Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Богданова С. П.
доцент кафедры прикладной математики и эконометрики
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Богданов М. С.
аспират кафедры мировой экономики, международных отношений и туризма
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики


О применении эконометрических моделей для решения задач сохранения рыночной позиции производителями БАД
В статье указаны конкретные инструменты для преодоления кризиса в производстве биологически активных добавок (БАД). Показана возможность использования различных баз данных с целью улучшения оперативной эффективности. Авторы акцентирует внимание на необходимости сокращения времени отчётности для возможности быстрого принятия и внедрения решений
Ключевые слова: рыночная позиция, планирование, база данных, информационные ресурсы, конкурентная позиция, регрессионный анализ
УДК 65.011.46; ББК 65.9(2)304   Стр: 172 - 174

Одним из важных условий устойчивого развития предприятий, производящих пищевые добавки (БАД) в условиях посткризисной экономики является проверка производственных планов.
Вопрос касается продуктов, предназначенных для российского рынка и производственных предприятий, работающих на территории РФ. Представленные решения позволяют обратить внимание на конкретные инструменты, которые помогают предприятию пережить экономический кризис. Эти инструменты, в частности, должны уточнить текущую позицию продуктов и предприятий на рынке, контролировать затраты и улучшить использование имеющихся средств.
Все решения, принимаемые в условиях кризиса, должны влиять на экономическую эффективность организаций.

Характер и качество пищевых добавок
По законодательству пищевые добавки — это пищевое средство, целью которого является дополнение к стандартной диете и одновременно являющееся концентрированным источником витаминов, минеральных ингредиентов или других веществ, имеющих питательный эффект или другой физиологический эффект в виде отдельных или сложных ингредиентов. Их вводят в оборот в форме, которая позволяет дозирование — в виде капсул, таблеток, драже и пр., предназначенной для использования в маленьких, отмеренных единичных количествах, за исключением продуктов, обладающих свойствами лечебного продукта в понимании фармацевтического права. Это продукты, которые требуют уточнения в законодательных документах.
В маркетинговом понимании пищевая добавка — это продукт, который влияет на улучшение самочувствия, повышение жизненных сил и укрепление организма, а также является дополнением к питанию. Данный продукт не должен иметь лечебных свойств. Пищевая добавка — это элитный продукт. Интерес к нему зависит от фактора достатка в обществе.
Сохраняющийся положительный уровень ВВП в Российской Федерации является позитивным фактором для прогноза развития продажи добавок. Сектор пищевых добавок в России показывает растущую тенденцию. Это определено тем фактом, что в российском обществе возрастает интерес к собственному здоровью.

Внутренние и внешние базы данных, используемые на предприятиях
Для хозяйствующих подразделений, работающих в конкурентном окружении, неотъемлемым элементом функционирования, является использование внешних и внутренних баз данных.
Внутренние данные собираются, упорядочиваются и перерабатываются в организованных информационных системах класса ERP, таких как, например, SAP, Oracle, Navision, или базы, созданные в программе Access. Вводимая информация служит для учёта и контроля подробных количественных данных. Эти данные касаются количества созданных и проданных единиц, цен, срока годности продуктов, дат закупок и продаж, начисляемых налогов, размеров и дат выплат зарплат работников, названий продуктов, адресов доставки, людей, вписывающих определённые данные, заметок, касающихся продуктов. Собранные данные позволяют планировать производство, логистику отправок к отдельным получателям, характеристику персонала и анализ осуществляемых ими заданий.
Управление информацией является существенным фактором в ситуации угрозы функционированию предприятия и неблагоприятного поведения рынка. Данные должны обрабатываться немедленно для подробного отображения текущего положения организации. Главной функцией в продаже является использование их в качестве источника информации о предприятии при высококонкурентном рыночном окружении.
Принимаемые решения основываются на сборе информации, необходимой для: поддержки повторяющихся управленческих решений, планирования производства, продажи, доставки, снабжения, определения основных характеристик участников рынка.
Внешние данные касаются окружения предприятия и конкретных данных о продуктах конкурентов и собираются разными специализированными организациями. Параллельно предприятия собирают данные о клиентах и окружении при каждом возможном случае.
В настоящее время продажа пищевых добавок без использования внешних баз данных, определяющих количество проданных продуктов в данных точках продаж, представляется как движение в тумане. Часто принятие решения о продаже тесно зависит от доступности соответствующих баз данных и проведения маркетинговых исследований. Это приводит к тому, что информационная технология очень быстро и динамично развивается.
В отдельных случаях применение баз данных позволяет выполнять сложные и требующие высокого профессионализма отчётно-оценочные задания. Дополнительные модули программ позволяют профессионально их исследовать (англ. data mining). Очень большие количества данных могут быть выбраны, а затем аналитики и коммерсанты могут находить конкретную регулярность и связи.
Результаты исследовательских изысканий часто призывают к действиям, на которые у большинства предприятий не хватает финансовых средств и соответствующего персонала. Несмотря на это, полученные данные позволяют подготовить руководящие кадры к необходимости противодействия угрозам, которые могут произойти со стороны конкурентов, особенно в условиях отсутствия стабильности финансовых рынков.
Развитие информационной технологии совместимо с растущим значением применения баз данных, которые всё ещё остаются фундаментальным инструментом, способствует реализации видения, миссии, функций и задач предприятия. Использование баз данных в маркетинге и продажах даёт возможность исполнять следующие позиции1:
● источники знаний о процессах, реализованных на предприятии и в его рыночном окружении, комплексные рыночные данные, получаемые из многих источников вместе с комплектом специализированных инструментов, использование методов регрессионного анализа для выявления зависимостей и улучшающих управление информацией,
● непосредственный маркетинг, управление отношением с клиентами — CRM (с англ. яз. Customer Relationship Management);
● рыночные и маркетинговые исследования по продаже благ, реализуемых потребителям в розничных пунктах торговли, с учетом решений, принимаемых потребителями;
● процедура S-T-P (Сегментация-Таргетирование-Позиционирование (Segmentation-Targeting-Positioning);
● идентификация возможности и развития, разработка пути роста;
● Интернет;
● e-comerce.
Производитель должен сконцентрироваться на заботе о клиенте и предпринять действия, используя собранные данные для:
1. идентификации потенциальных клиентов;
2. принятия решений — к каким клиентам должно быть направлено предложение;
3. расширение лояльности клиента и приобретение его доверия;
4. повторных покупок клиента — чтобы клиент не покупал продукцию других производителей, даже если на рынке они значительно дешевле;
5. избежание серьёзных ошибок.
Благодаря доступности развитых потребительских баз данных и функциональных аналитических инструментов предприятие имеет возможность дойти до конечного получателя и может имитировать последующие изменения рыночных структур, что позволит достаточно точно наблюдать за действиями конкурентов2.
Рис. 1 Схема областей усиленного контроля предприятием в условиях экономического кризиса
Источник: собственная разработка на основании: Котабе М. (Kotabe M.), Хельсен К. (Helsen K.), Глобальное маркетингововое управление (Global Marketing Management), John Wiley & Sons, Нью-Йорк 2004, с. 302.
Верификация внутренних процедур деятельности, новые стратеги для планирования производства и определения условий с контрагентами в условиях экономического кризиса.
В условиях экономического кризиса, производители пищевых добавок должны верифицировать прогнозы продаж и производственные планы. Рекомендуется пересмотреть торговые условия с контрагентами.
На рис. 1 показаны области усиленного контроля, осуществляемого предприятием. Направление стрелок показывает непрерывность, цикличность и связность процессов контроля очередных процессов в организациях.
Все действия должны иметь перспективное измерение для сохранения активности предприятий после окончания нестабильной экономической ситуации.
В области планирования объекты вынуждены:
● верифицировать производственные планы и создать поведенческий прогноз продаж;
● сопоставлять новые продукты с текущими рыночными условиями;
● лучше контролировать производственные затраты;
● искать возможности экономии в различных сферах деятельности предприятия.
В области снабжения, управляющие должны:
● продумать величину складируемого сырья и готовых продуктов;
● пересмотреть текущие условия закупки, одновременно учитывая долгосрочное сотрудничество с национальными и зарубежными поставщиками3;
● принять решение о поиске новых более дешёвых поставщиков, с более выгодными условиями.
В области принятия торговых решений с текущими и потенциальными контрагентами, производители должны:
● оценивать рентабельность получателей — торговых партнёров и проверять их платёжеспособность;
● оценить, а затем принять решение о дальнейшем сотрудничестве с прежними клиентами, сотрудничество с которыми является не рентабельным, но которые являются значимыми игроками на рынке;
● принять решение о поиске новых получателей, добраться до прежде не заинтересованных целевых групп покупателей, новых каналов дистрибуции;
● верифицировать розничные и оптовые цены;
● контролировать и исполнять обязательства.
В области решений о продуктовом предложении и продаж, производители должны сконцентрировать внимание на:
● качестве продуктов;
● совершенствовании торговых процессов;
● улучшении качества продажи пищевых добавок и доступности информации о продуктах;
● создании программ лояльности, поддерживающих продажи;
● точном анализе конкуренции.
Производители в условиях экономического кризиса должны вносить ясность в информацию. Принятие решения является существенным и подготавливает предприятие к динамичным действиям в посткризисной ситуации.

Построение и сохранение конкурентной позиции путём использования разных информационных источников
Конкурентное преимущество организации зависит от умения эластично приспособиться к изменениям и от занимаемой стратегической позиции4. С целью достижения конкурентного преимущества предприятия реализуют глобальные стратегии, основанные на конфигурации и координации бизнеса, что выражается в экспансии предприятий на новые рынки, в эластичном подходе к разным экономическим условиям5. Условия экономического кризиса в некоторой степени могут заставить предприятия реструктурировать базы поставщиков сырья. Необходимо использовать доступные мультимедийные инструменты, а растущая квалификация директоров по поставкам влияет на оптимизацию затрат на закупку, улучшение качества сырья и продуктов6.
Производители и дистрибьюторы, реализуя торговые цели на определённых рынках (старых и новых), перемещаются в разных плоскостях, включая увеличение доли на рынке, взаимодополняемость продуктов, диверсификацию риска деятельности, увеличение дополнительной стоимости, ослабление конкуренции.
С целью определения и идентификации возможностей, часто достаточно внимательно наблюдать за рынком и окружением и оставаться открытым для учета информационных сигналов. Подход открытости к изменениям определяется в процессе обучения.
Умение использования данных может ослабить остальных конкурентов. Чем выше уровень международного предпринимательства, тем больше необходимость использования в оптовой торговле баз данных и управления информацией. Процессы интернационализации означают эффективное развитие деятельности предприятия за пределами национального рынка и рынка происхождения товара.

Заключение
Для повышения эффективности, предприятия нуждаются в структурированных данных об окружении. Стратегия должна базироваться на данных о рынках, клиентах, потенциальных клиентах, использованной технологии, мировых финансах и изменениях в мировой экономике7. Экономические структуры, производящие пищевые добавки для поддержания своей позиции должны эффективно, быстро и соответственно дёшево дойти до клиента.
В связи с этим, необходим доступ к базам данных, которые должны быть актуальными, достоверными, адекватными и точными. Предприятия постоянно ищут соответствующий набор информации, благодаря которому они будут иметь возможность принимать наиболее оптимальные для бизнеса решения.
Различные базы данных могут быть использованы на определённых этапах продажи и создания продуктов, что приводит к росту эффективности предприятия8. Базы данных предоставляют предприятиям незаменимые, конкретные и объективные данные о размерах продаж продуктов, трендах и изменениях, происходящих на рынке, а также уровне цен на другие продукты. Они также предоставляют ключевые подсказки, касающиеся использования действий по продвижению в розничных каналах и данные, касающиеся дистрибуции и запасов в пункте розничной торговли.
Базы данных дают практический смысл удержания и построения конкурентной позиции, а также являются ключевыми единицами измерения результатов продаж производителей пищевых добавок особенно в условиях нестабильности экономики.


Литература
1. Сойкин Б. Информационные основы..., С. 126–127.
2. Котабе М., Хельсен, К., Глобальное маркетинговое управление, John Wiley & Sons, Нью-Йорк, с. 302–303.
3. Е. Сollat, Le Developpement du Hard Discount en Europe. Une analyse competitive, “Revue Franзaise du Marketing” 2007, no.1, c. 61–68.
4. Богданов М.С. Магазины будущего — инновационная платформа развития сетевой розничной торговли // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — № 2 (12)/2012. С. 143–150.
5. Богданов М.С. Принципы построения системы стратегического управления конкурентоспособностью розничной торговой сети (Россия. Санкт-Петербург) // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал №2 (42) 2012. С.400–404.
6. Портер М. Портер о конкуренции, PWE, Варшава, 2001, с. 10–11.
7. Портер М. Конкурентное преимущество наций, Free Press, Нью-Йорк 1990, с. 33, 40–44, 55.
8. Котабе М., Хельсен, К., Глобальное маркетинговое управление, John Wiley & Sons, Нью-Йорк, с. 302–303.

Сноски 
1 Сойкин Б. Информационные основы..., С. 126–127.
2 Сойкин Б. Информационные основы ..., С. 134
3 Котабе М., Хельсен, К., Глобальное маркетинговое управление, John Wiley & Sons, Нью-Йорк, с. 302–303.
4 Портер М., Портер о конкуренции, PWE, Варшава, 2001, с. 10–11.
5 Портер М. Конкурентное преимущество наций, Free Press, Нью-Йорк 1990, с. 33, 40–44, 55.
6 Котабе М., Хельсен, К., Глобальное маркетинговое управление, John Wiley & Sons, Нью-Йорк, с. 302–303.
7 Друкер П.Ф., Главные мысли Друкера, MT Biznes, Варшава, 2002, с. 166.
8 Йоханссон Й.К. Глобальный маркетинг: вход на иностранный рынок, Локальный маркетинг и Глобальное управление, McGrawHill/Irwin, Нью-Йорк 2003, с. 128.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия