Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Гончаров С. В.
аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики


Совершенствование системы управления и качества услуг таможенного представителя в международной торговле
В статье рассмотрены проблемы внешнеэкономической деятельности государств и их союзов, вопросы регулирования мировой торговли и глобализации. Определена роль торгового представителя во внешнеторговой деятельности стран и спектр предоставляемых им услуг, применение международных стандартов для управления деятельностью таможенного представителя и оценки качества оказываемых этими организациями услуг
Ключевые слова: международная торговля, внешнеэкономическая деятельность, таможенный представитель, менеджмент качеств, система управления качеством, таможенные услуги
УДК 338; ББК 65   Стр: 171 - 175

Претерпев значительные изменения при осуществлении перехода к новым ступеням развития рыночного хозяйства, международная торговля по-прежнему является одной из традиционных форм международных экономических отношений. Основополагающим в её развитии является международное разделение труда, которое в свою очередь постоянно развивается под воздействием научно-технического прогресса. Развитие международной торговли тесно связано с глобализацией мировой экономики, где международные торговые потоки охватывают большинство регионов мира и приобретают огромные масштабы. Вследствие столкновения экономических интересов основных субъектов мировой экономики возникает острая конкуренция. Не смотря на глобализацию и либерализацию внешнеэкономической деятельности, очень большую роль в развитии международной торговли и в ее регулировании оставляют за собой государства, проводящие собственную внешнеторговую политику. Нужно сказать, что кроме государственной внешнеторговой политики осуществляется и внешнеторговая политика других субъектов международных экономических отношений, таких как интеграционные или таможенные союзы (например: ЕС, ТС и др.). По международной классификации методы регулирования внешней торговли делятся на следующие группы:
— тарифные методы;
— паратарифные методы;
— меры контроля над ценами;
— финансовые меры;
— меры количественного контроля;
— автоматическое лицензирование;
— монополистические меры;
— технические барьеры [1].
Международное регулирование мировой торговли осуществляется как деятельностью региональных экономических организаций, так и организаций, включающих большую часть стран мира и охватывающих основной объем мировой торговли. Нужно отметить, что, несмотря на тенденцию последнего времени по либерализации в международной торговле, как в отдельных государствах, так и в союзах, продолжает оставаться протекционистская политика. Страны внутри союза снимают всевозможные барьеры во взаимной торговле, однако устанавливают определенные барьеры по отношению к третьим странам, не входящим в союз, что, несомненно, является проблемой, препятствующей развитию международной торговли. Но, справедливости ради, нужно отметить, что все страны и союзы в своей внешней политике исходят из собственных экономических интересов, все же вовлечены в процесс интернационализации экономик, все больше приобретающей черты глобализации. Поэтому необходимостью является согласованное регулирование на международной основе и процессов по гармонизации правовых систем, что позволит разрешить противоречия между странами во внешней торговли и достичь компромиссов и единообразия во внешней торговле, как суверенных стран, так и союзов [1].
Российской Федерации, ставшей полноправным членом Всемирной Торговой Организации, предстоит решить множество задач по созданию благоприятных условий для партнерских отношений с участниками внешнеэкономической деятельности. В настоящее время возникла необходимость организации условий для формирования системы таможенного контроля, соответствующей мировым стандартам, которая предусматривала бы рациональное использование ресурсов органов с учетом возникшей необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса, сведения к минимуму барьеров в процедуре внешней торговли. Можно отметить, что необходимо эффективно управлять процессами интеграции как на международном, так и на государственном уровнях. Такая проблема особенно актуальна для России, находящейся на переходном этапе государственного строительства, в процессе поиска гибких механизмов регулирования экономики и внешнеэкономической деятельности страны, на этапе формирования рациональной архитектуры процессов интеграции в мировое экономическое пространство [2].
В настоящее время значительная часть международных торговых операций осуществляются через компании — посредники. Их появление можно объяснить развитием внешнеторгового дела, необходимостью посредников между участниками внешнеторговых сделок, находящихся в разных странах, по-разному ведущих внешнеторговые дела, знающих специфику национальных рынков, законодательство, ведение бизнеса и сокращающих риск во внешнеторговых операциях. Таможенный представитель, являющийся примером такой компании-посредника — это юридическое лицо Российской Федерации или любая коммерческая организация, кроме казенного предприятия, внесенная в Реестр таможенного представителя (ст.139 ТК РФ). Условиями включения коммерческой организации в Реестр таможенных представителей являются:
— наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный статус;
— наличие полностью сформированного первоначального уставного капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
— обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 50 млн рублей;
— наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности на сумму не менее 20 миллионов рублей [2], [3].
Срок действия свидетельства о включении таможенного представителя в Реестр не ограничен, но в случае нарушения законодательства или неоднократного не выполнения обязательств, свидетельство может быть отозвано. Таможенный представитель должен выступать в качестве квалифицированного помощника российским участникам внешнеэкономической деятельности, и они должны быть уверены, что таможенный представитель исполнит все процедуры, относящиеся к таможенному оформлению. Таможенный представитель не вправе отказать от заключения договора с участником внешнеэкономической деятельности при наличии у него возможности оказать такую услугу или выполнить работу. Таможенный представитель должен выступать в качестве профессионального связующего звена между государственными таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности при таможенном оформлении внешнеторговых грузов. Таможенный представитель осуществляет свою деятельность от имени и за счет декларанта и строит свои отношения с заинтересованным лицом на договорной основе. Его можно отнести к коммерческим вспомогательным подразделениям таможенных органов. Как правило, таможенный представитель оказывает ограниченный спектр услуг, таких как:
— Декларирование товаров,
— Предоставление таможенным органам сведений и документов,
— Предоставление декларируемых товаров таможенным органам,
— Уплачивать платежи предусмотренные законодательством,
— Помещать товары на склад временного хранения,
— Составлять документы, необходимые для предварительных операций,
— Совершать иные действия, необходимые для таможенного оформления и осуществлять юридические консультации [3], [4].
Таможенный представитель имеет право затребовать от представляемого им лица документы и сведения, которые могут быть необходимы для таможенного оформления, в частности информацию, которая составляет коммерческую, банковскую и другую охраняемую законом тайну, а также иную секретную информацию, и получать такие документы и информацию так быстро, чтобы успеть обеспечить требования Таможенного Кодекса Российской Федерации. Но таможенный представитель не вправе использовать полученную им информацию в личных целях или передавать сторонним лицам, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации.
Систему международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества», можно охарактеризовать как, международный эталон для единообразного создания и оценки систем качества в организациях любых масштабов и форм собственности. Стандарты представляют собой минимальный состав требований, необходимых к реализации в организации для обеспечения выпуска высококачественной продукции, качественного выполнения работ или оказания услуг. Если организация имеет сертификат, то это является дополнительной гарантией качества продукции и услуг для потребителей. Стандарты ИСО серии 9000 являются универсальными и могут распространяться на любые результаты деятельности и поэтому идеально подходят для оценки работы таможенного представителя и качества оказанных им услуг. Они используются как в условиях контрактных отношений, так и для оценки собственных систем обеспечения качества результатов деятельности. Использование этих принципов организацией в системах своего управления, очень полезно, так как, следуя им, организация обеспечивает необходимый уровень качества результатов и эффективности услуг, оказываемых участникам внешнеэкономической деятельности. Использование стандартов ИСО серии 9000 при управлении деятельностью таможенного представителя служит для повышения уровня удовлетворенности и оправдания ожиданий участников внешнеэкономической деятельности. При этом с меньшими затратами могут быть улучшены и уровень соблюдения таможенного законодательства, и затраты времени на прохождение таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, и оперативность и полнота выполнения таможенных функций, и поиск наличия ошибок в работе, претензий и жалоб участников внешнеэкономической деятельности [5].
Некачественное выполнение таможенных услуг в совокупности характеризует уровень качества таможенной деятельности и приводит к серьезным негативным последствиям для участника внешнеэкономической деятельности, такие как: потери от простоев, помехи в переходе на более рациональные методы организации производства, рост рисков в коммерческой деятельности. За основу совершенствования системы управления таможенного обслуживания в части обеспечения качества услуг и результатов деятельности должны быть взяты требования ГОСТ Р ИСО 9001–2008 «Системы менеджмента качества. Требования». В стандартах ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» нашел отражение концентрированный мировой опыт обеспечения качества продукции и услуг. Структура и содержание этих стандартов постоянно совершенствуются в соответствии с требованиями к обеспечению качества продукции и услуг [5].
Для управления своей деятельностью с использованием требований МС ИСО серии 9000, таможенный представитель обязан разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему управления, основывающуюся на процессном подходе и постоянно совершенствовать ее результативность в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Опираясь на требования этого стандарта, таможенный представитель должен определить процессы и факторы, формирующие и гарантирующие качество таможенных технологий; последовательность реализации и взаимодействия этих факторов и процессов; критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности управления процессами; обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для мониторинга и поддержания процессов в актуализированном состоянии; осуществлять мониторинг факторов и процессов; принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов [6].
Работу по освоению требований ГОСТ Р ИСО 9001:2008 в таможенных органах целесообразно выполнять поэтапно и последовательно. Общая методическая схема совершенствования системы управления таможенным органом на основе МС ИСО серии 9000 включает пять этапов.
Первый, или подготовительный, этап включает выполнение сле­дующих работ: издание приказа о начале работы по совершенствованию систе­мы управления организацией на основе ГОСТ Р ИСО 9001:2008; проведение самооценки действующей системы управления организацией на соответствие ее требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008; определение целей и задач совершенствования системы управ­ления организацией на соответствие ее требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008; обучение руководящего состава организации по дисци­плине «Управление качеством таможенного дела»; разработка политики организации в области качества исполнения возложенных на нее функций; разработка предварительной программы совершенствования системы управления.
Второй этап совершенствования системы управления таможенным представителем заключается в разработке или переработке первоочередных общесистемных документов, т. е. тех, необходимость в которых оче­видна. На данном этапе рекомендуется разработать:
— первую редакцию Руководства по системе управления. Первую редакцию документа можно ввести в действие как временную. Это существенно ускорит работу по совершенствованию си­стемы управления. Методика разработки первой редакции Руководства предполагает возможность и необходимость ссылки на еще неразработанные документы. На их основе формируется план документального обеспечения системы управления. На основе первой редакции в должностные инструкции руководящего состава включаются дополнительные функции;
— мотивационный механизм обеспечения качества труда персонала организации;
— порядок разработки, внедрения и контроля за соблюдением стандартов организации;
— контроль за исполнением нормативно-правовых и распорядительных документов;
— порядок рассмотрения внешних и внутренних претензий;
— порядок разработки, согласования и утверждения таможенных технологий;
— порядок технического обслуживания и обеспечения технологической точности оборудования;
— порядок проведения внутренних проверок системы управления и ее элементов;
— порядок организация на основе анализа несоответствий постоянной учебы персонала по проблемам качества и эффективности;
— целевую программу повышения результативности работы таможенного представителя на ближайший год [5], [6].
Третий этап совершенствования системы управления таможенным представителем заключается в разработке подсистем по каждому подразделению организации. Подсистемы обеспечения качества труда разрабатываются в развитие «Руководства» с целью доведения до конкретных исполнителей политики, целей и задач в области качества труда и конкретизации технологических процедур выполнения закрепленных функций. Исходя из структурного принципа каждое подразделение организации фактически является подсистемой обеспечения качества выполнения закрепленных за ним функций, построенной на основе цикла управления качеством. Инициатором разработки подсистемы должен быть руководитель подразделения, который и несет ответственность за ее создание. Подсистема обеспечения качества труда должна состоять из следующих элементов:
— описания подсистемы, роль которой играет переработанное соответствующим образом положение о подразделении;
— комплекта нормативных документов, определяющих требования к видам работ и результатам труда подразделения;
— комплекта технологических схем и рабочих инструкций, опре­деляющих технологию выполнения всех видов работ, закре­пленных за подразделением;
— комплекта персональных должностных инструкций.
Порядок разработки подсистем обеспечения качества труда заклю­чается в поэтапной реализации следующих видов работ:
— уточнение и конкретизация функций, закрепляемых за подраз­делением и предварительная переработка положения о подраз­делении;
— инвентаризация нормативной документации, устанавливаю­щей требования к порядку и качеству выполнения закрепленных функций; определение перечня недостающей и устаревшей нормативной документации;
— уточнение перечня поставщиков информации и других предметов труда;
— решение вопроса с входным контролем всех поступающих в подразделение документов и предметов труда;
— изучение «Руководства», разработанного в таможенном органе, и выписка из него требований, реализующихся в подразделении;
— разработка (или приобретение) недостающей и пересмотр устаревшей нормативной документации с включением в нее требований из «Руководства»;
— разработка или корректировка технологических схем и рабочих инструкций по каждой функции или виду работ, закрепленных за подразделением;
— пересмотр персональных должностных инструкций с учетом «Руководства» и разработка рабочих инструкций;
— окончательная переработка положения о подразделении с учетом «Руководства», персональных должностных и рабочих инструкций.
Заключительный этап совершенствования системы управления предполагает разработку окончательной редакции Руководства по системе управления и введение его в действие приказом руководителя организации.
Завершение заключительного этапа, на самом деле, не предполагает прекращения работы по совершенствованию системы управления, так как именно с него начинается наиболее трудный этап. Необходимо добиться реального функционирования системы управления и обеспечить постоянное улучшение процессов и результатов на основе анализа несоответствий. На этой стадии должен быть отшлифован и постоянно совершенствоваться организационно-экономический механизм постоянного улучшения процессов и результатов [5].
В настоящее время такой процесс как оказание услуг можно охарактеризовать во взаимодействии следующих трех факторов: средств труда, предметов труда и собственно труда, реализуемого подготовленным персоналом в соответствии с документацией, отвечающей на вопросы что и как делать. Изменение качества результатов деятельности определяется изменением его факторов: законодательной и нормативно-технической, технологии процессов и процедур; оборудования, оснастки, средств измерений и контроля, оргтехники; сырья, материалов, комплектующих изделий, производственной информации; характеристик персонала, их квалификации, компетентности и уровня воспитания. Вариабельность является источником рисков и потерь. Очевидно, что чем меньше отклонений от установленных требований, тем больше определенность результатов и меньше потерь [6].
Качество документации определяется:
— процедурами ее создания (разработки);
— методами обоснования норм, требований и правил;
— методами мониторинга и актуализации действующего фонда документации.
Для непосредственного исполнителя производственного процесса важно иметь гарантии того, что на его рабочем месте находится актуализированная документация, т.е. такая, в которую внесли, а затем в установленном порядке утвердили все необходимые в настоящее время изменения и дополнения.
Качество средств труда определяется:
— обоснованным выбором состава средств труда;
— методами производственной эксплуатации средств труда;
— методами технической эксплуатации средств труда.
Непосредственный исполнитель производственного процесса должен уметь технически грамотно пользоваться средствами труда, находящимися на его рабочем месте. Для него также важно иметь гарантии того, что он приступает к работе с качественными средствами труда, предварительно настроенными на соответствующий процесс.
Качество предметов труда определяется:
— выбором поставщика предметов труда;
— организацией взаимодействия с поставщиками предметов труда;
— организацией входного контроля предметов труда;
— организацией хранения и распределения предметов труда по рабочим местам.
Качество персонала определяется системой подбора, профессиональной ориентацией, подготовкой и систематическим повышением квалификации (уровнем компетентности) [5].
Важным методическим элементом системы управления качеством процессов и результатов, позволяющим обеспечить стабильность качества труда и систематическое его улучшение, является цикл управления качеством . Цикл предполагает рассмотрение закон­ченной технологической операции, производственной функции или этапа работы на любом уровне управления, а именно, от конкретного исполнителя до руководителя коллектива. Проработка всех элементов цикла управления качеством по всем этапам производства и технологическим операциям в соответствии с элементами жизненного цикла услуги позволяет создать требуемый механизм обеспечения стабильности качества результатов труда. При этом главное внимание следует обращать на профилактическое предотвращение отклонений от установленных требований. Цикл управления качеством предполагает включение в технологический процесс выполнения любой работы следующих элементов:
— входного контроля качества всех элементов производства;
— контроля качества труда в процессе выполнения работы;
— контроля качества выполненной работы;
— документального оформления возвратов и претензий потребителя результатов труда к качеству выполненной работы;
— анализа причин возникающих отклонений и разработки корректирующих и предупреждающих действий;
— разработки и реализации мероприятий по улучшению.
Этап разработки корректирующих и предупреждающих действий предполагает выяснение причин отклонений результатов труда от установленных требований и комплексное воздействие на средства, и предметы труда, персонал и документацию на всех уровнях управления по всем направлениям деятельности [5], [6].
В заключение хотелось бы отметить, что таможенным представителям необходимо стремиться к расширению сферы услуг, оказываемых участникам внешнеэкономической деятельности, внедрению международных стандартов и постоянному улучшению их качества. Суверенным государствам и международным организациям, несмотря на всю проделанную за последние годы работу, необходимо еще много работать над гармонизацией таможенных процедур, устранению барьеров препятствующих международной торговле и развитию интеграционных процессов в мире.


Литература
1. Смитиенко Б.М., Послепелова В.К. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - С. 48-49.
2. Молчанов О.В., Коган М.В. Таможенное дело: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2007. - С. 21-22.
3. Кретов И.И., Садченко К.В. Внешнеторговое дело: Учебное пособие. - М., 2006 . - С. 273.
4. Таможенный кодекс Российской федерации от 28.02.2003 № 61-ФЗ.
5. Макрусева В.В., Черных В.А. Управление таможенным делом: Учеб. пособие. - СПб., 2012. - С 362-381.
6. Основы управления таможенными органами России: учебник / В.В. Макрусев, В.Т. Тимофеев, И.Н. Колобова, С.В. Барамзин, А.Ф. Андреев; под общ. ред. В.А. Черных. - М.: Изд-во Рос. тамож. акад. - 2009. - С. 86-92.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия