциала, необходимого персоналу для успешной модернизационной деятельности, обусловливает особую сложность задач по его формированию. Из проведенного выше анализа становится ясно, во-первых, то, что задачи эти по сути — междисциплинарные, т.к. их решение требует научного обеспечения на основе взаимодействия специалистов разного профиля знаний — экономистов, управленцев, социологов, психологов, педагогов и пр.
Во-вторых, становится очевидным и то, что эффективное решение такой задачи требует мобилизации немалых финансовых ресурсов, затрат, связанных с переобучением и повышением квалификации подавляющей части персонала.
В-третьих, необходима особая, опережающая модернизация системы образования, которая должна стать наукоёмкой и креативно ориентированной.
В-четвертых, на этом пути необходима еще одна модернизация — обновление и адаптация мотивационно-стимулирующей системы, ее выразительная переориентация на повышение мотивации и умелое стимулирование модернизационных усилий персонала.
В-пятых, взаимосвязанное решение всех этих задач, чтобы стать эффективным, требует программного государственного управления, притом в интеграционных условиях — на уровне ЕврАзЭс, поскольку интеграционный успех в современных условиях в значительной мере определяется результативностью процессов модернизации экономики этих стран.


Литература
1. Тихонова Н.Е. Человеческий потенциал российских модернистов и перспективы модернизации в России // Terra ekonomicus. - 2012. - Т.10. - № 1.
2. Социальные проблемы становления инновационной экономики в Беларуси / Под ред. Г.Н. Соколовой. - Минск: Наука, 2008. - 287 с.
3. Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. - СПб: Стокгольмская школа экономики, 2005. - 278 с.
4. Лутохина Э.А. Морально-эмоциональная мотивация в инновационной экономике. - Минск // Проблемы управления. - 2010. - № 3. - С. 73-77.
5. Лутохина Э.А. Мотивационно-стимулирующее регулирование инновационного развития: сила и власть мотивов. - Минск: Академия управления. - 2013. - 226 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия