Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Рохлин А. А.
аспирант кафедры коммерции и логистики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Нос В. А.
профессор кафедры коммерции и логистики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Стратегические направления взаимодействия оператора смешанных перевозок грузов и поставщиков логистических услуг
В статье рассматриваются стратегические направления взаимодействия оператора смешанных перевозок грузов и других участников цепей поставок, направленные на повышение эффективности технологий отбора поставщиков логистических услуг, участвующих в процессе доставки товара
Ключевые слова: смешанные перевозки, транспортно-логистические услуги, поставщики логистических услуг, аутсорсинг, управление цепями поставок
УДК 658.7; ББК 65.00   Стр: 272 - 275

В связи с мировой экономической нестабильностью, ключевой задачей для многих логистических компаний является повышение конкурентоспособности, а также выбор новых стратегических приоритетов, способных адаптироваться под изменения внешней среды. Все большее значение приобретает применение логистических подходов при организации своей деятельности операторами смешанных перевозок, где достижение целей в области оптимизации логистических процессов возможно лишь посредством автоматизации основных операций и налаживания взаимодействия между логистическим провайдером и клиентом.
В условиях стремительно изменяющегося транспортно-логистического рынка и ужесточения конкурентной борьбы операторы смешанной перевозки грузов должны акцентировать выбор на определенных стратегических направлениях развития своей деятельности, способствующих обеспечению следующих условий:
— гарантированного обеспечения своевременной доставки груза в нужное место с предоставлением высококачественного обслуживания;
— применения принципов интегрированной логистики;
— предоставления комплексных услуг и удовлетворения потребностей конечного потребителя;
— создания эффективных цепей поставок, объединяющих поставщиков логистических услуг, клиентов и других участников;
— осуществления оперативного контроля за продвижением материальных потоков;
— минимизации логистических издержек, обеспечивающей максимизацию прибыли всех участников цепей поставок и т.д.
Стоит отметить, что выбор стратегического направления развития оператором смешанной перевозки не подразумевает сосредоточения своей деятельности в рамках определенной стратегии. То есть обособленное следование какой-либо стратегии отрицательно воздействует на достижение поставленных целей, связанных с эффективным управлением основных и сопутствующих потоков. Например, занятие логистической компанией лидирующих позиций на рынке невозможно без обеспечения минимизации собственных издержек и оптимизации ресурсов организации. При выборе одной из стратегии происходит ограничение других ключевых показателей компании.
То есть при сокращении издержек компании происходит оптимизация операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях, однако вместе с тем происходит ограничение такого оптимизационного показателя как качество логистического сервиса, посредством применения метода однокритериальной оптимизации логистической системы.
В настоящее время одним из актуальных направлений развития стратегического управления является применение стратегий сотрудничества. Основа стратегического управления заключается в стратегическом сотрудничестве в форме объединений ресурсов и возможностей со стратегическими союзниками в целях удовлетворения потребностей конечных потребителей. В рамках рассматриваемой стратегии обеспечивается взаимовыгодное сотрудничество и разделение целевого сегмента рынка с предполагаемыми конкурентами. За счет общих усилий и ресурсов достигается максимальное удовлетворение конечных потребителей услуг и товаров.
В целях развития глобальных бизнес-процессов стратегия сотрудничества позволяет даже самым крупным компаниям в финансовом и технологическом отношении взаимодействовать с менее крупными организациями. Стратегическое сотрудничество в цепях поставок обеспечивает высокую эффективность и оперативность доставки товаров и услуг от производителя получателю посредством использования общих ресурсов. Реализация данной стратегии выражается в стратегическом сотрудничестве компаний, являющихся звеньями цепей поставок.
Следует отметить, что рассматриваемая стратегия способствует применению многокритериального подхода оптимизации логистической системы, то есть одновременно возможно выполнение следующих стратегических задач:
— минимизации издержек;
— максимизации прибыли;
— повышения качества логистического сервиса.
Таким образом, применение стратегии сотрудничества является универсальным форматом для достижения конкурентных преимуществ компании, а также выбора актуальных в настоящий момент приоритетов в транспортной логистике.
При планировании перевозки логистические операторы, в связи с отсутствием необходимых ресурсов и технологических возможностей, имеют право передавать на аутсорсинг сторонним организациям некоторые виды логистических услуг. К таким услугам относятся: перевозка определенным видом транспорта, складирование, страхование грузов, услуги таможенного представителя, сопровождение грузов и т.д.
Аутсорсинг представляет собой форму ведения бизнеса, в соответствии с которой происходит передача некоторых обязанностей и ресурсов аутсорсинговым компаниям. Организация смешанной перевозки, на первый взгляд, является лишь одним из видов логистической деятельности, однако, в связи с глобализацией бизнеса, ростом требований конечных потребителей к доставке товаров «точно в срок», изменениями рынка транспортно-логистических услуг — транспортировка в смешанном грузовом сообщении на сегодняшний день является сложным логистическим процессом, требующим отдельного внимания и выработки отдельных стратегий управления.
При заключении внешнеторговой сделки фокусная компания представляет собой интегратор сети поставщиков и распределительной сети, которая формирует данную цепь на основе взаимного сотрудничества ее участников. В соответствии с классической схемой цепи поставок при заключении внешнеторговой сделки фокусной компанией является грузоотправитель или грузополучатель, который формирует цепь поставок, охватывая процессы снабжения, производства и распределения, в которой в процессе поставки выбирается логистический оператор, являющийся вспомогательным участником данной цепи. В связи с тем, что при организации смешанных перевозок грузов логистический оператор берет на себя ответственность за доставку товара и самостоятельно выбирает определенное число звеньев логистической цепи, то в общей цепи образуется логистическая цепь.
В рамках логистической цепи оператор смешанных перевозок грузов заключает договор с конечным пользователем груза и интегрирует всех поставщиков логистических услуг и информации в определенной последовательности, которые добавляют ценность для конечных получателей. Таким образом, целесообразным является рассматривать процесс доставки груза от отправителю к получателю в рамках смешанных перевозок как формирование цепи логистических услуг в глобальных цепях поставок, где фокусной компанией выступает оператор смешанной перевозки грузов.
Глобальная цепь поставок является технологически и организационно-экономически обусловленной последовательностью поставщиков и потребителей товаров и услуг, находящихся в разных странах и на разных таможенных территориях, где товародвижение организовано на основе технологий смешанных перевозок грузов.
Таким образом, функционирование логистической цепи происходит в глобальных цепях поставок, так как при продвижении внешнеторгового товарного потока происходит пересечение таможенной и государственной границы, а также применение нескольких видов транспорта, в связи с чем необходимым является логистическое обеспечение процедур таможенного администрирования и стыковки различных видов транспорта.
В связи с этим обстоятельством, бесперебойность продвижения материального потока зависит от порядка взаимодействия логистического оператора и других участников цепей поставок. Процесс организации и координирования доставки внешнеторговых грузов состоит из множества логистических операций, выполнение, которых в большинстве случаев осуществляют транспортно-логистические посредники.
В соответствие с требованиями конечных потребителей, а именно доставкой товаров «точно в срок», необходимо достижение максимально возможной оптимизации логистических операций. Таким образом, определение числа компаний-поставщиков логистических услуг, сотрудничаюших с фокусной компанией, является важным условием в процессе планирования деятельности оператора смешанной перевозки.
Основными критериями выбора поставщиков транспортно-логистических услуг являются:
— качество оказываемых услуг;
— надежность компании;
— стоимость предоставляемых услуг;
— репутация организации на рынке.
Отметим, что набор критериев для каждого из поставщиков может изменяться, в зависимости от сферы деятельности каждого из посредников.
Наибольшее распространение в российской логистической практике приобрела горизонтальная интеграция логистических операторов, посредством их совместного взаимодействия в форме партнерства в целях достижения общей поставленной цели и миссии в форме неформальных коопераций, формальных договоренностей и совместных предприятий. Однако, данные формы кооперации не являются подходящими для создания эффективной цепи поставок в связи с рядом причин, представленных ниже:
— при осуществлении горизонтальной интеграции наличие оптимального набора логистических посредников не гарантируется, а так же объема собственных ресурсов в результате кооперации может быть недостаточно для оказания качественного логистического сервиса;
— объемы инвестиционных вложений в слияние или партнерство могут не оправдать поставленных компанией целей;
— высока вероятность потери конкурентного преимущества одной из организаций, участвующей в сделке.
В последнее время все больше организаций прибегают к услугам сторонних компаний в целях предоставления комплексности логистических услуг. Такого рода кооперации относятся к вертикальной интеграции, однако как и горизонтальные они имеют ряд следующих недостатков в сфере оказания логистических услуг, связанных с доставкой товаров смежными видами транспорта:
— привязка к определенным аутсорсинговым компаниям ограничивает оператора смешанных перевозок в подборе оптимального набора услуг, удовлетворяющего конечного потребителя;
— имеет место конкуренция между поставщиками логистических услуг, в связи с чем происходит демпинг цен и снижение качества, предоставляемых услуг;
— наличие неэффективных схем взаимодействия поставщиков логистических услуг и оператора смешанных перевозок;
— прибавление больших долей добавленной стоимости предоставляемой услуги, превышающей ожидания заказчика.
Применяемые в настоящий момент принципы отбора поставщиков логистических услуг являются достаточно устаревшими, то есть применяемые стратегии выстраивания взаимоотношений с поставщиками не являются достаточными для принятия стратегических решений по управлению логистической деятельностью компании. Как показывает практика, формирование определенной базы поставщиков, которые по прошествии определенного периода времени становятся стратегическими для компании, не всегда оказывает благоприятное воздействие на повышение стандартов обслуживания потребителей логистических услуг, то есть в долгосрочной перспективе за счет уверенности аутсорсиноговой компании в тесной взаимовыгодной кооперации происходит повышение рисков возникновения недобросовестности исполнения своих обязательств. Поэтапная эволюция взаимоотношений фокусной компании с поставщиками логистических услуг в области смешанных перевозок не является достаточным методом управления хозяйственных связей в логистической цепи. Данная система требует переформирования и поиска новых подходов к созданию баз поставщиков с последующей их оптимизацией.
Механизм иерархического роста поставщиков является универсальным и применяется логистическим оператором во всех формируемых цепях поставок. При этом следует учитывать, что в зависимости от критериев заказа и требований грузоотправителей, эффективность деятельности каждого из поставщиков может изменяться (изменение класса), что делает данную систему малоэффективной. Наиболее часто применяется система иерархической эволюции класса поставщиков, представленная на рис.1.
Рис. 1. Классификация поставщиков по группам [1]
Также следует учитывать, что в отдельных случаях логистические операторы прибегают к услугам квалифицированного поставщика, не придерживаясь системы классификации поставщиков. Это бывает связано с предложением поставщиков более низкого класса наиболее оптимальной оферты.
Таким образом, целесообразным является формирование классификационных систем поставщиков в каждой цепи поставок, в зависимости от оценочных показателей, отражающих их потенциальные возможности, а также их готовность к оказанию определенной услуги в конкретной цепи поставок. Данный механизм позволяет отказаться от системы фокусирования на ключевых поставщиках и способствует более рациональному и объективному отбору групп поставщиков на определенных этапах доставки товара.
Рассмотрим основные этапы взаимодействия оператора смешанных перевозок с поставщиками логистических услуг.
1. Первый этап подразумевает поиск потенциальных поставщиков, с которыми в последствии будут устанавливаться хозяйственные связи. Отбор поставщиков должен происходить на основе следующих критериев: тип предоставляемых услуг, репутация на рынке, стоимость предлагаемых услуг, территориальный охват деятельности и другие. В связи с тем фактом, что организация смешанных перевозок грузов состоит из большого числа операций, за выполнение которых как правило отвечает группа предприятий, то необходимо сфокусировать внимание при отборе на такие ключевые показатели как скорость оказания услуг, своевременное реагирование на изменение условий поставки, способность взаимодействовать с другими участниками и т.д.
2. Второй этап является одним из важнейших, так как именно на нем закладывается принцип дальнейшей работы с аутсорсинговыми компаниями. Данный этап предполагает формирование электронных баз данных поставщиков логистических услуг, которые содержат информацию о каждом из поставщиков, его специализацию. Особенностью таких банков данных является невозможность идентификации поставщиками логистических услуг присутствия их конкурентов в системной базе оператора смешанных перевозок.
Формирование базы данных происходит в зависимости от направления деятельности компании, а также его роли в цепи поставок. Это представлено в табл.1. Необходимо отметить, что наличие у компании собственного подвижного парка, например автомобильного, не предполагает отказа от формирования баз данных «Автомобильных перевозчиков», так как в любой цепи поставок должна иметь место возможность альтернативного выбора решения, либо использования собственных ресурсов, либо аутсорсинга.
В случае если компания — поставщик логистических услуг имеет специализацию в нескольких областях, то она вносится в несколько категорий одновременно, однако отбор соответствующих услуг в определенной цепи поставок (в зависимости от категории) происходит обособленно.

Таблица 1
Характеристика базы данных оператора смешанных перевозок
Группы поставщиков логистических услуг
Автомобильные перевозчикиЖелезнодорожные
грузовые компании
Таможенные представителиСтивидорные компанииЛогистические центры
12345
Характеристика юридического лицаХарактеристика юридического лицаХарактеристика юридического лицаХарактеристика юридического лицаХарактеристика юридического лица
Характеристика парка подвижного составаВиды железнодорожных вагоновДекларирование това-ров, перевозимых определенным видом транспортаТерриториальное место-расположение (морской порт)Территориальное месторасположение (припортовый, транспортный узел)
Вид перевозки (международные; обычные)Территориальный охват перевозкиДекларирование в отдельных таможняхВиды операций, выполняемых в портуКатегория логистического центра (региональный, районный)
Категории перевозимых грузовВид перевозимых грузовПрименение таможенных информационных технологийВиды грузов, принимаемых к работеВиды осуществляемых опе-раций (наличие инфраструктурных мощностей)

3. Этап оптимизации базы данных содержит в себе ключевой механизм отбора логистических посредников в цепях поставок. То есть отбор поставщиков происходит при помощи ранжирования в зависимости от уровня оптимальности предложения каждого участника, включенного в базу данных. В данной ситуации стоимость отдельной услуги и скорость ее выполнения являются ключевыми критериями при выборе субподрядчиков в рамках конкретной цепи поставок на этапе отбора поставщиков, а не на этапе формирования базы данных.
Предлагаемый порядок оптимизации базы данных поставщиков логистических услуг позволяет не проводить отдельные операции по воздействию на логистических посредников. Так как функционирование предлагаемого механизма отбора субподрядчиков, автоматически обеспечивает стимулирование участников цепей поставок.
В целях идентификации критических поставщиков оператор смешанной перевозки в праве ежеквартально проводить отбор посредников, которые не принимали участие в осуществлении доставки товара за установленный период. Проведение данной сортировки возможно с помощью применения автоматизированных систем, позволяющих автоматически формировать списки «слабых звеньев» цепей поставок в установленные логистическим провайдером временные отрезки и далее самостоятельно принимать решения об исключении данных логистических посредников из списка потенциальных поставщиков услуг смешанных перевозок.
На рис.2 представлен порядок выбора поставщика оператором смешанной перевозки груза (ОСПГ). Первоначально ОСПГ публикует заявку на выполнение конкретного заказа (часть процесса доставки товара), где данная заявка доступна всем потенциальным участникам логистического процесса, занесенных в сформированную базу данных. Далее каждый из поставщиков отправляет оферту, включающую в себя информацию о готовности логистического посредника к выполнению соответствующего заказа, а также предполагаемую стоимость и сроки выполнения. Из перечня заявок отбираются наиболее оптимальные, которые в дальнейшем акцептуются ОСПГ и отправляется подтверждение выбранному поставщику.
Рис. 2. Схема взаимодействия с поставщиками логистических услуг смешанных перевозок грузов
Порядок получения акцепта определенными претендентами определяют рейтинги поставщиков логистических услуг, основанные на оценке таких критериев как: цена отдельной услуги, скорость ее выполнения, качество логистического сервиса и вероятность срыва заказа. Данные критерии являются ключевыми при определении наиболее оптимальных поставщиков в рамках конкретной цепи поставок. Отбор подходящих претендентов происходит в автоматизированном режиме при помощи заданных оценочных критериев.
Оценка финансового положения поставщиков производится на основании комплексного анализа финансовой и бухгалтерской отчетности, предоставляемой организациями на ежегодной основе. Анализ качества предоставляемых услуг и выявление фактов ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств по заключенным ранее соглашениям, в том числе случаи срывов заказа, проводятся на регулярной основе в течении 180 дней, предшествующих дате проводимого анализа. Далее, в соответствии с классификационными показателями, происходит ранжирование поставщиков, а именно оферт с учетом формирования отдельных цепей поставок, а также категорий потенциальных претендентов.
4. Этап распределения представляет собой заключительный этап, где происходит распределение соответствующих заявок между поставщиками логистических услуг, после чего формируется цепь поставок логистических услуг, которая состоит из наиболее оптимального набора звеньев. В случае, если по каким либо причинам выбранный поставщик отказывается от участия в конкретной сделке уже после получения акцепта, ОСПГ незамедлительно отправляет акцепт другому поставщику, являющемуся следующим по ключевым критериям системного отбора.
Особенность данного принципа отбора заключается в реализации стратегии партнерства и применения принципов интегрированной логистики, где между поставщиками логистических услуг отсутствует явная конкуренция, а между кандидатами возникает негласное партнерство, что полностью отсутствует при применении методов конкурсного и тендерного отбора поставщиков. В соответствии с принципами стратегического партнерства, взаимодействие компаний-посредников с ОСПГ не препятствует им самостоятельно вести коммерческую деятельность и лишь создает дополнительные условия для увеличения собственной прибыли.
К основным преимуществам рассматриваемого принципа взаимодействия ОСПГ и поставщиков логистических услуг следует отнести следующие:
— обеспечение наивысшего уровня объективности отбора поставщиков логистических услуг;
— отсутствие конкурентной борьбы между потенциальными кандидатами;
— возможность выбора наиболее оптимальных наборов поставщиков для конкретных цепей поставок;
— предоставление равных возможностей для логистических посредников предоставлять свои услуги и участвовать в процессе отбора;
— объективная оценка подходящих оферт с последующим их акцептом без применения «авторитетного мнения» отдельных лиц;
— возможность ОСПГ выходить на новые региональные рынки за счет взаимодействия с неограниченным числом поставщиков логистических услуг и т.п.
Реализация предлагаемого к внедрению механизма возможна лишь при системном и информационном обеспечении процессов отбора потенциальных поставщиков логистических услуг, где логистические информационные системы и технологии применяются в качестве основной платформы.


Литература
1. Основы логистики: учебник для вузов / Под ред. В.В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.
2. Мясникова Л.А. Основы логистики: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2005. - 151 с.
3. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс, Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2005. - 640 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия