Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Нагимов А. Р.
аспирант Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета

Крупные региональные проекты в системе устойчивого развития региона (на примере Республики Татарстан)
В статье определено значение крупных региональных проектов в системе устойчивого развития региона. Выявлена связь крупных региональных проектов с обеспечением устойчивого развития. Обозначена трактовка понятия «крупный региональный проект». Представлена классификация наиболее значимых инвестиционных и крупных региональных проектов, реализованных в Республике Татарстан за последние годы
Ключевые слова: Республика Татарстан, инфраструктура региона, региональная экономика, управление регионом, устойчивое развитие регионов
УДК 332.1(470.41); ББК 65.050.22(2Рос.Тат)   Стр: 303 - 306

Созданию условий для устойчивого развития и качественного развития территории, включающему социальное обеспечение, подъем экономики, развитие ресурсного и хозяйственного потенциала, способствуют инвестиции, привлекаемые в регион. Инструментом их реализации являются инвестиционные проекты или иные крупные проекты. Крупные проекты в системе устойчивого развития региона приобретают особое значение в условиях становления автономности регионов и расширения возможностей для использования собственных ресурсов в развитии региона и страны в целом. Вектор развития региона во многом определяется ключевыми показателями социо-эколого-экономической системы. Эффективные управленческие решения, направленные на существующие проблемы региона, раскрывают потенциал развития и подкрепляются улучшением ключевых показателей. Субъекты Российской Федерации при формировании управленческих решений осуществляют выбор направлений расходования бюджетных средств: либо на текущие нужды объектов и учреждений социальной сферы, либо на реализацию крупных проектов, обеспечивающих значительные поступления финансовых средств в региональный бюджет. Увеличивающийся объем последнего является основой решения социальных проблем наиболее рациональным образом. Оценка эффективности и выбор крупных проектов для последующей реализации жестко детерминируют показатели стандартов уровня жизни населения. Ввиду этого первичным является планирование крупных инвестиционных проектов, а показатели уровня жизни населения выступают как результирующие. Применение эффективных крупных проектов ведет к росту экономики и соответственно доходов регионального (городского) бюджета. В связи с наличием устойчивой тенденции к социализации промышленно развитых государств расширяется практика использования крупных проектов для решения задач социально-экономического развития их регионов. Необходимым условием отнесения инвестиционных проектов к числу стратегических (крупных проектов) является их соответствие принципу стратегической важности для региона. Результатом реализации стратегических крупных инвестиционных проектов является существенное улучшение социально-экономических и культурных условий жизни населения данного региона или нескольких регионов.
Примечательно, что понятие «крупный проект» менее распространён и проработан в научных исследованиях нежели «крупный инвестиционный проект». Понятия «крупный проект» и «крупный инвестиционный проект» не полностью тождественны. К основным различиям относится то, что в реализации крупного проекта окупаемость не всегда ставится основной целью, в отличие от крупного инвестиционного проекта. Следует также отметить, что крупные проекты в современных условиях имеют приоритетную ориентированность на улучшение инфраструктуры региона, если рассмотрение идет в рамках региональной экономики или инновационную направленность реализации проекта — на предприятиях.
Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова и др.[1], а также М.Э. Осеевский [2] различно характеризуют понятие «крупный проект». Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова и др. рассматривают реализацию крупных проектов в рамках развития предприятий. М.Э. Осеевский же определяет «крупный проект» на уровне региона. Таким образом, для исключения двойных стандартов определения смысла понятия «крупный проект», предлагаем разделить его на «крупный производственный проект» и «крупный региональный проект». Активное внедрение понятия «крупный региональный проект» в теории и практике имеет смысл в виду увеличения проектов, реализуемых при участии частно-государственного партнёрства в последние годы. Они осуществляются с целью улучшения материальной базы региона, в том числе улучшения инфраструктуры региона. В нашей трактовке понятия «крупный региональный проект» — это проект, отражающий изменения в социо-эколого-экономической системе региона и ориентированный, в конечном счете, на улучшение качества жизни населения. Решению властей о начале реализации крупных региональных проектов может способствовать анализ реализации крупных региональных проектов в научных кругах и гражданских сообществах. Безусловно, реализация крупных региональных проектов осуществляется во взаимосвязи со стратегическими задачами по развитию региона. Крупные региональные проекты создают условия для устойчивого развития региона. В этом тезисе проясняется тесная взаимосвязь решений стратегических задач по развитию региона с обеспечением его устойчивого развития. Поэтому государственные стратегии, программы и концепции по достижению устойчивого развития должны быть разработаны на уровне региона, муниципальных образований, населенных пунктов. Модель устойчивого развития, предполагающая динамический ход последовательных позитивных изменений, обеспечивающих равновесие и сбалансированность экономического, социального и экологического аспектов жизни общества должна лежать в основе формирования подходов к разрешению масштабных проблем территориальных образований [3]. Условием устойчивости территориального развития является эффективность использования имеющихся у региона ресурсов [4].
В Республике Татарстан за последние годы было реализовано множество крупных и локальных инвестиционных проектов, а также несколько крупномасштабных и народнохозяйственных инвестиционных и региональных проектов. Отметим наиболее важные и существенные проекты, реализованные в последние годы, которые оказали огромное значение на социо-эколого-экономическую систему региона. Классификацию инвестиционных и крупных региональных проектов, реализованных в Республике Татарстан, представлена в табл.1.

ПроектТип проектаИнвестицииСрок окупаемости и/или конечные результаты
Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «ТАНЕКО» г. Нижнекамскпроект промышленного производства130,3 млрд рублей7–8 лет
Комплекс по переработке остатков нефтеперерабатывающего завода ОАО ТАИФ-НК г. Нижнекамскпроект промышленного производства58,46 млрд рублей5 лет
Строительство интегрированного комплекса по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида в г. Менделеевскпроект промышленного производства48 млрд рублей6–7 лет
Республиканская целевая программа «Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан в 2011-2015 годахпрограмма поддержки и развития жилищного строительства, стимулирование предпринимательской деятельности451 млрд рублейФормирование агломераций крупных городов РТ, системное развитие территории, стимулирование развития базы промышленности строительной продукции.
Строительство платной автомагистрали «Шали – Бавлы»проект инженерной и транспортной инфраструктуры98 млрд рублей30 лет
Юбилейное торжество «Тысячелетие Казани»программа развития территории140 млрд рублейвведено более 200 крупных объектов, развитие транспортной инфра-структуры г. Казань.
Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на 2010 - 2019 годыпроект создания образовательного центра в регионе11,375 млрд рублейсоздание нового объединенного ВУЗа, содействие решениям задач социально-экономического развития РТ и ПФО.
Площадка для проведения Чемпионата Мира по футболу в 2018 годупроект повышения значимости спорта и развития инфра-структуры региона30,275 млрд рублейстроительство и реконструкция инфраструктурных объектов, развитие территории.
Универсиада 2013 годапроект повышения значимости спорта и развития инфраструктуры региона130 млрд рублейстроительство и реконструкция инфраструктурных объектов, развитие территории.
Программа развития сферы туризма Спасского муниципального района и города Болгар на 2011-2016 гг.программа развития территории4,6 млрд рублейустойчивое развитие Спасского муниципального района и г. Болгар.
Создание ОЭЗ «Иннополис»программа развития территории и развитие инновационного потенциала региона и страны120 млрд рублейсоздание нового населенного пункта, создание инновационных продуктов в сфере информационных технологий

Наиболее значимые проекты, повлиявшие на социо-эколого-экономическую систему региона, можно классифицировать следующим образом: проект промышленного производства, программа поддержки и развития жилищного строительства, стимулирование предпринимательской деятельности, проект инженерной и транспортной инфраструктуры, программа развития территории, развитие инновационного потенциала региона и страны. Реализация этих проектов привела к созданию новых объектов инфраструктуры и модернизации действующих объектов, а также к возведению жилых массивов, строительству новых предприятий и производств, кроме того, строительству дорог и других объектов инфраструктуры. Данные проекты реализуются благодаря кооперации бизнеса и государства, т.е. частно-государственному партнерству. Частно-государственное партнёрство обеспечивает выгоду всем участникам проекта. Государство в таких проектах является гарантом реализации проекта. Частные инвесторы видят стабильность в течение реализации всего проекта, и привлечение средств в этом случае достигается с наименьшими сложностями, так как главный фактор — риск в инвестициях — значительно снижается. Государство же оптимизирует бюджетные расходы. Тесное взаимодействие государства и частного сектора является необходимой предпосылкой становления и развития инновационной экономики в России [5].
Отметим, однако, низкую разработку и реализацию крупных экологических проектов в Республике Татарстан. Выделим последние примеры, успешно реализованные в других субъектах РФ (Ростов-на-Дону — завод по сжиганию илового осадка очистных сооружений канализации [6], Свердловская область — зарыбление местного водохранилища [7] и др.). А также отметим, что многие предприятия региона недостаточно ответственно подходят к соблюдению законодательства и нормативам природоохранного характера. Особенно это характерно для районов и муниципальных образований, которые имеют высокую плотность населения и развитую промышленность. Необходимо не только ужесточить на законодательном уровне ответственность за причиненный ущерб природной среде от производства, но, и, что немаловажно, стимулировать предприятия для перехода на технологии, используемые с экологической эффективностью. Последнее может рассматриваться не только как дополнительные финансовые затраты для предприятий. Зачастую предприятия имеют издержки, связанные с собственным загрязнением природной среды. К стимулам снижения ущерба экологии на уровне предприятий следует отнести более качественно созданный ими продукт, благодаря современному экологичному оборудованию, и уменьшение или отсутствие выплат государству в связи с загрязнением окружающей среды. На законодательном уровне нужно учитывать и интересы бизнеса, так как только с помощью повышения налогов и плат за загрязнение проблема решена не будет. Исключительно вследствие сбалансированности развития социально — экономического и экологического аспектов обеспечивается устойчивое развитие региона. Фиктивный подход к экологии, негативно воздействующий на экологическую систему региона, ставит под угрозу будущие поколения.
Инвестиции, поступающие в регион, и инвестиционные проекты приобретают в современных условиях высокую важность в рамках наделения регионов широкими бюджетными полномочиями и стремлением освободить нагрузку с федерального бюджета. Инвестиционный потенциал Республики Татарстан повышается благодаря реализации Программы инновационной деятельности и созданными несколькими крупными площадками для развития бизнеса. В рамках Программы развития инновационной деятельности Республики Татарстан создается сеть технопарков по двум основным направлениям: коммерциализация научных разработок и инновационное развитие индустриального производства. На сегодняшний день в Татарстане насчитывают одну Особую экономическую зону, 5 технопарков, 3 технологических парка, 2 индустриальных парка, 1 технополис, 7 бизнес-инкубаторов. Одними из самых крупных по занимаемым площадям являются Особая Экономическая Зона промышленно-производственного типа «Алабуга» (ОЭЗ «Алабуга»), ОАО «Камский индустриальный парк «Мастер» (КИП «Мастер»), технополис «Химград», инновационно-производственный технопарк «Идея»[8].
Стратегия развития региона направлена на реализацию крупных инвестиционных проектов и организационных мероприятий, которые не в меньшей степени, чем инвестиционные проекты, способствуют развитию территории. Республика Татарстан в меньшей степени оказалась подвержена мировому экономическому кризису 2008-2009 годов и спаду в экономике в отличие от многих субъектов Российской Федерации. Во многом благодаря сочетанию диверсифицированной экономики с деятельностью экспортно-ресурсных отраслей промышленности, развитым сектором услуг в крупных городах, поддержкой инновационного потенциала и улучшением инвестиционного климата. Последнее подтверждается крупными реализованными проектами, направленными не на получение сиюминутной выгоды. Построенные в рамках данных проектов объекты не простаивают. Такой же концепции должны и придерживаться новые созданные и планируемые крупные инфраструктурные объекты. Данная проблема очень важна, так как, в основном, цель реализации крупных региональных проектов региона — это строительство объектов инфраструктуры. В дальнейшем в регионе будут реализованы проекты, по масштабам и объемам финансирования, превышающие предыдущие проекты. К таким проектам относится Универсиада в 2013 г. Необходимо четко спрогнозировать и представить, как будут функционировать спортивные и инфраструктурные объекты после проведения Универсиады. Встает вопрос: по силам ли республике загрузить на полную мощность работой построенные объекты?
Для обеспечения устойчивого развития региона важнейшую роль играет реализация крупных региональных проектов. Крупный региональный проект решает комплекс задач и подталкивает регион к развитию экономических результатов, социальной сферы и строительству инфраструктуры. Но имеются и проблемы в реализации этих проектов. Это объемные финансовые затраты. Федеральная помощь, направленная на реализацию крупных региональных проектов, отличается целевой направленностью. Но, в то же время, в связи с политическими и экономическими реформами в стране и политикой сохранения макроэкономической стабильности федеральный бюджет в последние годы значительно уменьшает выделение средств на крупные региональные проекты, а также на инвестиционные проекты, обуславливающие модернизацию экономики. Таким образом, регионам недостаточно полагаться на помощь в финансировании крупных региональных проектов лишь на федеральный бюджет. В настоящее время в Приволжском федеральном округе внедряется госпрограмма по оказанию содействия финансированию значимым инвестиционным проектам из регионов. По нашему мнению, практика частичного долевого участия государства в проектах региона, то есть совместное сотрудничество в реализации крупных проектов — положительная. Для эффективного использования собственного потенциала каждый регион должен стремиться создать условия для реализации крупного регионального проекта. На рис. 1 показана зависимость реализации крупного регионального проекта от обеспечения устойчивого развития региона.
Рис.1. Зависимость реализации крупного регионального проекта от обеспечения устойчивого развития региона
Государственные реформы последних лет принуждают регионы к эффективному управлению, качественному развитию территории. Усугубляется конкуренция среди субъектов за инвестиции от федерального бюджета. Как показано на рис. 1, для получения помощи регионам, прежде всего, необходимо: повышать инвестиционный климат, усилить контроль над целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование, снизить инвестиционные риски, разрабатывать такие региональные проекты, реализация которых будет содействовать увеличению значений наиболее чувствительных показателей для региона. Как правило, это показатели состояния инфраструктуры региона и социального обеспечения. Но, каждый субъект должен проанализировать собственные «болевые точки» и выявить показатели, тормозящие развитие территорий, входящих в социо-эколого-экономическую систему. Тем самым, регионы должны обоснованно определять свои потребности и приоритеты развития, и грамотно разрабатывать механизмы решения проблем, учитывая специфику регионального хозяйственного комплекса [9]. Таким образом, успешная реализация крупных региональных проектов является важным фактором обеспечения устойчивого развития региона.


Литература
1. Инвестиции: учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова и др. - М.: КНОРУС, 2006.
2. Осеевский М.Э. Механизм реализации крупных инвестиционных проектов в системе территориального планового управления (на примере Санкт-Петербурга): автореф. дис. ... канд. эконом. наук.- СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2007.
3. Цапиева О.К. Устойчивое развитие региона: теоретические основы и модель // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2 (34). - С.307-311.
4. Нагаева О.С., Поподько Г.И. Особенности и критерии устойчивого социально-экономического развития сырьевых районов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. - 2011. - №4 [Электронный ресурс]. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-4/17/17.htm
5. Киварина М.В., Морозова Н.И. Роль государственно-частного партнерства в становлении инновационной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - №4 (28) [Электронный ресурс]. URL: http://uecs.ru/marketing/item/425-2011-05-23-10-06-37
6. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения. Режим доступа: http://raww.ru/node/1969
7. http://www.ecocommunity.ru/news.php?id=25118
8. Инвестиционный портал РТ. Индустриальные и инвестиционные площадки Республики Татарстан. Режим доступа: http://invest.tatar.ru/investarea/index.php
9. Беломестнов В.Г, Цыбикдоржиева О.М. Формирование и реализация государственной политики привлечения инвестиций в регионах // Проблемы современной экономики. - 2013. - №1 (45) [Электронный ресурс]. URL: http://m-economy.ru/art.php?nArtId=4450

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия