Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Майдан Н. В.
старший преподаватель кафедры политической экономии
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета


Повышение эффективности венчурного финансирования промышленных предприятий (сегмент малых и средних предприятий)
В настоящей статье рассматриваются основные возможности создания и расширения спроса на рынке венчурного капитала. Дана краткая характеристика государственного стимулирования развития венчурного капитала, а также выделено значение развития малых средних предприятий для формирования венчурного капитала
Ключевые слова: инвестиции, венчурные организации, предпринимательство
УДК 330.101.8; ББК 65.050   Стр: 193 - 195

В современной российской экономике, существует растущая потребность в финансовом рынке, который мог бы увеличить приток ликвидных средств в акционерный капитал и придать новый импульс развитию одного из важнейших путей выхода венчурного капитала из участия в капитале компаний. В настоящее время указанный «выход» является весьма серьезной проблемой. На российском фондовом рынке, в основном, котируются акции предприятий-монополистов, представляющие собой наименее рисковое вложение капитала. Прецедента продажи на российском фондовом рынке акций малой компании на технологической основе за время существования венчурного капитала в России еще не было, однако объективная необходимость в этом есть. Для создания и расширения спроса на рынке венчурного капитала необходимо также учесть ряд важных факторов.
Следует признать, что уровень осведомленности о венчурном капитале среди малых и средних предприятий в России чрезвычайно низок. Уже действующие в России фонды отмечают очень низкое количество «стоящих» заявок на финансирование [4, с.12].
Венчурные организации сталкиваются с клиентами, у которых просматривается масса слабых мест, включая отсутствие деловых знаний и опыта, даже если они в состоянии умело скрывать часть или даже большинство своих недостатков.
Венчурные организации, предъявляют особо жесткие требования к финансовому положению клиентов и результатам их деятельности в прошлом, что только и может оградить их от участия в предприятии, которому грозит банкротство. Это может означать, что кандидатами на получение венчурного капитала являются предприятия с низкой степенью риска, что в полной мере относится также и к предложению на рынке ссудного капитала.
Тщательная проверка по «классическому» образцу на стадии отбора кандидатов в России практически не осуществима, поскольку слишком значительные усилия уйдут на выявление проблем, которые венчурной организации все равно будет не под силу решить [5, с. 77–78]. Тем не менее, это не повод для выхода из проекта.
Венчурные организации уделяют большое внимание показателям работы компании в прошлом, если таковые имеются. Для руководителей предприятий это означает снижение шансов. Кроме того, это автоматически приводит к отказу от инвестиций в новые инновационные фирмы, которые имеют большую ценность на нынешнем этапе развития российской экономики.
К сожалению, Россия мало готова к тому, чтобы начать эффективно развивать венчурный бизнес. Владельцы денежных средств едва начинают понимать, что вложение на несколько лет является нормой, более того, оно может быть эффективным. В стране нет необходимого количества менеджеров для управления новыми венчурными компаниями, хотя проблема эта тоже постепенно решается.
Существуют проблемы законодательного характера — в основном, в части налогообложения. Не отработана схема воздействия разработчиков и инвесторов — здесь много проблем и инфраструктурного толка, и психологического: например, не секрет, что разработчики плохо представляют структуру расходов на разработку и продвижение продукта на рынок. По многолетней статистике известно, что стоимость разработки даже в развитых странах с очень высоким уровнем оплаты квалифицированного труда редко превышает 25–30% от общей суммы затрат, еще около трети стоит организация массового производства и примерно столько же — собственно маркетинговые действия по продвижению продукта на рынок и его распределению. Для России стоимость разработки обычно ниже, а расходы по организации массового производства в связи с изношенностью производственных линий и необходимостью приобретать почти 100% требуемого оборудования выше, равно как выше и доля расходов по продвижению на рынок готовой продукции.
Пока нет готовности разработчиков и инвесторов идти на уступки друг другу. Первые с большим трудом соглашаются готовить серьезные бизнес — планы с оценкой рынка и перспектив продвижения продукта, основанных не на умозрительных заключениях, а на рыночных фактах; вторые с неохотой рассматривают проекты на стадии, когда еще бизнес-план не полностью готов. Однако сближение уже идет, и процесс венчурного финансирования в стране начинает развиваться.
Примером эффективного общения инвесторов и разработчиков становятся инвестиционные конференции — ярмарки венчурных проектов. За последние годы этот механизм был опробован несколько раз. Наиболее хорошо организованной ярмаркой венчурных проектов была проведенная Российской ассоциацией венчурного инвестирования (РАВИ) в декабре 2000 года Первая Всероссийская выставка — ярмарка венчурных проектов. За ней последовали инвестиционная конференция и ярмарка венчурных проектов, которые проводило Правительство Москвы, Технопарк «Зеленоград», Национальная венчурная компания. Затем в сентябре в Санкт-Петербурге состоялась Вторая Всероссийская ярмарка. В прошедшем году прошла уже XI Российская Венчурная ярмарка. Хотелось бы с целью ускорения процесса развития венчурного бизнеса использовать силы довольно большой группы экономических институтов страны для помощи своим технологическим коллегам в экономическом и финансовом просчете и анализе проектов, это ускорило бы движение вперед.
Большую проблему в развитии венчурного бизнеса в настоящее время порождает налоговое законодательство. Если мы не можем в силу слабости бюджета в настоящее время эффективно поддерживать технологическое предпринимательство, как это делается в развитых странах, имеющих двухступенчатые системы выделения грантов с объемом финансирования проектов первого уровня до 50 тыс. долл. и второго — до 500 тыс.долл., то, по крайней мере, нам необходимо ввести налоговые льготы, связанные с акционерным инвестированием проектов, хотя бы для тех компаний, которые осуществляют коммерциализацию новейших российских технологий. Высокотехнологический проект не пекарня, которая через неделю после установки оборудования уже может возвратить вложенные деньги. Здесь речь идет о трех-четырех годах и больше, поэтому надо создать таким проектам некоторые специальные условия, тогда мы сможем вернуть вложенные деньги и заработать определенные средства на развитие науки.
Частные российские инвесторы уже сделали первые шаги на финансовом рынке. Однако для того, чтобы сделать их более уверенными, необходим пример со стороны государства. И действительно, во всех странах он очень выгоден, недаром его рынок растет не по дням, а по часам. Для государства 100 млн долларов — не очень большие деньги, и стоило бы их потратить на то, чтобы быстро запустить механизм венчурного бизнеса, который эффективен, позволяет создавать много новых рабочих мест и развивать страну в технологическом отношении, используя все ранее накопленные интеллектуальные ресурсы.
Организация процесса венчурного инвестирования высокотехнологических проектов в государственных масштабах первоочередная задача, в том числе, путем эффективного использования накопленного российского научно-технического потенциала.
Доступ индустрии к финансам является определяющим моментом в инновационном процессе при переводе результатов исследований и разработок в коммерческий продукт, даже в государственном секторе, а при осуществлении инновационной деятельности малыми фирмами — особенно критичен. В силу различных причин большим компаниям трудно осуществлять связанные с высоким риском инновационные проекты. Проекты имеют максимальные шансы на успех, если они выполняются в малых технологических фирмах. Венчурные капиталы нужны для поддержки инвестиций с повышенным уровнем риска на начальных стадиях осуществления проектов, основанных на новых технологиях — уровнем риска часто неприемлемым для крупных компаний и традиционных финансовых институтов. В этой связи венчурный капитал как специфический тип финансирования, который был разработан специально для такого типа проектов, играет наиважнейшую роль. С другой стороны, венчурные капиталисты хотят и в состоянии инвестировать в такие сопряженные с высоким риском проекты, используя свои финансовые инструменты и особые технологии финансирования. Это подтверждается тем фактом, что технологические революции, приведшие к трансформации целых отраслей промышленности, возглавлялись фирмами, поддержанными венчурным капиталом.
Необходимо на законодательной основе привлекать венчурные организации для оказания услуг консультационной поддержки молодым фирмам. Такая помощь может ограничиваться функциональной поддержкой, например, в области управления и маркетинга, или может даже включать передачу функций управления полностью в руки инвестора, как в случае выкупа фирмы другой компанией [1, с. 46–47].
Думается, что на данном этапе функции связующего звена между венчурными организациями и молодыми инновационными фирмами могла бы выполнять Торгово-промышленная палата России. Являясь достаточно авторитетной организацией, Палата может предоставлять достоверную информацию о предприятии венчурному капиталисту, а предприятие, в свою очередь, могло бы получать консультационные услуги относительно необходимых требований венчурных капиталистов, возможности и способов получения венчурного финансирования.
Однако в дальнейшем, для активизации спроса на венчурный капитал со стороны инновационных фирм, венчурным организациям необходимо предлагать и оказывать разнообразную конструктивную помощь. Руководители молодых инновационных фирм рассчитывают на такую помощь, поскольку консультирование и продвижение является неотъемлемой частью практики венчурного капитала на западе, наравне с инвестированием средств и «легализацией».
Представляется возможным законодательно утвердить статус венчурной организации, с целью контроля над осуществлением ею полного спектра мероприятий и услуг, в частности осуществления помимо инвестиций консультационной поддержки, создания системы технического обучения для персонала малых и средних предприятий, которые являются объектами их собственных инвестиций и т.д.
В настоящее время также необходимо пересмотреть определение прав на объекты интеллектуальной собственности. Сегодня правовые отношения устанавливаются только по исключительным правам на объекты такой собственности: патенты и промышленные образцы [3, с. 51]. Таким образом, из оборота выпадают результаты научно-технической деятельности, полученные в научных коллективах за государственный счет, а эти результаты могли бы вызвать значительный интерес для коммерциализации. Необходимо создать правовые условия, чтобы разработчики интеллектуальной собственности в государственных научно-технических организациях могли официально ставить ее на баланс и вовлекать в коммерческий оборот или создавать на ее базе малую фирму [6].
При этом, государственное стимулирование развития рынка венчурного капитала принимает две основные формы: прямое и косвенное.
Прямое стимулирование предполагает осуществление прямых государственных инвестиций в долевой капитал венчурных организаций, предоставление грантов инновационным фирмам, предоставление активов специальным фондам и организациям, осуществляющим поддержку развитию рынка венчурного капитала. Прямое регулирование должно быть нацелено на активизацию развития приоритетных направлений развития науки и техники, путем привлечения венчурного капитала на эти направления, создание примеров успешного венчурного инвестирования и формирования предпосылок для «прорывного» роста отдельных производств и отраслей в рамках приоритетных направлений.
Система региональных венчурных фондов начала создаваться по инициативе Минэкономразвития России в 2012 году на основе частно-государственного партнерства. В рамках данной системы федеральный бюджет предоставлял региону на конкурсной основе субсидию, регион обязан был зарезервировать в своем бюджете аналогичный объем средств для формирования некоммерческой организации — Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере субъекта РФ.
Косвенное стимулирование рынка венчурного капитала включает в себя мероприятия, призванные в целом создать благоприятный климат для развития предпринимательства в стране. Сюда относятся такие меры, как правовое обеспечение, использование механизма налоговых льгот и преференций, упрощение процедур регистрации субъектов венчурной деятельности, упрощение процедур валютного регулирования и контроля, развитие малого и среднего бизнеса.
С учетом зарубежного опыта и национальных особенностей, предложены методологические основы выбора приоритетных направлений экономического развития. По нашему мнению, выбор приоритетов должен являться основой для дальнейшего государственного регулирования экономики, в том числе и регулирования рынка венчурного капитала.
Государство должно сыграть ведущую роль в организации рынка венчурного капитала, стать его непосредственным участником, создавать и поддерживать необходимые институты для активизации спроса и предложения на этом рынке.
Подготовленная Правительством России концепция развития до 2020 г. базируется на четырёх «И» — институты, инвестиции, инфраструктура, инновации [2, с. 78–79]. По нашему мнению, заданный вектор развития будет способствовать повышению эффективности и долгосрочного развития российской экономики. В настоящий момент Россия обладает высоким научно-техническим потенциалом, необходимым для решения самых сложных задач и достижения лидирующих позиций в высокотехнологичном конкурентном мире.
Однако важным считается внести свой вклад в реализацию этого потенциала, поэтому было принято решение о создании специального Венчурного фонда, основной задачей которого являются реальная помощь малому и среднему бизнесу, предпринимателям-новаторам в создании высокотехнологичных инновационных предприятий.
Помимо инвестиций в инновационные проекты венчурные фонды должны:
— предоставить уникальный опыт по управлению и развитию технологичных start up проектов;
— передать готовые решения из международной практики по коммерциализации технологий и вывода их на рынки, в т.ч. международные;
— обеспечить обмен опытом с представителями зарубежных компаний, решавших аналогичные задачи;
— организовать тренинговое сопровождение проектов
В завершение отметим, что развитие малого инновационного предпринимательства является важнейшим направлением формирования национальной системы венчурного инвестирования в России. Его неразвитость, а, следовательно, отсутствие полноценного спроса на венчурный капитал являются главными причинами, сдерживающими развитие венчурного финансирования инновационной деятельности.


Литература
1. Иванова И.А. Перспективы развития венчурного бизнеса в России // Реформы в России и проблемы управления — 2008. — С. 41–52.
2. Ильина С.М. Венчурное финансирование. — М.: Академический проект, 2012. — 327 с.
3. Мотовилов О.В. Роль государства в формировании системы инновационного финансирования // Российский путь в экономике. — 2010. — № 7. — С. 47–58.
4. Обзор рынка прямых и венчурных фондов в России за 2012г. — СПб.: РАВИ, 2012. — 286 с.
5. Овчинников С.Г. Инновационное ускорение как фактор экономического развития // Инновации. — 2009. — № 3. — С. 76–81.
6. Сергиенко Я.В. К вопросу об организации венчурного финансирования в рыночной экономике [Электронный ресурс] / URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/154716.html
7. Трифонов Е.С. Условия и предпосылки функционирования венчурного финансирования в современных условиях России // Журнал научных публикаций. — 2012. — № 4. — С. 76–81.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия