Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Андреева Ю. А.
заместитель директора ЗАО ГМ «Карусель» (г. Санкт-Петербург)

Современные возможности роста и развития крупнейших игроков продуктового ритейла Санкт-Петербурга
В статье рассмотрены крупнейшие игроки продуктового ритейла Санкт-Петербурга. Дана отдельная характеристика каждого игрока и планы их развития на 2013 год. Определены возможности для роста и развития сектора торговли по различным направлениям, включая: увеличение количества магазинов; экспансию в регионы на основе современных технологий: интернет-магазинов, новых IT-инноваций — «магазинов будущего»; открытия кафе в самих магазинах; расширения ассортимента гипермаркетов путем введения товаров аптечного ассортимента и т. д
Ключевые слова: торговля, ритейл, гипермаркет, новые технологии продаж
ББК У42(2)151.03я43   Стр: 391 - 393

Торговля является одной из составляющих экономики нашей страны. Количество занятых в ней людей, вклад в общие экономические показатели позволяет назвать ее динамично развивающимся сектором в российской экономике.
Новый этап в формировании торговли в современной России начался с принятия Указа Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года № 65 «О свободе торговли». Для данного этапа характерно наличие большого количества мелких независимых игроков, преобладание небольших магазинов, киосков, рынков, низкое качество розничного предложения (цена, широта ассортимента, качество продуктов, уровень сервиса, планировка магазина, местоположение магазина, наличие специализированных прилавков, уровень чистоты, наличие парковки, часы работы магазина и пр.), низкая эффективность процессов розничной торговли и смежных отраслей.
В период с 1994 по 1998 гг. в различных городах нашей страны стали появляться первые российские супермаркеты, в следующие два года отмечался переход в более низкие ценовые ниши — появление в России дискаунтеров, а с 2000 г. на российский продовольственный рынок стали выходить иностранные игроки. С 2010 г. Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли. Этим объясняется высокая заинтересованность международных розничных сетей в российском рынке. Часть из них, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Леруа Mерлен (Leroy Merlin), Оби (OBI), Икея (Ikea), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на российский рынок и планируют продолжать активное развитие. Иностранные сети обычно более эффективны, чем местные. Их появление ведет к увеличению конкуренции и распространению современных стандартов работы.
На современном рынке действуют следующие форматы продуктового ритейла:
Дискаунтер — (от англ. discount — скидка, делать скидку) — магазин самообслуживания, торгующий товарами повседневного спроса по сниженным ценам, без предоставления каких-либо дополнительных услуг.
Супермаркет — магазин самообслуживания, торгующий продовольственными и сопутствующими непродовольственными товарами на единой торговой площадке, торговой площадью от 500 до 3000 м2.
Гипермаркет — это предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 4000 м2.
Сash&Сarry — это магазин самообслуживания, предоставляющий возможность покупателям приобретать различные товары в розницу и мелким оптом.
Магазин у дома — (магазин «шаговой доступности») — небольшой магазин, предназначенный для обеспечения текущих потребностей живущих неподалеку покупателей. Зачастую расположен непосредственно в самом доме, на его первом или цокольном этаже.
Сегодня наблюдается высокая конкуренция между торговыми сетями, предлагающими широчайший ассортимент товаров на любой вкус и в любой ценовой политике.
Внимание лидеров петербургской продуктовой розницы в значительной степени сосредоточено на развитии крупных форматов — ведь не зря эксперты уже называют Петербург городом гипермаркетов. Рассмотрим состояние крупных игроков на рынке в Санкт-Петербурге.
Одним из главных игроков на рынке является компания X5 Retail Group. Объем продаж составляет 15 млрд долларов. На 30 июня 2012 года под управлением Компании находилось 3298 магазинов с лидирующей позицией в Москве, Санкт-Петербурге и значительным присутствием в европейской части России. Сеть Компании включает в себя 2783 магазина формата дискаунтер, 341 супермаркетов, 77 гипермаркетов, а также 97 магазинов «у дома».
Компания образовалась в 2006 г. путем слияния сетей «Пятерочка», «Перекресток» и гипермаркетов «Карусель» с целью создания ведущей мультиформатной компании на рынке продуктовой розничной торговли. На данный момент Сеть «Карусель» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области представлена 17 торговыми точками. Все они располагаются стационарно на самостоятельных площадях или в крупных развлекательных центрах. Торговая площадь гипермаркетов в среднем составляет около 5 000 кв.м., ассортимент — около 22 000 наименований.
Гипермаркеты «Карусель» в Санкт-Петербурге оформлены в едином дизайнерском решении, с просторными, чистыми и хорошо освещенными площадями. Универмаги созданы по образу европейских центров, но с учетом потребностей российских покупателей. В магазинах Карусель в Санкт-Петербурге широкий выбор товаров собственного производства: готовые вторые блюда и салаты, полуфабрикаты, свежая выпечка, хлебобулочные изделия. Регулярно проводятся различные промо-акции. В ассортименте имеются продовольственные товары: молочные продукты, алкогольные, безалкогольные напитки, диабетическое и детское питание, морепродукты и многое другое. Из непродовольственных можно приобрести: бытовую химию, одежду, детские товары, а также все для личной гигиены, автотовары, различные наборы посуды для кухни. На территории залов есть отделы с такими товарами для дома, как: крупная и мелкая бытовая техника, аудио и видео продукция, компьютеры и аксессуары, парфюмерия, а также многое другое.
В конце 2012 года X5 запустила розничный Интернет-магазин под брендом «E5.ru». Проект предлагает сегодня около 400 000 наименований непродовольственных товаров, которые можно получить и оплатить как в гипермаркетах «Карусель», так и в «Пятерочках» и «Перекрестках». В ассортименте Интернет-магазина — книги, электроника, бытовая техника, посуда, товары для дома и дачи, хозтовары, игрушки, подарки. В начале 2013 г. стартует пилотный проект — «магазин будущего», где будет симбиоз новейших технологий в ритейле и IT разработки, основанные на радиочастотной идентификации товара.
Однако, больное место Х5 — падающий покупательский трафик. На протяжении года он снижался во всех основных форматах — и в гипермаркетах «Карусель», и в супермаркетах «Перекресток», и в дискаунтерах «Пятерочка», на которые приходится основная выручка Х5. По итогам 2012 года падение в целом по компании составило 2,8%., Сильнее всего «просели» гипермаркеты — минус 7,9%.Также произошло снижение роста продаж. Демонстрирующая в прошлые годы рост выручки более чем на 30% в год компания по итогам 2012 года увеличила рублевую выручку лишь на 8%. В связи с этим компания провела очередные кадровые перестановки — в июле пост главного исполнительного директора покинул Андрей Гусев и его обязанности стал исполнять на временной основе член наблюдательного совета Стефан Дюшарм. Дюшарм заявил, что его главной задачей является стабилизация ситуации в компании и, в том числе, в управленческой команде. По его словам, ритейлер не собирается менять стратегию развития, а на адаптацию к работе в новых условиях требуется еще год. Таким образом, Х5 по-прежнему будет делать ставку на органическое развитие и на мультиформатность.
«О’КЕЙ» — розничная торговая сеть в России с высоким потенциалом дальнейшего роста. Сеть насчитывает 83 торговых комплекса общей торговой площадью около 385 тыс. кв.м. в Северо-Западном, Южном, Центральном, Уральском и Сибирском регионах страны. Сегодня магазины сети «О’КЕЙ» работают в 20 крупнейших городах России.
«О’КЕЙ» предлагает покупателем широчайший выбор продуктов питания, с акцентом на свежие продукты и деликатесы, а также непродовольственные товары. На сегодняшний день ассортимент Компании включает в себя 64 тыс. наименований. «О’КЕЙ» развивает собственные торговые марки молочных, мясных и других продуктов и товаров повседневного спроса без рекламных наценок [2]. Бренд «О’КЕЙ» признан одной из самых сильных торговых марок в Санкт-Петербурге.
На сегодня основной формат Компании — гипермаркет. Гипермаркет «О’КЕЙ» организован по принципу классического европейского гипермаркета с обширным ассортиментом различных товаров и услуг по доступным ценам, собственной пекарней, большой автомобильной парковкой, просторными светлыми залами, детской игровой площадкой и полным спектром дополнительных услуг.
Кроме того, сеть развивает дополнительный формат «у дома» — сеть супермаркетов «О Кей — Экспресс». Это удобство совершения покупок по доступным ценам в шаговой доступности от дома.
«Во главе группы компаний «О’КЕЙ» стоит команда менеджеров, обладающая международным опытом в области ритейла и глубоким знанием российского рынка. В магазинах и офисах Компании по всей России работает более 19 тысяч сотрудников»[2].
Первый гипермаркет Группа компаний «О’КЕЙ» открыла в Санкт-Петербурге, быстро выбившись в число лидеров на местном рынке организованной розничной торговли. С тех пор стремительность и устойчивость развития стала основой стратегии «О’КЕЙ». Компания активно развивает свое присутствие в регионах. К 2015 г. компания намерена присутствовать в 25 крупнейших российских городах.
«О’КЕЙ» уделяет пристальное внимание развитию системы логистики. Чтобы действовать более результативно, обеспечивая потребности растущей сети, «О’КЕЙ» постоянно совершенствует IT-инфраструктуру. В планах компании — внедрение целого ряда инновационных IT-решений, которые позволят более точно прогнозировать покупательский спрос, повысить эффективность категориального менеджмента и системы управления поставками.
На конец года сеть ритейлера объединяла 83 магазина (52 гипермаркетов и 31 супермаркет). В 2012 году «О`Кей» открыл 12 новых магазинов, в том числе 10 гипермаркетов и два супермаркета. Выручка ритейлера за 2012 год увеличилась на 25,7% — до 115,9 млрд рублей.
В настоящее время компания работает над проектами 35 новых магазинов — 25 гипермаркетов и 10 супермаркетов. В наступившем году ритейлер «О`Кей» ждет роста выручки на 24-28% по сравнению с показателем 2012 года. Как сообщил гендиректор «О`Кей» Патрик Лонге, продажи увеличатся на 6-7% за счет роста трафика на 1% и среднего чека на 6%. В 2013 году ритейлер планирует потратить около 1 млрд рублей на проект создания сети магазинов малого формата в Московском регионе. В эту сумму, в частности, войдут расходы на строительство распределительного центра. Первый магазин нового формата в Москве планируется открыть в 2014 году, в 2013 году компания займется созданием логистической базы для новой сети.
«ЛEHTA»
Лента стала первой Санкт-Петербургской компанией, которая оказала большое влияние на формирование культуры оптовой и розничной торговли города. Основанная в 1993 г. в Санкт-Петербурге, компания и на данный момент остается лидером российского ритейла. Сейчас компания работает только в формате гипермаркета. В сеть входит 56 магазинов в 23 городах России.
Оптимизация и глубокий расчет бизнес-процессов всех технологических составляющих позволяет решить главную задачу — довести продукцию до потребителя кратчайшим путем по минимальной цене.
В планах компании активное развитие в различных городах страны, совершенствование всех бизнес-процессов и IT-технологий, повышение эффективности системы управления поставками и категориального менеджмента, улучшение качества обслуживания покупателей, внедрение новых технологий.
Ритейлер «Лента» по итогам 2012 г. более чем в 5 раз увеличил чистую прибыль — с 1,241 до 6,336 млрд рублей. В 2011 г. рост был значительно ниже. Годовая выручка «Ленты» составила 109,91 млрд рублей, увеличившись на 22,4% по сравнению с 2011 г. В 2011 году выручка увеличилась на 27% и составила 89,766 млрд рублей.
Свое лидерство компания объясняет эффективной структурированной операционной моделью и значительной долей собственной недвижимости. Сеть «Ленты» на конец 2012 г. объединяет 56 гипермаркетов, при этом только 4 из них являются арендованными. В собственности компании находится 95% площадей магазинов. «Лента» планирует сохранять этот показатель на уровне не менее 85%. Чистая балансовая стоимость недвижимости «Ленты» в 2012 году составила 37,6 млрд рублей против 22,7 млрд рублей в 2011 году.
Петербургская сеть FMCG-гипермаркетов «Лента» планирует начать развиваться в новом для себя формате — формате супермаркетов, рассчитанных на более состоятельного потребителя. По данным газеты «Деловой Петербург» компания уже ведет поиск площадей (до 4000 кв.м) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Ритейлер работает по этому направлению, и новый проект схож с концепцией супермаркетов «О’Кей Экспресс», но с ценовым позиционированием близким к «Ашан-экспресс». Глава компании также сообщил, что сейчас «Лента» развивает цепочку поставок, в частности строит логистические центры в Москве и Новосибирске, а также расширяет логистический центр в Санкт-Петербурге [5]. По словам Я. Дюннинга, «компания планирует расти в основном за счет органического расширения, однако в дальнейшем не исключает сделок по слиянию и поглощению» [5].
«АШАН»
Торговая группа AUCHAN — один из глобальных мировых розничных операторов. Группа AUCHAN создана в 1961 году Жераром Мюлье. Состоит из более 1300 магазинов в 12 странах мира. Годовой оборот компании составил в 2010 году 42,5 млрд евро. Концепция Группы — улучшать покупательскую способность и качество жизни всё большего количества покупателей вместе с ответственными, профессиональными, уважаемыми и увлеченными своим делом сотрудниками [6].
Компания обладает международными сертификатами качества в области производства и реализации продовольственных и непродовольственных товаров, а также сертификатом качества системы экологического менеджмента. «АШАН» в России был дважды признан «Лучшим работодателем розничной торговли».
В 2012 году ритейлер открыл на территории РФ восемь новых гипермаркетов — в Ростове-на-Дону, Рязани, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Самаре, Санкт-Петербурге, Ярославле и Костроме. Общее количество магазинов «Ашан» по итогам 2012 года составило 56 гипермаркетов, которые расположены в 22 городах страны. Сейчас в Санкт-Петербурге находится 5 классических гипермаркетов «Ашан» и 2 магазина «Ашан-сити», которые меньшие по площади и с меньшим ассортиментом непродовольственных товаров. Ценовая политика данных супермаркетов значительно меньше, чем у гипермаркетов. Благодаря этому формату ритейлер стал ближе к покупателям, ведь данный формат находится в черте города и до него удобно добираться.
В 2013 г. сеть планирует увеличить количество своих магазинов в РФ — до 66. Компания «Ашан» объявила о покупке 16 гипермаркетов «Real» в РФ. Эта сделка будет закрыта в 2013 году при условии одобрения ФАС РФ. [7].
Кроме того, в программу развития в России в прошедшем году было инвестировано 7,5 млрд рублей. В ноябре 2012 года компания сообщила, что собирается открыть в 2013 году в РФ пять дискаунтеров «Наша Радуга», стоимостью порядка 200 млн рублей каждый и в дальнейшем планирует открывать по 5–10 таких магазинов ежегодно.
Выводы
Анализ ситуации на рынке продуктовых ритейлеров, в частности, гипермаркетов Санкт-Петербурга, показал наличие больших незаполненных ниш и значительные возможности для дальнейшего роста и развития сектора. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, таких как — супермаркет, дискаунтер, формат дрогери, а также с внедрением новых IT технологий, введением инновационных составляющих, с кадровой работой и привлечением профессионалов.


Литература
1. Официальный сайт ГМ Ашан http://www.auchan.ru/ru/
2. Официальный сайт ГМ О Кей http://www.okmarket.ru/
3. Официальный сайт ГМ Лента http://www.lenta.com/
4. Официальный сайт ГМ Карусель http://www.karusel.ru/
5. «Лента» строит планы //http://www.retailer.ru/item/id/61711/
6. Ашан поглощает Реал // http://www.retail.ru/news/68438/
7. Россия: в 2013 году «Ашан» откроет 10 магазинов //http://www.fruit-inform.com/ru/news/152383

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия