Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кормановская И. Р.
директор Новгородского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук


Обеспечение устойчивого развития региона: принципы, концепция, механизм
В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования механизма управления процессом обеспечения устойчивого развития. Выделены основные факторы устойчивого развития региона в контексте перехода на инновационную модель экономики, в связи с чем показана необходимость обеспечения процесса управления инновационной деятельностью. Обоснована структура механизма управления инновационной деятельностью в регионе, приведена схема взаимосвязей основных процессов
Ключевые слова: регион, устойчивость развития экономики, инновационная деятельность, управление инновационной деятельностью
УДК 338.2; ББК 65.04   Стр: 260 - 266

В наши дни проблема устойчивого развития приобрела новую актуальность. Это связано, во-первых, с растущей неопределенностью и неустойчивостью как внутренних, так и внешних процессов и явлений. Во-вторых, с развитием глобальных противоречий, в основе которых лежит многомерный кризис общества и экономики. В-третьих, обостряется проблема дефицита природных ресурсов. В этих условиях устойчивое развитие территориальных социально-экономических систем в долгосрочной перспективе может быть связано, главным образом, с инновационным развитием, базирующимся на научно-технологических нововведениях, позволяющих использовать новый ресурс — знание с целью повышения эффективности экономики и обеспечения конкурентоспособности территорий. Но особенностью настоящего времени является то, что распространение новых технологий превышает возможности существующих институтов управлять инновациями и контролировать их. С одной стороны, технологические инновации повышают эффективность труда, расширяют сферу взаимодействия и т.д., с другой стороны, ускорение технологического развития усиливает социальную дифференциацию, давление на окружающую среду, ведет к структурным изменениям, что влечет потерю устойчивости.
Противоречивость данного процесса заключается в том, что технологические инновации, провоцирующие макросдвиги, дестабилизируют устоявшиеся общественные институты. Система подходит к критическому моменту, который может завершиться крахом, либо прорывом в будущее. Подходя к очередной точке бифуркации, необходимо осознавать открывающиеся перспективы и осуществить правильный выбор в рамках возможных сценариев. В связи с этим возрастает роль регионального управления.
Это предполагает выявление новых подходов, факторов, инструментов, методов и механизмов эффективного управления региональным развитием, что соответственно позволит повысить уровень жизни населения региональной социально-экономической системы и создать благоприятную среду (условия) для развития интеллектуального, инновационного, промышленного и пр. потенциалов региона.
Целью исследования является обоснование подхода к формированию эффективного механизма управления процессом обеспечения устойчивого развития в контексте перехода на инновационную модель экономики, основанной на новой методологии научно-технологического прогнозирования.
Механизм управления системой, понимаемый как процесс воздействия на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения, затрагивает различные параметры системы [1], в том числе:
— состав (участники, входящие в систему, то есть ее элементы);
— структура (совокупность информационных, управляющих, технологических и других связей между участниками системы);
— множество допустимых стратегий (ограничений и норм деятельности) участников системы, отражающих, в том числе, институциональные, технологические и другие ограничения и нормы их совместной деятельности;
— предпочтения участников системы;
— информированность — той информации о существенных параметрах, которой обладают участники системы на момент принятия решений о выбираемых стратегиях;
— порядок функционирования (последовательность получения информации и выбора стратегий участниками системы).
Состав определяет, «кто» входит в систему, структура — «кто с кем взаимодействует» (с этой точки зрения порядок функционирования тесно связан со структурой системы, так как первый определяет причинно-следственные связи и порядок взаимодействия), допустимые множества — «кто что может», целевые функции — «кто что хочет», информированность — «кто что знает».
Таким образом, механизм управления можно классифицировать по разным основаниям.
Первым основанием системы классификаций механизмов управления системами (процедур принятия управленческих решений) является предмет управления — изменяемый в процессе и результате управления компонент системы. По этому основанию можно выделить: управление составом; управление структурой; институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности); мотивационное управление (управление предпочтениями и интересами); информационное управление (управление информацией, которой обладают участники системы на момент принятия решений); управление порядком функционирования (управление последовательностью получения информации и выбора стратегий участниками ОС).
Вторым основанием системы классификаций может также служить основание расширения базовой модели — наличие или отсутствие: динамики; множества взаимосвязанных агентов; многоуровневости; распределенного контроля; неопределенности; ограничений совместной деятельности; сообщения информации.
Третьим основанием системы классификаций является метод моделирования. По этому основанию можно выделить механизмы управления, основывающиеся на оптимизационных и теоретико-игровых моделях.
Четвертым основанием системы классификации механизмов управления системы являются функции управления, реализацию которых призван обеспечить тот или иной механизм. Следовательно, по четвертому основанию системы классификаций (функции управления) можно выделить механизмы планирования, механизмы организации, механизмы стимулирования и механизмы контроля.
Пятым основанием являются задачи управления, решение которых призван обеспечить тот или иной механизм управления системой.
Таким образом, предложенные основания и значения признаков системы классификаций позволяют единообразно описывать как конкретные механизмы управления, так и их совокупности — комплексы механизмов управления. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что каждый конкретный механизм не всегда может быть однозначно отнесен к тому или иному классу — во многих случаях одни и те же механизмы могут решать различные задачи управления, использоваться в различных прикладных областях и т. д.
В процессе анализа развития региональной социально-экономической системы выявлено, что среди факторов устойчивого развития региональной социально-экономической системы в контексте перехода на инновационную модель экономики особо следует выделить следующие факторы, которые представлены в табл.1. Важнейшим из них, с нашей точки зрения, является инновационно-технологический.

Таблица 1
Факторы устойчивого развития региона в контексте перехода на инновационную модель экономики
Наименование фактораСодержание фактора и его роль в обеспечении устойчивого развития региона
Политико-правовой факторНеобходимость государственного регулирования социально-экономических процессов регионального развития на основе разработки нормативно-правовых актов и законодательных основ.
Образовательный факторНаличие соответствующего кадрового потенциала, использование принципа «образование в течение всей жизни», усиление степени экологизации и инноватизации образования.
Экологический факторСохранность и воспроизводство природных ресурсов.
Инновационно-технологический факторНаличие в регионе развитого рынка высокотехнологичной продукции и эффективно функционирующей региональной инновационной системы как механизма реализации инновационной экономики, позволяющего обеспечить устойчивое развитие.
Финансово-экономический факторОбеспечение функционирования в регионе эффективной системы финансовых и экономических инструментов регулирования эколого-экономического взаимодействия и инновационного процесса (фискальных мер, субсидий, экологических и инновационных фондов и др.).
Структурный факторИзменение отраслевой структуры экономики (сокращение удельного веса ресурсоемких добывающих и обрабатывающих отраслей на фоне расширения сферы услуг и высокотехнологичного и наукоемкого сектора экономики).
Информационный факторОбеспечение статистического наблюдения и информативности показателей регионального развития.
Коммуникационный факторПовышение уровня информированности потребителей о важности инноваций в обеспечении экономического роста и повышении ответственности всех субъектов экономики в отношении природной среды.
Социальный факторУсиление роли основных социальных групп населения (экономически активного населения, подрастающего поколения) в осуществлении перехода экономики на путь устойчивого и инновационного развития.
Воспроизводственный факторОптимизация процесса воспроизводства и обновления основных фондов в регионе для обеспечения инновационной направленности и предотвращения риска возникновения техногенных катастроф.
Фактор глобализацииУсиление на основе информатизации и компьютеризации действия образовательного фактора, влияющего на эколого-экономическое поведение людей, трансфера различных технологий и т.д.
Институциональный факторСоздание соответствующих институтов реализации стратегии устойчивого и инновационного развития в регионе, призванных обеспечивать активизацию всех факторов, а также создание условий для использования эффективных организационных форм и механизмов.

Таким образом, развитие экономики и сохранение ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе неразрывно связано с разработкой и освоением инноваций. В связи с этим создание механизма инновационного развития экономики является приоритетом, как на федеральном, так и на региональном уровне управления. Для достижения задачи, которая стоит в настоящее время перед регионами — это достижение устойчивого социально-экономического развития на основе масштабных инноваций и инвестиций и формирование на этой базе региональной инновационной системы, необходимо обеспечить процесс управления инновационной деятельностью.
Механизм управления инновационной деятельностью в регионе не должен отождествляться с процессом управления, так как его задача заключается в обеспечении этого процесса и достижении цели, поставленной субъектом управления. То есть механизм управления инновационной деятельностью существует и функционирует в системе управления как самостоятельная подсистема, а не является синонимом управленческого процесса. При рассмотрении механизма управления инновационной деятельностью в регионе следует учитывать, что он выступает в качестве средства практической реализации управления, поскольку именно в механизме заключены сущность управления как организующего воздействия субъекта на объект управления.
Исходя из вышеизложенного, на рис.1 представлена принципиальная схема процесса управления инновационной деятельностью в регионе и место механизма управления как средства осуществления управляющих воздействий субъекта управления на объект управления и обратной связи между ними.
Рис.1. Принципиальная схема процесса управления инновационной деятельностью в регионе
Субъект управления в данной схеме включает внешние и внутренние по отношению к региональной системе органы управления. Внешние органы управления функционируют на макро- и мезоуровне. На макроуровне решаются следующие основные задачи:
— формулируется государственная стратегия инновационного развития в регионе и поддержки предпринимательства в инновационных кластерах;
— создается нормативно-правовая база в области научно-технологического и инновационного развития;
— обеспечивается согласованность и непротиворечивость федеральных и региональных целевых программ; комплексное использование мер и ресурсов, заложенных в целевых программах различного уровня;
— формируется система оценки эффективности управления инновационными процессами на уровне региона и система мониторинга научно-технологического и инновационного развития.
Аналогичные задачи решаются на мезоуровне, но они ориентированы на специфику конкретного региона.
Макро- и мезоуровень создают условия для эффективного функционирования и развития всех структур в региональной инновационной системе и решения соответствующих задач на микроуровне, то есть внутренними органами управления непосредственно в организациях.
Объект управления представляет собой сеть организаций, генерирующих, создающих, содействующих созданию и распространению инноваций (элементы региональной инновационной системы), а также кластерному взаимодействию между ними.
Элементы механизма управления инновационной деятельностью в регионе, во-первых, обладают свойством структурности, являясь средствами, выражающими статическую сторону управляющего воздействия. Во-вторых, они характеризуются функциональностью, но при этом не включают среду функционирования, к которой относятся законы, закономерности и другие управленческие явления.
С целью вычленения элементов, непосредственно формирующие механизм управления инновационной деятельностью в регионе, необходимо сформулировать соответствующие критерии. Таким критерием может быть непосредственная связь механизма управления как средства осуществления управляющих воздействий субъекта на объект управления с процессом выработки, принятия и реализации управленческих решений. То есть он является совокупностью не просто элементов системы управления, а действующих в логической последовательности, взаимосвязанных, четко определенных средств управления, при помощи которых в процессе управления инновационной деятельностью обеспечивается принятие и эффективная реализация оптимальных управленческих решений. То есть осуществление взаимодействия между субъектом и объектом управления подразумевает наличие потребностей и возможностей у субъекта управлять объектом с учетом имеющегося ресурсного обеспечения и посредством управляющих воздействий, основанных на следовании принципам, выполнении функций, применении методов, образующих в совокупности средства управления.
Таким образом, механизм управления инновационной деятельностью в регионе представляет собой, во-первых, совокупность средств управления, включающих три основных взаимосвязанных составляющих, при помощи которых осуществляется принятие обоснованных управленческих решений и обеспечивается их эффективная реализация, а именно: принципы, функции и методы управления; во-вторых, способ целенаправленного изменения модели организационного поведения субъектов региональной инновационной системы и модели поведения потребителей инновационной продукции путем формирования эффективной коммуникационной среды и использования комплекса инструментов прогнозного и постпрогнозного менеджмента.
Под прогнозным менеджментом мы понимаем способность видеть структуру будущих событий, основанных на определении целевых показателей деятельности в будущем периоде по результатам прогнозирования развития региона с использованием экономико-математических и имитационных моделей. Постпрогнозный менеджмент представляет собой систему действий, направленных на корректировку будущих событий, одновременно улучшающих их, а также с целью передачи знаний об этом.
С учетом подходов, предлагаемых в литературе, механизм управления инновационной деятельностью в регионе включает совокупность принципов управления, которую можно разбить на три составляющих: общие, общесистемные и специфические.
Общие принципы управления включают объективно существующие универсальные принципы, в том числе: сбалансированной централизации-децентрализации, оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности, делегирования полномочий и ответственности, инициативы и вознаграждения, иерархичности, субординации и др. [2].
Основные из общесистемных принципов управления применительно к целям данного исследования представлены в табл.2 и могут быть интерпретированы следующим образом.

Таблица 2
Общесистемные принципы управления
Наименование принципаХарактеристика сущности принципа
1. Принцип целенаправленностиПредусматривает, что основой управления инновационной деятельностью в регионе являются долгосрочные цели, отраженные в стратегии социально-экономического развития региона в целом.
2. Принцип системностиОзначает, что в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений необходимо использовать системный подход, во-первых, к объекту управления — элементам региональной инновационной системы; во-вторых, к процессу управления, осуществляемому посредством механизма управления.
3. Принцип комплексностиТесно связан с предыдущим и подразумевает всесторонний охват деятельности всех элементов региональной инновационной системы, учет всех ее сторон, направлений и характеристик.
4. Принцип оптимальностиПредполагает необходимость выбора наиболее эффективного варианта развития из нескольких альтер-нативных в сложившихся условиях. При этом основными критериями отбора являются показатели экономической, социальной и экологической эффективности осуществляемых управляющих воздействий.
5. Принцип научностиПредполагает использование современных научных достижений в теории и практике управления, объ-ективных законов развития природы и общества. В целом весь механизм управления инновационной деятельностью в регионе должен быть основан на современных знаниях и достижениях в области экономики, управления, права, экологии и т.д.
6.Принцип непрерывностиПодразумевает, что процесс управления инновационной деятельностью должен осуществляться постоянно и непрерывно. Стратегическое управление должно быть согласовано с тактическим и оперативным управлением.
7.Принцип адаптивностиПредполагает необходимость и возможность корректировки управляющих воздействий в зависимости от изменения факторов и условий внешней и внутренней инновационной среды в регионе.

Специфические принципы основаны на общих и общесистемных и наполнены конкретным содержанием, учитывающим особенности управления инновационной деятельностью в регионе. К основным специфическим принципам можно отнести:
1. Четкую определенность научно-технологических задач и обоснованность их значимости для развития соответствующих секторов экономики. Могут быть выделены стратегические задачи, значимые для развития сектора экономики в целом, а также вытекающие из них конкретные задачи в сфере науки, технологий и инноваций.
2. Конечную ориентацию на рынки, а не только на развитие технологий. Ключевыми ориентирами выступают бизнес-интересы, будущие потребительские предпочтения и стратегическое видение будущего состояния сектора экономики.
3. Важно, чтобы создание технологий не вырождалось в отдельные проекты в интересах одного или нескольких участников. Инновационная деятельность представляется как система действий, выполнение которых позволит сектору экономики в целом выйти на новый технологический уровень.
4. Невозможность решения поставленных задач без координации широкого круга участников. Это может быть обусловлено высокими затратами на исследования, или значительными технологическими рисками и т.д.
5. Представительство ключевых компаний, не только государственных, но и частных. Для государства важно получить в лице структур региональной инновационной системы субъекта, способного выступать с консолидированной позицией по широкому кругу вопросов развития определенного сектора экономики.
6. Представительство ключевых научных и образовательных организаций, работающих с данной технологией, необходимо для проработки всех возможных научно-технологических альтернатив и выбора наиболее эффективных решений.
7. Исключение доминирования монополистов — технологических и рыночных. Региональная инновационная система должны быть открыта для входа новых участников на всех этапах своего жизненного цикла.
8. Значимость позитивных эффектов, достигаемых благодаря созданию инноваций, по сравнению с существующей ситуацией. С одной стороны, инновация должна быть востребована в данном секторе, а с другой — соответствовать специфике сектора и задачам развития. Инновация нужна там, где существенное значение для развития имеет координация игроков в научно-технической сфере и нет альтернативных механизмов для этого.
9. Проработанность первоочередных действий в рамках региональной инновационной системы. На первом этапе создания системы необходимо предпринимать шаги организационного характера и ее участники должны проявить способность к переговорам, что затрудняется конкурентными отношениями.
На применении перечисленных выше принципов управления, которые представляют собой универсальные функции управления, основано действие функций управления инновационной деятельностью в регионе. Определение состава функций управления основано на процессном подходе, который выделяет два класса функций: базовые и связующие. В качестве «базовых» мы будем рассматривать функции планирования, организации и контроля, процесс реализации которых, в свою очередь, предусматривает выполнение так называемых «связующих», или «процессных», функций, к которым мы относим функции принятия решений, коммуникации и мотивации. Содержательное наполнение функций обуславливается спецификой управления региональным развитием (табл. 3).

Таблица 3
Функции управления
ФункцияСодержательное наполнение функций
ПланированиеВключает стратегический анализ, прогноз, целеполагание, определение приоритетов, стратегии, политики и путей достижения поставленных целей в установленные сроки при заданных ограничениях на ресурсы, включая разработку мер и мероприятий, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и исполнителям.
ОрганизацииПредусматривает регламентацию управленческой деятельности, закрепление ответственности и полномочий и создание соответствующих организационных структур. Все многочисленные элементы системы управления, связанные между собой, могут функционировать целенаправленно только в результате организации управления.
КонтрольУправленческая функция, направленная на обеспечение достижения поставленных целей на основе действия механизма обратной связи. Контроль предусматривает измерение степени достижения целей, выявление имеющихся или намечающихся отклонений, возникающих проблем и внесение необходимых корректировок.
КоммуникацияРассматривается как процесс формирования и функционирования информационных потоков, составляющих основу управления в целом.
МотивацияПредусматривает создание побуждения к действию, то есть определение потребностей и установление их удовлетворения. С помощью мотивации обеспечивается обоснование и реализация предусмотренных планированием концепций, программ, проектов развития региона, осуществление закрепленных за каждым участником процесса управления полномочий, обеспечение действенной системы контроля.
Разработка, принятие и реализация решенийПредставляет собой стандартную процедуру, предусматривающую прохождение следующих основных этапов: диагностика проблемной ситуации; определение ограничений и критериев принятия решения; разработка и выявление альтернативы; оценка альтернативы; выбор альтернативы как принятие решения; реализация решения.


Специфика объекта управления обусловливает приоритет функции планирования как ключевого элемента подсистемы управления. Мотивация является сквозным процессом, обусловливающим реализацию базовых функций планирования, организации, контроля.
Реализация функций управления инновационной деятельностью в регионе осуществляется посредством применения методов управления, которые включают две группы: общенаучные и специфические. Общенаучные методы (наблюдение, моделирование, прогноз, эксперимент и др.) составляют в своей совокупности ту фундаментальную основу, на которой создаются более конкретные, специфические методы, применяемые в теории и практике управления. Все методы управления при этом должны применяться с учетом сопряженности и непротиворечивости.
Эффективное управление инновационной деятельностью в регионе возможно при условии целенаправленного воздействия на условия и факторы, воздействующие на их функционирование и развитие, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии. Также при планировании и реализации мер, направленных на управление инновационной деятельностью в регионе, необходимо учитывать, что различные факторы влияют на функционирование и развитие региональной инновационной системы в различной степени и в разном направлении и, как следствие, неодинаково поддаются воздействию со стороны органов управления.
Основные задачи управления инновационной деятельностью в регионе, которые решаются посредством действия механизма управления, включают:
— анализ и моделирование научно-технологического развития региона;
— определение основных приоритетов инновационного развития региона;
— создание условий для усиления конкурентных позиций и устойчивого развития различных структур региональной инновационной системы;
— анализ и прогнозирование использования и развития инновационного потенциала региональной инновационной системы;
— формирование необходимой инновационной инфраструктуры;
— разработка стратегии и способов повышения эффективности функционирования региональной инновационной системы;
— обеспечение согласованного взаимодействия органов управления всех уровней в процессе управления инновационной деятельностью в регионе;
— обеспечение эффективного государственного регулирования инновационной деятельности в регионе;
— обеспечение в установленном порядке государственной поддержки предпринимательства;
— организация научного и информационного обеспечения инновационной деятельности в регионе;
— формирование привлекательности региона, его имиджа, брендинг;
— содействие эффективному распределению финансовых ресурсов с учетом основных направлений развития региона.
В соответствии с рассмотренными выше задачами управления инновационной деятельностью в составе механизма можно выделить ряд блоков: нормативно-правовой, организационно-управленческий, экономический, рыночный, информационно-коммуникационный.
Нормативный блок составляют законы, нормативные правовые акты, регулирующие инновационную и инвестиционную деятельность, например, разработка мер поддержки инноваций в малых фирмах, предоставление рискового капитала из государственных средств, предоставление льгот новаторам и т.д.
Организационно-управленческий блок механизма управления инновационной деятельностью в регионе гарантирует, прежде всего, четкое организационно-управленческое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности, определяет роль субъекта управления (органов государственной власти федерального и регионального уровней). Основные направления деятельности включают: создание, преобразование и развитие структуры региональной инновационной системы; формулирование приоритетных направлений развития науки и технологий; осуществление межотраслевой координации инновационной и научно-технической деятельности; разработка и реализация научно-технических и инновационных программ и проектов; обеспечение оптимальных сочетаний форм и методов государственного, рыночного и общественного взаимодействия на развитие инновационной деятельности различных организационных структур с расширением и обновлением возможностей самоорганизации и самоуправления; развитие межрегиональной и межотраслевой кооперации, а также интеграции науки, бизнеса и общества; развитие малого инновационного предпринимательства.
К элементам экономического блока механизма управления инновационной деятельности следует отнести: госзаказ науке и инновационным предприятиям; совокупность налогов субъектов инновационной деятельности, все экономические формы поддержки инновационного предпринимательства, совокупность льгот организациям и предприятиям, выполняющих НИОКР; особый таможенный режим для субъектов инновационной деятельности; совокупность финансовых форм участия внебюджетных фондов в научно-техническом творчестве; государственные льготы и гарантии банкам, финансирующим и кредитующим научно-исследовательские проекты и программы; социальная защита научных и научно-технических работников.
Рыночный блок механизма управления инновационной деятельностью в регионе имеет ряд особенностей по сравнению с действием рыночных рычагов в обычных хозяйственных системах. Эти особенности связаны со спецификой научного и в целом творческого труда; со спецификой результата научной и научно-технической деятельности, ее продуктов в виде товаров и услуг, особых потребительских свойств; с нетрадиционными отношениями собственности в научно-технической сфере; с собственностью на интеллектуальный продукт; со спецификой рынка наукоемкой продукции, технологий, ноу-хау, интеллектуального ресурса. Рыночный блок включает основные направления деятельности: формирование спроса на инновационную продукцию и результаты научной и научно-технической деятельности; коммерциализация новых научно-технологических идей и разработок; повышение общего технического уровня производства; формирование производственных кластеров.
Информационно-коммуникационный блок включает предварительную стадию, связанную с проведением анализа потенциала (возможностей и ограничений) повышения уровня устойчивости в рамках концепции инновационного развития, что позволяет перейти к диагностике проблем и прогнозированию сценариев развития региона; формулирование целей развития, формирование мониторинга и системы контроля эффективности управленческих решений.
Детализированная модель рассматриваемого механизма представлена на рис.2.
Согласно логике модели, субъект регионального управления, реагируя на исходные условия и ресурсы среды, принимает решение об использовании необходимых инструментов реализации инновационного сценария развития региона. Преимущества данной модели по сравнению с имеющимися аналогами [1, 3], на которых она концептуально базируется, состоят в следующем:
— детализирована блочная структура общей модели механизма;
— отражена парадигма прогнозного и постпрогнозного менеджмента за счет введения информационно-коммуникационного блока.
Для того чтобы механизм управления начал работать, необходима циркуляция информации. От объекта управления по каналу обратной связи поступает информация к субъекту управления, так как прежде чем управлять, необходимо собрать, переработать и систематизировать соответствующие данные об объекте управления. Эти данные сигнализируют о наступлении изменений, возникающих противоречиях, новых тенденциях в региональной системе. С другой стороны, после того как получена информация о состоянии управляемого процесса, органы управления вырабатывают те или иные управленческие решения, на основе которых и меняются процессы в региональной системе. Процесс управления возможен тогда, когда оповещающая информация (входная или «дескриптивная») преобразуется субъектом управления в командную (предписывающую или «прескриптивную») информацию.
Объективно существующая потребность субъекта управления в информации, определяет необходимость оценки эффективности деятельности механизма управления инновационной деятельностью в регионе. Такая оценка позволяет реализовать принцип обратной связи посредством планирования и осуществления мероприятий, направленных на корректировку управляющих воздействий для достижения целевых параметров функционирования и развития региональной системы. В настоящее время проблемы информационного обеспечения являются одним из основных препятствий, тормозящих развитие региона и формирования инновационной среды.
Таким образом, информационно-коммуникационный блок является главным движущим фактором, так как именно он определяет направление и основные фазы развития процессов, а также структуру и устойчивость социально-экономической системы.
В заключение необходимо отметить, что управленческий аспект инновационной деятельности призван отразить фиксацию исходного (фактического) и желаемого (требуемого) состояния объекта, выбор типологии управления и управленческих ресурсов, задание целей и критериев их достижения, реализацию управления, парирование помех и т.д. с обеспечением многих основных и дополнительных условий, в том числе устойчивости.
Рис. 2. Блок-схема механизма управления инновационной деятельностью в регионе


Литература
1. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. — М.: МПСИ, 2005.
2. Государственное управление: словарь-справочник / Под ред. Л.Т. Волочковой, Л.Б. Кузнецовой, В.Н. Мининой, М. Хольцера, Дж. Шафрица. — СПб.: ООО Изд-во «Петрополис», 2001.
3. Инновационный тип развития экономики: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. /Под общ. ред. А.Н. Фоломьева. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-Р.
5. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин; Под ред. Г.В. Гутмана. — М., 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия