Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Остроумов А. А.
соискатель кафедры коммерции и логистики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Особенности информатизации логистических процессов автодилеров
В статье рассмотрены особенности осуществления автодилерской деятельности, влияющие на организацию логистических потоков и функционирование логистических систем автодилеров, проведён анализ автомобильного рынка с точки зрения тенденций развития российских автодилеров. Выделены ключевые логистические потоки, дана их характеристика, произведено разделение интегрированных логистических систем автодилеров на внутреннюю и внешнюю (во взаимосвязи с принципиальными для автодилеров контрагентами). На основе построения схемы интегрированной логистической системы автодилера выявлены основные требования к информатизации логистических процессов автодилеров
Ключевые слова: автодилер, логистическая система, информационно-логистическая система, логистические процессы, информатизация
ББК У542.152.36-36,0   Стр: 276 - 280

Производственно-коммерческие системы, являющиеся разновидностью экономических, по своей природе также могут быть названы логистическими, поскольку их функционирование связано с циркулированием различных видов экономических потоков: материальных, сервисных, финансовых, информационных. При этом материальные, сервисные и финансовые потоки можно рассматривать как первичные, которые порождают информационные потоки — вторичные по своей природе. Информационные потоки несут в себе всё многообразие сведений об управляемой системе, которой является производственно-коммерческая деятельность. Следовательно, основное назначение информационных потоков — это управление производственно-коммерческой деятельностью, а одним из путей повышения его эффективности является совершенствование информационной системы, которое заключается в повышении степени информатизации логистических процессов. Информатизация логистических процессов автодилеров является актуальной, поскольку автодилерская деятельность деятельности характеризуется следующими логистическими проблемами:
1) глобальный охват пунктов производства автомобилей;
2) недостаточный уровень интеграции отдельных звеньев в цепи поставок;
3) необходимость постоянных взаимоотношений и наличия актуальной достоверной информации у звеньев цепей поставок о деятельности друг друга;
4) соблюдение точности и взаимной выгодности финансовых расчётов между звеньями логистической цепи.
Сформулированные требования требуют разработки новых подходов к информатизации логистических процессов автодилеров, а масштаб значимости этой проблемы подтверждается той ролью, которую автодилеры играют в современной экономической системе страны.
Роль автодилеров как субъектов национальной экономики тесно взаимосвязана с состоянием и перспективами развития российского автомобильного рынка. Автомобильный рынок России на сегодняшний день активно развивается и является одним из наиболее динамично растущих в мире: в 2012 году показатели продаж автомобилей в России превысили уровень докризисного 2008 года.
При этом рост продаж автомобилей в 2012 году по сравнению с уровнем 2011 года составил 10% в натуральном и 21% в денежном выражении [3], и выше он был только в США и Японии. В то же время по ёмкости рынка Россия уступает таким странам, как США, Япония, Китай и Германия, что предопределяет перспективы роста в будущем.
Рис. 1. Российский автомобильный рынок в сравнении с крупнейшими мировыми в 2012 году
В 2012 году основной объём продаж приходился на иномарки, при этом как импортные, так и произведённые на территории России. Факт роста объёмов продаж импортных автомобилей налицо: он составил 33,6% от всего объёма реализованных в России автомобилей в 2011 году и 35,0% — в 2012 году. В количественном выражении рост составил 10,4% [3]. Значительная доля импортных автомобилей, продающихся на территории России, предопределяет специфику логистической деятельности большинства российских автодилеров.
На конец 2012 года автодилерская деятельность на территории России была представлена более 4200 автодилерскими центрами, при этом рост их числа по сравнению с 2011 годом составил порядка 5% [2], что свидетельствует о расширении масштабов и значения этой группы субъектов автомобильного рынка России. Следует отметить, хотя «Автоваз» является лидером по числу имеющихся автодилеров (доля в общем числе автосалонов — 10,3%), в совокупности число автодилерских центров зарубежных производителей оказывается значительно большим, и для большинства из них актуально участие в продажах импортных автомобилей. Кроме того, именно зарубежные бренды отличались в 2012 году лучшей динамикой развития автодилерских сетей: 2–3 автосалона в крупных городах в год [2]. Отмеченные тенденции означают, что организация участия в движении и продажах импортных автомобилей является актуальной логистической проблемой значительного числа автодилеров.
Кроме того, сегодня тенденцией стало развитие мультибрэндовых автодилеров, которые предлагают покупателю сразу несколько автомобильных марок: это существенно усложняет взаимоотношения с контрагентами во внешней среде и, соответственно, структуру интегрированных цепей поставок. Ещё одной тенденцией автомобильного рынка России в последнее время стало то, что на автодилеров возложено выполнение обязанностей по гарантийному и постгарантийному ремонту автомобилей и их техническому обслуживанию. Это в свою очередь предполагает необходимость тесного взаимодействия с поставщиками запчастей, причём по нескольким различным производителям, коль скоро большинство автодилеров являются мультибрэндовыми.
Понятие дилера предполагает осуществление юридическим лицом посреднической деятельности, заключающейся в проведении сделок купли-продажи с целью перепродажи определённого товара, от своего имени, за счёт своих средств и на свой риск. Это означает, что дилер выступает звеном интегрированной цепи поставок на пути товара от производителя к покупателю, и логистические операции и процессы по организации движения товара от производителя к потребителю в связи с этим составляют основу его деятельности. Эффективность основной деятельности автодилера, в свою очередь, определяется эффективностью функционирования логистической системы как внутри автодилера, так и в его взаимосвязи с контрагентами.
Автодилерская деятельность, как разновидность дилерства, характеризуется следующими специфическими чертами, обусловленными особенностями развития автомобильного рынка и организационных систем автодилерских структур:
1) операции по продаже автомобилей конечным покупателям осуществляются как на условиях предзаказа (к этой модели постепенно переходит всё большее число производителей), так и на условиях продажи автомобилей со склада автодилеров;
2) при покупке автомобилей со склада автодилеров покупатель выбирает одну из имеющихся стандартных комплектаций;
3) при размещении предзаказа покупатель совместно с сотрудником автодилера определяет спецификацию заказываемого автомобиля, и при этом степень кастомизации заказываемых автомобилей постоянно повышается;
4) в случае, когда речь идет об автодилерах, представляющих на рынке зарубежные автомобильные бренды, непосредственного прямого взаимодействия с производителем автомобилей не происходит, а операции по передаче размещённых заказов на производство, по доставке на территорию России и по таможенной расчистке поставляемых автомобилей осуществляет представительство владельца зарубежного автомобильного бренда на территории России: это усложняет структуру логистических процессов в цепях поставок автомобилей на стадии их движения от производителя до автодилера;
5) на автодилера возложены функции по послепродажному обслуживанию проданных автомобилей, в том числе по техническому обслуживанию и ремонту (как гарантийному, так и негарантийному);
6) в связи с расширением обязанностей по послепродажному обслуживанию у автодилеров образуется новая довольно сложная с точки зрения логистических процессов сфера: заказ, поставка и складирование запчастей, необходимых для послепродажного обслуживания;
7) одной из тенденций последних лет стало превращение автодилеров из монобрендовых в мультибрендовые, когда один автодилер представляет на рынке автомобили нескольких независимых производителей, что в свою очередь предполагает необходимость построения системы взаимоотношений со множеством контрагентов (представительствами, производителями, поставщиками запчастей и т.д.);
8) последние годы ознаменовались увеличением ёмкости региональных автомобильных рынков, в связи с чем многие российские автодилеры выстраивают сетевые структуры с несколькими автосалонами не только в крупных городах, которые характеризуются развитой региональной логистической инфраструктурой (например, Москва и Санкт-Петербург), но и в регионах с низким уровнем развития последней, что также приводит к усложнению логистических процессов и операций;
9) несмотря на то, что нередко понятие дилерства связано с заключением договоров, обеспечивающих эксклюзивное представительство дилера на определённой закреплённой территории, сегодня в практике соглашений автодилеров с производителями такие случаи практически не встречаются, и отсутствие эксклюзивности дилерства приводит к ужесточению конкуренции между дилерами, представляющими одни и те же автомобильные бренды, а следовательно, предъявляет повышенные требования к эффективной организации логистических систем автодилеров.
Отмеченные особенности автодилерской деятельности позволяют утверждать, что специфичность логистики российских автодилеров в части взаимодействия с внешними контрагентами в интегрированных цепях поставок проявляется в следующих моментах:
1) значительная доля импортных автомобилей предполагает включённость автодилеров в интегрированные цепи поставок, в рамках которых имеют место в том числе импортные операции, операции, связанные с таможенной расчисткой;
2) мультибрендовый формат большинства автодилеров требует взаимодействия одновременно с несколькими производителями или их представительствами;
3) необходимость оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту проданных автомобилей вынуждает автодилеров налаживать сотрудничество с поставщиками запчастей и включать их в свои логистические процессы.
Специфичность логистики автодилеров во внутренней среде также определяется рядом особенностей автодилерской деятельности:
1) наряду с включённостью в интегрированные цепи поставок от производителя, находящегося за рубежом, к конечному потребителю в России, логистическая деятельность автодилеров связана с развитием их сетевого формата и более глубоким проникновением на региональные рынки, что усложняет внутреннюю логистическую систему;
2) приобретение автомобилей конечными покупателями у автодилеров происходит на условиях предзаказа; кроме того, на стадии оформления предзаказа определяется ряд параметров приобретаемого автомобиля, которые делают заказ высоко индивидуализированным и предполагают высокую степень кастомизации;
3) по некоторым автомобильным маркам продажи осуществляются до сих пор не на условиях предзаказа, а со склада, в связи с чем для автодилера актуален, с одной стороны, поиск моделей расчёта оптимального размера заказа, а с другой стороны, совмещение такой модели закупок с осуществлением закупок, увязанных с поступившими предзаказами;
4) по каждому проданному автомобилю автодилеры оказывают широкий комплекс постпродажных услуг, включая техническое обслуживание, гарантийный и постгарантийный ремонт;
5) средний срок владения автомобилем в России — 3–4 года [1], что существенно ниже, чем за рубежом, и требует установления долгосрочных взаимоотношений с покупателями для того, чтобы следующий автомобиль приобретался у того же автодилера.
Сложность и многоаспектность логистических систем автодилеров предопределяют необходимость построения интегрированных логистических систем. Реализация интегрированности логистической системы при этом необходима в двух плоскостях:
1) обеспечение интеграции отдельных сфер и бизнес-процессов внутри организации: здесь ключевым является объединение в единую систему движения и управления четырёх типов потоков, с которыми оперирует логистика автодилера;
2) обеспечение интеграции отдельных, формально независимых звеньев логистической системы в цепях поставок.
Основными потоками, которые имеют место при осуществлении взаимодействия автодилеров с внешними контрагентами, являются:
1) материальные: движение автомобилей и запчастей;
2) сервисные: оказание услуг покупателям;
3) финансовые: движение денежных средств, связанных с расчётами за автомобили и запчасти;
4) информационные: движение документов, связанных с материальными, нематериальными и финансовыми потоками.
Структурирование логистических потоков во внутренней среде автодилера приведено в табл.1.

Таблица 1
Структура внутренних логистических потоков автодилера
Логистические потокиЛогистические операции
МатериальныйПеремещение автомобилей и запчастей в структурных подразделениях автодилера.
СервисныйВыполнение отдельных операций и работ в рамках основной деятельности в структурных подразделениях автодилера.
ФинансовыйДвижение денежных потоков между подразделениями организации.
ИнформационныйДвижение документов и другой информации между структурными подразделениями.

Для более детального структурирования внутренних логистических потоков автодилера необходимо детальное изучение его организационной структуры. В наиболее общем виде структура современных автодилеров представляет собой трёхуровневую систему:
1) на верхнем уровне работает головная компания, которая аккумулирует в себе подразделения бэк-офиса, организованные, как правило, по функциональному принципу (в рамках некоторых функциональных подразделений также существует деление по дивизионному принципу);
2) на среднем (региональном) уровне представлены подразделения мидл-офиса, которые включают в себя функциональные подразделения, дублирующие функции бэк-офиса на региональном уровне;
3) на нижнем уровне работают автосалоны, осуществляющие непосредственное взаимодействие с потребителями и представляющие собой группу подразделений фронт-офисов.
В некоторых случаях мидл-офис и фронт-офис оказываются объединёнными (в случае, если на региональном рынке существует только один автосалон. Он, как правило, также включает в себя функциональные подразделения управления бизнесом автодилера на региональном уровне), однако достижение большей полноты и универсальности результатов требует рассмотрения случая наличия у автодилера трёх уровней организационной структуры.
Основными группами контрагентов, с которыми взаимодействуют в процессе осуществления своей деятельности автодилеры, являются:
1) производители (в случае, когда взаимодействие не опосредовано представительством производителя);
2) представительства (чаще всего такая схема взаимодействия имеет место, когда речь идёт о дилерстве по зарубежным автомобильным брендам);
3) поставщики запчастей;
4) транспортные компании, которые осуществляют доставку автомобилей до склада автодилера;
5) покупатели.
В целях унификации возможна замена понятий представительства и производителя одним субъектом, в качестве которого в дальнейшем используется производитель как конечное звено логистической цепи в этой ветви логистических взаимодействий автодилера.
Обобщение логистических потоков автодилера в его взаимосвязи с основными контрагентами позволяет построить следующую схему интегрированной логистической системы автодилера (рис.2).
Рис. 2. Интегрированная логистическая система автодилеров
Таким образом, можно сделать вывод о том, что логистическая система автодилера базируется на потоковой концепции, как того требует логистический подход к управлению, и представляет собой организацию и управление логистическими процессами, конечной целью которых является обеспечение потребителей автомобилями и услугами по их обслуживанию, и которые состоят из следующих основных логистических элементов:
1) закупка автомобилей и запчастей;
2) транспортировка автомобилей и запчастей;
3) таможенная расчистка автомобилей и запчастей (в случае необходимости;
4) складирование автомобилей и запчастей;
5) продажа автомобилей и запчастей;
6) техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Схема интегрированной логистической системы автодилера позволяет выявить в ней следующие особенности организации движения логистических потоков:
1) внутренняя логистическая система имеет довольно простые схемы движения материального, нематериального и финансового потоков; во взаимодействии с контрагентами в случае движения материального, нематериального и финансового потоков участвует ограниченное число подразделений: склад, отдел сервиса, бухгалтерия;
2) наиболее сложной является организация информационных потоков как во внутренней логистической системе, так и в случае взаимодействия внутренней логистической системы с контрагентами: в организации информационных потоков участвует сравнительно большее число подразделений;
3) информационные потоки с контрагентами организованы таким образом, что с одним контрагентом взаимодействует несколько структурных подразделений автодилера, что требует согласованности информационных потоков между собой.
Анализ особенностей организации логистических потоков внутри автодилера и в его взаимодействии с внешними контрагентами позволяет предположить, что простота движения материальных, сервисных и финансовых логистических потоков обусловлена сложностью информационных потоков: так, вместо движения в несколько этапов других видов потоков, происходит многоступенчатое движение информационных потоков. В частности, отсутствие необходимости содержания складов на уровне бэк-офиса и мидл-офисов обусловлено тем, что циркулирование информации от фронт-офисов к мидл- и бэк-офису и в дальнейшем — к поставщикам и производителям позволяет таким образом скоординировать движение материальных потоков, чтобы от производителей и поставщиков материальный поток сразу приходил на склад фронт-офиса. Данное предположение позволяет выдвинуть гипотезу о том, что чем эффективнее организованы информационные потоки, тем более простой и менее затратной является организация движения других видов логистических потоков (материальных, сервисных, финансовых). Другими словами, информатизация логистических процессов автодилеров является актуальным направлением совершенствования логистического менеджмента автодилерских структур с точки зрения эффективности управления логистической системой.
Эффективность логистической системы можно определить как степень соответствия целевому состоянию логистической системы по исчерпывающему списку критериев, которые должны включать в себя две группы показателей:
1) показатели выполнения логистических задач логистической системы;
2) показатели экономической эффективности логистической системы.
Информатизация логистических процессов автодилеров, нацеленная на повышение эффективности логистической системы, предполагает необходимость формирования интегрированной информационно-логистической системы, которая должна отражать целостную логистическую систему как внутри автодилера, так и в его взаимосвязи с внешними контрагентами по всем четырём видам логистических потоков на любой момент времени. Переход к феномену информационно-логистической системы предполагает уход от традиционного понимания информационных систем в логистике, которые предназначены для информатизации решения отдельных логистических задач и выполнения отдельных логистических функций, как правило, не связанных в единую систему внутри организации и не коррелирующие с информационными системами внешних контрагентов.
Таким образом, информационно-логистическая система автодилера представляет собой исчерпывающую совокупность компонентов и процессов, необходимых для сбора, обработки, хранения и распространения информации с целью поддержки принятия решений, управления и анализа всех логистических потоков, включая материальные, сервисные, финансовые и информационные.
Особенностями информационно-логистической системы как единой совокупности являются следующие:
1) на эффективность системы влияют показатели, характеризующие эффективность собственно логистической системы;
2) на эффективность системы влияют показатели, характеризующие эффективность информационной системы;
3) эффективность информационно-логистической системы как единого комплекса находит отражение в комплексе интегральных показателей качественного и количественного характера: по ней можно судить как об эффективности логистической системы компании, так и о потенциале эффективного управления логистической системой, поскольку управление происходит в первую очередь посредством применения информационных систем.
Тот факт, что информационно-логистическая система представляет собой систему управления логистической системой компании на основе применения информационных систем, предопределяет необходимость реализации в ней не частного выбранного уровня управления, а интеграции всех уровней управления.
Учитывая, что цель информационно-логистической системы — управление логистическими процессами, необходимым требованием к её функционированию является отсутствие разрыва между протеканием логистического процесса и его отражением в информационной системе. Другими словами, информационно-логистическая система должна работать в режиме реального времени, поскольку только в этом случае обеспечивается максимизация эффективности процесса управления.


Литература
1. Грамматчиков А. Показное потребление // Эксперт Авто. - 2012. - №3 (128).
2. Дилерские сети автопроизводителей в РФ - декабрь 2012 года // Интернет-ресурс: http://www.asroad.org/stat/avtostat/. Дата обращения: 20.02.2013.
3. Рут С., Литвиненко С. Автомобильный рынок России в 2012 году: результаты и перспективы // Интернет-ресурс: http://www.pwc.ru/en_RU/ru/automotive/assets/2013-automotive-press-briefing.pdf. Дата обращения: 04.03.2013.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия