| | Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004 | | ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Залятов М. М. начальник Альметьевской центральной
базы производственного обслуживания
электропогружных установок ОАО "Татнефть",
лауреат премии Правительства РФ 2003 года
| |
| |
| Специфика услуг, особенно высокотехнологичных производственных, обуславливает особые требования к их качеству. При этом становится необходимой сертификация продукции и технологий.
В России в соответствии с законами "О защите прав потребителей" и "О сертификации товаров и услуг" сертификаты качества используются, главным образом, при покупке потребительских товаров мелким оптом и в розницу. В развитых зарубежных странах сертификация стала основой практически любых трансакций и контрактов, гарантируя любому покупателю не только безопасность, но и производительность (для средств производства), надежность, срок службы, лимит эксплуатационных издержек и т.д. Стоимость оснащения испытательной лаборатории достигает 1 млн.долл., а цена 1 часа работы эксперта - 200-300 долл. Эти затраты окупаются благодаря расширению рынка сбыта, повышению цен до мирового уровня и сокращению сроков реализации.
Система сертификации в условиях современного регулируемого рынка включает обычно четыре звена 1 :
- лаборатории фирм, НИИ, университетов, специализированные на определенных видах испытаний в системе управления качеством;
- независимые испытательные центры по видам продуктов и услуг, прошедшие аккредитацию в профессиональных ассоциациях или (и) государственных органах и проводящие в основном добровольную (по заказу фирм - производителей) сертификацию за плату;
- национальные или межгосударственные центры сертификации в региональных интеграционных группировках (ЕС, NAFTA, ACEAN) с широким набором испытательных подразделений, проводящие преимущественно обязательные испытания на соответствие стандартам отечественной и импортной продукции, а также сертификацию методов испытаний и соответствующих приборов (для испытательных центров и лабораторий) с целью их аккредитации и возможного последующего привлечения к обязательным испытаниям;
- органы государства и ассоциаций (отраслевых и профессиональных), выдающие сертификаты по представлению испытательных центров и контролирующие их работу. Они не имеют собственных испытательных лабораторий, но располагают базами данных по различным видам сертифицируемой продукции (услуг), связанных с Internet, с базами данных Всемирной организации здравоохранения, Всемирной продовольственной и других международных и региональных организаций.
Формирование комплексной системы управления качеством продукции (Total Quality Management) является важнейшей целью организационно-технологического этапа реструктуризации предприятий. Именно ради этой цели проводятся преобразования в технике, технологии, а также в информационном сервисе2 .
Главной проблемой на данном этапе реструктуризации становится выработка четкой процедуры бизнес-процесса, прежде всего порядка подготовки, обсуждения, принятия и контроля за выполнением управленческих решений. При этом необходимо добиться реализации следующих принципов:
- все функции управления должны быть закреплены за теми или иными службами;
- ни одна функция не должна выполняться параллельно несколькими службами;
- число ступеней (этапов) управления должно быть минимально при соблюдении меры управляемости.
В АЦБПО ЭПУ "Татнефть" разработана и внедрена система менеджмента качества (СМК), отвечающая требованиям ИСО 9001:2000, 9ГОСТ Р, ИСО 9001-2001.
В основе СМК предприятия - восемь принципов качества:
1) ориентация на потребителя;
2) лидерство руководителя;
3) вовлечение работников;
4) процессный подход;
5) системный подход к менеджменту;
6) постоянное улучшение;
7) принятие решений, основанное на фактах;
8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Все процессы, обеспечивающие эффективное функционирование СМК и выполнение договорных обязательств, идентифицированы и находятся в управляемых условиях.
Процессы СМК сгруппированы по блокам: процессы управления; обеспечивающие процессы; основные процессы. Взаимодействие процессов СМК отражено в Схеме их взаимодействия, а механизм - в моделях процессов.
Управление конкретным процессом осуществляется его руководителем. Для каждого процесса определены его участники и потребители. Между участниками разграничена ответственность за достижение целей в области качества. Эта ответственность описана в соответствующей нормативной и технической документации: в стандартах предприятия, технологической и ремонтной документации, в положениях о подразделениях и должностных инструкциях, разработанных и введенных в действие в установленном порядке.
Ко всем процессам применяется лозунг "Планируй - осуществляй - проверяй-воздействуй" (PDCA). Степень реализации планируемых показателей и соответствие требованиям документации постоянно контролируется. По результатам мониторинга при необходимости могут предприниматься корректирующие и предупреждающие действия.
На предприятии ряд функций управления качеством в ходе аутсорсинга передан сторонним организациям (см. табл.).
Перечень процессов, частично осуществляемых сторонними организациямиПроцесс | Наименование процесса | Сторонняя организация, (частично) осуществляющая процесс | Осуществляемый сторонней организацией деятельность | Руководитель процесса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | П-1 | Управление предприятием высшим руководством | Юрисконсульт ОАО "Татнефть" | Анализ договоров | Начальник АЦБПО ЭПУ | П-5 | Управление персоналом | Сторонние организации по договору | Обучение персонала | Начальник ОК | П-6 | Закупки | УМТО, УТНС ОАО "Татнефть" | Закупка материаль-ных ценностей | Зам. начальника по общим вопросам | П-8 | Метрологическое обеспечение | Сторонние организации по договору | Поверка, калибровка, ремонт средств измерений; аттестация испытательного оборудования | Заместитель главного инженера по качеству - начальник ОТК | П-9/1 | Обслуживание и ремонт зданий | Сторонние организации по договору | Строительные работы | Зам. начальника по капительному строительству | П-9/2 | Техническое обслуживание технологического оборудования | Организации-производители оборудования по договору | Обслуживание оборудования | Главный механик | П-9/3 | Управление грузоподъемным оборудованием | Специализированные предприятия ЦБПО по РНО | Разработка схем строповки грузов Участие в техническом освидетельствовании ГПМ | Главный механик | П-9/4 | Обеспечение транспортом | Управление технологическим транспортом при НГДУ ОАО "Татнефть" | Предоставление транспорта по заявкам | Начальник ЦДС | П-9/5 | Энергоообеспечение, связь, организация ремонта энергетического оборудования | "Энергосбыт"; компании сотовой связи, сторонние организации | Предоставление электроэнергии; сотовая связь; сложный ремонт электрооборудования | Главный энергетик | П-9/6 | Управление программным обеспечением и вычислительной техникой | Компании-разработчики программ; Информационно-вычислительный центр ОАО " Татнефть"; Управление "Татнефтеснаб" ОАО"Татнефть"; "ТатАИСнефть" | Программное обеспечение, его обслуживание
обработка, анализ информации; закупка оборудования и комплектующих | Начальник СОИ |
П-10 | Управление производственной средой | Санэпидстанция | Анализы параметров окружающей среды | Заместитель главного инженера по промышленной безопасности и охране труда |
Процессы управления производством включают: управление предприятием со стороны его высшего руководства; анализ СМК со стороны руководства; управление СМК и внутренние проверки. Руководителем процесса управления предприятием является начальник АЦБПО ЭПУ. Цель процесса - эффективное управление для получения прибыли.
С этой целью обеспечивается четкое распределение обязанностей и ответственности персонала, на основе следующих документов:
- схемы управления производством АЦБПО ЭПУ ОАО "Татнефть";
- штатного расписания;
- положения о подразделениях;
- должностных инструкций;
- приказа о назначении представителя руководства по качеству;
- руководства по качеству;
- стандартов предприятия;
- приказов, направленных на улучшение деятельности предприятия.
Начальник АЦБПО ЭПУ утверждает бизнес-планы развития предприятия, планы производства, целевые программы, договора со сторонними организациями.
Политика в области качества содержит обязательства по необходимым ресурсам, компетентности персонала, инфраструктуре, состоянию производственной среды. Потребность в ресурсах определяется в комплектах технологической и ремонтной документации, штатных расписаниях, стандартах, моделях процессов.
Анализ со стороны руководства осуществляется согласно СТП 02-210-037-2003. Протокол совещания по анализу имеет силу приказа, доводится до руководителей процессов и содержит мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение качества услуг.
Руководителям процесса управления СМК является представитель руководства по качеству. Его задача - разработка и внедрение СМК в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000 и поддержание ее в рабочем состоянии. Он организует создание системы менеджмента качества, планирует совершенствование СМК, ежеквартально утверждает программу проведения внутренних проверок, анализирует функционирование СМК и по результатам мониторинга оценивает соответствие менеджмента качества требованиям системы.
Руководитель процесса "внутренние проверки" - заместитель главного инженера по качеству, определяет соответствие СМК требованиям ИСО 9001:2000 и документам СМК, оценивает эффективность СМК и степень поддержания ее в рабочем состоянии. По результатам проверок руководителями процессов принимаются корректирующие и предупреждающие меры для достижения высокого качества управления персоналом, закупок, входного контроля, метрологического обеспечения, управления инфраструктурой и производственной средой.
Руководитель процесса управления персоналом выявляет потребность в квалифицированном персонале, организует его подготовку и переподготовку в соответствии с установленными квалификационными требованиями и должностными инструкциями.
Руководитель закупочной деятельности (заместитель начальника по общим вопросам) организует своевременное обеспечение подразделений материальными ценностями. (Требования к качеству основных и вспомогательных материалов, к оборудованию, средствам измерения и контроля содержатся в технических условиях, технологической и ремонтной документации, а к ремонту в нормах расхода запасных частей и материалов). Согласование сводной заявки и закупка продукции осуществляется Управлением материально-технического обеспечения и Управлением "Татнефтеснаб" ОАО "Татнефть".
Руководитель процесса входного контроля (заместитель главного инженера по качеству - начальник ОТК) организует работу по обеспечению соответствия материалов и оборудования установленным требованиям. Ее результаты анализируются руководителем процесса и используются при выборе поставщиков.
Руководитель процесса метрологического обеспечения (заместитель главного инженера по качеству - начальник ОТК) организует метрологическое обеспечение производства в соответствии с требованиями технологической и ремонтной документации и метрологическую экспертизу этой документации. Разрабатываются графики проверки и калибровки средств измерений, аттестации испытательного оборудования с привлечением сторонних организаций, имеющих специально разрешение на данный вид деятельности.
Цель процесса управления инфраструктурой - обеспечение безопасности персонала, сохранение свойств продукции на протяжении всего ее жизненного цикла.
Руководитель процесса управления производственной средой (заместитель главного инженера по промышленной безопасности и охране труда) отвечает за соответствие процесса требованиям законодательства, инструкциям по охране труда.
Управление качеством услуг - основа повышения конкурентоспособности предприятия. В отличие от прежней системы ОТК оно не просто регистрирует уровень качества, а целенаправленно воздействует на его повышение. В сфере высокотехнологичных услуг важнейшим фактором такого повышения является развитие человеческого капитала. |
| |
|
|