Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Ряховская А. Н.
заведующий кафедрой стратегического и антикризисного менеджмента
Финансового университета при Правительстве РФ,
ректор Института экономики и антикризисного управления (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, академик РАО


Инвестиционная политика Украины: проблемы, направления решения
В статье исследуется состояние инвестиционного климата Украины, направления повышения ее инвестиционной привлекательности, улучшения бизнес-среды для инвестирования, важнейшие сферы привлечения иностранных инвесторов, отечественного бизнеса, роль банковской системы, в т.ч. ее кредитная политика, пути снижения стоимости кредитования, а также обосновывается необходимость формирования конкурентных сегментов экономики
Ключевые слова: Украина, инвестиционная привлекательность, суверенный рейтинг, бизнес-среда, роль банковского сектора, уровень инфляции, партнерские отношения, внутренняя экономическая политика
УДК 336; ББК 65.26   Стр: 357 - 360

Важнейшей задачей каждого государства постсовет­ского пространства является создание экономической системы, вписывающейся в стандарты цивилизованного мира. Одной из главных составляющих этой задачи является формирование научно-обоснованной инвестиционной политики, благоприятного инвестиционного климата, как для внутренних, так и внешних инвесторов.
В этом направлении в указанных государствах проводится большая работа, принимается множество законов и иных правовых актов, на основе которых разрабатываются различные программы, анализируется эффективность их выполнения, выявляются причины и факторы, приводящие к их невыполнению.
Научные сообщества также принимают активное участие в выполнении комплекса указанных работ, разрабатывают предложения, проводят множество иных мероприятий, в т.ч. международных. Так, примером активного участия в указанной работе может служить сотрудничество профессор­ско-преподавательского состава вузов России и Украины.
В рамках данной статьи предлагаются результаты исследования инвестиционного климата Украины на текущий момент, который по данным международных рейтинговых агентств, можно оценить как неблагоприятный, хотя за последние 3 года он несколько улучшился. По данным рейтинга Всемирного банка «Ease of doing business»1 по итогам 2012 года Украина с 152 места поднялась на 137 из 185 государств. Прежде всего, это обусловлено позиционированием позитивного имиджа страны в период проведения Евро-2012. Другим важным шагом в этом направлении стало проведение НБУ комплекса стабилизационных мер, которые в итоге положительно повлияли на процесс постепенного восстановления доверия населения к банковской системе после кризиса 2008 года.
Кроме этого активизировался процесс прихода в Украину иностранного капитала.
При анализе причин повышения инвестиционной привлекательности экономики Украины для иностранных инвесторов выявлено повышение качества соответствующей макроэкономической политики, благодаря чему возрастает приток капиталов, что, в конечном итоге, характеризует положительные изменения инвестиционного климата страны и приводит к улучшению суверенного рейтинга государства.
Суверенный рейтинг включает как возможность, так и желание соответствующего государства обслуживать свои финансовые обязательства, а также наличие уровня поддержки его финансового состояния со стороны заинтересованных участников международного финансового рынка. Косвенно такой рейтинг обеспечивает оценку вероятности дефолта суверенных заемщиков, не оценивает суверенный рейтинг и представляет собой оценку кредита рынка правительств.
Анализ инвестиционной политики Украины свидетельствует о том, что масштаб внутреннего рынка, его емкость и возможность аллокации производств, ориентированных на экспорт, позволяют рассчитывать на значительные притоки капитала в экономику рассматриваемого государства даже тогда, когда суверенный рейтинг не является инвестиционным.
Особое значение при этом имеет приток капиталов как по частным каналам, так и на рынок государственных заимствований. Он может подчиняться глобальным факторам, а также активизировать в ответ на перспективы секторного уровня. Учитывая обеспечение долгосрочного роста и структурную трансформацию экономики Украины, наиболее желательным для ее властных структур является приток капитала по частным каналам.
Однако некоторое улучшение рейтинга Украины, отмеченное ранее, характеризует лишь начальную фазу стабилизации ее инвестиционного климата. Для дальнейшего улучшения бизнес-среды для инвестирования, прежде всего, не обходимо сформировать емкий внутренний рынок. Если говорить о притоке капитала для создания производств, ориентированных на экспорт, — это комбинация низких факторных и транспортных расходов. Кроме этого необходима оптимизация налоговой политики государства, совершенствование механизма функционирования государственных органов лицензирования, деятельность которых должна способствовать развитию бизнеса. В этой связи положительным представляется создание 681 разрешительного центра, деятельность которых способствует упрощению и удешевлению процедуры открытия и ведения бизнеса2.
Кроме этого необходимо повышать именно предпринимательское сознание бизнесменов, решая двуединую задачу: «Что я могу сделать для государства и людей», «И что при этом необходимо сделать государству и органам местного самоуправления».
При этом огромным преимуществом Украины является ее уникальное геополитическое положение, что необходимо использовать, прежде всего, органам местного самоуправления приграничных территорий при разработке ими программ содействия развитию двухсторонних бизнес-партнерств.
Как показала практика, указанными органами власти Украины проводится активная работа по развитию таких партнерств, как со странами Евросоюза, так и бывших союзных республик, в первую очередь России.
Также положительную роль в развитии бизнеса должны играть региональные центры занятости через предоставление стартовых средств на открытие бизнеса по результатам проведения конкурсов бизнес-проектов.
Существенно улучшить бизнес-среду для инвестирования, особенно иностранного, поможет реализация основных принципов социальной ответственности бизнеса (КСО) и составление соответствующих отчетов по КСО.
Улучшить взаимоотношения украинского бизнеса с западными партнерами поможет, как уже отмечалось, упрощение налогового (например, сокращение количества времени, необходимого для выполнения налоговых обязательств, снижение налогового времени) и таможенного законодательства, а также сокращение времени на процедуру растаможивания импортного груза.
Результаты исследования наиболее перспективных и интересных секторов экономики в Украине, которые могут привлечь иностранных инвесторов, показали, что для всех ее регионов важнейшими сферами для привлечения инвестиций в ближайшей перспективе станут:
— агропромышленный комплекс;
— фармацевтическая промышленность;
— новые технологии производства энергии и энергосбережения;
— строительство коммерческой недвижимости (офисных и складских помещений, современных торгово-выставочных центров и т.д.);
— информационные технологии. Стремительное проникновение иностранных компаний на украинский рынок IТ-технологий, которое происходит сейчас, нуждается в государственной поддержке. До конца года интерес иностранных компаний к этому бизнесу может вырасти в несколько раз. Учитывая это, необходимо провести конкурсные торги на выделение земли и предоставить разрешения компаниям для застройки офисных помещений;
— самолетостроение, космические технологии;
— туризм, образование и др.
В настоящее время Украина привлекает иностранных инвесторов, в первую очередь, своей сырьевой базой и наличием рабочей силы. В настоящее время Украина представляет особый интерес для транснациональных корпораций, о чем свидетельствует активный рост их дочерних компаний и филиалов в различных сферах украинской экономики. Иностранные инвесторы часто покупают контрольные пакеты акций национальных компаний (более 75%)3. Наиболее привлекательными для ТНК отраслями украинской экономики является пищевая промышленность, отрасли машиностроения и металлообработки, финансовая и торговая сферы.
При этом рынок ценных бумаг Украины, находящийся в состоянии развития, как сегмент экономики для иностранцев менее привлекателен.
В рамках решения рассматриваемой задачи немаловажным представляется улучшение среды для внутренних украинских инвесторов. В этой связи необходимо уравнять в правах украинских и иностранных инвесторов относительно вопросов открытия и ведения бизнеса. Кроме этого для повышения заинтересованности отечественных инвесторов во вложении инвестиций в Украине, необходимо обеспечить приемлемый уровень их доходов и риска.
Важным фактором при этом является государственная политика в отношении отечественного бизнеса, в основе которой — поддержка интересов украинских предпринимателей. Процветание отечественного бизнеса любого государства — залог успеха и привлекательности для иностранных инвесторов. В целях укрепления отношений между государством и предпринимателями необходимо повысить доверие бизнесменов к государству, к национальной валюте. Особая роль в этом случае принадлежит недопустимости искусственного наращивания инфляционных ожиданий.
При решении проблемы улучшения взаимопонимания между государством и предпринимателями в рамках создания комфортных условий для отечественных инвесторов кроме отмеченных мер необходимо сократить количество документов на оформление экспорта и импорта; облегчить систему регистрации бизнеса, строительства и получения документов на право собственности. Также необходимо обеспечить контроль над степенью монополизации импорта, концентрацией производства; работать в режиме жесткой экономии средств, прежде всего за счет сокращения расходов на управление. В случае продолжения процесса приватизации необходимо обеспечить прозрачность ее проведения. В целях активизации украинского бизнеса и его работы на экономику страны необходимо установить четкие стандарты по срокам и качеству обслуживания бизнеса со стороны государственных чиновников, обеспечить принятие соответствующих законов. Важнейшей задачей государства в этом случае является стимулирование внутреннего инвестирования и производства, поддержка тех отраслей и производств, продукция которых наиболее конкуренто­способна на внутреннем и внешних рынках.
Особая роль в этом процессе принадлежит украин­ской банковской системе, которая в 2012 году обеспечила прибыльную деятельность, что свидетельствует о положительных тенденциях в ее функционировании и развитии, преодолении депрессивных явлений. На улучшение финансового результата банков Украины, прежде всего, повлияло возвращение ранее списанных активов, а также снижение рисков по активным операциям, что позволило на треть сократить размер формирования резервов на покрытие рисков, уменьшить другие операционные издержки.
В то же время высокие процентные ставки выступают сдерживающим фактором увеличения объемов кредитования экономики. В связи с этим приоритетной задачей банковской системы Украины остается снижение стоимо­сти кредитования и его активизация. При этом необходимо учитывать уроки прошлого, когда увеличение кредитования привело к кредитному «буму», росту кредитных рисков в предкризисный период. Поэтому необходимо повышать эффективность банковской системы, обеспечить условия, при которых предоставленные кредиты должны способствовать росту экономики, повышению ее конкурентоспособности. Следует отметить, что сегодня экономика Украины имеет высокую насыщенность кредитами: кредиты, предоставленные субъектам хозяйствования, в 3 раза превышают их средства на счетах в банках, а по отношению к ВВП они составляют 43,2% (в России — 32%)4.
Снижение стоимости кредитов — многофакторная задача, решить которую можно не только совершенствованием монетарной политики, но минимизацией рисков дефицита ликвидности, регуляторного давления, трансакционных издержек финансовых посредников в условиях, когда они соприкасаются с высокими институциональными рисками, приводят к установлению высоких процентных ставок. С другой стороны, не стоит драматизировать проблему процентных ставок. Экономики, которые соприкасаются с мощным ростом производительности, могут расти и при высоких ставках.
Важным фактором снижения стоимости кредитования является стабильный безинфляционный рост экономики, что способствует увеличению денежных средств на текущих счетах предприятий, которые, в свою очередь, являются дешевой ресурсной базой для кредитования. Заметим, что с учетом прогнозных значений на 2013 год темпов экономического роста (3,4%) и уровня инфляции (4,8%), номинальная безрисковая процентная ставка составит 8,2%, а с учетом премии за риск (спред) базовая депозитная ставка составит больше 10%5.
С целью обеспечения доступности кредитов государство постоянно предпринимает ряд мер, в частности, по компенсации процентных ставок по кредитам, предоставленным сельскохозяйственным предприятиям, по кредитованию доступного жилья молодым семьям, по предоставлению государственных гарантий, по кредитованию государственно-значимых объектов.
Снижению стоимости кредитования будет способствовать и улучшение качества риск-менеджмента в банках, повышение эффективности управления активами и пассивами, уменьшение рисков по активным операциям, а снижению кредитных рисков — повышение эффективности работы кредитных бюро, что позволит банкам избежать предоставления кредитов ненадежным заемщикам.
Национальный банк Украины с целью снижения стоимости кредитования также предпринимает соответствующие меры, в частности, была снижена учетная ставка до 7,5% (в России — 8,25%)6, активно проводились операции по поддержанию ликвидности банковской системы, внедрялись более гибкие требования к формированию банками обязательных резервов. В перспективе при сохранении низкоинфляционного тренда, учетная ставка должна стать более весомым и действенным инструментом Национального банка. Однако в настоящее время ее использование ограничено, поскольку сказывается недостаточная развитость фондового рынка. При этом Национальному банку Украины целесообразно повысить контроль за целевым использованием средств, предоставленных на рефинансирование банков.
Перспективным направлением снижения стоимости кредитования является улучшение архитектоники банковской системы Украины, ее институциональное развитие, переход от двухуровневой к трехуровневой банковской системе, которая бы включала государственный банк развития, специализированные, региональные банки. Это будет способствовать четкому разграничению функций универсальных и специализированных банков и повысит значимость последних. Создание региональных банков поможет решить проблему финансирования регионального бизнеса7.
Большое значение на инвестиционную привлекательность любого государства оказывает наличие конкурентных сегментов экономики. Что касается Украины, то в настоящее время к конкурентоспособным относятся секторы традиционной специализации и секторы, которые могут возникнуть в связи с формированием специализации в результате структурной трансформации. Для обеспечения появления указанных секторов, в первую очередь, нужно обеспечить поддержку предприятиям, создающим новые рабочие места. Учитывая характер глобальной интеграции, можно уверенно сказать, что количество секторов, в которых Украина имеет безоговорочное лидерство, снижается. Впрочем, это не значит, что она не может конкурировать в сфере IТ-технологий авиастроении, фармацевтике, в сфере аграрной индустрии, использовании умственного потенциала нации, сфере услуг, в т.ч. тех, которые предоставляются по транспортировке энергоносителей. В достаточной степени конкурентоспособным сегодня является отечественный научный потенциал. Поэтому инвестирование и поддержка науки и образования, несомненно, приоритетная сфера капиталовложений.
Исследуя направления активизации инвестиционной активности экономики Украины, отмечаем особое значение курса валют, который в Украине по-прежнему ощущает давление со стороны мировых показателей.
По утверждениям многих экспертов, в Украине существует значительная вероятность реализации риска валютного курса. Впрочем, это не настолько плохо, учитывая конкурентное избежание ревальвации относительно ведущих валют. Вопрос в том, корреспондирует ли снижение курса с приоритетами структурных изменений. Сегодня это помогает повысить доходность отраслей традиционного низкотехнологичного экспорта. Хеджирование валютных рисков возможно для иностранных инвесторов. Развитие рынка валютных деривативов будет способствовать этому, но необходимо дополнительно осуществлять мониторинг валютных позиций банков по операциям с деривативами во избежание системной уязвимости финансового сектора.
Положительным фактором национальной экономики Украины является нулевой уровень инфляции в течение прошлого года.
При этом необходимо разрабатывать методы, которые могут использоваться для того, чтобы сохранить такой уровень инфляции.
Вместе с этим, стоимость депозитов в банковской системе достигала 25% годовых и выше. Даже доходность государственных ценных бумаг была близка к двузначной величине.
Такой разрыв является естественным для страны, которая проводит политику снижения инфляции. Если экономические агенты убедятся, что такая политика заслуживает доверия, ставки будут снижаться. Сегодня такой разрыв в ставках является уникальным шансом начать дедолларизацию украинской экономики. В условиях, когда украинские банки имеют ограниченные возможности заимствовать извне, а приток ПИИ в банковский сектор ограничен из-за кредитного кризиса в мире, гривневая ликвидность становится определяющим фактором баланса денежного рынка. Поэтому нужно расширять гривневую ликвидность, чтобы высокие ставки по гривне не приводили к долларизации пассивов. Гибкость курса будет способствовать этому процессу.
При оценке перспектив сотрудничества Украины с МВФ, а также обосновании необходимости очередного транша кредита от указанного фонда, отмечаем, что средства МВФ, в первую очередь, используются на покрытие дефицита счета текущих операций (вызванного девальвацией, резким оттоком валюты и др.). Они не могут решить проблему дефицита бюджета или финансирования определенных отраслей экономики.
Результаты анализа экономической политики Украины свидетельствуют о том, что она придает особое значение сотрудничеству с МВФ. Особую роль играет наличие большого государственного долга. При этом в Украине исходят из того, что позиция Фонда служит своеобразным положительным сигналом для инвесторов и кредиторов: если сотрудничество с Фондом в активной фазе, то стране относительно легко рефинансировать долги. Кроме этого прорабатываются возможности сотрудничества с другими международными финансовыми структурами. Как предполагается, поддержка МВФ с учетом сравнительно низких кредитных ставок (4% годовых) позволит минимизировать проблему золотовалютных резервов Украины.
Следует отметить, Украина до сих пор выполняла обязательства перед МВФ, что делает перспективы дальнейшего сотрудничества с Фондом достаточно реальными. Начиная с 1994 г. Киев вернул Фонду 3,74 млрд дол. Однако платежи 2013 г. должны быть еще больше — Украина должна вернуть МВФ около 5,8 млрд дол. При этом две трети внешнего долга составляют именно займы, предоставленные Фондом ранее.
Вместе с этим следует учитывать, что на фоне турбулентности мировой экономики усилилась конкуренция за этот ресурс, в частности, со стороны Испании, Италии, Румынии, Греции, Португалии. Поэтому не следует ожидать какого-либо существенного смягчения условий со стороны МВФ. Напротив, они могут усилиться.
При этом необходимо учитывать, что к рекомендациям МВФ необходимо подходить взвешенно и разумно, учитывая, в первую очередь, интересы государства. В то же время, следует понимать, что выполнение требований МВФ, а именно: относительно финансовой сферы, газового сектора, упорядочения льгот, приведения в соответствие с международными требованиями сбалансированности бюджета, будет достаточно «болезненным» для социально-экономического состояния Украины.
Несмотря на пессимистические настроения, которые сегодня превалируют на международных рынках, Украина продолжает привлекать зарубежные инвестиции. Так, в 2012 г., в страну поступило более 6 млрд долл. США ПИИ. Это подтверждает интерес к Украине со стороны иностранных инвесторов в таких перспективных областях как: агропромышленный комплекс, производство сельскохозяйственной техники, инфраструктура (газонефтепроводы, магистральные дороги, связь), добыча сланцевого газа. К этому добавим перспективы вступления страны в ЕС, будущего экономического сотрудничества с Китаем и традиционную экономическую заинтересованность в сотрудничестве с Российской Федерацией.
Также в обозначенном вопросе многое будет зависеть от восстановления экспорта на основные украинские товарные группы (в частности, сталь, сельскохозяйственную продукцию, продукцию машиностроения), что выглядит вполне приемлемо в нынешних условиях международного экономического сотрудничества Украины.
Что касается внутренней экономической политики, есть все предпосылки для повышения инвестиционной активности, в частности, стимулирования программ импортозамещения.
Вместе с тем, государственная экономическая политика направлена на дальнейшую либерализацию экономической деятельности, снижение регуляторного бремени, стимулирование экономического роста за счет внутреннего потребления, что формируется домохозяйствами, и внутреннего потребления, что определяется реальным сектором экономики. При этом частное потребление домохозяйств в настоящее время стимулируется не только за счет кредитов, но и за счет повышения реальных доходов населения.
Также одним из факторов, создающих предпосылки экономического роста, является прогресс в снижении бюджетного дефицита в 2011–2012 гг. Так, если в 2009 г. бюджетный дефицит достигал отметки 10% ВВП, то в 2012 г. этот показатель был определен на уровне 2,5%, что является важным фактором макроэкономической стабильности (в крупнейших странах Европы данный показатель колеблется в пределах 5–15% ВВП, а в — США 10%)8.
Для достижения Украиной статуса геополитического игрока и центра влияния предполагается, как уже отмечалось, активизировать использование выгодного геополитического положения — страна находится на перекрестке ряда международных интересов (например, российские интересы в Европе — и наоборот, интересы США в Европе и СНГ, интересы Китая). Большинство зарубежных экспертов сходится во мнении, что Украина — демократическое государство, обладающее достаточно развитой инфраструктурой (дороги, нефтегазопроводы, электросети, связь и др.), относительно дешевой рабочей силой с высоким уровнем квалификации, огромными возможностями АПК, в т.ч. отличными черноземами. Украина входит в состав ведущих стран — экспортеров зерновых и другой агропродукции.
Достойное место Украины в мировой экономике и политике обеспечат:
1) стабильное законодательство;
2) благоприятный инвестиционный климат;
3) реализация долгосрочных программ государственного и частного инвестирования в развитие телекоммуникационной, транспортной и энергетической инфраструктуры, что позволит повысить ее имидж как надежного «транспортера»;
4) продолжение проведения прозрачных приватизационных процедур;
5) дальнейшее развитие добрососедского взаимовыгодного партнерства, прежде всего с Российской Федерацией, со странами ЕС и ключевыми игроками из Азии и Северной Америки.


Литература
1. Ведение бизнеса в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/ukraine/
2. Национальная телекомпания Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1tv.com.ua/ru/news/2013/04/09/37745
3. Новый этап развития банковской системы Украины: увеличение участия иностранных инвесторов / Т.С. Смовженко, О.М. Тридед, В.Я. Вовк. - Киев: УБС НБУ, 2008. - 473 с.
4. Официальный сайт Национального банка Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bank.gov.ua
5. Индекс инфляции (Украина) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: index.minfin.com.ua/index/infl
6. РБК-Украина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ua/rus/top/show/nbu-snizil-uchetnuyu-stavku-do-7-5--22032012123600
7. Смовженко Т.С., Кравченко И.С., Багратян Г.А. 85 шагов реформирования экономики Украины (реформы третьего поколения) //»Економические науки». Сер. Учет и финансы. - 2010. - Вып.7(25). - Ч.5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/En_oif/2010_7_5/31.pdf
8. Экономический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.economicportal.ru/.../budgetnyj-deficit.ht

Сноски
1 http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/ukraine/
2 1tv.com.ua/ru/news/2013/04/09/37745
3 Смовженко Т.С. Новый этап развития банковской системы Украины: увеличение участия иностранных инвесторов. Киев: УБС НБУ, 2008.
4 http://www.bank.gov.ua
5 index.minfin.com.ua/index/infl
6 http://www.rbc.ua/rus/top/show/nbu-snizil-uchetnuyu-stavku-do-7-5--22032012123600
7 http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/En_oif/2010_7_5/31.pdf
8 www.economicportal.ru/.../budgetnyj-deficit.ht

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия