Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Комилов С. Д.
заведующий кафедрой экономической теории Российского-Таджикского славянского университета (Душанбе),
доктор экономических наук, профессор

Файзуллоев М. К.
заведующий кафедрой экономики предприятий и предпринимательства
Таджикского национального университета (г. Душанбе),
доктор экономических наук, профессор


Оценка инновационного потенциала социально-экономического развития региона
В статье исследуется сущность, структура инновационного потенциала. Предлагается использование данных, характеризующих составляющих его компонентов. Обоснована важность выбора методики оценки инновационного потенциала страны, как объективного показателя ее статуса
Ключевые слова: Таджикистан, инновационный потенциал, инновационное развитие региона, инновационные ресурсы, инновационная инфраструктура
УДК Тадж: 33+338+333   Стр: 369 - 373

В Таджикистане началась реализация Программы инновационного развития на 2011–2020 годы. Однако необходимые для этого системные диверсификации и реструктуризации национальной экономики практически не начались. До сих пор не сформулировались и важнейшие условия, при которых наука, высшая школа и бизнес — структуры, котрые реально могут принять на себя дополнительную модернизационную нагрузку по проведению фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ рынка инноваций и развития инновационной инфраструктуры.
Переход экономики на путь инновационного развития в большей степени зависит от инновационного потенциала, позволяющего модернизировать экономику и обеспечить устойчивый экономический рост страны. Инновационное развитие призвано обеспечить эффективное использование потенциальных возможностей социально-экономического развития. В системе управления социально-экономическими процессами наряду с традиционно основными трудовыми, материальными, финансовыми, организационными ресурсами особое значение приобретают инновационные ресурсы. Поэтому уровень социально-экономического развития страны стал во многом определяться характером реализации инновационного потенциала.
В экономической литературе под инновационным потенциалом понимают совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности [12], а также как научно-технический, материально-финансовый, кадровый, институциональный и иной ресурс региона [8]. На микроуровне под инновационным потенциалом понимают способность предприятия создавать новую стоимость с целью инновационного развития [3], другие характеризируют его как ядро всего потенциала предприятия [1]. Некоторые исследователи [5] на уровне макросистемы под инновационным потенциалом понимают количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. Следует отметить, что инновационный потенциал является отражением способности всех взаимосвязанных структур, звеньев, задействованные в создании и распространении результатов инновационной деятельности. В этом смысле изучаемый под определенным углом зрения инновационный потенциал сам может рассматриваться в качестве обобщающего субъекта инновационной политики [16].
Понятие инновационного потенциала выступает концептуальным отражением развития инновационных процессов, оно рассматривалось и уточнялось в результате теоретических, методологических и эмпирических исследований и получило развитие с начала 80-х гг. ХХ века.
В отдельных случаях инновационный потенциал отождествляется с научно-техническим. Инновационный потенциал представляется как «накопленное определённое количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» [3] или толкуется как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса» [10], что значительно упрощает действительность, а также сужает сферу применения этой важной категории.
Понятие «инновационный потенциал» в экономическую теорию впервые было введено ученым К. Фрименом. Под инновационным потенциалом он понимал обеспечение роста системы за счет инноваций. В свою очередь инновацию К. Фримен рассматривал как систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств [18].
Данько М. определяет инновационный потенциал, как «систему факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса» [4]. Развёрнутую форму категории «инновационный потенциал» предлагают С.И. Кравченко, И.С. Кладченко, где в соответствии с их видением «инновационный потенциал» вполне можно трактовать, как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.) [9]. При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, т.е. из одного состояния в другое (а именно от традиционного к новому).
В условиях инновационного развития региона инновационный потенциал формирует необходимые ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентоспособности путем внедрения инноваций. При этом под инновационным потенциалом следует понимать способность предприятия, отрасли, региона страны создавать конкурентоспособную экономику с целью активизации инновационного процесса и рационального использования, имеющихся материальных и нематериальных активов.
Такое определение применимо к предприятиям, отрасли, подотрасли и региону. Возникает проблема его измерения и сопоставления либо инновационного потенциала одной страны в разные отрезки времени, либо потенциалов разных регионов или иных объединений. Соответственно, складывается довольно разветвленная, хотя и не завершенная система индикаторов состояния науки и техники, характеризующих инновационный потенциал, позволяющих вести его хронологический мониторинг и выполнять сравнения.
Опыт мирового развития свидетельствует о том, что в условиях жесткой конкуренции, как это банально не звучит, выживает сильнейший, в немалой степени этому способствует стратегия динамичного инновационного процесса, быстрое и эффективное функционирование цепочки: «идея — фундаментальная наука — прикладная наука — производство — рынок».
Структура инновационного потенциала может быть представлена единством трёх его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность [7]. Более детально проанализируем содержание и значимость указанных составляющих.
Ресурсная составляющая инновационного потенциала включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов. Результативная составляющая, которая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Внутренняя составляющая — так называемая «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех предыдущих элементов. В целом, указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, т.е. определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.
Следовательно, инновационный потенциал можно представить как некую единую целостность, образуемую тремя целевыми векторами сил (факторов), направленных на одну точку пространства, взаимообусловленных и взаимообуславливающих друг друга.
Следует отметить, что инновационный потенциал-это способность системы организовывать и осуществлять процессы, направленные на достижение результатов, наиболее полно соответствующих изменениям внешних условий, в первую очередь, изменениям требований рынка.
Тем не менее, инновационный потенциал региона образует предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели ресурсов предприятий и организаций, функционирующих в нем. С точки зрения управления и оценки инновационный потенциал мы предлагаем рассматривать как совокупность материально-технических, финансовых, научно-информационных и кадровых ресурсов.
Кроме того, на наш взгляд, суть понятия «инновационный потенциал» состоит в определении его основных ресурсных взаимосвязанных составляющих, а также показателей, характеризующих его уровень. В связи с этим понятие «инновационный потенциал страны» может рассматриваться как совокупность научно -интеллектуального, кадрового, технического, финансово-экономического, производственного потенциалов и организационно-управленческой, информационно-коммуникационной и маркетинговой составляющей, обеспечивающая инновационную деятельность и определяющая конкурентоспособность национальной экономики (рис.1).
Рис.1. Основные составляющие инновационного потенциала страны
Как правило, для оценки инновационного потенциала предлагается использовать ряд показателей, характеризующих его различные компоненты. Большое значение приобретает вопрос сопоставимости используемых показателей. Система показателей оценки инновационного потенциала, его определяющие факторы и оценивающие критерии приведены в табл.1.
Таблица 1
Основные критерии и система показателей оценки инновационного потенциала страны
Для осуществления инновационной деятельности страны должна обладать достаточной величиной инновационного потенциала. Поэтому выбор методики оценки инновационного потенциала страны является крайне важным. В связи с этим предлагается метод оценки межотраслевых соотношений инновационного потенциала (табл.2).
Таблица 2
Оценка межотраслевых соотношений инновационного потенциала
Важно отметить, что от состояния инновационного потенциала страны зависят масштабы и качество результатов научных исследований, научно-технических разработок и, следовательно, потенциальная возможность создания и использования инноваций. При этом, если инновационный потенциал сужен, сокращается, то не исключается сокращение разработок, инициируемых не рынком, а научными организациями. Поэтому оценка состояния инновационного потенциала является первым исходным моментом организации управления инновационным развитием и очевидно, что сформулировать научно-техническую политику, отвечающую главным целям социально-экономического развития страны, способно только государство [17].
С методической точки зрения выбор компонентов структуры инновационного потенциала для анализа может быть определен в зависимости от степени их влияния на успех инновационной деятельности в стране. Для стран с высокой концентрацией потенциала ими могут быть: инновационная «мощность» [13], включая инновационную инфраструктуру, состояние кадров, материально-технической базы, финансирования, создание и использование объектов интеллектуальной собственности, наличие научных школ, формы организации и состояние национальной инновационной системы.
Развитие инновационной инфраструктуры в перспективе связывается с различными формами сотрудничества малых инновационных и крупных предприятий. Тем не менее, «...жизненным может стать развитие крупных холдингов, корпораций, конгломератов, соединяющих в один технологический, производственно-хозяйственный и организационный комплекс (цикл) предприятия с единой научно-технической базой без посредников, без разрывов технологических потоков, с высокотехнологичными специализированными небольшими предприятиями и диверсифицированными малыми (средними) структурами в производственной и социальной инфраструктуре» [14].
Определяющим элементом инновационного потенциала является кадровая составляющая, поскольку велико значение творческого вклада ученого и инженера в наукоемкий проект. Государственной статистикой учитывается численность разработчиков, выполняющих исследования и разработки, а также пополнение исследователей из числа окончивших вузы. Динамика этих показателей позволяет выявить тенденции в численности занятых в инновационном секторе и пополнение его за счет молодых специалистов.
Первостепенной характеристикой кадровой составляющей является интеллектуальный потенциал. Под интеллектуальным потенциалом специалистов понимается совокупность способностей и приобретенных знаний, умений, навыков, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенных целей с затратой умственной энергии в области науки, техники, образования и управления. Косвенно охарактеризовать интеллектуальный потенциал специалистов в республике можно на основе данных государственной статистической отчетности путем отношения числа научных работников, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, к общей численности работников, выполнявших научные исследования и разработки. Их научная результативность непосредственно связана с состоянием материально-технической базы и размерами финансирования научных исследований. В Республике Таджикистан численность работников научно-технической сферы в 2011 г. насчитывала 5467 человек, из них докторов наук 498 и кандидатов наук 1453. В 2007 г. число научно-технических работников составил 3898 человек, из них докторов наук — 288, кандидатов наук — 857 [15].
В статистических сборниках республики отсутствуют данные о прогрессивности материально-технического оснащения проводимых исследований и освоения их результатов. По экспертным оценкам уровень используемого научного оборудования не соответствует современным требованиям. Низок удельный вес капитальных вложений. Относительно малый на протяжении ряда лет удельный вес капитальных затрат сдерживает обновление научного оборудования, сокращая его научную пригодность. Согласно отчетам НПИ Центра Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан, только 11 научно-исследовательских организаций имеют среднегодовую стоимость оборудования и машин от 500 тыс. сомони и выше, где указывается на недостаточность материально-технической обеспеченности этих организаций.
Существенную роль в оценке инновационного потенциала играют обладание физических лиц, учреждений и предприятий страны интеллектуальной собственностью, подтвержденной охранными документами в качестве продукта инновационной деятельности и условия его реализации в рыночной экономике. В наличии интеллектуальной собственности сфокусированы результаты инновационной деятельности. Например, в 1999–2000 гг. количество патентов, полученных отдельными фирмами, таких как, компании IBM — около 2700, VEC — более 1850, CANON — около 1800, Sony — более 1430. В Республике Таджикистан только 18 научно-исследовательских организаций занимались патентно-изобретательской деятельностью, из них: по АН РТ-5; ТАСХН-2; АМН- 4 и ВУЗы-7 [11].
В настоящее время в оценках инновационного потенциала слабо учитывается реальная значимость и состояние научных школ в стране. Основными идентификационными признаками научной школы признаны существование механизма передачи знаний о методах исследования, общий методологический подход для решения определенной научной проблематики, влияние крупного вклада в науку, обеспечение преемственности в исследованиях, возглавляемых авторитетным руководителем. Последние годы роль научных школ в качестве институциональной формы самоорганизации науки снизилась. При этом важно не только сохранить научные школы в этом качестве, но и активно включать их в процесс инновационного развития, особенно по наукоёмким отраслям национальной экономики.
Кроме того, важным результатом анализа инновационного потенциала может стать обобщенная характеристика существующих в стране форм организации инновационной деятельности — национальной инновационной системы с позиции комплексности организационных форм, их сбалансированности, выявления негативных и позитивных тенденций развития.
Таким образом, анализ процесса формирования и развития инновационного потенциала предполагает совершенствование оценки инновационного развития предприятий, организаций, занимающихся инновационной деятельностью и располагающих инновационными ресурсами, необходимыми для разработки и реализации инноваций.


Литература
1. Брукинг Э. Интеллектуальный потенциал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер. с англ. под ред. Л.Н. Ковалик. - СПб.: Питер, 2001.
2. Воронкова А.Е. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация. - Луганск: Изд-во Восточно-украинского национального ун-та, 2000.
3. Глоссарий терминов по инновационной деятельности // www.nw-innovations.ru
4. Данько М. Инновационный потенциал в промышленности Украины // Экономист. - 1999. - №10.
5. Жиц Г.И. Инновационный потенциал / Саратовский гос. техн. ун-т. - Саратов, 1999. - С.14.
6. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Тарасов, Л.Н. Чайникова, О.И. Летунова - М.: Изд-во Машиностроение-1, 2007. - С.8.
7. Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010 годы.
8. Кравченко С.И., Кладченко И.С. Исследование сущности инновационного потенциала // Науч. тр. Донецкого национального технического ун-та. Сер. экономическая. - Донецк: ДонНТУ, 2003. - Вып.68.
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. / Общ. ред. Л.И. Евенко. - М.: Дело,1992.
10. Научно-технический потенциал в 2010 году. Аналитический сборник. Вып.6. - Душанбе, 2010. - С.49.
11. Попович А.С., Червинская Т.М. К вопросу о сущности и структуре инновационного потенциала // Наука. - 2005. - №3. - С.12.
12. Румянцев А.А. Анализ и задачи использования инновационного потенциала региона на примере Санкт-Петербурга // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2004. - № 2. - С.107.
13. Спицын А. Воспроизводство и развитие экономического потенциала // Экономист. - 2002. - № 5. - С.18.
14. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Официальное издание. - Душанбе, 2012. - С.71.
15. Фонотов А.Г. Россия: инновации и развитие. - М.: Лаборатория знаний, 2012. - С.359.
16. Чеберко Е.Ф., Кольников А.Г. Механизмы реализации государственной инновационной политики // Проблемы современной экономики. - 2011. - №4. - С.7-10.
17. Freeman C. The National Systems of Innovation in historical perspective // Cambridge journal of economics. - 1995. - №19.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия