Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ахметова К. А.
профессор Астанинского представительства «Центра дистанционного обучения»
Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза,
кандидат экономических наук

Ахметова А. А.
доцент кафедры финансов, налогообложения и страхования
Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза,
кандидат экономических наук

Тержанова А. Ж.
доцент Астанинского представительства «Центра дистанционного обучения»
Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза,
кандидат экономических наук


Процессы глобализации: преимущества и угрозы для национальной экономики
В статье глобализация рассматривается как важнейший фактор развития мировой экономики на современном этапе. На примере Казахстана, являющегося активным участником интеграционных процессов, исследуются преимущества глобализации и риски, которые она несет. Делается вывод о том, что нивелировать отрицательные последствия глобализации можно, путем создания экономики, способной на равных конкурировать с развитыми экономиками мира. В новых условиях меняется роль государства, она должна быть направлена на разрешение противоречий, вызванных глобализацией и защиту интересов страны
Ключевые слова: мировое развитие, изолированная экономика, протекционизм, глобализация, разделение труда, интеграция, либерализация, наднациональные органы, конкурентоспособность
УДК 33(574); ББК 65.9 (2К)   Стр: 137 - 141

Важнейшим фактором развития мировой экономики конца ХХ — начала ХХI вв. является глобализация. По этой причине она стала объектом пристального внимания ученых, политиков и общественных деятелей многих стран. Разработке и анализу теории глобализации посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых и исследователей. Они акцентируют внимание мировой общественности на поиске оптимальных путей развития национальных государств в условиях глобализации.
Единого мнения ученых о причинных основаниях и сущности процесса глобализации, его социальной значимости нет. Она рассматривается в равных ипостасях: как торговая интеграция стран, как процесс территориальной торговой экспансии субъектов внешнеэкономической деятельности, как растущая интеграция отдельных стран в мировую экономику, как рост экономической и политической взаимозависимости стран во всем мире и т.д. [1]
В целом, глобализация мировой экономики — это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно распространяются информация, товары, услуги, капитал, идеи. Основным признаком глобализации считается переход от изолированных экономик, разделяемых различными барьерами, к общей, единой экономической системе, в которой национальные экономики сливаются в одну взаимосвязанную и взаимозависимую. Объективным фактором глобализации является, в первую очередь, прогресс в области транспорта и связи, сокращающий экономические расстояния между странами. Современные системы телекоммуникаций, позволяя получать необходимую информацию из любой точки планеты в реальном режиме времени, облегчают организацию международного бизнеса, передачу технологий и опыта хозяйствования в различных странах [2].
Углубление международного разделения труда и экономическая либерализация, вызывающие ограничение политики протекционизма и делающие мировую торговлю более свободной, также способствуют процессу глобализации. Усиливающаяся экономическая интеграция стран ТС и возможное территориальное расширение рождают множество вопросов в сфере налогообложения, тарифного и нетарифного регулирования, справедливого распределения доходов и государственного регулирования. В результате либерализации существенно снижаются тарифы, устраняются барьеры между странами в торговле товарами и услугами. Весьма серьезным источником глобализации становится процесс зарождения транснациональных компаний, в результате чего значительная часть производства и потребления, экспорта и импорта страны зависит от решений, принимаемых международными организациями за пределами национального государства. На современном этапе транснациональные компании (ТНК) выступают в качестве ведущих сил мировой экономики и контролируют значительную часть мирового производства и потребления определенных товаров и услуг. Значительная часть всех ТНК базируется в развитых странах, но в последние годы они стали создаваться и в развивающихся государствах: Южной Корее, Китае, Мексике, Бразилии, Тайвани, Гонконге, Сингапуре, Малайзии. Молодые транснациональные корпорации такие, как «Дэу», «Самсунг» и АО «АрселорМиттал Казахстан» энергично борются за место «под солнцем», вступая в ожесточенную конкуренцию на мировом рынке. При этом они, являясь главными действующими лицами интернационализации, становятся одновременно и результатом этого процесса. В условиях растущего влияния ТНК государствам в борьбе за выживание национальной экономики приходится все больше считаться с ними либо как с могущественными партнерами, либо как с соперниками в конкурентной борьбе [3] .
Одной из важнейших особенностей глобальной экономики в конце ХХ и начале ХХI века стало бурное развитие финансовых рынков, резко изменившее облик всей мировой экономики [4]. Экономики многих стран столкнулись с необходимостью переоценки последствий финансовой глобализации и роли государства в управлении данным процессом и разработке новой методологии регулирования рынков, позволяющей не только нейтрализовать последствия глобального кризиса, но и предупредить возникновение кризисных ситуаций.
В связи с развитием глобализационных процессов возникла необходимость разработки новой парадигмы управления национальной экономикой Казахстана, для которой характерен экономический прагматизм:
— принятие управленческих решений с позиции реализации стратегических задач и экономической целесообразности;
— определение рыночных ниш на мировом рынке, где Казахстан мог бы осуществлять конкурентоспособный бизнес;
— создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата для устойчивого развития экономики;
— формирование конкурентоспособного реального сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства.
Таким образом, казахстанская модель управления национальной экономикой является прогрессивной, поскольку именно она позволила стране первой на постсоветском пространстве выйти из мирового финансово-экономического кризиса и добиться качественного роста.
На наш взгляд, в результате глобализации в мире может произойти передел сфер влияния и борьба за «место под солнцем». Глобальный передел мира будет проходить на фоне растущего дефицита природных ресурсов, питьевой воды и продовольствия. Серьезные проблемы — глобальные экологические и климатические. Экологические проблемы, как правило, являются обратной стороной экономического роста.
Для решения данных актуальных проблем современности Казахстан был вынужден разработать превентивные меры, которые нашли отражение в Стратегии Казахстан-2050. Она включает основные направления борьбы с глобальными вызовами периода глобализации. Курс, взятый Казахстаном, в связи с этим, является актуальным, соответствующим мировым трендам и определяет прорывные экономические, политические и социальные задачи.
По мнению российского эксперта А. Маслова, Казахстан до 2050 года выйдет в число лидирующих стран Азии. Для этого необходимо и дальше соблюдать ту политику толерантности и поддержки интеграционных процессов, которую Казахстан проводит сегодня. Эксперты позитивно оценивают усилия Казахстана по привлечению в страну инвестиций. Страна становится привлекательной для инвесторов при соблюдении ряда факторов: наличии социальной стабильности, потенциальных ресурсов государства, интеллектуально-технического уровня населения. Эксперты отмечают, что Казахстан обладает этими параметрами, что позволяет ему выступать в качестве одного из потенциальных быстрорастущих инвестиционных центров в Азии [5].
Для сохранения лидирующих позиций и дальнейшего расширения влияния на мировой арене важно максимально использовать преимущества от процессов глобализации, которые состоят в следующем:
— в результате международного разделения труда глобализация приводит к углублению специализации и обострению международной конкуренции, стимулирует рост производства не только на национальном, но и на мировом уровне и расширяет границы рынка, способствует развитию и взаимодействию современных рыночных институтов развития. Однако сложившаяся система международного разделения труда прочно закрепила за Казахстаном роль сырьевого придатка мировых транснациональных компаний. Между тем, ориентация лишь на сырьевой комплекс делает экономику страны весьма уязвимой и зависимой от ценовой конъюнктуры на сырьевых рынках. Необходима экономическая политика отхода от сырьевой зависимости и развития несырьевого сектора.
— снижение барьеров в международной торговле носит позитивный характер, способствует активизации использования такого инструмента, как прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Ни одна страна в мире не может решить стратегические задачи развития и проведения социально-экономических реформ, покрытия дефицита государственного бюджета и выполнения обязательств по внешним заимствованиям за счет собственных ресурсов. Инвестиции представляют собой финансовый инструмент, обеспечивающий возможность решения проблем финансирования роста и развития экономики любой страны, способствующий притоку капитала, ноу-хау и технологий, оказывающих стабилизирующее влияние на экономику стран. Как известно, развитые страны добились экономического роста именно посредством использования инвестиционного механизма, при этом в развитие вначале вовлекались национальные инвестиции, затем началось бурное развитие ПИИ [2]. Для Казахстана привлечение ПИИ может означать возможность подъема сельскохозяйственного производства, возрождения машиностроения, перерабатывающей промышленности, позволит увеличить объемы производства продукции с высокой добавленной стоимостью. С начала экономических реформ Казахстан ежегодно привлекает всего лишь 1% глобальных потоков ПИИ, что явно недостаточно для эффективного развития экономики.
— с позитивным результатом глобализации достигается экономия на масштабах производства, приводящая к сокращению издержек и устойчивому экономическому росту. В результате распространения передовых технологий, непрерывного внедрения инноваций и модернизации производственных процессов глобализация приводит к повышению производительности труда, росту заработной платы и уровня жизни. Кроме того, преимущества глобализации связаны также с выигрышем от торговли на взаимовыгодной основе участников торговых союзов, отдельных фирм и лиц.
Вместе с тем, глобализация не сопровождается гармонизацией в мировом сообществе, несет с собой не только преимущества, но и негативные последствия. В связи с разноуровневостью экономического развития различных стран, она порождает проблемы и кризисы, особенно в некоторых экономически слабых развивающихся странах. Данные Отчета о Развитии Человечества, опубликованного ООН, подтверждают тот факт, что глобализация в ее настоящем качестве, как основная тенденция в развитии мировой экономики, приносит выгоду ограниченному числу людей и наносит вред большинству населения. Три четверти бедного населения развивающихся стран — сельские жители, из которых 2,1 миллиарда человек живут менее чем на 2 долл. США в день, а 880 миллионов — менее чем на 1 долл. США. В связи с этим в Декларации тысячелетия Цели в области развития, предусматривается сокращение наполовину к 2015 году доли населения, страдающего от нищеты и голода, а также обеспечение устойчивого развития, сокращения бедности и удовлетворения реального спроса на продовольствие. По прогнозам Всемирного банка, к середине 2020-х гг. среднегодовой темп роста ВВП на душу населения в мире не превысит 2% и произойдет определенное снижение глобального неравенства [4]. На наш взгляд, существует несколько основных угроз, которые существенно снижают эффект, приносимый глобализацией современной мировой экономике:
— глобализация усиливает мировое неравенство, увеличивая разрыв между уровнями доходов разных стран и в рамках каждой отдельной страны. В этой ситуации «...если высокоразвитые государства, испытывающие избыток продовольствия, хотят сохранить свой уровень жизни, они должны помогать развивающимся странам... Потому что голодные неизбежно устремятся туда, где есть пища и благополучие» [6];
— в условиях открытых рынков, развивающиеся страны, испытывая недостаток капиталов и рабочей силы, теряют конкурентные преимущества и вынуждены прилагать дополнительные усилия для выживания в изменившихся не в их пользу условиях. Выгоды от глобализации в виде большего притока капитала и квалифицированной рабочей силы получают преимущественно экспортоориентированные отрасли;
— и для развитых, и для развивающихся стран сегодня характерна тенденция снижения уровня занятости в обрабатывающих отраслях. По мнению ряда экономистов, это становится фактором дисбаланса в экономике, при котором указанное снижение быстро восполняется ростом занятости в сфере услуг;
— негативное влияние на развитие экономики ряда государств может оказать экспорт рабочих мест в результате перевода некоторыми фирмами части своих производственных мощностей в страны с низкой оплатой труда;
— свобода перемещения рабочей силы в отсутствии адекватных мер борьбы с безработицей в отдельных странах вызывает ее рост и увеличение разрыва между заработной платой квалифицированных и менее квалифицированных работников, что также может стать потенциальным источником глобальной нестабильности;
— научно-технический прогресс, сопровождающий глобализацию, оказывает негативное влияние на мировую экосистему за счет загрязнения окружающей среды и наносит, зачастую, непоправимый вред среде обитания человека. Возникают конфликты, связанные с освоением природных ресурсов, борьбой за водные ресурсы, состояние тропических лесов, изменение климата и др.
— глобализация порождает риски и неопределенность, ставит целый ряд вопросов перед управляющими и менеджерами крупнейших корпораций: как найти свой целевой сегмент, каким образом осуществлять экспорт на зарубежный рынок, сколько инвестировать в производственную сферу этого рынка, где размещать производство: у себя или в другой стране, какие товары и услуги производить и др. [2]. Возникают также вопросы о характере и инструментах маркетинговой политики, о разработке бизнес-стратегий, учитывающих особенности национального производства и потребления, использование человеческих ресурсов, уровне присутствия иностранных конкурентов на внутреннем рынке и т.п. Особенно сложно решение перечисленных вопросов для развивающихся стран, имеющих отсталую неконкурентную экономику и неразвитую финансовую систему.
В условиях усиления взаимозависимости и взаимопроникновения национальных экономик расширяется число факторов, воздействующих на внешнеэкономическую деятельность государства. Уровень развития отдельных регионов, отраслей и фирм зависит не только от состояния национальной экономики, но и экономической ситуации в мире в целом. В связи с этим, необходима системная работа по исследованию противоречий современного этапа глобализации и поиску путей их разрешения. В первую очередь, речь идет о разработке такой внешнеэкономической политики национальных государств, которая учитывала бы оптимальное соотношение между государственным и рыночным регулированием экономики. При этом роль государства заключается в реальном взаимодействии с межгосударственными институциональными структурами, предназначенными для регулирования мировых валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы:
— с развитием глобализации противоречия мировой экономики углубляются и встает вопрос национально-государственного выживания. По результатам ежегодного Индекса глобализации Ernst & Янг Казахстан занимает лишь 56 строку из 60 возможных. По мнению аналитиков, причина столь низкого результата — плохой инвестиционный климат и политические риски. Решение этой проблемы требует нахождения новых путей и средств разрешения противоречий. Необходима разумная государственная политика по согласованию интересов молодых государств, без учета их мнения бессмысленно участие в мирохозяйственных связях и региональных объединениях. Эти интересы диктуют необходимость перехода к сочетанию открытости экономики с защитой национальных интересов, к расширению использования в управлении принципов частного предпринимательства с государственным участием и регулированием. Совершенно очевидна необходимость активного участия национальных государств в процессах согласования позиций стран по регулированию мирового рынка. Под влиянием глобализации происходят определенные изменения в функционировании государственных структур на национальном уровне и сопутствующим ей процессам демократизации общественной жизни. Усложнился процесс выявления национальных интересов и их защита на международном уровне. Институт государства в условиях глобализации претерпевает серьезные изменения. Преследуя цель регулирования мирового рынка, обеспечения стабильности международной экономической системы и защиты слабых от сильных, государства создают международные наднациональные органы, делегируя им часть своих полномочий. Глобализация привела к стремительному росту количества межправительственных и неправительственных международных организаций, регулирующих самые различные сферы жизни: экономику, политику, экологию, культуру и привела к интенсификации процесса перемещения полномочий с государственного на межгосударственный уровень. Создание новых надгосударственных структур и делегирование им полномочий, дают основание некоторым политикам утверждать, что происходит ослабление роли государства [4]. С нашей точки зрения, роль государства в условиях глобализации сохраняется и даже усиливается, при этом сохраняется доминирующая роль рыночного механизма в регулировании международных экономических отношений, что неоднократно подчеркивалось участниками различных международных экономических форумов («G 20» и др.).
Усиление роли международных организаций и передача им части управленческих функций государства на наднациональный уровень не должна приводить к потере суверенитета государств. Необходимо передавать совместно созданным органам лишь те функции, «самостоятельное осуществление которых либо невозможно, либо неэффективно» [4]. Позиция Казахстана в этом вопросе однозначна — интеграционные процессы должны протекать с соблюдением принципа неприкосновенности суверенитета республики. «Вопросы политического суверенитета страны не обсуждаются. Любое деяние, которое будет вызывать угрозу нашей независимости, мы из такого объединения будем выходить» [7].
В условиях развивающихся глобализационных процессов наиболее адекватной является открытая модель развития. Такая модель предполагает способность гибкой адаптивности к изменениям во внешнем мире, умение принимать оптимальные управленческие решения в различных ситуациях. Именно такая «открытая» модель развития заложена в стратегии развития Казахстана до 2050 года. В результате реализации принципов открытой экономики Казахстан должен войти в число 30 наиболее конкурентоспособных государств мира. Казахстан выбрал путь эволюционного развития, предполагающего, во-первых, наличие прорывных инфраструктурных проектов, реализацию Программы ФИИР, призванной обеспечить экономический рост за счет диверсификации и модернизации, внедрения «зеленой экономики» и отход от сырьевой зависимости. В стране последовательно развиваются стратегически важные с точки зрения конкурентоспособности направления: государственная программа модернизации, развития здравоохранения, образования.
Следует разработать такие регулирующие механизмы, в которых государству отводилась бы своя, более эффективная роль при одновременном ослаблении его вмешательства в экономику. Особо следует отметить возрастающую роль государства в периоды кризисов. Так, необходимость международного регулирования финансовых рынков стала предлогом для увеличения присутствия государства в реальном секторе экономики ряда стран. Коснулась эта проблема и Казахстана. Для предотвращения падения всей банковской системы государство вошло в капиталы системообразующих банков второго уровня, использовало «ручное управление экономикой». До сих пор идут споры об оценке эффективности этого вмешательства, о его «нерыночном» характере. По мнению некоторых отечественных экономистов, банкам это вхождение не помогло, а, наоборот, усугубило их положение. Нам же представляется, что принятые меры были адекватными и своевременными для сложившейся кризисной ситуации.
Казахстан состоит не менее чем в восьми достаточно серьезных межгосударственных объединениях. Сложно утверждать, какое из них несет угрозу суверенитету страны. «Мы идем на интеграцию экономическую, не политическую». Если придется столкнуться с выбором — отказаться от атрибутов самостоятельности в пользу евразийской интеграции — Казахстан выберет суверенитет и независимость. Скорее всего, речь может идти о возможности ограничения интеграционных процессов, «чтобы под лозунгом выгоды для экономики не оказались проданными сами принципы независимости страны» [7].
Проблемы строительства конкурентоспособной экономики в Казахстане, решение задач, поставленных в Стратегии Казахстан 2050, будут решаться в системе взаимопереплетающихся и взаимопротиворечивых процессов глобализации. Здесь нет однозначных рецептов, но есть путь согласования интересов, требующий всестороннего учета тенденций развития экономики страны, присутствия ее на зарубежном рынке [8]. При разработке Стратегий, целевых программ необходимо учитывать недостаточную конкурентоспособность отечественной экономики, степень вовлеченности Казахстана в систему мирохозяйственных связей, готовность к дальнейшему расширению интеграционных инициатив и т.д. Поскольку усиление внешнеэкономической направленности развития национальных экономик требует встраивания внутреннего рынка в глобальный, то возникает настоятельная необходимость совершенствования управления бизнес-процессами на основе более широкого использования рыночных инструментов хозяйствования, новейших технологий менеджмента и маркетинга.
Высокие темпы роста экономики страны в последние годы явились результатом комплекса мер по стабилизации макроэкономической ситуации, затронувших, в основном, сырьевой сектор, являющийся основным источником роста экономики. Однако сырьевой сектор, зависимый от мировой конъюнктуры цен на сырье, не может обеспечить качественный экономический рост и радикальные изменения в экономике. Ведущим направлением преобразований должны стать модернизация и индустриализация, в первую очередь, в отраслях, ориентированных на потребителя. Речь идет о сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности, машиностроении и металлообработке, доля которых в ВВП страны менее 10%. К примеру, доля сельского хозяйства по данным за 2011 год — 5%, машиностроения -3,4% и т.д. В тоже время продукция этих отраслей составляет более половины всего импорта страны. Основой модернизации должны стать собственные научно-технические разработки и инновации. Ждать готовых зарубежных технологий, учитывающих национальные особенности не следует, т.к. иностранные инвесторы не допустят на казахстанский рынок технологии, снижающие конкурентоспособность их товаров [8].
Последствия глобализации разнообразны и противоречивы, однако попытки ее ограничения нереальны. Поэтому перед Казахстаном стоит задача решения широкого круга проблем как теоретической, так и практической экономики. Основная стратегическая задача — вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира решена. По данным ежегодного доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Global Competitiveness Report 2013–2014», оценивающего конкурентоспособность экономик мира, среди 148 государств в рейтинге ВЭФ Казахстан сегодня занимает 50-е место [9].
Таким образом, в условиях расширяющихся глобализационных процессов Казахстану необходимо предпринять усилия для того, чтобы извлечь максимальные выгоды от участия в мировой интеграции. Необходим научно обоснованный системный подход к исследованиям экономических интересов страны, так как анализ функционирования экономики Казахстана в условиях Таможенного Союза свидетельствует о том, что интересы страны отечественными экономистами отстаиваются недостаточно. По мнению Генерального Секретаря ООН, «в сегодняшнем неспокойном мире больше всего проигрывает тот, кто остался незащищенным от глобализации. Это те, кто остался за бортом» [10].


Литература
1. Холопов А. Глобализация и макроэкономическое равновесие // Мировая экономика и международные отношения — 2005. — № 2. — С. 15–23.
2. Стриженко А.А. Глобализация мировой экономики: основные тенденции // Ползуновский альманах. — 2000. — № 3.
3. Некипелов А. Глобализация и стратегия развития экономики России // Проблемы прогнозирования, 2001. — № 4. — С.7.
4. Нечай А. Глобализация мировой экономики и роль государства // Журнал международного права и международных отношений. — 2010. — № 4.
5. Кононенко О. ТС дает возможность Казахстану выйти за пределы ограничений торговли // Панорама. — 2013, 12 июля.
6. Норман Борлоуг on-line на http://humanities.edu.ru/db/msg/26010
7. Нагорный Ю. Интеграция — длительный процесс, как, в прочем, и период распада // Деловой Казахстан. — 2013, 18 янв.
8. Кошанов А. Национальные экономические интересы Республики Казахстан и проблемы глобализации // Общество и экономика. — 2003. — № 6. — С. 135–150.
9. Мухамеджанова Д. Предпосылки достижения высоких целей // Казахстанская правда. — 2013, 7 сент.
10. Салпынов М. Глобализация экономики Казахстана (Перспективы вступления в ВТО) prof.msu.ru/publ/omsk/14.htm

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия