Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Корабейников И. Н.
заведующий отделом региональной конкурентоспособности и инвестиционного развития
НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Илларионова Л. В.
магистрант кафедры управления персоналом, сервиса и туризма
Оренбургского государственного университета


Совершенствование региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы (на примере Оренбургской области)
В статье уточнены теоретические основы, выделены особенности, представлена методика оценки результативности функционирования и совершенствования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы. Показаны результаты ее апробации и механизм совершенствования
Ключевые слова: Оренбургская область, региональная система подготовки кадров, повышение квалификации, государственная гражданская служба
УДК 351/354:331.108.45(470.56); ББК 351   Стр: 347 - 352

Конкурентоспособное и инновационное развитие экономики Российской Федерации зависит от эффективного функционирования системы государственного управления, определяемого профессионализмом, компетентностью, высоким качеством работы и ответственностью кадров государственной гражданской службы. Значительная потребность в профессионально подготовленных специалистах, способных оперативно реагировать на современные вызовы экономики, обуславливает обновление системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы.
Однако теоретические, методологические и методические основы совершенствования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы пока еще недостаточно разработаны. Поэтому высокая теоретическая и практическая значимость исследования этих вопросов определяют актуальность проведенной нами работы.
Степень научной разработанности тематики исследования не одинакова по отношению к ее различным аспектам. Изучению проблем подготовки специалистов для системы государственного управления посвятили свои работы такие ученые, как: Н.Б. Антонова, Н.М. Антошина, Л.А. Василенко, В.Д. Граждан, Е.В. Дахно, В.Г. Игнатов, А.Е. Илларионов, А.С. Митрахов, А.В. Оболонский, Т.Г. Полынина, П.В. Самолысов, А.И. Турчинов, Ф.Э. Шереги и многие другие.
Особенности и проблемы, связанные с образованием государственных гражданских служащих, проанализировали в своих работах А.Л. Кириллов, О.В. Кузнецов, Е.Г. Олейник, О.А. Патокина, А.В. Сороко, Ю.В. Федотов, И.А. Фролова, Н.В. Хафизова.
Теоретические аспекты функционирования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы рассматривали такие ученые, как А.Н. Аверин, Н.И. Глазунова, В.Б. Зотов, В.П. Мельников, А.Н. Позднышов, М.В. Сторожилова, Е.А. Шацкая, В.В. Яновский и другие.
Заслуживают внимания исследования актуальных вопросов развития дополнительного профессионального образования государственных служащих в научных трудах Ю.Р. Канеевой, А.В. Карелиной, Т.Н. Клочковой, О.В. Кузнецова, С.В. Матюкина, А.В. Осташкова, Ю.Н. Соболева и многих других.
При всей широте спектра исследований в научной литературе проблема совершенствования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы рассматривалась, тем не менее, фрагментарно в качестве объекта социально-экономического и статистического анализа. Поэтому данная предпосылка явилась основанием для выбора темы исследования, определения направлений и задач проделанной нами работы.
В качестве фундаментальных принципов построения и функционирования государственной службы закреплены принципы профессионализма и компетентности в ст.4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004 [1]. Реализация данных принципов на государственной службе обеспечивается системой профессиональной (базовой) подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих. Соответственно систематическая профессиональная подготовка является юридически обязательной частью (элементом) прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.
К элементам системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы относится среднее и высшее (профессиональная подготовка лиц, впервые принятых на государственную службу), послевузовское, дополнительное профессиональное образование. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) составляют: профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка. В соответствии с потребностями российской экономики компетентностный подход должен стать базовым при функционировании системы ДПО.
Основным организационным механизмом в управлении системой ДПО государственных служащих является механизм государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих. Размещение указанного государственного заказа осуществляется государственными органами по согласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой с учетом функций государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.
Принципами организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих являются:
— единство образовательных программ региональной и федеральной системы образования;
— дифференциация программ в зависимости от категорий и групп должностей государственных гражданских служащих;
— обязательность и непрерывность обучения;
— опережающий характер обучения;
— установление взаимных прав, обязанностей и ответственности государственных гражданских служащих, органов государственной власти и организаций высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;
— установление правовых последствий несоответствия образовательного уровня служащего занимаемой должности;
— обеспечение высокого качества и эффективности обучения;
— государственное управление и координация деятельности всех элементов системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;
— учет передового отечественного и зарубежного опыта подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и др.
Установлено, что в настоящее время в Российской Федерации достаточно развита сеть образовательных учреждений, осуществляющих подготовку государственных гражданских служащих, в число которых входят 3740 техникумов и колледжей (в Оренбургской области — 59 (37 самостоятельных образовательных учреждений СПО, 6 их филиалов и 16 структурных подразделений образовательных учреждений ВПО). Из них 354 ссуза осуществляют подготовку по группе направлений подготовки и специальностей «Экономика и управление» (ФГОС). В России 2675 университетов, академий, институтов (в Оренбургской области — 34, из них 9 самостоятельных образовательных учреждений ВПО, 25 филиалов вузов). 1209 вузов РФ осуществляют подготовку по группе направлений подготовки и специальностей «Экономика и управление» (ФГОС). По рейтингу вузов, подготовивших государственных гражданских служащих, выделяются вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Приволжского федерального круга.
Особенностями региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы являются:
— наличие программ по развитию государственной гражданской службы, учитывающих специфику территории в части формирования кадров для государственной службы и в дополнительном профессиональном образовании («Развитие государственной гражданской службы Оренбургской области на 2010–2013 годы», «Реформирование и развитие государственной гражданской службы Нижегородской области на 2011–2013 годы)» и ряд других;
— осуществление образовательной деятельности на основе ФГОС ВПО и ГОС ВПО (Государственный образовательный стандарт ДПО — 1995 г.);
— реализация компетентностного подхода в образовательных программах ВПО и дисциплинарного на основе ГОС ДПО в образовательных программах ДПО;
— наличие в ряде областей Приволжского федерального округа образовательных программ обучения гражданских служащих как общего (типового) характера, так и инновационного («Социальная инноватика государственного управления» Саратовская область; «Инновационные технологии взаимодействия власти, бизнеса и общества» Чувашская Республика; «Эффективный менеджмент в органах государственной власти в условиях финансово-экономического кризиса» Республика Мордовия);
— проведение конкурсного отбора образовательных учреждений на осуществление образовательной деятельности для обучения государственных гражданских служащих;
— недостаточное взаимодействие и координация между образовательными учреждениями и органами государственной власти в сфере определения потребности в обучении, разработки учебных программ и графиков обучения;
— проведение обязательной правовой и экономической подготовки специалистов, участвующих в правотворческом процессе, что определяется недостаточным уровнем образования государственных гражданских служащих в сфере экономики и юриспруденции;
— систематическое самообразование государственных гражданских служащих (изучение нормативно-правовой базы, определяющей исполнение обязанностей по должностям, планов работы (деятельности) соответствующих структурных подразделений и государственных органов);
— недостаточное привлечение руководителей государственных органов и других чиновников, имеющих практический опыт работы, для участия в образовательных программах в качестве преподавателей.
Основные понятия, общие условия получения профессионального и дополнительного профессионального образования, порядок заключения договора на обучение между государственным органом и гражданином, координация подготовки кадров, период прохождения гражданским служащим гражданской службы, виды дополнительного профессионального образования, формы и продолжительность получения образования, выдача документа государственного образца о полученном образовании достаточно полно определены законодательством РФ в сфере системы образования и государственной гражданской службы. Нормативно-правовую базу данного процесса составляют: Конституция РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам подготовки управленческих кадров и множество законодательных и иных нормативных актов.
Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] в соответствии с Конституцией РФ [2] и Федеральным законом № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3] установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы РФ.
Региональная система профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принятыми в регионе в соответствии с федеральным законодательством, что обеспечивает единство, согласованность и стабильность функционирования института гражданской службы.
Выявлено, что в Оренбургской области не существует отдельного Положения о стажировке государственных гражданских служащих, которое бы определяло четкий порядок организации прохождения стажировки в органах государственной власти РФ, а также в зарубежных странах, программы прохождения стажировки, порядок взаимодействия образовательных учреждений, государственных органов, гражданские служащие которых направляются для прохождения стажировки, и структур принимающих стажеров, основные права и обязанности стажеров, а также назначенных руководителей стажировки из числа государственных гражданских служащих. Проект подобного положения принят в Уральском федеральном округе [4].
На современном этапе совершенствование механизма обеспечения региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров непосредственным образом связано с формированием высокопрофессионального аппарата, способного эффективно осуществлять задачи и функции органов государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях, что предполагает использование системного подхода.
На основе использования предложений Н.Б. Антоновой [5] нами была предложена характеристика системного подхода к построению системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы, которая включает следующие составляющие: элементы системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы; цели, задачи, принципы и функции подготовки и повышения квалификации кадров, а также внешние и внутренние факторы, влияющие на систему подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы (см. рис. 1).
Рис.1. Системный подход к построению системы подготовки и повышения квалификации кадров государственной гражданской службы
К внешним факторам, влияющим на систему подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы (ГГС), относятся: глобализация мира — глобализация образования; образовательная политика Российской Федерации; активность средств массовой информации в сфере образования; развитие инновационного потенциала, инновационных практик, популяризация инноваций в экономике.
К внутренним факторам, влияющим на систему подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы, относятся: качество образования в системе подготовки и повышения квалификации кадров, контроль качества подготовки и повышения квалификации кадров; кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава; инфраструктура системы подготовки и повышения квалификации кадров; экономико-правовая среда; наличие мотивации к обновлению знаний; регулярная оценка деятельности работника; особенности организации труда; особые условия и порядок поступления на государственную службу; наличие организационно-правовых возможностей развития дополнительного образования.
На основе использования системного подхода нами была разработана методика оценки результативности функционирования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы, которая позволяет решить ряд задач:
– предложить методические основы оценки результативности функционирования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы как целостной системы взаимодействующих и взаимосвязанных элементов;
– выявить особенности развития региональной системы высшего и дополнительного профессионального образования государственных служащих;
– оценить результативность взаимодействия организаций сферы образования и структур государственной гражданской службы;
– выделить и количественно обосновать диспропорции, проблемы и слабые стороны в функционировании региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы.
Данная методика состоит из следующих крупных этапов:
1. Оценка функционирования региональной системы высшего образования государственных гражданских служащих.
2. Анализ результативности функционирования системы дополнительного профессионального образования.
3. Оценка результативности взаимодействия организаций системы высшего профессионального образования и структур государственной гражданской службы.
Анализ динамики исследуемых процессов на основе предложенной методики свидетельствует о наличии комплекса проблем в состоянии кадрового обеспечения государственной гражданской службы Оренбургской области и в организации функционирования системы подготовки и повышения квалификации кадров:
– рост численности гражданских служащих, превышающий темпы роста населения и экономики, свидетельствующий об отсутствии достаточно научно обоснованной концепции и методики регулирования процессов в данной сфере, аргументированных нормативов штатной численности служащих, то есть минимального числа служащих государственного органа, обеспечивающих качественное исполнение государственных функций; кроме того, следует констатировать отсутствие реально действующих механизмов по формированию эффективного кадрового обеспечения по гендерному, возрастному признакам (см. табл. 1);

Таблица 1
Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на 1000 человек, занятых в экономике
Наименованиесубъекта РФ20002003200620092011
Российская Федерация18,019,723,524,923,7
Центральный федеральный округ15,116,820,121,120,0
Северо-Западный федераль-ный округ16,519,022,924,823,7
Южный федеральный округ17,419,123,424,423,3
Северо-Кавказский федераль-ный округ19,622,225,328,527,5
Приволжский федеральный округ17,118,121,122,221,2
Оренбургская область16,318,722,223,221,4
Уральский федеральный округ17,318,322,423,422,2
Сибирский федеральный округ20,222,627,328,827,5
Дальневосточный федераль-ный округ23,926,331,532,730,6

– недостаточный уровень профессионального развития гражданских служащих, связанного с повышением качества их обучения и оптимизацией процессов дополнительного профессионального образования, нечеткость квалификационных требований к уровню профессиональных знаний, навыков и умений для замещения должностей гражданской службы, что создает реальные препятствия для отбора конкретных претендентов на должности гражданской службы в соответствии с объективными критериями;
– несовершенство системы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования гражданских служащих (образовательные программы являются в большинстве случаев устаревшими, как правило, формируются без учета программ государственных органов по профессиональному развитию служащих) (см. табл. 2);
– неэффективность видов дополнительного профессионального образования: профессиональная переподготовка и стажировка;
– несоответствие государственных образовательных стандартов дополнительного профессионального образования в области государственного управления реальным потребностям гражданской службы.

Таблица 2
Получение дополнительного профессионального образования работниками государственной гражданской службы по субъектам Приволжского федерального округа в 2011 г.
Наименование субъекта Приволжского федерального округа РФВсего на государственных должностях и должностях государственной гражданской службы органов государственной власти субъектов РФ
получили дополнительное профессиональное образованиев том числе по программам
профессиональной переподготовкиповышения квалификациистажировки
Республика Башкортостан12138411281
Республика Марий Эл3030
Республика Мордовия284512330
Республика Татарстан192028186017
Удмуртская Республика824367880
Чувашская Республика54525430
Пермский край36993573
Кировская область610165940
Нижегородская область729376920
Оренбургская область365135311
Пензенская область50424975
Самарская область11501611277
Саратовская область20051941
Ульяновская область43724341

Система подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных служащих призвана обеспечить совершенствование государственного управления, повысить его эффективность. Эту задачу она может решить только посредством подготовки госслужащих, квалификация которых соответствует требованиям по соответствующим государственным должностям, путем непрерывного повышения уровня квалификации и с некоторым опережением потребностей практики.
Предложенный нами механизм совершенствования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы предполагает постепенный переход от реализуемой в настоящее время дисциплинарной модели к практико-ориентированной (см. рис. 2)
Рис.2. Механизм совершенствования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы
Обозначив перечень значимых компетенций для государственных гражданских служащих и соответствующие им программы подготовки, мы предложили матрицу их сопоставления в разрезе категорий и должностей государственной гражданской службы, представленную на рис.3.
Приведенное в матрице сопоставление компетенций и программ подготовки государственных служащих позволяет предложить актуальные направления обучения представителей каждой категории и группы должностей гражданской службы.
Для гражданских служащих категории «руководители» необходим набор компетенции в области стратегического и тактического целеполагания, принятия управленческих решений, эффективного управления персоналом и владения современными технологиями управления личностным развитием. Основой для формирования и развития данных компетенций выступают программы подготовки в области управления персоналом и стратегического управления.
Основной набор компетенций государственных гражданских служащих категории «помощники» должен включать: организационно-исполнительские, регулирующе-регламентирующие, контролирующие-учетные, инновационно-исследовательские, экспертно-консультационные. Формирование и развитие данных групп компетенций предлагается осуществлять за счет обучения представленной категории по программам в области организационно-распорядительной работы, управления персоналом, связей с общественностью и т.д.
Управление процессом совершенствования региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы должно осуществляться посредством адаптированных методов и ресурсов управления. Предложенный механизм обеспечит решение обозначенных задач и позволит совершенствовать региональную систему подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы.
Таким образом, представленный в работе научный подход может стать базисом в совершенствовании региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы на принципах компетентности, научности, открытости и наиболее рационального использования в регионе имеющегося кадрового потенциала государственных гражданских служащих.
Рис.3. Матрица сопоставления компетенций и программ подготовки в разрезе категорий и групп должностей государственной гражданской службы (I — Компетенции; II — Наименование программы подготовки)


Работа выполнена в рамках Гранта РГНФ-Урал (проект № 13-12-56016 а(р))

Литература
1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2004/07/31/gossluzhba-dok.html (Дата обращения - 4.06.2013 г.)
2. Конституция РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/ (Дата обращения - 4.06.2013 г.)
3. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27.05.2003 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/gossluzh/ (Дата обращения - 4.06.2013 г.)
4. Проект положения о стажировке государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа и муниципальных служащих муниципальных образований, расположенных на их территории [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucsms.ru/ed.php?id=44 (Дата обращения - 4.06.2013 г.)
5. Антонова Н.Б., Захарова Л.М., Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления. 3-е изд., доп. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. - 2005. - 231 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия