Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Посталюк М. П.
заведующий кафедрой экономической теории Академии управления «ТИСБИ» (г. Казань),
профессор, доктор экономических наук

Белобородова М. А.
доцент кафедры муниципальных финансов Института управления и территориального развития
Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат экономических наук


Региональные системы венчурного финансирования инновационных трансформаций российской экономики
В статье рассматриваются региональные системы венчурного финансирования инновационных трансформаций российской экономики. Раскрывается специфика механизмов их реализации, общие и специфические тенденции их развития в условиях модернизации и глобализации экономических процессов в Республике Татарстан. Анализируется процесс создания, функционирования и развития инфраструктуры венчурного финансирования инновационных проектов
Ключевые слова: инновационная деятельность, региональные системы, венчурное финансирование, венчурные фонды, инфраструктура, инновационные проекты, Республика Татарстан
УДК 330.332; ББК 65.9-56   Стр: 311 - 315

Инновационная трансформация экономики представляет собой процесс накопления, реализации и развития инновационного потенциала в форме инновационности, инновативности и инноватизации экономической системы на различных её уровнях. Инновационность экономической системы это возможности и способности её хозяйствующих субъектов к созидательной, креативной деятельности. Это «созидательное разрешение» (Й. Шумпетер) мысле- и жизнедеятельности человека, направленное на получение инновационного дохода и/или какой-либо иной формы эффекта, эффективности. Инновативность экономической системы это возможности и способности её хозяйствующих субъектов к заимствованию новшеств с той же целевой ориентацией. Инноватизация экономической системы это возможности и способности её хозяйствующих субъектов накапливать, реализовывать и развивать её инновационность и инновативность.
На современном этапе венчурного финансирования инновационной трансформации российской экономики особая роль отводится региональным экономическим системам, самостоятельность которых в этой сфере деятельности сегодня значительно возрастает. Регионализация экономических систем проявляется в развитии процессов самоорганизации, самоуправления, самообеспечения, самофинансирования и других собственных действий, которые демократизируют деятельность хозяйствующих субъектов региональной экономической системы, повышают их инновационно-инвестиционную активность и социальную ответственность за результаты своей деятельности. В этой ситуации усиливается целевая ориентация инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и её инвестиционного, в том числе венчурного обеспечения. Инвестиции направляются именно в те области, которые осуществляют инновационную модернизацию технологий региональной экономики, занимают новые рыночные ниши, осваивают различные новшества, то есть способствуют развитию региона. Формирование механизмов эффективного инвестиционного обеспечения инноваций — одна из основных задач бизнеса, власти и общества на региональном уровне. Необходимость вывода инноваций на активные позиции вызвана, во-первых, тем, что на результативность экономической деятельности, на защиту общества от неблагоприятных факторов, на культуру населения в социально-политической сфере большое влияние оказывают региональные структуры. Во-вторых, субъекты Российской Федерации обладают рядом важных полномочий, которые позволяют создавать и реализовывать научно-техническую, организационно-управленческую, социально-экономическую, инновационную, инвестиционную и институциональную политику с учётом региональной специфики. Данная необходимость и возможность закреплена в Конституции России, которая определяет, что «общие вопросы науки» находятся в общем управлении РФ и ее субъектов.
Инновационная активность в различных регионах внутри страны имеет не только общие тенденции развития, но и отличается друг от друга. В этой связи осуществляется классификация регионов по уровню экономического развития. В результате чего обнаруживаются как соответствия, так и различия в объеме инвестиций между территориями. Необоснованное несоответствие данных процессов можно сглаживать путем приведения инновационного потенциала региона на более высокий уровень с помощью использования в полном объеме различных ресурсов (трудовых, научных, технических).
Согласно методологии нашего исследования, нами доказано, что инновационная активность хозяйствующих субъектов экономических систем различных уровней напрямую связана с развитием венчурного бизнеса, который является ее главным фактором. На региональном уровне инвестиционная деятельность имеет наиболее поддающиеся изменениям эффективные формы поддержки.
Власти регионов до недавнего времени не демонстрировали особой инициативы в создании инфраструктуры, способствующей выводу инновационного продукта на рынок. Этим Россия и отличается от развитых стран, где региональные власти занимают активную позицию в стимулировании инновационного процесса. Например, в Германии существуют связи власти, бизнеса и общества с наукой на всей территории.
Сложившаяся ситуация в регионах нашей страны связана с рядом условий и действующих причин. В частности:
— венчурное финансирование малоизвестно региональному бизнесу, власти и обществу;
— бюджетная сфера ограничена и рассогласована, в том числе и на региональном уровне, что не дает возможности местным властям оказывать необходимую поддержку венчурному финансированию инновационной трансформации региональной экономики, её технологического развития и производства инновационных продуктов:
— местные власти, бизнес и общество не имеют достаточных практических знаний того, как эффективно управлять венчурным финансированием инновационной трансформации муниципальных хозяйств.
На данный момент в большинстве регионов России отсутствуют развитые современные финансовые структуры, которые обеспечивали бы финансирование инновационных проектов. В отдельных городах и локальных образованиях существуют фонды по поддержке малого предпринимательства, но средства, которые им переводятся из муниципальных и региональных бюджетов носят номинальный и неустойчивый характер. Если программы инновационного развития существуют, то их финансирование происходит по остаточному принципу, либо этих программ нет вовсе.
Согласно мировому опыту инвесторы при финансировании инновационных проектов с большей степенью риска стараются добиться того, чтобы инвестиционные объекты находились рядом с источниками финансирования. С помощью этого появляется возможность контроля над использованием вложенных средств, а также возможность управления процессом их реализации.
Поддержка венчурного инвестирования должна проходить не только на государственном уровне, но и на региональном, с учетом особенностей региона, и отвечать задачам федеральной политики. Примером эффективного осуществления данных процессов является Республика Татарстан, которая представляет собой сегодня один из крупнейших и наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации, обладающих множеством инвестиционных преимуществ. На сегодняшний день Татарстан входит в число ведущих индустриальных регионов страны.
Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой. Среди субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта Республика Татарстан занимает 8 место. В 2011 году в основных секторах экономики республика заняла ведущие места в России: 2 место — по производству продукции сельского хозяйства, 4 место — по вводу жилья и по объему инвестиций в основной капитал, 5 место — по объему промышленного производства, 6 место — по объему работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», 9 место по обороту розничной торговли. В Приволжском федеральном округе по этим показателям Татарстан занимает первые места, по обороту розничной торговли — 2 место [5].
В структуре валового регионального продукта Татарстана доля промышленности составляет 44,1%, строительства — 8,6%, транспорта и связи — 7,7%, сельского хозяйства — 7,1%. Промышленный профиль республики определяют: нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму коммерческих и легковых автомобилей), а также развитое электро- и радиоприборостроение [5]. Положительные тенденции наблюдаются и в инвестиционном обеспечении инновационной трансформации экономики Татарстана. Так, например, доля инновационной продукции в её общем объёме в 2012 г. составила 16%, доля инновационно-активных предприятий среди всех предприятий Татарстана — 15%.
В Республике Татарстан активно развивается инфраструктура, обеспечивающая продуктивность венчурного финансирования инновационной трансформации экономики, в частности, институтов развития, сети технопарков. Успешно функционируют ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», индустриальная площадка Камский индустриальный парк «Мастер», IT-парк, технополис «Химград». В Верхнеуслонском районе Татарстана создается обособленный инновационный центр, который станет точкой концентрации специалистов и компаний в сфере информационных технологий. На этой территории планируется строительство технопарков, которые фактически будут использоваться как офисы для организации исследовательских и проектных работ, деятельности по разработке программных продуктов и оказанию услуг в сфере информационных технологий. Всего в республике на сегодняшний день создано: 4 индустриальных парка, 9 технопарков, 6 инвестиционных и венчурных фондов.
В конце 2005 г. в Татарстане создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга». В ней уже насчитывается 26 резидентов, которым предусмотрены следующие налоговые льготы, стимулирующие инновационную деятельность:
● снижение налоговой ставки на прибыль до 13,5% вместо стандартных 20%;
● освобождение от транспортного налога в течение десяти лет с даты регистрации транспортного средства;
● освобождение от налога на имущество в течение десяти лет с даты регистрации имущества в бухгалтерском отчёте;
● освобождение от налога на землю в течение десяти лет на земельные участки, расположенные на территории ОЭЗ;
● для налогообложения может применяться более высокая амортизационная ставка (а именно, стандартная норма амортизационных отчислений не должна превышать норму в два раза).
Основу институционального обеспечения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в Республике Татарстан составляют законы «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» и «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан». В июле 2011 г. в Республике Татарстан был принят закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан», который предусматривает создание правовых основ для развития сотрудничества власти и бизнеса по важнейшим социально-экономическим, в том числе инновационным и инвестиционным вопросам.
Для предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предусматриваются налоговые послабления: по налогу на имущество — снижение ставки до 0,1% и по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан — до 13,5%.
В 2011 г. был принят Закон Республики Татарстан «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан». Целевым ориентиром данной меры поддержки являются проекты по модернизации существующих и созданию новых производств. Закон предусматривает предоставление инвестиционного налогового кредита на срок до 7 лет и устанавливает фиксированную ставку процентов по кредиту на уровне ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» Татарстан в 2011 г. занял первое место среди регионов Приволжского федерального округа по показателю «минимальный инвестиционный риск». Согласно докладу «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах», подготовленному Российской экономической школой и международной компанией Ernst & Young в 2011 г., Татарстан признан самым благоприятным регионом для ведения бизнеса в России. Республика Татарстан в 2011 г. возглавила рейтинг 30 лучших регионов России для ведения бизнеса и инвестиций по версии ведущего международного издания «Forbes».
Республика Татарстан активно взаимодействует более чем со 130 странами мира. Основными странами-партнерами в Европейском Союзе являются Германия, Франция, Италия, Финляндия. Внешнеторговый оборот Татарстана по итогам 2011 г. составил 25,2 млрд долларов, что выше уровня 2010 г. на 28,8%. Экспорт товаров увеличился на 28,9% и составил 21,9 млрд долларов, импорт — на 28,4% и составил 3,3 млрд долларов.
В Республике Татарстан большое внимание уделяется привлечению венчурного капитала. Для Татарстана работа в данном направлении особенно важна по многим причинам. Регион промышленно развит, здесь доминируют нефтехимия и машиностроение. При этом должное внимание уделяется развитию малого и среднего инновационного бизнеса.
Инновационные преобразования национальной экономики Татарстана, обуславливает необходимость создания определенных венчурных форм финансирования введения в производство научных разработок. В республике уже реализованы удачные проекты по созданию индустриальных парков и технопарков. Так, Камский индустриальный парк «Мастер» и технополис «Химград» занимают около 500 тыс. кв.м и в скором времени их площадь увеличится в два раза. Если в 2011 г. здесь было сконцентрировано около 250 предприятий, то к концу 2012 г. их стало в два раза больше. «Татарстан хочет быть лидером в промышленных инновациях и образовании» [6], — такова одна из главных задач власти, бизнеса и общества Республики Татарстан в инновационной трансформации экономики. Для этого создаются организационные структуры и инфраструктуры, являющиеся крупными венчурными инвесторами на рынке инвестирования в Республике Татарстан, в частности:
— Государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан»(ИВФ РТ);
— Закрытый паевой инвестиционный фонд венчурного инвестирования (ЗПИФВИ);
— «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» под управлением УК «Тройка Диалог» и ЗПИФВИ;
— «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий)» под управлением УК «Ак Барс Капитал».
Основная часть венчурных инвестиций находиться в Инвестиционно-венчурном фонде Республики Татарстан, который был создан за счет средств бюджета. Деятельность фонда заключается в развитии следующих направлений:
● участие в реализации инвестиционных и венчурных проектов;
● поддержка субъектов малого предпринимательства;
● субсидирование предприятий, которые создают инновационные проекты в экономически приоритетных отраслях, за счет возмещения части процентов от кредитов банка;
● грантовая поддержка коллективов, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками;
● среди ученых, научно-технических работников, студентов проводятся конкурсы, для стимулирования их деятельности;
● другие различные действия, направленные на развитие инновационной инфраструктуры Республики Татарстан.
Миссия фонда — повышение инновационного потенциала республики, развитие наукоемких производств и внедрение прогрессивных технологий, формирование новых для Татарстана подходов в развитии инновационной деятельности, поддержка инноваций, создание условий для увеличения числа предприятий венчурного капитала, совершенствование системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса [7]. По итогам 2009 г. в рамках реализации программ поддержки малого предпринимательства в республике фонд оказал содействие 112 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 192 669,8 тыс. руб.:
● 52 субъектам малого предпринимательства уполномоченными банками выдано кредитов на общую сумму 162 689,9 тыс. руб.;
● Один субъект малого предпринимательства получил компенсацию по уплате процентов по привлеченным кредитам банков на реализацию инвестиционных проектов в сумме 379,7 тыс. руб.;
● 23 субъектам малого предпринимательства предоставлено займов по программе лизинга на сумму 25600 тыс. руб.;
● 36 субъектам малого предпринимательства уменьшены размеры лизинговых платежей на сумму 4 млн руб. Также на 01.01.2010 г. от размещения средств на депозитах с целью реализации программ поддержки малого предпринимательства фонд получил доходы в сумме 7288,5 тыс. руб.
На начало 2009 г. сумма инвестиционного портфеля фонда составляла 4522779,35 тыс. руб. и включала 25 инновационных проектов.
Основная доля инвестиционного портфеля фонда на конец 2009 г. приходилась на инвестиции путем участия в уставном капитале (70,18%) и инвестиционные займы (10,65%). По итогам 2009 г. чистая прибыль составила 29366,03 тыс. руб. Платежи в бюджет Республики Татарстан за 2009 г. выросли и составили 180687,56 тыс. руб., численность персонала — 1835 человек.
На начало 2010 г. портфель венчурных проектов фонда насчитывал 62 инновационных проекта на общую сумму 232246,1 тыс. руб.:
● 11 проектов НИОКР, одобренных попечительским советом фонда, на общую сумму 90246,1 тыс. руб.;
● 51 проект НИОКР по программе «Идея-1000» на общую сумму 142000 тыс. руб., в том числе 71000 тыс. руб. привлеченных средств федерального бюджета.
Работу по инвестированию в инновационные проекты фонд ИВФ РТ ведёт в двух направлениях. Существует несколько вариантов инвестирования фондом инновационных проектов. Один из них — инвестиции в уставные капиталы компаний, которые занимаются разработкой конкретных технологий, научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами. В этой связи создано две программы: первая — «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан». Номинанты данной программы могут продолжать общаться с ИВФ РТ в рамках второй программы — «Идея-1000», которая реализуется совместно с Фондом содействия и развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и Технопарком «Идея». Эта программа направлена на поддержку созданий конкретных компаний, призванных реализовывать инновационные идеи с участием венчурного капитала.
Когда у компании формируются контуры бизнеса, она переходит в «Старт-1». Там появляется патент и интеллектуальная собственность. Потом они переходят в «Старт-2», где ИВФ РТ финансирует уже опытно-конструкторское оборудование и они уже начинают выпускать серийную продукцию. В этих программах через фонд прошло около 5 тыс. заявок. В год своего создания фонд начинал с 450 заявок. В 2010 г. было уже собрано 1500 заявок. В последние два года этот механизм стал открытым для заявителей из других регионов России и мира. Сейчас у фонда есть заявители из более, чем 20 городов России. За это время была создана 191 компания, зарегистрировано 80 патентов, вложено в общей сложности 300 млн рублей денежных средств. Результаты деятельности фонда показывают, что для повышения его результативности необходимо увеличить его оптимизацию.
Ежегодно в Республике Татарстан — инновационном регионе России, организуется Казанская венчурная ярмарка — коммуникативная площадка для выстраивания конструктивного диалога между инвесторами и менеджментом новых быстро растущих компаний сектора технологических инноваций. Цель Ярмарки — развитие и презентация деятельности элементов инновационной инфраструктуры Республики Татарстан по привлечению венчурных инвестиций в высокотехнологичные компании малого и среднего бизнеса; обеспечение комфортных условий в России и в Республике Татарстан для деятельности российских международных инвесторов, бизнес-ангелов и предпринимателей; повышение инвестиционной привлекательности Республики Татарстан; формирование в России информационного пространства в области венчурного инвестирования.
За всю историю проведения Казанских ярмарок в них приняли участие 315 компаний-экспонентов, более 300 инвесторов из России и из-за рубежа, 3700 участников из 70 городов России и 30 зарубежных стран (до 1500 участников ежегодно). Целевая аудитория Ярмарки состоит из представителей российских и зарубежных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, крупных корпораций, специалистов инвестиционных компаний и банков, юридических и консалтинговых организаций, стратегических и частных инвесторов, бизнес-ангелов, предпринимателей высокотехнологичного сектора, заинтересованных в привлечении венчурного капитала, представителей органов государственной власти и институтов развития федерального и регионального уровней, специалистов информационного поля, освещающих вопросы инновационной инфраструктуры и венчурного инвестирования в России [8].
Особенностями Ярмарки в 2012 г. стало размещение Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) своей инвестиционной площадки, на которой была организована работа с институтами развития и крупными институциональными инвесторами, которые провели круглые столы, коллоквиумы и экспертные совещания. Необходимо отметить, что отдельное мероприятие в рамках Ярмарки провела Европейская ассоциация бизнес-ангелов (ЕАБА).
«География» участников VII Казанской венчурной ярмарки обширна:- 47 компаний из Казани, 5 — из Москвы, 3 — из Набережных Челнов, 4 — из Новосибирска, 1 — из Томска, 1 — из Великобритании, 1 — из Канады и 1 — из США. Представленные на ярмарке отрасли — нефть, газ, химическая промышленность, машино- и приборостроение, энергетика, информационные технологии, телевидение, медицина, фармакология, сельское хозяйство, биотехнологии, строительство, дизайн.
Чтобы участвовать в венчурной ярмарке, необходимо соответствовать ряду специальных требований и критериев. Во-первых, инвесторы хотят видеть в компании опытную команду, которая будет реализовывать все идеи. Во-вторых, необходима уникальная идея, направленная на удовлетворение покупательского спроса. В-третьих, важно наличие большого рынка с высоким потенциалом роста, сильная конкурентная позиция компании и хорошие, но при этом реалистичные финансовые прогнозы.
В рамках Казанской венчурной ярмарки проходят различные конференции, семинары, «круглые столы», в которых принимают участие как эксперты и профессионалы в своей отрасли, так и представители различных российских и зарубежных компаний. Цель подобных мероприятий оценить уровень инноваций, влияющих на них факторы и барьеры, встающие на пути инновационной активности и наметить пути выхода их сложившейся ситуации.
Удачным примером реализации на практике инновационного проекта можно считать инвестиции в инновационные разработки и организацию первого в России производства компанией Данафлекс высоко барьерной полимерной пленки со слоем нанокомпозита, которая предназначена для упаковки продуктов питания, бытовой химии, косметических средств и кормов для животных. Инвестиции в данный проект были получены от ОАО «РОСНАНО» и была образована совместная структура под названием «Данафлекс-Нано». Компания «Данафлекс-Нано» — проектная компания РОСНАНО, созданная для реализации проекта «Освоение технологии и организация производства высокобарьерных полимерных пленок с целью расширения производства гибкой упаковки» [9].
Кроме Инновационно-венчурного фонда Республики Татарстан, реализацией инвестиционных и инновационных проектов по приоритетным для Республики Татарстан направлениям занимаются ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан», Залогово-страховой фонд Республики Татарстан, а также Региональные венчурные фонды инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере под управлением ЗАО «УК Тройка Диалог».
Для развития в Республике Татарстан инфраструктуры венчурного финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» сформировала два закрытых паевых инвестиционных фонда венчурных инвестиций [10]. Фондами управляют такие компании как ЗАО «УК Тройка Диалог» и ООО «УК «АК БАРС КАПИТАЛ».
Особого внимания заслуживает деятельность по финансированию венчурного малого предпринимательства в Республике Татарстан, которую активно ведёт ООО «УК «АК БАРС КАПИТАЛ». УК «АК БАРС КАПИТАЛ» входит в топ-10 крупнейших управляющих компаний страны, размер активов под управлением — 14 млрд рублей. Под управлением данной управляющей компании находится «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий)». Фонд создан 12 октября 2007 года сроком на 7 лет. Активы фонда на момент создания составляли 300 млн рублей (25% — федеральный бюджет, 25% — республиканский бюджет, 50% — частный инвестор, которым выступил самый крупный в республике банк — «АК БАРС» Банк). Фонд инвестирует активы в инновационные предприятия, зарегистрированные на территории Республики Татарстан. Инвестирование средств фонда производится исключительно в малые предприятия (с численностью работающих до 60 человек), а максимальная сумма, выделяемая на один проект, не может превышать 45 млн руб. На сегодняшний день в портфеле фонда находится четыре компании:
ООО «Тепловые системы» с проектом «Разработка и производство многорежимного жидкостного подогревателя-отопителя для тракторов и автомобилей»;
ООО «НТЦ «АГРС» с проектом «Разработка и освоение выпуска автоматических газораспределительных станций малой производительности от 1,5 до 1000 нм3/час»;
ООО «Друг компании» с проектом «Коалиционная программа лояльности «Друг компании» на банковских картах с чипом EMV»;
ООО «Новые технологии XXI века» с проектом «Организация 4G сети фиксированной радиосвязи для передачи данных на базе технологии Pre-WIMAX в г. Казань».
Инвестирование в венчурный бизнес — это новый вызов нашего времени. Не случайно «АК БАРС» Банк и УК «АК БАРС КАПИТАЛ» рассматривают развитие венчурных инвестиций как одно из стратегических направлений своей деятельности [11].
Активная инновационная деятельность является мощным фактором повышения конкурентного уровня отечественных компаний. Государственная политика в области науки и техники России ставит себе основной целью инновационное развитие страны. Для чего создаются условия дающие возможность вывода на рынок инновационной продукции способную к конкуренции.
Инновационная деятельность остро нуждается в механизмах венчурного финансирования, а для них в свою очередь необходима основа и инфраструктура. Пока же преждевременно рассуждать о том, что в России и Татарстане в частности создана должная и достаточно эффективная инновационная инфраструктура, обладающая необходимыми свойствами в полной мере. На данном этапе она состоит из разрозненных компонентов, не всегда правильно взаимодействующих между собой. Это главное препятствие на пути венчурной индустрии в Республике Татарстан. Работы по созданию и развитию системной инновационной инфраструктуры ведутся совместными усилиями бизнеса, власти и общества нашей республики, но механизм взаимодействия между ее участниками до конца не отлажен. Работа субъектов венчурного рынка на сегодняшний день отличается обособленностью и рассогласованностью. Задача состоит в том, чтобы создать такую инфраструктуру, которая смогла бы объединить участников венчурного инвестирования в единую систему и способствовала развитию инноваций.
Недостаточный объем инвестиций на начальных этапах становления инновационных предприятий, вызван тем, что венчурные инвесторы бояться вкладывать средства в компанию, которая только зародилась, из-за высокой степени возможности банкротства. В этом случае в роли венчурного инвестора должно выступать государство, оно предоставляет молодым инновационным компаниям грантовую поддержку, обеспечивает высококвалифицированными кадрами, производственными помещениями, информирует о венчурном инвестировании с помощью СМИ.
Ограничительным фактором венчурного инвестирования инновационной трансформации региональной экономики служит нехватка компаний привлекательных для финансирования. В нынешних условиях развития региональной экономики порой проще найти не инновационную компанию, а подходящий инновационный проект, который связывал бы всех участников венчурного рынка приоритетной инновационной идеей и механизм её реализации.
Формирование и развитие региональных венчурных систем инновационной трансформации российской экономики с помощью конкретных инновационных проектов осуществляется сегодня в основном за счет кредитования, что не отвечает смыслу венчурного финансирования. Доля частных инвесторов в финансировании венчурных проектов является минимальной. В основном инвестирование происходит посредством банков и венчурных фондом за счет средств бюджета.
Выправить и улучшить ситуацию на региональном венчурном рынке сегодня, на наш взгляд, можно с помощью следующих мер:
— обеспечения защиты прав инвесторов на данном рынке, в том числе и с помощью государственной поддержки;
— развития эффективной инфраструктуры финансового, в том числе и фондового рынка;
— привлечения большего количества участников на рынок венчурных инвестиций и обеспечение на нем здоровой конкурентной среды;
— подготовки высокопрофессиональных венчурных менеджеров и повышения их социальной ответственности за результаты своей деятельности;
— повышения инновационности, инновативности и инноватизации бизнеса, власти и социума и их продуктивного согласованного взаимодействия.
Все это обеспечит формирование, становление и развитие эффективной региональной системы венчурного финансирования инновационной трансформации российской экономики и повысит её конкурентоспособность в мировом экономическом пространстве.


Литература
1. Бляхман Л.С. Промышленная политика - основа перехода к новой модели экономического роста // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 1 (45). - С.7-17.
2. Вагизова В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности как фактор развития региональной экономической системы (на примере Республики Татарстан) // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 3. - С. 17-22.
3. Посталюк М.П. Венчурное финансирование региональных инновационных систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 6 (177). - С.38-46.
4. Посталюк Т.М. Коллективные формы реализации венчурного капитала в инновационных экономических системах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 36 (177). - С.52-60.
5. О республике // Официальный сайт Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatarstan.ru/about.html
6. Новости // Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivf.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/86573.htm
7. О Фонде // Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivf.tatarstan.ru/rus/about.htm
8. Региональная поездка в Казань (Республика Татарстан), 24-25 апреля 2012 г. // Национальная ассоциация Бизнес-Ангелов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusangels.ru/193.html
9. ООО «Данафлекс-Нано» // Российская национальная нанотехнологическая сеть. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnanonet.ru/nns/62207/#title
10. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан // Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ivfrt.ru/joint-projects/partners/fsrvi/
11. Венчурные инвестиции: новые возможности для инноваций // Информационный портал «Татцентр». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tatcenter.ru/article/55779/
12. Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н. Национальная система венчурного инвестирования. - М.: Экономика. 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия