Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Михайлова С. С.
доцент кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики
Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ),
кандидат экономических наук


Пенсионный возраст в России: состояние и тенденции развития
В статье проведен анализ пенсионного обеспечения, продолжительности жизни, в том числе трудоспособной жизни, населения Российской Федерации и развитых стран. Выявлено отставание России по основным демографическим показателям, которые определяют пенсионный возраст в стране, отмечено наличие существенных гендерных различий, которые следует учитывать при проведении пенсионной политики. Сформулирован вывод об отсутствии демографических предпосылок повышения пенсионного возраста для мужского населения Российской Федерации
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, продолжительность жизни, пенсионный возраст
УДК 369.01; ББК 65.27   Стр: 101 - 105

В Российской Федерации актуальна проблема обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы. Все чаще в качестве наиболее приемлемого способа снижения пенсионной нагрузки на экономику предлагается повышение пенсионного возраста. Возникает вопрос о справедливости переложения части пенсионного бремени на самих пенсионеров, обоснованности повышения пенсионного возраста с научной и социальной точек зрения.
В нашей стране законодательством установлены пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии по обязательному пенсионному страхованию, пенсии по добровольному пенсионному страхованию. Государственное пенсионное обеспечение предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию — инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.
В рамках государственного пенсионного обеспечения выплачивается пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсии по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия. Размер пенсии устанавливается в нормативном порядке и соотносится с размером социальной пенсии. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета, оно предназначено, в первую очередь, для борьбы с бедностью среди нетрудоспособного населения.
В рамках обязательного пенсионного страхования назначается и выплачивается трудовая пенсия, которая представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством. Обязательное пенсионное страхование осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в государственный пенсионный фонд [1].
В рамках обязательного пенсионного страхования предусмотрено следующее страховое обеспечение:
— трудовая пенсия по старости;
— трудовая пенсия по инвалидности;
— трудовая пенсия по случаю потери кормильца;
— единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
— срочная пенсионная выплата;
— выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;
— социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной части, пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца — из страховой части. Размер страховой части зависит в общей сложности от общей суммы страховых взносов, поступивших в Пенсионный Фонд на застрахованное лицо, условий и длительности трудовой деятельности, при этом устанавливается фиксированный базовый размер трудовой пенсии, который представляет собой минимальный гарантированный размер пенсионного обеспечения.
Основным условием назначения трудовой пенсии является наличие соответствующего трудового стажа, при определении размера пенсии учитываются продолжительность трудовой деятельности и сумма осуществленных отчислений на обязательное пенсионное страхование (Таблица 1).

Таблица 1
Условия назначения и порядок определения размера трудовых пенсий по обязательному пенсионному страхованию
 Трудовая пенсия
по старостипо инвалидностипо случаю потери кормильца
Условия назначения пенсииДостижение пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет); наличие не менее 5 лет страхового стажаУстановление инвалидности I, II или III группыНаличие нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении
Определение размера пенсииП=СЧ+НЧ; СЧ=ПК/Т+Б; НЧ=ПН/ТП=ПК/(ТЧК)+БП=ПК/(ТЧК)/КН+Б
Условные обозначенияП — размер трудовой пенсии
НЧ — накопительная часть трудовой пенсии
СЧ — страховая часть пенсии
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала
ПН — сумма пенсионных накоплений
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии
Б — фиксированный базовый размер (страховой части) трудовой пенсии
К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа по состоянию на день наступления страхового случая к 180 месяцам
КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца
Источник: составлено автором по данным [1]

Таблица 2
Структура получателей пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров Российской Федерации за период 1990–2012 гг.
 1990199520002005200720082009201020112012
Всего пенсионеров100100100100100100100100100100
в том числе:
по обязательному пенсионному страхованию, из них:97,396,493,194,693,692,792,592,292,191,9
по старости78,178,275,076,277,478,178,981,882,182,4
по инвалидности10,711,512,611,310,610,29,86,86,46,1
по случаю потери кормильца8,56,75,57,15,64,43,93,73,53,4
по государственному пенсионному обеспечению, из них:1,73,66,95,46,47,37,57,87,98,1
пострадавшие в рез-те радиац. и техног. катастроф и члены их семей0,00,00,00,60,60,70,70,70,70,7
федер. госуд. гражд. служащие0,00,00,00,10,10,10,10,10,10,2
за выслугу лет0,20,51,80,00,00,00,00,00,00,0
летчики-испытатели0,00,00,00,00,00,00,00,00,00,0
социальные1,43,05,24,75,66,56,77,07,17,2
Источник: составлено автором по данным [2]

Источником финансирования страховой части трудовой пенсии являются обязательные взносы работодателей за застрахованных лиц; накопительная часть трудовой пенсии, единовременная выплата средств пенсионных накоплений, срочная пенсионная выплата, выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица финансируется за счет средства пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений осуществляется лицам, страховой стаж которых на момент достижения пенсионного возраста составляет менее 5 лет, а также лицам, доля накопительной части которых не превышает 5 процентов от общего размера назначенной трудовой пенсии. Право на срочную выплату возникает при возникновении права на трудовую пенсию по старости, в соответствии с которым застрахованное лицо может установить срок выплаты накопительной части трудовой пенсии, который не может быть менее 10 лет. Назначение срочной выплаты позволяет увеличить абсолютный размер накопительной части пенсии при сокращении продолжительности ее выплаты.
На 31 декабря 2012 г. общая численность пенсионеров составила 40 578,1 тыс. чел., или 27,9% всего населения, из них получают трудовые пенсии — 37 250,7 тыс. чел. (91,8% от общей численности пенсионеров), по государственному пенсионному обеспечению — 3 327,4 тыс. чел. (8,2%). Абсолютная и относительная численность пенсионеров неуклонно растет под воздействием ухудшения демографической структуры населения, выходом на пенсию поколения «бэби-бума». За период 1990–2012 гг. абсолютный прирост числа получателей пенсий составил 7 725,0 тыс. чел., относительный прирост — 23,5%. Общее число получателей пенсии по старости выросло на 7 792,0 тыс. руб., получателей социальных пенсий — 2 439,0 тыс. чел.
За рассматриваемый период изменилась структура пенсионеров по видам пенсионного обеспечения: снизилась доля трудовых пенсионеров с 97,3% в 1990 г. до 91,9% в 2012 г., при этом доля пенсионеров по старости выросла на 4,3%, пенсионеров по инвалидности снизилась на 4,6%, пенсионеров по случаю потери кормильца снизилась на 5,1%; вырос удельный вес получателей государственных пенсий с 1,7% в 1990 г. до 8,1% в 2012 г., основным фактором роста является увеличение доли социальных пенсионеров (по сравнению с 1990 г. их доля выросла на 5,8%).
Для российской пенсионной системы характерна практика досрочного назначения пенсий по старости при наличии специального стажа за особые условия труда. Абсолютная численность пенсионеров по старости не достигших пенсионного возраста составила 3 110,9 тыс. чел., из них мужчин в возрасте до 60 лет — 1 471,8 тыс. чел. (47,3%), женщин в возрасте до 55 лет — 1 639,1 тыс. чел. (52,7%). По сравнению с 1990 г. численность досрочных пенсионеров увеличилась на 904,3 тыс. чел., относительный прирост составил 41,0%. В 2012 г. удельный вес численности женщин в возрасте до 55 лет в общей численности пенсионеров по старости составил 4,9%, удельный вес мужчин до 60 лет в общей численности пенсионеров по старости — 4,4%. По сравнению с 1990 г. показатели увеличились на 0,5% и 0,2% соответственно.
По итогам 2012 г. средний размер месячной пенсии составил 9 153,6 руб., в том числе по старости — 9 790,1 руб., по инвалидности — 6 106,3 руб., по случаю потери кормильца — 5 959,0 руб., пенсии пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф и членам их семей — 8 402,6 тыс. руб., федеральным государственным гражданским служащим — 12 422,9 тыс. руб., за выслугу лет — 64 057,4 тыс. руб., летчикам испытателям — 64 321,4 тыс. руб., социальные пенсии — 5 919,0 руб. В 2012 г. средний размер месячной пенсии вырос на 880,9 руб., что составляет 10,6% от уровня 2011 г. До 2010 г. средний размер пенсии увеличивался в среднем на 32,5%, в последние два года темп прироста составил 8,9% и 10,6%. Увеличение среднего размера пенсии обусловлено ежегодной индексацией размера пенсии, проводимой в установленном порядке, размер индексации зависит от темпа роста цен и среднемесячной заработной платы.
Для оценки возможности повышения пенсионного возраста следует провести сравнительный анализ демографических показателей Российской Федерации и развитых стран. Одним из важнейших демографических показателей, имеющих особое значение при установлении пенсионного возраста, является ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении. Неуклонный рост значения показателя в течение последних двух столетий свидетельствует об увеличении шансов человека на выживание в каждом возрастном интервале. Однако, условия жизни человека неоднородны в разрезе стран, то есть различается качество питания, уровень и доступность медицинского обслуживания, природно-климатические условия проживания и прочее. Российская Федерация имеет одну из самых низких уровней ожидаемой продолжительности жизни по сравнению с экономически развитыми странами и странами СНГ. Россия по значению показателя отстает от Белоруссии, Украины. В 2011 г. ожидаемая продолжительность жизни мужского населения России составила 62,8 лет, а женского населения — 74,8 лет. Например, в Украине значения показателя соответственно 64,4 и 74,9 лет, Белоруссии — 64,6 и 76,5 лет, США — 75,6 и 80,8 лет, Германии — 77,3 и 82,6 лет, Канаде — 78,4 и 82,9 лет, Японии — 79,6 и 86,4 лет [3].
Во всех странах женщины характеризуются более высокой продолжительностью жизни, что обусловлено социально-психологическими особенностями поведения, благоприятными условиями труда по сравнению с мужским населением, биологическими особенностями и прочее. При этом разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни женского и мужского населения в России является критически высоким и составляет 12,0 лет. Сопоставимые значения зарегистрированы в бывших социалистических странах и странах постсоветского пространства: Украина (10,5 лет), Эстония (10,9 лет), Литва (11,2 лет), Белоруссия (11,9 лет). В развитых странах разрыв ожидаемой продолжительности жизни мужского и женского населения составляет 4-7 лет. Высокие различия в продолжительности жизни мужского и женского населения негативно влияют на организацию распределительного уровня пенсионной системы: ведет к несправедливому распределению пенсионных выплат в пользу женского населения, в то время как вклад мужского населения в процесс общественного производства выше.
Дополнительной характеристикой продолжительности жизни населения является показатель ожидаемой продолжительности здоровой жизни при рождении. Значение показателя рассчитывается аналогичным образом, что и ожидаемая продолжительность жизни, дополнительным фактором, сокращающим число лет, служит нетрудоспособность, вызванная различными заболеваниями. Данный показатель является более информативным для целей исследования организации пенсионной системы. В России ожидаемая продолжительность здоровой жизни всего населения составляет 60 лет, в том числе мужчин — 55 лет, женщин — 65 лет. Сопоставимое значение показателя в следующих странах: Украина (55 и 64 лет), Молдавия (58 и 63 лет), Белоруссия (58 и 66 лет). Ожидаемая продолжительность здоровой жизни населения России ниже уровня развитых стран на 10-15 лет, например, в США значение показателя для всего населения составляет 70 лет, Германии — 73 года, Швейцарии — 75 лет, Японии — 76 лет [3].
В настоящее время рост ожидаемой продолжительности жизни населения ошибочно воспринимается как одна из основных причин повышения пенсионной нагрузки в развитых странах, которая приводит к неустойчивости национальных пенсионных систем. Рост общей продолжительности жизни должен сопровождаться соответствующим ростом продолжительности здоровой жизни, что выражается в более длительном периоде трудоспособности для индивида и сохранении трудовых ресурсов для страны в целом. Основной причиной дестабилизации пенсионной системы государства является ухудшение возрастной структуры населения, неуклонное снижение уровня рождаемости, вследствие чего растет демографическая нагрузка на трудоспособное население лицами старших возрастных групп.
В России по данным 2011 г. распределение населения по возрастным группам выглядело следующим образом:
— дети в возрасте 0–14 лет — 14,6% в общей численности населения;
— трудоспособное население в возрасте 15–44 лет — 43,1%;
— трудоспособное население в возрасте 45–64 лет — 27,1%;
— население старше 65 лет — 15,3%.
В России доля детей в возрасте 0–14 лет соответствует уровню таких стран, как Испания (14,3%), Швейцария (14,5%), Румыния (14,7%), Эстония (14,7%). Ситуация в России, безусловно, лучше чем в странах с интенсивно стареющим населением: Япония (доля детей в общей численности населения 12,6%), Германия (12,8%), Италия (13,3%). В то же время есть страны, в которых каждый пятый гражданин не достиг 14 лет: Ирландия (20,6%), Новая Зеландия (19,8%), США (19,3%).
По удельному весу населения в трудоспособном возрасте Россия занимает ведущее положение, доля населения в возрасте 15–64 лет составляет 70,2%, значение показателя выше в Молдавии (70,6%), Словакии (70,9%), Кореи (71,0%). Наихудшая ситуация сложилась в Японии (60,2%), Франции (61,6%), Швеции (61,9%), Италии (62,0%), Германии (63,0%).
Доля населения старше 65 лет в России ниже, чем в развитых странах, и составляет 15,3%. Близкое значение показателя в Новой Зеландии (15,9%), США (16,2%), Белоруссии (16,2%). Критическая ситуация складывается в Швеции (22,3%), Греции (22,3%), Германии (24,2%), Италии (24,8%), Японии (27,3%).
На первый взгляд, в России достаточно высокая рождаемость, в 2011 г. общий коэффициент рождаемости составил 12,6‰, что выше уровня большинства развитых стран: Японии (8,0‰), Германии (8,1‰), Италии (9,0‰), Греции (9,4‰), Испании (10,2‰), Швейцарии (10,2‰). Несколько выше уровень рождаемости в США (12,7‰), Великобритании (12,9‰), Новой Зеландии (13,9‰), Австралии (14,0‰), Ирландии (16,3‰). Высокий уровень рождаемости в России является следствием благоприятной половозрастной структуры населения по сравнению с развитыми странами, что подтверждает исследование значений суммарного коэффициента рождаемости. Он является расчетным показателем и характеризует среднее число деторождений у одной женщины в течение всей ее жизни. Значение показателя по России составило 1,6, что немногим отличается от уровня «стареющих наций» (в Германии, Испании, Италии и Японии коэффициент суммарной рождаемости находится на уровне 1,4). Суммарный коэффициент рождаемости составляет 2,0 в Великобритании, Ирландии, США, Франции, Швеции, Новой Зеландии. Высокая рождаемость в России связана с благоприятной демографической структурой населения, не является результатом улучшения условий жизни человека, повышения интенсивности деторождения. Проблема старения населения в России носит иной характер, чем в таких странах, как Япония, Италия, Франция, Бельгия, она связана с низким уровнем воспроизводства населения (коэффициент суммарной рождаемости не обеспечивает естественное воспроизводство населения).
Установленный пенсионный возраст в России для мужского населения составляет 60 лет, женского населения — 55 лет, в большинстве развитых стран пенсионный возраст составляет 65 лет для мужского и женского населения. В США пенсионный возраст 66 лет, в Норвегии — 67 лет, в Японии — 70 лет для обоих полов. Сторонники повышения пенсионного возраста в России оперируют установленным пенсионным возрастом, не уделяя должного внимания показателям ожидаемой продолжительности жизни при рождении, ожидаемой продолжительности здоровой жизни и ожидаемой продолжительности жизни после выхода на пенсию по старости. В России ожидаемая продолжительность жизни мужчины после прекращения трудовой деятельности по случаю наступления старости составляет 14,1 лет, это одно из самых низких значений среди стран ОЭСР и СНГ; для женского населения значение показателя составляет 23,6 лет. Дольше всего живут пенсионеры в Греции (23,6 лет — мужское население, 26,9 лет — женское население), Италии (22,7 и 27,3 лет), Франции (21,8 и 26,5 лет), Бельгии (21,1 и 25,8 лет) [4].
Для оценки обоснованности пенсионного возраста проведем анализ соотношения максимальной продолжительности трудовой деятельности, который рассчитывается как разница между пенсионным возрастом и нижней границей трудоспособного возраста, и ожидаемой продолжительности жизни пенсионера. Значение показателя характеризует максимальную стоимость одного года жизни на пенсии, исчисленного в периоде трудовой деятельности. Для российского пенсионера мужского пола на каждый год нахождения на пенсии приходится 3,2 года трудовой деятельности, для женщин этот показатель составляет 1,7 лет (рис. 1). Значение показателя для мужского населения одно из самых высоких среди экономически развитых стран, например, в Великобритании и США на 1 год жизни на пенсии приходится 3 года трудоспособной жизни, Норвегии — 3,2 года, Японии — 4 года. Самые низкие значения показателя в Греции (1,8), Италии (1,9), Франции (2,1), Бельгии (2,1), Корее (2,2).
Рис. 1. Отношение максимальной продолжительности трудовой жизни и ожидаемой продолжительности жизни на пенсии в развитых странах
Ситуация с соотношением максимальной продолжительности трудовой жизни и жизни на пенсии для женского населения выглядит полярным образом: в России значение показателя составляет 1,7 лет, что находится на уровне Греции (1,6), Италии (1,6). К примеру, в США на 1 год жизни на пенсии приходится 2,5 лет трудоспособной жизни, в Норвегии — 2,7 лет, Японии — 2,9 лет.
С точки зрения социальной политики важно изучение продолжительности здоровой жизни на пенсии. Обеспечение здоровья пенсионеров путем предоставления качественных медицинских услуг, проведения профилактических мероприятий, позволяет существенно снизить расходы государственного бюджета на льготное лекарственное обеспечение, медицинское обслуживание, а также сохранить трудовую активность членов семьи пенсионера, вынужденных осуществлять уход в случае их беспомощности. На следующем рисунке представлено распределение развитых стран по показателю ожидаемой продолжительности здоровой жизни на пенсии для мужского и женского населения (рис. 2).
Рис. 2. Средняя ожидаемая продолжительность здоровой жизни после выхода на пенсию по старости, лет
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни пенсионера мужского пола в России составляет 0 лет, то есть при выходе на пенсию по старости среднестатистический мужчина не обладает здоровьем для продолжения трудовой деятельности. В Италии и Греции мужчинам, достигшим пенсионного возраста, предстоит 14 лет здоровой жизни, Франции — 10,5 лет, Бельгии — 10 лет. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни женского населения, достигшего пенсионного возраста, составляет 10 лет, что соответствует среднему уровню развитых стран. Наиболее длительный период здоровой жизни предстоит пенсионерам женского пола в Бельгии (14 лет), Франции (15,5 лет), Словении (16,7 лет), Греции (17 лет), Италии (17 лет). Меньше всего период здоровой жизни на пенсии в США (6 лет), Норвегии (7 лет), Японии (8 лет).
На основе проведенного сравнительного анализа сформулируем основные выводы:
— необоснованно говорить о проблеме старения населения России, в действительности, происходит смещение поколения, рожденного в период «бэби-бума», в старшие возрастные группы, а на их место приходит поколение, рожденное в период демографического кризиса. В России низкий уровень реализации воспроизводственного потенциала населения, среднее число деторождений на 1 женщину в репродуктивном возрасте ниже, чем в развитых странах, а наблюдаемый рост уровня рождаемости обусловлен вступлением в репродуктивный возраст поколения 1980-х гг. Половозрастная структура населения по сравнению с развитыми странами характеризуется как благоприятная, сложившаяся демографическая ситуация, в первую очередь в связи с низкой рождаемостью, представляет серьезную угрозу для пенсионной системы в долгосрочной перспективе;
— в России актуальна проблема гендерных различий пенсионного обеспечения: несправедливое перераспределение пенсионных прав между мужским и женским населением. Среднестатистический российский мужчина при выходе на пенсию не обладает здоровьем для продолжения активной трудовой и общественной жизни, а значительная часть не доживает до установленного пенсионного возраста. В России не существует объективных предпосылок для повышения пенсионного возраста для мужского населения, при этом существует возможность повышения пенсионного возраста для женского населения. Вопрос нового пенсионного возраста для женщин требует дополнительного исследования, при изучении которого особое внимание необходимо уделить здоровью женщин и влиянию параметров пенсионной системы на уровень рождаемости.


Литература
1. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/popular/pensia/
2. Единая межведомственная информационно-статистическая система: [сайт]. URL: http://www.fedstat.ru (дата обращения: 25.06.2013)
3. Приложения еженедельной демографической газеты «Демоскоп Weekly» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.demoscope.ru (дата обращения: 15.07.2013)
4. Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries, OECD Publishing [Электронный ресурс]. — URL: http://dx.doi.org/10.1787/pension_glance-2011-en (дата обращения: 21.06.2013)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия