Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Вахитов Д. Р.
доцент кафедры экономической теории и права
Казанского государственного технического
университета (КАИ) им.А.Н.Туполева,
кандидат социологических наук


ЦЕНТРЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЗИНГА В ГЛОБАЛИЗУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКЕ (ИЗ ОПЫТА СТРАН ЕврАзЭС)

В системе финансового обеспечения лизинга в глобализующейся экономике особое место занимают центры, предоставляющие необходимые финансовые средства для осуществления тех или иных проектов.
Средства на сделки по лизингу поступают из различных источников. Во-первых, это государственный бюджет. В бюджете государства (или региона) выделяются статьи, определяющие размеры финансирования целевых программ, или финансирования лизинговых компаний, принадлежащих государству. Во-вторых, лизинг финансируют коммерческие банки.
Согласно законодательству большинства стран мира, в том числе и российскому, финансирование лизинговых операций относится к видам деятельности, разрешенным банкам. Помимо прямого финансирования участников лизинговых сделок, коммерческие банки могут финансировать сделки и как владельцы лизинговых компаний.
О непосредственном участии коммерческих банков в лизинговой деятельности (как собственников лизинговых компаний) свидетельствуют отчетные данные организации "Евролизинг".

Структура лизинговых компаний стран-членов "Евролизинга" в 2001 году
СтранаКоличество компаний
независимые компаниикэптивные компаниикомпании, принадлежащие банкам
Австрия2721
Бельгия61112
Швейцария9144
Чехия61923
Германия1452545
Дания3721
Испания3721
Франция252218
Венгрия5719
Италия165213
Ирландия0011
Марокко108
Норвегия6418
Нидерланды0820
Португалия0415
Польша4624
Швеция1047
Словакия1939
Великобритания291926
Источник: LEASEUROPE Statistics, 2002

Как видно из этих данных, в большинстве стран, входящих в "Евролизинг", лизинговые компании находятся во владении банков. Наибольшее число таких компаний в Германии (45), Великобритании (26). В то же время Германия занимает первое место по абсолютному числу независимых компаний (145). Крупные независимые лизинговые компании к тому же зачастую имеют сеть иностранных филиалов, которые выполняют роль инвестиционных банков в международных лизинговых договорах. В целом же практика развития международного лизингового рынка свидетельствует, прежде всего, о возрастающей роли коммерческих банков в организации и деятельности лизинговых компаний. Такая тенденция характерна для развития рынка лизинговых услуг во всех западных странах, за исключением США, где до 1963 года банкам было запрещено осуществлять лизинговые операции. В Западной же Европе же 75-80% всех лизинговых компаний контролируется банками.
Особыми центрами финансирования лизинга являются страховые компании и инвестиционные фонды. В развитых странах финансовые ресурсы, контролируемые крупными страховыми компаниями, сопоставимы с банковскими. Это позволяет и страховщикам выступать в качестве организаторов лизинговых компаний.
Что касается России и других стран-членов Евразийского экономического сообщества, то в них страховой рынок в настоящее время только начинает складываться и поэтому участие страховых компаний в лизинговой операции сводится только к страхованию сделки или отдельных ее участников.
В условиях глобализации экономики быстро развивается и международный лизинг. В процессах интеграции, протекающих в разных регионах мира, сделки международного лизинга выступают как один из наиболее эффективных механизмов привлечения дополнительных инвестиций. Отсюда и высокие темпы его развития.
Финансируют сделки международного лизинга крупные транснациональные банки - такие как BNP Paribas, Rabobank, GE Capital, Barclays и т.д., такие международные финансовые организации как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и другие, а также бюджеты интеграционных организаций (в частности, можно отметить и бюджет Союзного государства России и Беларуси).
Международный лизинг позволяет использовать производственные, налоговые и другие национальные преимущества разных стран, ускорять процесс модернизации экономики, экономить ресурсы, увеличивать прибыль участников лизинговых отношений, использовать средства международных финансовых центров.
Анализ состояния лизингового предпринимательства в странах ЕврАзЭС и СНГ в целом позволяет делать вывод о том, что в нашем секторе мирового хозяйства развитие лизинга затрудняет, прежде всего, проблема мобилизации денежных средств, которые могли бы использоваться для лизинговых операций.
Временно свободными денежными средствами располагают в первую очередь банковские учреждения и целесообразность включения лизинговых операций в их деятельность подтверждена мировой практикой. Российским банкам также разрешено, наряду с другими операциями, проводить операции по лизингу, но их масштабы пока несоизмеримы с аналогичными операциями банков развитых стран.
Недостаточен для этого и размер банковских капиталов. Так, по состоянию на 1 января 2002 года, из 1319 действующих кредитных организаций РФ только 230 банков (17%) имели капитал, составляющий более 5 млн. евро, 171 банк (13%) имел капитал в 2,2-5,0 млн. евро, а почти 70% банков - менее 2,2 млн. евро.1 К тому же при высоких темпах инфляции любые банковские операции, носящие среднесрочный и долгосрочный характер (а именно к таким относятся операции финансового лизинга), становятся для банков слишком рискованными. Банкам экономически невыгодно замораживать свои средства, вкладывая их в лизинговые операции. Если они и идут на это, то в основном только ради сохранения своей клиентуры.
Тем не менее можно выделить ряд банков, успешно занимающихся финансированием лизинга, в том числе и международного.
Например, "Международный промышленный банк" совместно с Российской инженерной академией организовал Международный институт инвестиционных проектов, который стал формировать базы данных по различным регионам и предприятиям, в том числе по лизинговым операциям (прежде всего в экспортных отраслях). Банк ориентируется в основном на международный лизинг, на финансирование поставок по лизингу высокотехнологичного оборудования из развитых стран.
Среди его проектов - проектирование оснащения Челябинского электрометаллургического завода газовыми энергетическим турбинами. Поставки оборудования осуществляет по лизинговым схемам американская компания "Дженерал электрик", финансовые средства предоставляет Эксимбанк США. Другой проект - строительство фармацевтического завода в Нижнем Новгороде при участии корпорации "Мицуи" и Эксимбанка Японии. Одновременно, совместно с крупнейшими банками Азиатско-Тихоокеанского региона Международный промышленный банк подготовил программы по лизингу для Камчатки, Хабаровского края, других регионов Дальнего Востока России. Вместе с инвестиционными фондами Гонконга и Тайваня банк намеревается участвовать в лизинговых операциях по поставкам машин и оборудования из этих стран, а также в осуществлении проектов развития систем телекоммуникаций России и других стран ЕврАзЭС..
Другой российский банк - Инвестиционный банк "Восток-Запад", обладающий клиентурой в том числе среди крупных неторговых организаций, занимающихся транспортными перевозками, планирует активно работать с ними и в области лизинга. Учредителями этого банка являются АО "Автотрактороэкспорт", АО "Автоэкспорт", АО "Трактороэкспорт", "Камчаткоагропромбанк" и компания "Икар холдинг АГ" (Швейцария). Акционеры заинтересованы в развитии лизинга и потому что сами являют ся потребителями лизинговых услуг. Банк специализируется на лизинге автотранспортных средств, предлагает автотранспортным предприятиям, выполняющим международные перевозки, долгосрочный финансовый лизинг грузовых тягачей и полуприцепов от ведущих европейских производителей автомобильной техники.
Партнерами банка по совместному финансированию лизинговых проектов являются "Мерседес-Бенц", ИВЕКО, "Маннесман", "Сканиа", "Вольво", ДАФ, "Дойчебанк" (Германия), "Евробанк" (Франция).
Лизингополучателями являются предприятия России и Беларуси: "Совавто-Москва", "Росагропромавто", "Совтрансавто-Минводы", "Совавто-Брест".
Предпочтение при рассмотрении заявок на финансирование лизинговых сделок отдается крупным предприятиям: занимающимся перевозками грузов и обладающим собственным парком автопоездов, ремонтной базой, штатом квалифицированных водителей; имеющим опыт международных перевозок и сложившиеся устойчивые связи с грузоотправителями, экспедиторами и зарубежными партнерами; имеющим устойчивое финансовое положение и регулярные поступления фрахтовых платежей в свободно конвертируемой валюте.
При этом договор лизинга предусматривает оформление залога в пользу банка в виде собственности на транспортные средства, здания, сооружения, а также вексельное оформление платежей.
Ряд банков России и других стран-членов ЕврАзЭС занимается лизингом автобусов и грузовых автомобилей. Например, "Ак Барс" банк создал лизинговую компанию "Барс лизинг", основным направлением деятельности которой является лизинг автобусов "Барс" (по лицензии "Вольво"), выпускаемых в г.Елабуга. С учетом острой потребности в городском пассажирском транспорте у этой лизинговой компании на рынке ЕврАзЭС хорошие перспективы.
"Беларусбанк" финансирует аналогичные операции через лизинговую компанию "МАЗконтрактлизинг", осуществляющую поставки грузовиков и автобусов "МАЗ", (значительная их часть идет в Россию).
При финансировании лизинга коммерческие банки стран ЕврАзЭС активно используют возможности сотрудничества с крупными зарубежными финансовыми структурами. Так, один из крупнейших в России "Внешторгбанк" в 2003 году подписал соглашением с компанией "МАН Нутцфарцойге Акциенгезельшафт" в области финансирования программ приобретения клиентами "Внешторгбанка" автомобилей "МАН" на условиях международного лизинга. Сотрудничество "Внешторгбанка" и "МАН Нутцфарцойге Акциенгезельшафт", в рамках данного соглашения предусматривает предоставление российским автоперевозчикам необходимых им финансовых ресурсов для закупок автомобильной техники. В реализации соглашения принимают участие дочерние лизинговые компании "Внешторгбанка" - "Евролизинг ГмбХ" и ОАО "ВТБ-Лизинг". "МАН Нутцфарцойге Акциенгезельшафт" со своей стороны, принимает на себя обязательства по поставкам малотоннажных коммерческих автомобилей, седельных тягачей, грузовых автомобилей, городских и междугородних автобусов.
В Республике Казахстан активно работает в области лизинга "Банк развития Казахстана". Основными субъектами, финансируемыми банком, являются предприятия нефтегазовой и нефтехимической промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Банк сотрудничает с этой целью с Европейским банком реконструкции и развития, Международным банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития и Исламским банком развития.
При достаточно высоких темпах развития операций по финансированию международного лизинга обнаруживается растущая потребность в финансовых ресурсах, в связи с чем национальные лизинговые компании стран ЕврАзЭС все чаще обращаются за финансовыми ресурсами в зарубежные банки, прежде всего, банки развитых стран, в том числе США и Японии.
В США таким банком является крупнейший в мире банк "Ситикорп", имеющий одноименную лизинговую компанию. Но в России осуществляет финансирование международных лизинговых операций, прежде всего, "Эксимбанк" США. Между ним и, например, администрацией Краснодарского края в 2002 году был подписан меморандум, по которому создана лизинговая компания "ЛизКо" с портфелем на150 млн. долл.2
В Японии финансированием лизинга занимаются такие банки, как "Dai-Ichi Kangyo Bank", "Long-Term Credit Bank of Japan", "Bank of Tokyo" и другие, страховые компании.
Вместе с тем, общие объемы финансирования лизинговых операций в странах ЕврАзЭС со стороны таких мировых финансовых центров пока невелики. Препятствуют их увеличению несовершенство в ЕврАзЭС правовой базы финансовых отношений, высокие инвестиционные риски, связанные и с финансированием лизинга.
Для преодоления таких препятствий не в последнюю очередь необходима более активная позиция центральных банков стран ЕврАзЭС в отношении формирования благоприятного инвестиционного климата, привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, в том числе через механизм лизинга. Необходимы более эффективное использование косвенных методов содействия развитию реального сектора экономики, маневрирование процентными ставками и нормами резервирования, гибкие условия рефинансирования коммерческих банков в зависимости от адресности предоставляемых кредитов, сближение уровня доходности финансовой сферы и реального сектора экономики, оперативное использование положительного опыта, в частности, опыта Национального банка Украины, который участвовал в создании и деятельности лизингового фонда по техническому развитию в сельском хозяйстве, опыта США и ряда европейских стран по секьюритизации лизинговых активов.
При секьюритизации - в случаях, когда лизинговые компании, которые вложили собственные или заемные средства в одну или несколько лизинговых сделок, не имеют наличных денег для заключения новых контрактов, они предлагают свои действующие контракты (или контракт) по договору уступки или купли-продажи вновь созданной компании с определенным дисконтом. Таким образом, речь идет о приобретении вновь созданной компанией такого контракта и его дальнейшем использовании. Лизингополучатель, соответственно, платит лизинговые платежи вновь созданной компании. В договоре купли-продажи или уступки контракта предусматривается: право возврата этого контракта; все обеспечение по первичному договору лизинга переходит во вновь созданную компанию; сразу может быть выплачена не вся сумма, а только часть и т.д.
Для аккумулирования средств, необходимых для лизинговых контрактов, могут выпускаются облигации и можно использовать институт ипотеки. В качестве покупателей облигаций, обычно, выступают инвестиционные банки, экспортно-импортные агентства и другие организации. Обеспечением облигаций служат сами лизинговые активы.
Когда портфель лизинговых контрактов достигает достаточно крупных размеров, лизингодатель может продать его целиком или частично вновь образованной компании. Источником средств для покупки могут быть и акции или облигации, эмитируемые для приобретения лизингового портфеля. Новый собственник портфеля получает и распределяет поступления от лизинговых сделок. Инвесторы, которые приобрели ценные бумаги новой компании, получают долю от лизинговых поступлений.
В результате таких операций снижаются риски для инвесторов, если новая компания обладает определенным набором активов с достаточно предсказуемыми поступлениями в виде лизинговых платежей и если инвестиции осуществляются под конкретные, проверенные лизинговые сделки, по которым идут платежи, а не путем представления заемных средств лизинговой компании. Бывший лизингодатель за счет секьюритизации получает средства для новых лизинговых сделок, которые могут быть более выгодными по сравнению с банковскими кредитными.
Секьюритизация способствует ликвидности на рынке лизинга, увеличению объема свободных средств для среднесрочного финансирования, поскольку обеспечивается более широкий выход на лизинговый рынок инвесторов, минуя банки и посредников. Не случайно она широко используется в США, Японии, Италии, Германии, Нидерландах. (Правда, этому благоприятствовали позитивные перемены в их законодательстве, регулирующем секьюритизацию, в 1999-2000гг.)
В странах ЕврАзЭС секьюритизация может оказаться полезной многим лизинговым компаниям, которые испытывают затруднения с получением кредитов на 3-4 года. Такие компании заинтересованы в уступке прав и продаже своих контрактов.
Однако для развития названных и прочих лизинговых операций в Евразийском экономическом сообществе необходимо и более строгое определение приоритетов социально-экономического развития стран ЕврАзЭС, а также приоритетов в отдельных отраслях экономики с позиций использования лизинга. Необходимо четкое определение и тех сегментов экономики, которые, в первую очередь, будут финансироваться государством.
Должен быть на основе прогнозирования установлен и круг отраслей, в которых интеграционные процессы могут интенсифицироваться через механизм международного лизинга.
Стимулированию финансирования международного лизинга, в том числе как способа интеграции банковского и промышленного капитала, должна предшествовать разработка целостной инвестиционно-инновационной стратегии стран ЕврАзЭС, предусматривающей формирование и активное использование механизма финансового обеспечения лизинговых сделок.
При этом необходимо учитывать, что при развитии глобализации и международной интеграции в этом механизме особенно важно совершенствование практики налогообложения участников лизинговых сделок, страхования, бюджетного финансирования, что требует изменения подходов к лизингу в сфере государственной политики. Государственная позиция в отношении лизинга должна предусматривать оптимальное сочетании фискальной и кредитной политики и всесторонний учет при выработке условий получения государственных кредитов интересов всех участников лизинговой сделки.


1 См.: Веричев Д. Банковская реформа: перспективы и прогнозы// Финмаркет, 2002
2 См.: Известия, 2002. - 17 июля.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия