Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Корабейников И. Н.
заведующий отделом региональной конкурентоспособности и инвестиционного развития
НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Холодилина Ю. Е.
научный сотрудник НИИ региональной экономики
Оренбургского государственного университета,
магистр экономики


Альтернативные направления развития региональной социально-экономической системы на основе использования имеющегося ресурсного потенциала
В статье представлены направления и задачи развития региональной социально-экономической системы на основе использования имеющегося ресурсного потенциала. Уточнены теоретические аспекты изучения локализованных социально-экономических систем как основы для реализации альтернативных направлений современного развития регионов. Уточнено понятие «локализованная социально-экономическая система». Представлены особенности формирования и развития региональной социально-экономической системы научного туризма в Оренбургской области с выделением перспективных территорий и объектов научного туризма
Ключевые слова: локальная социально-экономическая система, научный туризм, ресурсный потенциал, регион, региональная политика
УДК 332.1:332.142.4(470.56); ББК 65.04   Стр: 253 - 257

Современные проблемы развития региональных социально-экономических систем и управления ресурсным потенциалом являются актуальными, как для отечественной, так и для зарубежной экономики. К первоочередным проблемами совершенствования региональной политики относятся [1]:
— рациональное размещение производства в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом;
— рациональное территориальное разделение труда;
— комплексное развитие хозяйства;
— выравнивание уровней жизни населения и их экономического развития;
— определение альтернативных вариантов (направлений) развития территорий.
Каждый субъект Российской Федерации в настоящее время разрабатывает программы и стратегии развития собственных территорий, определяя наиболее перспективные направления и объекты. Разработка целевых программ и стратегий является оптимальным инструментом эффективного территориального и отраслевого развития.
К современным стратегическим задачам развития региональных социально-экономических систем относятся [2]:
— минимизация административных барьеров и инфраструктурных ограничений для развития предпринимательской и инновационно-инвестиционной деятельности;
— создание высокопроизводительных рабочих мест и модернизация существующих для существенного увеличения производительности труда;
— стимулирование внедрения наукоемких, ресурсосберегающих технологий для выпуска высококачественной промышленной продукции (работ, услуг), конкурентоспособной на российском и мировом рынках;
— обоснование и формирование стратегических альянсов, кластеров в базовых отраслях экономики области;
— формирование высокотехнологичных цепочек по производству продукции с высокой долей добавленной стоимости, в том числе импортозамещающей;
— изменение структуры народного хозяйства региона (увеличение доли обрабатывающих производств в промышленности, доли сферы услуг и туристско-рекреационной индустрии, транспортно-логистических производств);
— совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентированной на комплексное удовлетворение потребностей существующих производств и развитие высокотехнологичных и инновационных точек роста экономики;
— формирование эффективной логистической системы в регионе;
— привлечение и коммерциализация передовых технологий в регион;
— развитие необходимого инфраструктурного обеспечения для активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности;
— улучшение финансовых механизмов государственно-частной и частной поддержки инвестиционного обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития Оренбургской области.
Одной из важных задач регионального развития является оценка ресурсного потенциала и определение альтернативных вариантов использования имеющихся в регионе ресурсов. При этом направлениями развития региональной социально-экономической системы на основе использования имеющегося ресурсного потенциала являются:
— развитие на имеющейся в регионе ресурсной базе конкурентоспособных экспортно-ориентированных высокотехнологичных промышленных и аграрных производств;
— обеспечение продовольственной безопасности региональной экономики за счет активизации собственных производств. Снижение доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья;
— развитие кластерных технологий конкурентного освоения имеющихся в регионе ресурсов;
— формирование на территории региона инновационных производств машин и оборудования;
— увеличение в регионе инвестиционных ресурсов, развитие на предприятиях портфельных и технологических инвестиций;
— переход на более высокий технологический уклад реализации производственных отношений в промышленной и аграрной сфере;
— мониторинг конкурентных технологических решений более эффективного использования ресурсов в производстве, реализация которых возможна в регионе;
— разработка и реализация механизма кредитования производства в зарубежных банках и финансовых институтах для экспортно-ориентированных предприятий;
— разработка и реализация механизмов совершенствования взаимодействия с предприятиями стран СНГ;
— привлечение прямых иностранных инвестиций;
— повышение культуры ведения бизнеса и использования имеющихся в регионе ресурсов, маркетинга предприятий и организаций за рубежом;
— формирование сквозной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для производственных предприятий с целью более эффективного использования имеющихся в регионе трудовых ресурсов.
Одним из направлений альтернативного использования региональных ресурсов является развитие туризма. Многими субъектами РФ туризм рассматривается как одна из возможных точек роста региональной экономики. Индустрия туризма является одним из элементов регионального потребительского рынка, который состоит из следующих субъектов: туристские организации и предприятия — производители туристского продукта, население региона — потребители туристского продукта, органы исполнительной и законодательной власти — субъекты регулирования и контроля осуществления туристской деятельности.
В настоящее время практически каждым субъектом РФ, несмотря на его специализацию (промышленный, сельскохозяйственный, туристский и т.д.), разработаны областные целевые программы развития туризма в регионе. Данные программы определяют:
— приоритетные направления туризма;
— мероприятия, направленные на продвижение и популяризацию туризма в регионе;
— потенциальные объекты, являющиеся ресурсной основой развития туризма в регионе;
— источники финансирования (федеральный, областной, местный бюджет и внебюджетные источники финансирования).
В Оренбургской области также разработана Областная целевая программа «Развитие туризма на 2011-2016 гг.». В области развитие туризма в настоящее время осуществляется по следующим направлениям:
— деловой туризм — г. Оренбург, г. Орск;
— лечебно-оздоровительный туризм — г. Соль-Илецк;
— религиозный (паломнический) туризм — Саракташский и Новосергиевский районы, п. Городище;
— спортивный/экстремальный туризм — г. Кувандык, Тюльганский район.
— рекреационный туризм — Ириклинское водохранилище, Бузулукский бор, Тюльганский район.
Таким образом, развитие туризма в области осуществляется по пяти выделенным в Программе рекреационным зонам: Ириклинское водохранилище, Бузулукский бор, Соль-Илецкие озера, «Тихая долина» п. Ташла Тюльганского района, Кувандыкский район.
Для большей части субъектов РФ приоритетным направлением развития туризма в регионе, наряду с внутренним туризмом, является формирование въездного туристского потока, в том числе и международного. В Оренбургской области формирование въездного потока происходит только за счёт развития и функционирования курорта местного значения «Соленые озера», остальные выделенные зоны используются только как рекреационный отдых местного населения, т.е. формируют только внутренний туристский поток.
Однако Оренбургская область обладает значительным ресурсным потенциалом, который в настоящее время не в полной мере используется для развития туристской индустрии (см. табл. 1).
Специалисты в области туристской индустрии считают, что одним из перспективных направлений развития регионального въездного и внутреннего туризма является научный туризм, который вовлекает в производственный процесс создания научно-туристского продукта объекты, ранее неиспользуемые в туристских целях, либо использование которых носит ограниченный характер. Поэтому развитие регионального научного туризма является альтернативным вариантом стратегического развития туристской индустрии в области.

Таблица 1
Региональный ресурсный потенциал Оренбургской области в сфере туристской индустрии
Наименование зоныПлощадьПриродные объектыАрхеологические объектыУсадебные комплексы
Площадь, тыс. кв. кмДоля в общем числе, %ЕдиницДоля в общем числе, %ЕдиницДоля в общем числе, %ЕдиницДоля в общем числе, %
Западная зона38,731,718336,059634,674,6
Центральная зона46,337,919338,060635,114495,4
Восточная зона3730,413226,052330,300,0
Итого122100,0508100,01725100,0151100,0
Составлено автором по [3, 4, 5]

Основой развития научного туризма является наличие природных или социокультурных ресурсов на конкретной территории. В связи с этим развитие научного туризма может иметь стихийный характер и свойства неорганизованного туризма. Поскольку объектом научного туризма является уникальный объект, требующий контроля за его использованием и потреблением, научный туризм должен иметь организованную форму. Поэтому в непосредственной близости к объекту туристского интереса необходимо формирование комплекса инфраструктуры, включающего в себя научную и туристскую. Появление этих элементов позволяет говорить о комплексном и системном развитии территории в виде социально-экономической системы.
Социально-экономическая система — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг [6].
Аралбаева Ф.З. рассматривает социально-экономическую систему региона как «целостное образование, состоящее из элементов и обладающее собственной динамикой, поведением и целевыми установками» [7].
Ряд авторов рассматривают социально-экономическую систему с привязкой к определенной территории, в частности Морозова Н.И. под территориальной социально-экономической системой понимает «сложившуюся и функционирующую на определенной территории целостную совокупность взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимодействующих друг с другом социальных, экономических и природных компонентов» [8].
По мнению Севек В.К. и Чульдума А.Э., региональная социально-экономическая система — «это гармоничное сочетание подсистем и элементов экономики региона, сконцентрированных на локальной территории, в рамках которой на основе управления их развитием и функционированием обеспечивается эффективное решение социально-экономических задач и создается благоприятная среда для жизнедеятельности населения» [9].
А.И. Зырянов и И.С. Зырянова рассматривают регион как территориальную социально-экономическую систему (ТСЭС), которая отражает пространственную согласованность природно-ресурсной и социально-экономических подсистем, функционально-территориальное и сетевое строение [10].
Авторы рассматривают социально-экономическую систему региона как совокупность природно-ресурсного, социально-экологического, социально-демографического, экономического, трудового, идеологического, научно-технического, производственного, аграрного, рекреационного, информационного и организационного потенциалов.
Рассматривать научный туризм в виде системы возможно благодаря наличию следующих свойств:
— целостность: изменение любого компонента системы научного туризма (объекты инфраструктуры, сезонность и т.д.) влияет на другие ее компоненты и приводит к изменению функционирования системы в целом;
— иерархичность: каждая локализованная система научного туризма (как отдельная единица) может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка: как составляющая региональной системы научного туризма;
— интегративность: система научного туризма в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (комплексное предоставление услуг научного туризма: организация и проведение исследований, услуги размещения и питания, отдых, бытовое обслуживание), в свою очередь элементы системы научного туризма могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.
В экономической литературе выделяют следующие виды экономических систем [11]:
— индивидуальная (экономическая система на уровне отдельного индивида);
— локальная (обособленная на местном уровне система экономических отношений);
— региональная (ограниченная масштабами субъекта Федерации);
— национальная (уровень отдельной страны);
— территориальная (участвуют несколько стран);
— глобальная (охватывает экономические отношения на различных континентах).
Как любая социально-экономическая система научный туризм характеризуется процессами саморазвития и самоорганизации, что позволяет рассматривать данное понятие в отношении привязанности к конкретной (локальной) территории.
Мы пришли к необходимости уточнения понятия «локализованная социально-экономическая система», под которой предлагается понимать множество социальных элементов и элементов экономики, находящихся на локальной территории в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство социальных и экономических процессов на данной территории на принципах устойчивости самоорганизации и саморазвития.
Основными свойствами локальной экономической системы являются [9]:
— доминирует репутация, так как большинство участников знают друг друга не только по деловым операциям, но и по частому неделовому общению;
— особенности маркетинговых коммуникаций — большинство участников системы знают о продуктах и состоянии локального рынка гораздо больше, чем можно представить в рекламе или других информационных источниках;
— сильное влияние социальной среды, когда при постоянном общении возникают не только деловые связи, но и социальные контакты с лицами, которые не вовлечены непосредственно в экономический процесс;
— территориальная обособленность, при которой некоторые локальные экономические системы настолько отдалены от других систем, в том числе более высокого уровня, что формируемая культура взаимодействия может существенно отличаться даже от принятой на следующем уровне иерархии экономических систем.
Предлагается рассматривать научный туризм не просто как экономическую систему, а как локализованную социально-экономическую систему (ЛСЭС) региона, так как для нее характерны следующие свойства:
1. общие свойства ЛСЭС научного туризма:
— территориальная обособленность, согласно которой социально-экономические системы научного туризма находятся на ограниченной территории, которая обладает необходимым ресурсным потенциалом для развития научного туризма;
— влияние социальной среды (уровень жизни населения, уровень образования, менталитет и пр.) на ЛСЭС научного туризма;
2. специфические свойства ЛСЭС научного туризма:
— наличие индивидуальных ресурсов, которые представлены совокупностью природных, археологических, этнографических и прочих объектов научного и туристского интереса;
— специфические процессы формирования и функционирования системы:
— специфический набор субъектов системы: научное сообщество, органы власти, туристские организации, потребители — научные туристы;
— законодательные и нормативные ограничения по использованию ресурсов;
— влияние на экономику региона или отдельную территорию (муниципальное образование)
Таким образом, научный туризм как региональная локализованная социально-экономическая система — это совокупность субъектов научного туризма и экономических элементов, находящихся на ограниченном пространстве во взаимозависимых и взаимодополняемых отношениях и участвующих в одном производственном процессе на принципах устойчивости самоорганизации и саморазвития (см. рис. 1).
Рис.1. Научный туризм как социально-экономическая система
Следовательно, научный туризм можно охарактеризовать как совокупность экономических отношений, складывающихся на конкретной (локальной) территории, специфика которых определяется имеющимся ресурсным потенциалом данной территории.
Локализованная система научного туризма — это формы территориальной организации региональной системы научного туризма. Научный туризм, зарождаясь в виде «точек» — зон научного туризма путем освоения новых территорий, трансформируются в региональные локализованные системы посредством формирования недостающих инфраструктурно-институциональных компонентов.
Отличительной чертой локализованной социально-экономической системы научного туризма является наличие индивидуальных ресурсов — объектов научного и туристского интереса и комплекс туристской инфраструктуры, основополагающим элементом которой является научная инфраструктура (научные станции, смотровые площадки, лаборатории и пр.), необходимая для проведения исследований.
Научный туризм как региональная локализованная экономическая система — это гармоничное сочетание подсистем и элементов научного туризма региона, сконцентрированных на локальной территории, в рамках которой на основе управления их развитием и функционированием обеспечивается эффективное решение социальных и экономических задач и создается благоприятная среда для организации научно-туристской деятельности.
Следовательно, научный туризм как региональная экономическая система состоит из многих локализованных систем научного туризма, которые в свою очередь, обладают соответствующими потенциалами, причем их число зависит от степени детализации ресурсного потенциала и особенностей регионального развития.
Своеобразие различных социально-экономических факторов и особенности регионального ресурсного потенциала определяют «специализацию» РСЭС научного туризма.
Территориальная дифференциация объектов научного туризма Оренбургской области позволила сформировать, в соответствии с его видами (археологический, биологический, этнографический, геоклиматический и геоморфологический), три основные системы научного туризма в Оренбургской области: Западная, Центральная и Восточная (см. табл. 2).

Таблица 2
Специализация и ключевые объекты зон развития научного туризма в Оренбургской области
ЗонаСпециализация РСЭСКлючевые объекты
Западнаязона развития этнографического научного туризмаусадьба С.Т. Аксакова, усадьба П.И.Рычкова, усадьба Тимашевых, этнодеревни в Бугурусланском районе
Центральная зоназона развития ар-хеологического научного туризмаКаргалинские рудники, Царский курган, курганы Октябрьского, Ташлинского районов
Восточная зоназона развития биологического научного туризмаСветлинские озера, ОУСТ «Оренбургская Тарпания»

В настоящее время только некоторые объекты используются в туристских целях, среди которых особо можно выделить музей-усадьбу С.Т. Аксакова. На остальных объектах научный туризм имеет неорганизованную форму (этнодеревни в Бугурусланском районе, Светлинские озера). На данных объектах исследования в основном проводятся Институтом степи УрО РАН, а также отдельными научными группами и учёными, приезжающими в Оренбургскую область. На данных объектах отсутствует необходимая инфраструктура, которая является одним из главных факторов развития научного туризма.
Часть территорий в настоящее время рассматривается как перспективное направление развития туризма в регионе, в том числе и научного туризма (Каргалинские рудники, ОУСТ «Оренбургская Тарпания», усадьба П.И. Рычкова и т.д.). Признание данных объектов потенциальными зонами научного туризма и создание необходимой инфраструктуры позволит сформировать основы нового и перспективного туристского направления и увеличить туристский поток в регионе.
В Оренбургской области развитие научного туризма находится на начальной стадии развития: проводится оценка ресурсного потенциала и определяются наиболее перспективные объекты для его функционирования. В соответствии с этим целями региональной политики развития научного туризма являются:
— определение перспективных территорий развития научного туризма;
— оценка ресурсного потенциала научного туризма региона;
— распределение целей и задач развития научного туризма между его субъектами (распределение обязанностей и полномочий);
— создание необходимых экономических условий осуществления научной и туристской деятельности на данной территории (например, предоставление льготного кредитования субъектам научного туризма);
— обеспечение всех категорий пользователей на различных уровнях необходимой информацией об объектах и центрах научного туризма региона при сочетании доступности данных и их защиты.
Среди основных инструментов реализации региональной политики научного туризма следует отметить региональное программирование, которое включает в себя разработку:
— проектов (проекты создания научно-туристских комплексов в виде бизнес-планов, проектно-технической документации основных зданий и сооружений и т.д.);
— планов развития (Концепции развития научного туризма на локальных территориях);
— целевых программ (включение отдельных проектов научного туризма в областные программы развития туризма в регионах).
Региональная социально-экономическая система научного туризма как одно из стратегических направлений развития Оренбургской области играет значимую роль в социально-экономическом развитии, как региона, так и локальной территории за счёт:
— формирования организованного устойчивого внутреннего и въездного туристского потока;
— развития отдельных объектов и комплексов научного туризма;
— сохранения природного, культурного и исторического наследия;
— повышения инвестиционной привлекательности отдельных территорий и региона в целом.


Работа выполнена в рамках Гранта РГНФ-Урал (проект № 13-12-56016 а(р)

Литература
1. Корабейников И.Н., Спешилов С.М. Кластерный подход к организации регионального производственного комплекса: теоретические и практические аспекты. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. — 2009. — 185 с.
2. Корабейников И.Н., Корабейникова О.А. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований: теоретические и практические аспекты. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. — 2009. — 188 с.
3. Геологические памятники природы Оренбургской области / А.А. Чибилев [и др.]. — Оренбург: Оренб. кн. изд-во. — 2000. — 400 с.
4. Чибилёв А.А., Мусихин Г.Д., Павлейчик В.П., Паршина В.П. Зеленая книга Оренбургской области: Кадастр объектов Оренбургского природного наследия. — Оренбург: Изд-во ДиМур. — 1996. — 260 с.
5. Паспорт сферы культуры Оренбургской области. Министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области. — 2010. — 41 с.
6. Википедия // [Электронный ресурс] URL:u.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%EE-%FD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0 (дата обращения 31.07.2013 г.).
7. Аралбаева Ф.З. Механизм управления социально-экономическим развитием территориально-хозяйственных подсистем в региональной экономике: диссертация доктора экономических наук: 08.00.05. — Оренбург. — 2008. — 322 с.
8. Морозова Н.И. Развитие территориальных социально-экономических систем и его оценка по критерию качества жизни населения: автореферат доктора экономических наук: 08.00.05. — Волгоград. — 2012. — 21 с.
9. Севек В.К., Чульдум А.Э. К вопросу о понятиях «регион» и «региональная социально-экономическая система» // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 26 (9257) — С. 10–14.
10. Зырянов А.И., Зырянова И.С. Маргинальные территории и туризм. — Пермь: Перм. Ун-т. — 2005. — 121 с.
11. Выпирайло А.А. Особенности социально-экономической структуры и алгоритм формирования локальной экономической системы // Управление экономическими системами. — 2013. — № 1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия