Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Марышев А. Н.
Ответственный секретарь Бюро Межпарламенской Ассамблеи ЕврАзЭС
Газизуллин Н. Ф.
главный редактор журнала «Проблемы современной экономики»,
профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки РТ

Черкасов Н. А.
главный специалист Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
профессор, доктор экономических наук


ЕврАзЭС В ГЛОБАЛИЗУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКЕ
(проблемы и перспективы)

На завершающей стадии развития индустриального общества в связи с проблемами формирования постиндустриальной информационной экономики необходимо всесторонне оценивать критическую ситуацию в мировом хозяйстве, выражающуюся в резком обострении его техногенных и энергетических проблем, катастрофических изменениях в экологических системах, углублении противоречий между развитыми и развивающимися странами.
Существенные различия национальных хозяйств по технологии производства продукции и услуг, уровню развития рыночной инфраструктуры и корпоративной культуры препятствуют нормальному функционированию мировой экономики. В развитых странах уже активно формируется программная индустрия, информационные технологии проникают в самые разные сферы производства. В развивающихся же странах, в том числе в странах с переходной экономикой, в этом направлении сделаны лишь самые первые шаги. В результате затрудняются назревшие изменения в системах международного разделения труда и обмена, разрешение проблем национальной экономической, экологической, информационной безопасности, расширяется область противоречий между национальными и интернациональными экономическим интересами.
Проблема безопасного развития в условиях глобализации экономики трансформировалась в проблему обеспечения устойчивого экономического роста в каждом национальном хозяйстве. Такой рост, как свидетельствует мировой опыт, может быть достигнут только при совместных международных акциях. Важнейшей тенденцией в современном цивилизационном развитии становится поэтому формирование международных интеграционных группировок в отдельных регионах мирового хозяйства.
В регионе Содружества Независимых Государств (СНГ) Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - одно из таких, причем наиболее перспективных, интеграционных образований.
На пути к созданию реального
экономического союза
Образованное по Договору пяти государств СНГ: Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана 10 октября 2000 г. Евразийское экономическое сообщество является международной организацией - субъектом международного права, ставящей своей целью осуществление глубокой интеграции национальных хозяйств стран-членов ЕврАзЭС, в том числе за счет развития надгосударственных функций управления экономическими и социальными процессами в Сообществе.
По решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 9 февраля 2004 г. развитие реальной (а не просто провозглашаемой) экономической интеграции в Сообществе сейчас определяют "Мероприятия по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы". Среди них первостепенное значение для образования единого экономического пространства, в том числе с участием Украины (по Соглашению Беларуси, Казахстана, России, Украины), имеют: проведение согласованной структурной перестройки экономики; разработка и реализация соглашений о защите и поощрении взаимных инвестиций; о совместном освоении нефтегазовых месторождений; о формировании и развитии общих рынков нефти, газа, электрической энергии; о создании транспортных коридоров стран ЕврАзЭС и Транспортного союза; соглашение о едином порядке применения стандартов и взаимном признании сертификатов; гармонизация корпоративного законодательства; поэтапная либерализация операций, связанных с движением капитала между членами Сообщества и сотрудничеством на рынках ценных бумаг; соглашения о механизме согласования обменных курсов национальных волют и об основных направлениях создания общей платежной системы; соглашение о создании общего страхового рынка; соглашения о временной трудовой деятельности на территории Сообщества.
Названные мероприятия являются первостепенными с позиции активизации международного интеграционного процесса в реальном секторе экономики - как условия развития международной производственной и научно-технической интеграции в нашем регионе мирового хозяйства.
В концептуальном обосновании "Приоритетных направлений" акценты, к сожалению, смещены в сторону интеграции в сфере обращения - сближения и унификации таможенных и торговых режимов. Соответственно мероприятия по углублению интеграции строго не ранжированы по их значению для создания реального экономического союза стран ЕврАзЭС.
Это общий недостаток большинства концепций межгосударственной интеграции, разрабатываемых в СНГ, тесно связанный с проблемой развития теории интернационализации хозяйственной жизни и экономической глобализации.
Теоретические основы интеграции
и ее правовая база
Теория интеграции стран с переходной экономикой находится в стадии становления. Отсюда и несовершенство концептуальных подходов к разработке интеграционных решений, принимаемых в СНГ и ЕврАзЭС.
Между тем анализ практики интеграции в ряде регионов мирового хозяйства и ранее сформулированных положений и выводов теории международных экономических отношений позволяет определять концептуальное видение места и роли международной экономической интеграции в процессах интернационализации хозяйственной жизни и глобализации.
Интернационализация хозяйственной жизни как исторический процесс постепенного преодоления национально-государственной замкнутости экономики находит выражение: в последовательной переориентации процессов в национальных хозяйствах на международно признанные стандарты и правила, на использование мировых цен на товары и услуги; в развитии внутриотраслевой международной специализации и кооперации, в том числе в сфере науки и техники; в формировании системы международного производства; в превращении экспорта капитала и международной трудовой миграции, в том числе миграции специалистов и ученых, в одни из самых существенных факторов экономического роста.
Глобализация экономики - завершающая стадия интернационализации хозяйственной жизни. Ее характеризуют: возрастающее значение международных пропорций воспроизводства; появление и развитие международных производственных комплексов в энергетике, на транспорте, в других сферах хозяйственной жизни; создание всемирной системы внутриотраслевой специализации и кооперации и в связи с этим появление глобальных продуктов и услуг (в частности, компьютерной техники и программного обеспечения); формирование глобальных информационных систем и всемирного информационного производства и электронного бизнеса; прогрессирующее усиление влияния на хозяйственную жизнь во всех странах всемирных экономических организаций (МВФ, Мирового банка, ВТО, ИСО и др.), а также транснациональных корпораций.
Прогрессивное значение глобализации состоит в том, что она - условие создания информационного общества, перехода от индустриального к постиндустриальному этапу развития земной цивилизации.
В то же время глобализация, как и интернационализация хозяйственной жизни в целом, - противоречивый процесс, в ходе которого сталкиваются экономические интересы разных стран, возникает и принимает различные формы противоречие между национальными и интернациональными интересами.
С одной стороны, глобализация как проявление либерализации в мировой экономике, ведущей к снятию национально-государственных барьеров в движении товаров, капиталов, населения, способствует развитию либерализации и в национальной экономике, технологической модернизации национального производства, становлению информационного общества. С другой стороны, она вызывает сопротивление ряда стран, особенно стран, отставших в экономическом развитии, поскольку ведет к ограничению государственного суверенитета и сопровождается попытками наиболее развитых стран использовать глобализационный процесс прежде всего в своих национальных интересах. (Сохраняющийся как наследие колониальной эпохи в развитии мирового хозяйства раскол мира на богатые и бедные страны - важнейшая, в конечном счете, причина современных антиглобалистских движений, да и международного терроризма).
Разрешение (снятие) противоречий глобализации возможно лишь при нахождении таких форм и методов международного сотрудничества, которые обеспечивают необходимую степень согласования национальных и интернациональных экономических интересов при решении глобальных проблем модернизации техники и технологии производства, информатизации, совместного использования достижений науки, здравоохранения, образования, решении глобальных проблем экологии, энергетики, транспорта, миграции населения, конверсии военной промышленности и т.д.
Международная экономическая интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства возникла и развивается как одно из главных средств разрешения противоречий глобализации.
Международная экономическая интеграция (если подходить к ней как категории экономической науки, а не просто ставшему модным определению межгосударственных процессов, при котором появляются и характеристики, вроде "интеграция в мировую экономику") имеет несколько сущностных признаков. Во-первых, она представляет собой добровольное (договорное) межгосударственное образование суверенных государств, объединяющих свои ресурсы для совместного решения проблем, возникающих при переходе к постиндустриальной экономике. При этом сохранение государственного суверенитета - одно из условий добровольной интеграции. Во-вторых, это организация, обеспечивающая решение совместно определяемых стратегических задач на основе развития товарно-денежных отношений и межгосударственного программирования. В-третьих, она развивается как международное объединение, в котором его участники, оставаясь суверенными государствами, некоторые функции управления социально-экономическим развитием передают созданным ими совместным надгосударственным органам, что предполагает определенное ограничение суверенитета.
Интеграция может обеспечить согласование экономических интересов отдельных государств и разрешение противоречий глобализации только при тесном производственном и научно-техническом объединении национальных хозяйств, только при условии разработки и реализации международных программ производственной и научно-технической интеграции и создания совместных предприятий и организаций, вследствие чего появляются и общие экономические интересы. Взаимодействие в реальном секторе экономики - основа интеграционного процесса. Устойчивые "зоны свободной торговли", общие рынки могут быть созданы только на базе такого взаимодействия, предполагающего регулируемое использование национального и иностранного капитала.
Существующий в научной литературе и документах государств-участников СНГ и членов ЕврАзЭС подход к международной экономической интеграции как процессу, развертывающемуся в первую очередь в торговой сфере, а не в сфере производственного и научно-технического сотрудничества, фактически бесперспективен. Реальная интеграция экономики суверенных стран не может быть обеспечена путем одной взаимной свободной торговли, поскольку в этой сфере интересы экспортеров и импортеров зачастую прямо противоположны. (Об этом свидетельствуют и безрезультатные на протяжении десятилетия попытки стран СНГ создать зону свободной торговли).
Определенной ошибкой (с позиций теории) является и имеющее место во многих научных работах и официальных документах отождествление "общего" и "единого" экономического пространства, формируемого при осуществлении международной интеграции.
Развитие интеграции экономики ряда суверенных государств, как и развитие интернационализации хозяйственной жизни, проходит несколько этапов. Первым ее этапом объективно может быть только общее, а не единое экономическое, образовательное и т.п. пространство, общий, а не единый рынок. Различия "общего" и "единого" при международной интеграции - совсем не формальные различия. Общее пространство предполагает минимальные ограничения суверенных прав независимых государств, постановку общих задач, при решении которых отдельные национальные интересы совпадают. Единое пространство означает появление наряду с национальными наднациональных интересов и предполагает существенные ограничения государственного суверенитета в связи с передачей некоторых функций управления надгосударственным органам. Такие различия выявляет и теоретический анализ, и мировой опыт интеграционного взаимодействия отдельных стран, прежде всего опыт формирования в Западной Европе первоначально общего и лишь затем единого рынка.
Интеграция стран с переходной экономикой имеет и еще одну особенность, поскольку проходит этап, который можно назвать прединтеграционным. На этом этапе, как показывает опыт создания СНГ, возникает межгосударственная группировка, исключающая любые ограничения суверенности ее участников и способная обеспечить лишь минимальную координацию их экономической политики.
Соответственно возникают и разные политические формы межгосударственного взаимодействия. На прединтеграционном этапе - этапе сотрудничества новых независимых государств, только что приобретших суверенитет, такой формой оказывается "содружество" (подобное Британскому Содружеству Наций) как определенное наследие имперской эпохи в цивилизационном развитии. Возникшее при распаде Советского Союза Содружество Независимых Государств (СНГ) явилось не просто проявлением распада, но и попыткой в какой-то мере сохранить бывшее единство союзных республик. Первому этапу собственно международной интеграции соответствует политическая форма "сообщества", каким было Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и каким является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Характерной политической формой второго этапа международной интеграции является "союз", в качестве которого в мировом хозяйстве в настоящее время выступает, по существу, только Европейский союз (ЕС).
При отсутствии концептуального видения проблем развития интеграции в рамках СНГ фактически имеют место попытки перевести это развитие сразу на высший его этап - создания единого экономического пространства и в высшую форму организации - союз. В результате интеграционные решения оказываются теоретически необоснованными, не реализуются или реализуются лишь частично, более того, способствуют развитию и националистических тенденций, и определенного взаимного отчуждения и недоверия.
Наряду с разработкой теоретически состоятельных концепций международной интеграции стратегическое значение имеет также создание общего правового пространства в рамках интеграционных группировок как юридической основы, необходимой для формирования общего, а затем и единого экономического пространства.
В этом отношении странам СНГ и ЕврАзЭС удалось добиться существенно большего, чем в сфере их экономического сближения и объединения, благодаря активной исследовательской и законопроектной деятельности в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС (МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС).
Профильные постоянные комиссии обеих ассамблей и созданные ими международные исследовательские и рабочие группы (из представителей национальных парламентов, органов исполнительной власти, юридической, экономической, социологической и других областей науки) выполнили огромную работу по сближению и частичной унификации национальных законодательств. Принятые МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС модельные законы позволили добиться однозначного понимания многих правовых аспектов развития международной интеграции.
Самым важным шагом в направлении углубления интеграции в реальном секторе экономики становится разработка и реализация Основ законодательства ЕврАзЭС как актов прямого действия, обязательных для использования в системе национального законодательства. В первую очередь это относится к уже вошедшим в программу законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи Сообщества Основам законодательства о стандартизации и сертификации товаров и услуг (с учетом международных стандартов), Основам инвестиционного законодательства, законодательства о гражданских правоотношениях резидентов и нерезидентов, налогового, таможенного, антимонопольного, трудового, транспортного законодательства, Основам законодательства об образовании.
Направления дальнейшего теоретического поиска. Доктрина развития Евразийского экономического сообщества в ХХI веке
Анализируя современное состояние интеграции в Сообществе, Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС приняла решение разработать концепцию и доктрину развития ЕврАзЭС в ХХ1 веке.
Государства-члены Евразийского экономического сообщества не имеют пока не только комплексной научной концепции развития международной экономической интеграции на стратегическую перспективу (по крайней мере на ближайшие 20-25 лет), но и доктрины интеграции как политического документа, определяющего основы стратегии интеграционного взаимодействия в долговременной перспективе, этапы углубления интеграции и главные задачи каждого этапа.
Разработка и концепции, и доктрины требует создания международного научного коллектива и предполагает развертывание исследований по нескольким направлениям.
Главным направлением является анализ и прогнозная оценка структурных сдвигов в экономике стран СНГ и ЕврАзЭС с учетом реальных возможностей их участия в формирующейся в мировом хозяйстве новой системе международного разделения труда и информационного производства.
С этим направлением тесно связано исследование проблем повышения конкурентоспособности экономики стран СНГ (отставших от развитых стран по уровню производительности труда примерно в 4 раза в связи, прежде всего, с использованием во многих их производствах устаревших технологий и физически, и морально изношенной техники). Для этого в сферу анализа должны войти научные оценки возможностей усиления их конкурентных позиций за счет развития международной специализации и кооперации в рамках создаваемых ими интеграционных группировок. Вместе с тем, такое исследование должно определять конкретные результаты и издержки переориентации на признанные в мире стандарты качества продукции и услуг и правила и нормы таких международных организаций, как ВТО, оценивать перспективы развития крупного и малого предпринимательства в условиях становления электронной информационной экономики.
Следующее направление - анализ глобальных экологических проблем, влияющих на развитие международных экономических отношений и решения в области региональной интеграции и приграничного сотрудничества.
Специальных исследований требуют проблемы в области социальной и гуманитарной интеграции для обоснования путей совместной борьбы с бедностью населения, развития трудовой миграции в СНГ и ЕврАзЭС, формирования общего образовательного, информационного и культурного пространства.
Особое значение имеют аналитические оценки по формам и методам управления экономической и социальной интеграцией стран с переходной экономикой: изучение особенностей развития интеграционных исполнительных структур, тенденций развития общего правового пространства, налоговых и тарифных методов создания конкурентной экономики, вопросов организации эффективной валютно-финансовой системы ЕврАзЭС и т.д.
Наконец, к числу важнейших исследовательских задач относится обоснование перспектив взаимодействия ЕврАзЭС с другими региональными интеграционными образованиями.
Комплексная научная концепция развития Евразийского экономического сообщества может быть разработана только при условии решения исследовательских задач на всех названных направлениях научного поиска.
Доктрина должна определять основные задачи этих исследований и временные параметры этапов создания а)общего, б)единого экономического пространства ЕврАзЭС в ХХI веке.
Организация исследований по проблемам международной интеграции и глобальной экономики. Теоретический журнал Сообщества как коллективный организатор исследований
Комплексные аналитические оценки проблем интеграционного взаимодействия национальных хозяйств в различных регионах мира предполагают активизацию коллективного научного творчества, а также углубление теоретических представлений о современном состоянии национальной и мировой экономики, об экономических реформах в отдельных странах, о вызовах глобализации, о перспективах взаимодействия разных субцивилизаций в мировом сообществе, об исторических уроках развития экономики и научной мысли.
Роль коллективных организаторов научного поиска, обмена результатами исследований, информации об официальных решениях, уже принятых национальными и международными организациями, принадлежит крупным научным центрам - академиям наук, университетам, центрам стратегических исследований при президентах и правительствах отдельных государств и международных организациях.
Такую роль выполняют и крупные научные журналы.
Сложность проблем реформирования и интеграции экономики стран-участниц СНГ и членов ЕврАзЭС потребовала создания специального Евразийского международного научно-аналитического журнала "Проблемы современной экономики".
Журнал был создан в 2002 году по инициативе ученых Санкт-Петербурга и Казани и под патронажем Интеграционного Комитета и Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества как крупный, действительно евразийский, центр исследовательской деятельности со своими представительствами во всех государствах ЕврАзЭС, ряде других стран СНГ, 15 регионах России, в Китае (Пекине и Шанхае), Японии, Франции (на базе университетов и других научных центров).
Важнейшая особенность журнала - привлечение на его страницы результатов исследований по всем основным проблемам современной экономики: методологическим (философским), проблемам экономической глобализации и международной интеграции, повышения конкурентоспособности национальных хозяйств, проблемам рыночных реформ, совершенствования правовых основ интеграции и практики судопроизводства в СНГ, экологическим, энергетическим и транспортным проблемам Евразии, проблемам военной экономики, соотношения экономики и религии, истории экономической мысли. Журнал получил статус одного из официальных изданий ВАК России и других государств ЕврАзЭС. Его деятельность осуществляется на основе постоянного сотрудничества с Информационно-библиографическим отделом Российской Национальной библиотеки. Он имеет полнотекстовую Интернет-версию всех своих номеров. (В настоящее время опубликовано уже 10 номеров журнала, выходящего 1 раз в квартал, на русском и английском языках.)1
Журнал осуществляет системный анализ и пропаганду решений, принимаемых Интеграционным Комитетом и Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС и их структурными подразделениями, публикует отчеты о международных научных конференциях и семинарах, инновационные проекты, рецензии на монографии и справочники, рекламные материалы. Им организована дискуссия по проектам доктрины развития Евразийского экономического сообщества. Его библиографический раздел с текущей библиографией по различным экономическим проблемам получил признание во многих университетских центрах России, других стран ЕврАзЭС, в Китае и Японии.
В Редакционный совет журнала входят руководители уставных органов государств ЕврАзЭС, ректоры и проректоры университетов, председатели диссертационных советов, известные ученые, руководители отдельных регионов и главы администраций. Это помогает осуществлять избранную журналом стратегию, предусматривающую активное взаимодействие науки, власти и бизнеса, способствовать развитию более адекватного отношения к проблемам, вставшим перед странами Евразии в ХХ1 веке.
Место ЕврАзЭС в глобализационных процессах и системе интеграционных организаций
Историческая миссия Евразийского экономического сообщества состоит в том, чтобы, разрешая противоречия глобализующейся экономики, ускорить процесс технологической модернизации и повышения конкурентоспособности производства в странах СНГ на основе подготовки и реализации международных программ по совместному выпуску высококонкурентных видов продукции и освоению информационных технологий, поддержки малого предпринимательства, создания совместных фирм, общего рынка рабочей силы, совместной подготовки кадров и повышения квалификации по новым и новейшим специальностям, развития лизинга новой техники и финансового лизинга, целенаправленного привлечения отечественных и иностранных инвестиций для выполнения стоящих перед этими странами сложных стратегических задач.

Для осуществления такой миссии представляется целесообразной организация международного Евразийского центра стратегических исследований и программ (одним из участников которого мог бы стать и Евразийский журнал "Проблемы современной экономики").
Место ЕврАзЭС в процессах евразийской региональной интеграции определяется как географическим положением входящих в состав Сообщества стран, так и их ресурсным потенциалом. Они - естественный транспортный и энергетический "мост" между Западной Европой и Восточной Азией, на всем пространстве континента - от Атлантического до Тихого океана. Глобализация вызывает потребность в создании евразийских трансконтинентальных транспортных и энергетических систем. Большие перспективы имеют совместная эксплуатация Транссибирской железнодорожной магистрали и Северного морского пути, проекты строительства трансконтинентальных нефте- и газопроводов в западном (европейском) и восточном (тихоокеанском) направлениях, линий электропередачи из Сибири в Японию, Южную Корею и Китай, освоения старинного "шелкового пути" из Китая в Европу как магистрали ХХ1 века. Перспективны и транспортные коридоры "Север-Юг": авиационный через Арктику - от Северной Америки до Малайзии и комплексный - через Каспийское море, водные и сухопутные внутренние транспортные пути (с участием России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Ирана, Омана, Таджикистана) - с выходом в Индию.
В связи с этим Евразийское экономическое сообщество оказывается центральным звеном в системе региональных интеграционных группировок на территории Евразии. Его стратегической задачей является расширение и углубление сотрудничества как с Европейским союзом, так и с группировками АТЭС и АСЕАН - в Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии, с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС).
Поскольку уже в настоящее время эпицентр мировой экономики перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, от стран которого все определеннее зависят общие темпы и направления всемирных инвестиционных и инновационных процессов, масштабы и характер движения капитала и трудовых ресурсов, в международных программах ЕврАзЭС должен быть значительно усилен азиатский акцент.
Участие государств Евразийского экономического сообщества в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе может привести к созданию в этой самой динамично развивающейся части мирового хозяйства высокоэффективной системы международного разделения труда и кооперации, в том числе и в сфере научно-технической деятельности, к прогрессивным изменениям структуры экспорта и импорта, ускорению подъема экономики Сибири и Дальнего Востока России, экономики Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана благодаря новым возможностям привлечения иностранных инвестиций, организации планомерной трудовой миграции, интенсификации обмена опытом, ноу-хау, информацией.


1 Реквизиты издателя журнала: ООО "Научно-производственная компания "РОСТ"" (ООО "НПК "РОСТ"");191014, г. Санкт-Петербург, Саперный пер. 9-13; ИНН 7813153292/ 781301001; Р/с 407 028 104 000 200 04197 в филиале Санкт-Петербургский ОАО "Альфа-Банк", г. Санкт-Петербург к/с 301 018 106 000 000 00786 БИК 044030786 ОКПО 56324453 ОКОНХ 87100

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия