Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Алиев Г. Х.
профессор кафедры правового обеспечения и управления
Дагестанского государственного университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук

Бамматов Д. А.
аспирант кафедры налогов и денежного обращения
Дагестанского государственного университета (г. Махачкала)


О задачах и перспективах формирования финансово-банковских институтов для развития экономики субъектов Северо-Кавказского федерального округа (проект)
В статье обосновываются проблемы регионального развития, необходимость новых подходов к использованию социально-экономического потенциала региона через новый финансово-кредитный институт — Северо-Кавказский банк реконструкции и развития (СКБРР) и фондов специального назначения при нем. Раскрыты цели, организационная структура и источники финансирования предлагаемого к созданию Банка
Ключевые слова: региональное развитие, Северо-Кавказский федеральный округ, экономическая безопасность, аутсорсинг, инвестиции
УДК 336.1(470/67); ББК 65.26(235.7)   Стр: 253 - 257

Республики Северо-Кавказского федерального округа (Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия), а также Ставропольский край, занимая особое геополитическое положение на юге России, своим приграничным положением и уникальным транспортным комплексом в системе предкавказских и транскавказских магистральных и промышленных коридоров, закрепляют экономические и стратегические позиции нашей страны в этом регионе.
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что Северо-Кавказский федеральный округ является новым округом в нашей стране, который был образован в соответствии с указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 19 января 2010 года, и на сегодняшний день имеет сложное социально-экономическое положение. Такое состояние округа определяется огромным количеством безработного населения, его значительной социальной дифференциацией, сохранением высоких темпов рождаемости в условиях резкого сужения регионального рынка рабочей силы, слабым развитием рыночных отношений, расцветом коррупции, широким распространением теневой экономики, ростом активности криминальных элементов, незатухающей террористической опасностью.
Угрозы и вызовы этого округа имеют серьезное значение для развития России, в первую очередь, в аспекте национальной безопасности и территориальной целостности страны. В настоящее время Северный Кавказ неуклонно превращается в важнейший геоэкономический плацдарм, где разворачивается стратегическая борьба за будущие рынки и сырье. Это во многом определяется тем, что через регион пройдут важнейшие магистрали для транспортировки углеводородного сырья из Прикаспийского бассейна и Средней Азии.
Несмотря на то, что в течение последних лет федеральным центром России предпринимаются действия, направленные на оздоровление социально-экономической ситуации в СКФО: поступают стабильно высокие дотации в бюджеты республик, выделяются средства для реализации Федеральных целевых программ, вводился режим свободной экономической зоны (Республика Ингушетия), республики, входящие в состав округа, явно отстают по объемам и темпам роста промышленного и сельскохозяйственного производства [6, с.3].
Реализация системы экономической безопасности невозможна без четкой организационной структуры с обоснованным распределением функций и полномочий различных финансовых органов по вертикали и горизонтали государственной власти [7, с.569].
Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.
Цель Государственной стратегии — это обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз [5, с.4].
Северный Кавказ играет важную роль в экономике страны, обеспечивает защиту ее стратегических интересов и поэтому экономическое благосостояние этого региона, сохранение социальной стабильности общества являются теми задачами, решение которых необходимо для достижения целей экономической стратегии России.
За период 2000–2010 гг. федеральный бюджет вложил в развитие Северного Кавказа 800 млрд рублей, причем, по сравнению с 2000 годом в 2010 году трансферты и дотации в региональные бюджеты Северного Кавказа из федерального бюджета выросли в 12 раз. Но все же, кардинально изменить характер региональной экономики пока не удалось. Подобно тому, как безжизненное тело бесполезно подключать к системе искусственного кровообращения и вентиляции легких — точно также экономика Северного Кавказа не эффективно подключена к федеральному бюджету. Здесь недостаточно лишь государственных инвестиций и прямой федеральной поддержки, как бы велики они не были.
Для того, чтобы сгладить противоречия экономического развития региона, осуществить финансовую поддержку региональной политики с целью снижения диспропорций в развитии отдельных неблагополучных районов субъектов федерации Северного Кавказа и дальнейшей интеграции экономик субъектов СКФО нами предлагается создание Северо-Кавказского банка реконструкции и развития (далее СКБРР), который станет локомотивом для экономического развития региона, будет мобилизовать средства для реализации социально значимых проектов.
СКБРР будет межрегиональной организацией, созданной на основе соглашения субъектов федерации Северного Кавказа, то есть учредителями СКБРР будут: Республики Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания и Ставропольский край. Позже возможно присоединение других субъектов Российской Федерации.
СКБРР будет создан с целью:
1) решения некоторых региональных задач, которые не всегда учитываются Российской Федерацией;
2) привлечения кредитных ресурсов из разных, в том числе внешних, источников в целях кредитования проектов социально-экономического развития субъектов федерации Северного Кавказа;
3) экономического сотрудничества субъектов федерации Северного Кавказа;
4) оказания технического содействия для подготовки и реализации проектов;
5) содействия развитию среднего и малого бизнеса и др. [2, с.105].
Организационная структура СКБРР будет состоять из президента, одного или более вице-президентов, Совета директоров, правления Банка, кредитного комитета, ревизионной комиссии, а так же директоров фондов специального назначения (рис.1).
Рис. 1. Организационная структура СКБРР

Таблица 1
Учредители и члены Северо-Кавказского банка реконструкции и развития
Субъект ФедерацииСтолицаПлощадь, тыс. км2 [8]Население, тыс. чел. [9]
Республика ДагестанМахачкала50, 32977, 4
Республика ЧечняГрозный15, 61269, 1
Республика Карачаево-ЧеркесияЧеркесск14, 3478, 5
Республика Кабардино-БалкарияНальчик12, 5859, 8
Республика Северная Осетия — АланияВладикавказ8712, 9
Республика ИнгушетияМагас3, 6413
Ставропольский крайСтаврополь66, 22786, 1

Руководство деятельностью СКБРР будет осуществлять Совет директоров и Президент СКБРР. Совет директоров — высший распорядительный орган, включает по 3 представителя субъекта-участника СКБРР. В ведение Совета должно входить решение ключевых вопросов деятельности Банка: вне­сение изменений в Статьи Устава, прием и исключение субъектов-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выбор членов Правления. Директора будут собираться на сессии обычно один раз в год, но смогут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В СКБРР будет действовать принцип «взвешенного» количества голосов: возможность субъектов-членов оказывать воздействие на деятельность Банка с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Решения в Совете директоров обычно будут приниматься простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов субъектов-членов). Все полномочия СКБРР являются прерогативой Совета директоров.
Президент СКБРР избирается Советом директоров на 6-летний срок, не более двух раз подряд и осуществляет общее управление деятельностью Банка. Совет директоров избирает Президента большинством голосов от общего числа директоров. Президент во время пребывания в этой должности не может быть директором и не может занимать параллельно другую должность в Банке.
Президент может также быть освобожден от своей должности по решению Совета директоров, если за такое решение проголосуют директора, представляющие не менее двух третей директоров, представляющих не менее двух третей от общего количества голосов, на которое имеют право члены. Президент не принимает участия в голосовании, однако, когда голоса разделяются поровну, он имеет право решающего голоса. Он может участвовать в заседаниях Совета директоров и председательствует на заседаниях Правления Банка. Президент возглавляет персонал Банка. Он несет ответственность за организацию работы, назначение или увольнение должностных лиц и сотрудников в соответствии с правилами, устанавливаемыми Советом директоров. При назначении должностных лиц и сотрудников он, учитывая первостепенную важность эффективности и технической компетентности, уделяет должное внимание найму на работу членов Банка на широкой географической основе [1, с.87].
По рекомендации Президента Совет директоров назначает одного или более вице-президентов. Вице-президент выполняет свои обязанности в течение такого срока, располагает такими полномочиями и выполняет такие функции по управлению Банком, которые могут быть определены Советом директоров. В отсутствие Президента или в случае его неспособности выполнять свои полномочия, вице-президент располагает полномочиями и выполняет функции Президента. Вице-президент может также участвовать в заседаниях Совета директоров без права голоса, за исключением случаев, когда, заменяя Президента, он имеет право решающего голоса.
Главным исполнительным органом является Правление СКБРР, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы Банка. Совет директоров делегирует многие свои полномочия Правлению банка, который не­сет ответственность за ведение дел, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частно­сти предоставление кредитов субъектам-членам и др.
Правление банка работает постоянно и обычно проводит свои засе­дания раз в неделю. При правлении банка будут работать кредитный комитет и ревизионная комиссия. Кредитный комитет будет выносить решения о целесообразности выдачи кредита для финансирования того или иного проекта отдельно взятого субъекта федерации. Ревизионная комиссия будет являться постоянно действующим органом, осуществляющим контроль за финансово-хозяйственной деятельностью СКБРР.
Основными задачами ревизионной комиссии будут:
1) обеспечение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при кредитовании тех или иных проектов;
2) осуществление контроля за формированием достоверной финансовой и бухгалтерской отчетности СКБРР, иной информации о его финансово-хозяйственной деятельности и имущественном положении;
3) выработка предложений по повышению эффективности управления активами СКБРР и иной деятельности Банка, обеспечение снижения всех видов рисков, совершенствование системы внутреннего контроля и т.д. [2, с.79]
Наиболее выгодным местом расположения штаб-квартиры является г. Каспийск, как город с развитой инфраструктурой, менее урбанизированный и близкий к столице Дагестана — одного из членов СКБРР.
Деятельность СКБРР будет основана на «здоровых банковских принципах» — действовать как коммерческая организация, но максимизация прибыли не является его основной задачей. Одной из детерминант эффективности СКБРР является обеспечение адекватных финансовых ресурсов. Механизмы рефинансирования СКБРР, очевидно, должны, с одной стороны, обеспечивать достаточные объёмы средств для осуществления им своей деятельности; с другой стороны, стоимость привлекаемого капитала должна быть достаточно низкой, чтобы обеспечить рентабельность деятельности Банка.
Рассмотрим механизмы рефинансирования СКБРР. Как и в случае любой коммерческой организации, основные источники рефинансирования СКБРР следующие: собственный капитал; средства, привлекаемые на кредитной основе; результаты деятельности (прибыль, формируемые резервы).
Относительно акционерного капитала СКБРР необходимо отметить следующее:
1) Акционерный капитал будет делиться на оплаченный (оплачиваемый) и подлежащий оплате по требованию. Капитал, подлежащий оплате по требованию, скорее следует рассматривать как резервы: он не рассматривается в качестве обычного источника средств для обеспечения операций Банка, а может быть мобилизован лишь в случае, если это будет необходимо СКБРР для выполнения своих обязательств. Обязательства акционеров по оплате акций, подлежащих оплате по требованию, являются безусловными. С другой стороны, в Соглашении об учреждении СКБРР будет закреплено право акционеров при оплате взносов в счёт оплачиваемого капитала предоставлять 50% взноса векселями либо другими обязательствами. Это, с одной стороны, способствует повышению кредитного рейтинга Банка, а с другой, позволит акционерам не отвлекать слишком большие средства на его учреждение.
2) Акции Банка не могут отчуждаться обычном способом: они не могут продаваться или закладываться, возможна лишь их передача Банку при выходе акционера из его состава. Таким образом, Соглашение гарантирует, что состав собственников Банка не будет «размываться», то есть, в основном, в число акционеров будут входить кредитоспособные субъекты СКФО и международные организации, что практически гарантирует получение им в случае необходимости платежей в счёт акционерного капитала, подлежащего оплате по требованию. Это, в свою очередь, также способствует поддержанию высокого кредитного рейтинга СКБРР.
Соглашение об учреждении СКБРР будет позволять его Совету директоров увеличивать разрешённый к выпуску капитал по мере необходимости; оно также требует, чтобы Совет рассматривал вопрос о достаточности акционерного капитала Банка по крайней мере, раз в пять лет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что собственный капитал СКБРР в основном будет выполнять функции не непосредственно финансирования его деятельности, а обеспечения долгосрочной платёжеспособности учреждения.
Формирование акционерного капитала СКБРР наглядно представлено в табл. 2.

Таблица 2
Первоначальная подписка на разрешенный к выпуску акционерный капитал для предполагаемых членов СКБРР
Субъект-член СКБРРКоличество акцийКапитал, на который может быть произведена подписка (в миллионах рублей)
Республика ДагестанХХ/100
Республика ЧечняХХ/100
Республика ИнгушетияХХ/100
Республика Кабардино-БалкарияХХ/100
Республика Карачаево-Чер-кесияХХ/100
Республика Северная Осетия — АланияХХ/100
Ставропольский крайХХ/100
Международные организации*ХХ/100
Российские организации**ХХ/100
Нераспределенные акцииХХ/100
* Международные организации в совокупности с российскими организациями будут иметь право на подписку не более чем на 49% акций банка. Право на своего представителя при голосовании будут иметь организации, имеющие подписку не менее чем на 1% акций Банка.
** Российские организации в совокупности с международными организациями будут иметь право на подписку не более чем на 49% акций банка. Право на своего представителя при голосовании будут иметь организации, имеющие подписку не менее чем на 1% акций Банка.
Источник: составлен автором

Вторым источником ресурсной базы СКБРР является прибыль от операций Банка, не относящихся к категории специальных (от предоставленных займов, инвестиций в акционерный капитал, предоставленных гарантий и гарантированного размещения ценных бумаг).
Деятельность банка в значительной степени будет связана с кредитованием частного сектора в субъектах федерации СКФО. Это неизбежно означает риск невозвращения кредитов, вследствие чего Банк будет формировать ещё один источник средств — резервы на покрытие потерь.
При осуществлении любого проекта Банк планирует вывод средств из него (возврат кредитов либо продажа доли в уставном капитале), что называется завершением проекта. После этого полученные средства могут быть использованы для финансирования новых проектов. Этот источник денежного потока является важным и должен быть прямо оговорён в Соглашении.
Наконец, важнейшим источником средств для основной деятельности Банка будут привлечённые (кредитные) ресурсы. Банк стремится к поддержанию максимально высокого кредитного рейтинга; успешное решение этой задачи позволяет ему получать средства на рынках капитала под минимальные проценты. Задача поддержания высокого кредитного рейтинга требует обеспечения высокой долгосрочной платежеспособности. Представляется, что именно возможность привлечения дешёвых кредитных ресурсов первоначально рассматривается как основа деятельности Банка. Общая сумма непогашенных займов, инвестиций в акционерный капитал и гарантий, предоставленных Банком по своим обычным операциям, не должна увеличиваться ни при каких условиях, если при таком увеличении превышается общая сумма необременённого капитала, на который осуществлена подписка, резервов и активного сальдо, включенных в обычные основные ресурсы банка. Таким образом, Банк не допускает ситуации, при которой он в принципе мог бы оказаться неплатежеспособным.
Основными формами выпуска долговых инструментов СКБРР являются:
1) долговые инструменты, номинированные в российской валюте;
2) специализированные долговые инструменты, плавающие параметры которых могут быть «привязаны», в частности, к стоимости определённых активов, определённым процентным ставкам и обменным курсам, финансовым результатам тех или иных фондов.
Вспомогательным источником средств, за счёт которого финансируются специальные фонды, используемые для осуществления некоммерческих операций Банка будут являться безвозмездные взносы доноров (акционеров).
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно механизмов и источников рефинансирования СКБРР:
1) Основным источником рефинансирования деятельности Банка являются привлекаемые на рынке кредитные ресурсы. Основным принципом политики заимствований Банка является обеспечение высокого кредитного рейтинга и, следовательно, низкой стоимости кредитных ресурсов. Банк выпускает разнообразные долговые ценные бумаги, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в капитале. При этом объем привлечённых средств не должен превышать объёма собственных ресурсов Банка: исключается возможность его неплатежеспособности;
2) Вторым по значимости источником средств является акционерный капитал, лишь около четверти которого составляет оплаченный капитал. Таким образом, акционерный капитал в значительной степени выступает в качестве обеспечения долговых инструментов Банка. Стабильно положительные финансовые результаты СКБРР делают маловероятным использование капитала, подлежащего оплате по требованию;
3) СКБРР постоянно выводит средства из завершённых проектов, что обеспечивает поток наличности, используемой для финансирования последующих проектов;
4) Для осуществления некоммерческих проектов (финансирования своих специальных фондов) Банк использует безвозмездные взносы доноров.
При СКБРР будут созданы следующие фонды специального назначения:
Северо-Кавказский фонд развития сельского хозяйства (СКФРСХ) предназначен для совместной сельскохозяйственной политики субъектов федерации Северного Кавказа с целью подтянуть уровень развития, концентрации и специализации производства, накопления капитала в сельском хозяйстве до уровня промышленности и сгладить противоречия воспроизводства региона.
Северо-Кавказский фонд регионального развития (СКФРР) будет осуществлять финансовую поддержку региональной политики с целью снижения диспропорций в развитии отдельных неблагополучных районов субъектов федерации Северного Кавказа.
Северо-Кавказский социальный фонд (СКСФ) предназначен для финансирования программ уменьшения безработицы, гармонизации профессиональной и семейной жизни. Важное место в деятельности фонда будут занимать финансирование профессионального обучения и создания информационной системы о наличии вакансий рабочих мест [3, с.44].
Фонд технического сотрудничества (ФТС) будет осуществлять техничес­кое содействие в подготовке и реализации проектов, оказавать консультационные услуги и подготовку кадров.
Специальный инвестиционный фонд содействия развитию малого и среднего бизнеса (СИФ СРМСБ).


Литература
1. Алклычев А.М., Бамматов Д.А. Организационно-правовые основы деятельности международных валютно-кредитных организаций: Курс лекций. - Махачкала: ИПЦ ДГУ. 2012.
2. Бамматов Д.А. О перспективах создания на Северном Кавказе Северо-Кавказского банка реконструкции и развития // Сб. матер. V Всерос. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы экономики современной России». Приволжский научно-исследовательский центр. - Йошкар-Ола, 2011;
3. Бамматов Д.А. Северо-Кавказский банк реконструкции и развития (СКБРР) и Высшая школа при СКБРР: перспективы создания и роль в экономических преобразованиях региона // Экономика России и ее регионов: современные проблемы и перспективы развития: Сб. матер. III Всерос. науч.-практ. конф. - Махачкала, 2012.
4. Газимагомедов Р.К., Бамматов Д.А. Северо-Кавказский банк реконструкции и развития как институт интеграции экономик субъектов федерации СКФО // Вестн. Дагестанского гос. ун-та. - 2012. - Вып. 5.
5. Куянцев И.А., Шхагапсоев З.Л. Концептуальные вопросы формирования системы экономической безопасности в современной России - Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2007
6. Папеско О.П., Шкребцова Т.П. Влияние социальной и национальной политики на экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа / Северо-Кавказский филиал Московского гуманитарно-экономического института. - Минеральные воды, 2011.
7. Шульга В.А. Национальная экономика. - М: Изд-во Российской экономической академии, 2002.
8. URL: http://www.gks.ru. Административно-территориальное деление по субъектам Российской федерации на 1 января 2010 года. Официальный сайт Росстата;
9. URL: http://www.gks.ru. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Официальный сайт Росстата.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия